Телефоны

CPP: кто за всё заплатит?

Ещё до введения принципа СРР (Calling Party Pays – «платит звонящий») эта тема была у всех на устах. Операторы только и успевали выпускать пресс-релизы с официальными комментариями по тарификации «после», журналисты сгущали краски, ожидая значительных нововведений, а абоненты с замиранием сердца считали дни до наступления часа икс. Однако первое июля давно миновало, ажиотаж вокруг бесплатных входящих поутих, операторы почти восстановили свою недополученную прибыль, а значит, пришло время подвести первые значимые итоги введения СРР на территории Российской Федерации.

Все чего-то ждали

Закон «О внесении изменений в Статью 54 Федерального закона «О связи», направленный на запрет оплаты телефонного соединения вызываемым абонентом, был одобрен Советом Федерации еще 22 февраля этого года. А полная картина того, как это будет в России, оставалась непонятной вплоть до самого запуска системы «платит звонящий». Одни с уверенностью заявляли, что жить по принципу СРР станет лучше лишь потому, что это правильно и во многих зарубежных странах так. Другие, напротив, были настроены пессимистично и предрекали негативные последствия. В действительности же принцип СРР содержал в себе как преимущества, так и недостатки для всех участников.

Для абонентов мобильной связи положительным изменением называлась возможность отвечать на вызовы с незнакомых номеров без всяких опасений за баланс своего счёта, а также более простая и понятная тарификация звонков.

Однако негативной стороной бесплатных входящих должно было стать введение платы за вызов с фиксированного телефона на мобильный. Получалось, плата за соединение вновь перекладывалась на плечи простых пользователей.

Мобильным операторам система «платит звонящий» не казалась особенно привлекательной: из-за введения бесплатных входящих они разом теряли порядка 10% своих доходов от голосового трафика. В идеале пробел должны были восполнить перечисления от операторов фиксированной связи, но согласовать тариф компенсации оказалось непростой задачей. С другой стороны, возможность разговаривать по мобильному бесплатно должна была положительно отразиться на активности абонентов, которые раньше сбрасывали все платные входящие.

А вот операторы фиксированной связи оказались в безусловном выигрыше: они получили возможность дополнительного заработка и вместе с тем оказались под «опекой» государства, которое утвердило ставки для взаиморасчётов между операторами мобильной и фиксированной связи.

Взаиморасчёты операторов: кто станет крайним?

Несмотря на внешнюю простоту обновлённого Закона «О связи» и системы «платит звонящий», при реализации проекта возникли трудности. Во-первых, необходимо было создать чёткую систему для проведения взаиморасчётов между операторами мобильной и фиксированной связи. А во-вторых, нужно было согласовать тариф на услугу завершения вызова за каждую минуту соединения при звонках с городского телефона на мобильный.

30 мая 2006 года состоялось совместное заседание представителей Мининформсвязи России и крупнейших российских операторов мобильной и фиксированной связи, на котором участники обсуждали планы дальнейшего взаимодействия в связи с введением Федерального закона №32 и принципа «платит звонящий». На этой встрече представители «большой тройки» («Билайн», МТС, «МегаФон») заявили, что реальная стоимость соединения для них составляет 5 центов, и предложили установить компенсацию за завершение вызова при звонке с городского телефона на мобильный в размере 1,35 руб.*за минуту (* Цены указаны без НДС). По словам операторов, такая ставка позволила бы им оставить существующие тарифы без изменений. Однако чтобы сделать переход к системе СРР более незаметным, они согласились снизить ставку до 1,10 руб. в период с 1 июля 2006 года по 30 июня 2007 года. Чтобы в дальнейшем увеличить тариф до требуемых 1,35 руб. за минуту.

Подобное решение позволило бы безболезненно ввести в действие принцип «платит звонящий»: операторы мобильной связи смогли бы сохранить существующий уровень цен, получая при этом инвестиции, необходимые для развития мобильной сети. А «фиксированные» операторы всё равно остались бы в плюсе за счёт перераспределения выручки.

Казалось, решение устраивает и представителей регулирующих органов, и операторов связи. Но не тут-то было. Через некоторое время Россвязьнадзор произвёл собственные подсчёты затрат операторов и установил тариф на услугу завершения вызова в размере 0,95 руб. По их данным, реальная стоимость минуты соединения для сотовых операторов равнялась 3 центам, а значит, ставки 95 коп./мин. должно было с лихвой хватить на «восполнение» потерь операторов от бесплатных входящих. Представители «большой тройки» долго оспаривали это решение, настаивая на 1,10 руб. за минуту соединения, однако, так ничего и не добившись, стали разрабатывать новые тарифные планы и повышать стоимость услуг связи в архивных.

Как ни парадоксально, но при расчётах за трафик между собой компании МТС, «Вымпелком» и «МегаФон» сошлись на ставке 0,95 руб. за минуту. При этом компенсационный тариф для других сотовых операторов они установили в размере 1,10 руб. за минуту соединения. Ситуация мгновенно привлекла внимание Федеральной антимонопольной службы, которая провела проверку на соответствие действий операторов антимонопольному законодательству РФ. А по её результатам возбудила дело по признакам нарушения Статьи 6 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». По мнению ФАС, поведение МТС, «Вымпелкома» и «МегаФона» походило на сговор и ущемляло права региональных и новых операторов. Ведь из-за более высокого, чем у операторов «большой тройки», компенсационного тарифа они теряли своё главное преимущество – возможность предложить абонентам более низкие цены на услуги мобильной связи.

Операторы отнеслись к обвинениям ФАС довольно сдержанно, однако «Вымпелком», со своей стороны, всё же предложил предоставить малым операторам временную скидку от основного тарифа (1,10 руб.) за завершение вызова, аналогичную крупным операторам, на период с 1 июля по 31 декабря 2006 года. В ответ Федеральная антимонопольная служба похвалила инициативу «Вымпелкома», предложив двум другим участникам «большой тройки» поступить так же. Но никакой реакции со стороны МТС и «МегаФона» не последовало. Первоначально рассмотрение дела было намечено на 28 сентября 2006 года, но во время заседания комиссии ФАС было решено отложить рассмотрение дела на 19 октября 2006 года, чтобы получить дополнительную информацию, необходимую для принятия обоснованного решения.

19 октября Федеральная антимонопольная служба наконец-то озвучила своё окончательное решение по делу. ФАС признала компании «Вымпелком», МТС и «МегаФон» нарушившими Статью 6 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Правда, предписание прекратить нарушение антимонопольного законодательства ФАС выдала лишь компании «МегаФон». С ОАО «Вымпелком» и ОАО «МТС» обвинения были сняты «в связи с добровольным устранением нарушения». Когда компания МТС успела снизить свои ставки на взаиморасчёты с мобильными операторами, остаётся загадкой: никакой официальной информации об этом ранее не поступало. А на вопрос, когда же стороны пришли к соглашению, пресс-секретарь МТС Кирилл Алявдин ответил, что «договорённость была достигнута буквально накануне».

Что касается ОАО «МегаФон», компания не намерена соглашаться с решением ФАС и планирует обратиться в суд для решения проблемы. Свою правоту оператор аргументирует тем, что «по действующему российскому законодательству вопросы взаимодействия операторов, не признанных существенными, не подлежат регулированию, – это предмет переговоров сторон. Цены на услуги присоединения и пропуска трафика устанавливаются операторами мобильной связи самостоятельно, исходя из требований разумности и добросовестности».

Тарифы поползли вверх

Когда представителям «большой тройки» не удалось договориться с Мининформсвязи о желаемых тарифах компенсации за трафик, операторы приняли решение о необходимости повышения существующих тарифов. Первым среагировал «МегаФон», который с 1 июля ввёл изменения в три архивных тарифных плана: «О’лайт», FIX и «УльтраЛайт». Впрочем, действия «МегаФона» имели точечный характер, так как повышали цены лишь на три самых дешёвых тарифа. В соответствии с новыми правилами в тарифе «О’лайт» стоимость минуты разговора, а также цена исходящего SMS составила 1 руб. 20 коп. В двух других планах изменился только размер абонентской платы, которая составила 295 и 180 руб. соответственно.

А первым, кто действительно среагировал, стал «Билайн». С 31 июля он увеличил стоимость первой минуты разговора на 35-50 коп. в зависимости от региона.

Изменения не коснулись:

  • новых рублёвых тарифов
  • корпоративных тарифных планов
  • тарифов с включёнными минутами

Затем аналогичное заявление поступило от МТС – 25 июля 2006 года представители компании официально сообщили о повышении стоимости первой минуты разговора в некоторых тарифах. Вступление новых ставок в силу, как и полагается, было назначено на 4 августа 2006 года (согласно закону, операторы должны уведомлять абонентов об изменениях условий тарификации за 10 дней до их введения). А чтобы не писать длинный список тарифных планов, параметры которых изменились, МТС поступила проще, указав тарифы, которых изменения не коснулись.

Изменения не коснулись:

  • тарифа «Первый»
  • корпоративных тарифов
  • безлимитных тарифов («Эксклюзив», «Бизнес без границ» и др.)
  • тарифа «Профи» (за исключением Москвы и Московской области)
  • тарифов «МТС.Open», «Универсальный», «Гостевой» (в Москве и Московской области)

И наконец, 3 августа «МегаФон» заявил о повышении на 50 коп. (с учётом НДС) стоимости первой минуты каждого исходящего звонка длительностью свыше трёх секунд.

Изменения не коснулись:

  • тарифа «Вызов XL»
  • тарифа «Вызов 2XL»
  • тарифа «Вызов Xtreme»
  • тарифа «Приём Дружеский»
  • тарифа «Приём Деловой»
  • тарифа «Безлимитный»
  • тарифов FIX, FiXL
  • корпоративных тарифных планов

Правда, все эти повышения тарифов изначально именовались «платой за соединение». Но после заявления Федеральной антимонопольной службы о незаконности подобных действий операторы аккуратно отказались от термина в пользу «повышения стоимости первой минуты разговора».

Что касается стоимости минуты разговора при звонках с фиксированного телефона на сотовый, с 1 июля 2006 года Федеральная служба по тарифам установила допустимый уровень стоимости минуты в размере 1,5 руб. практически для всех регионов РФ.

Операторы готовились к СРР

Как известно, все операторы «большой тройки» долгое время поддерживали возможность «альтернативного дозвона» на мобильный телефон без использования восьмёрки, то есть через оператора. Такой звонок определялся как вызов с фиксированного номера, и платил за него обычно абонент. Поэтому в условиях «бесплатных входящих» одним из первых действий мобильных операторов стало прекращение сервиса. В сетях «Билайн» и «МегаФон» он не работал уже с 1 июля, а компания МТС оставила абонентам ещё две недели на адаптацию, прекратив оказание услуги с 15 июля этого года.

Другой подготовительной «акцией» стало введение новых тарифных планов, которые были подготовлены с учётом грядущих изменений, а также специальных бонусов, чтобы не отпугнуть абонентов высокими тарифами.

МТС после весеннего ребрендинга успела ввести лишь один тарифный план, «Первый», в котором стоимость минуты исходящего вызова на любой аппарат Московского региона и телефоны абонентов МТС по всей России была установлена на уровне 7 центов. Предлагать другие тарифные планы специально к введению «бесплатных входящих» компания не стала, но на всякий случай хорошенько украсила «Первый» разнообразными бонусами и привилегиями.

  • Услуга «Номера МТС», которая позволяет звонить на все телефоны абонентов МТС Московского региона за 0,035 у.е. за минуту.
  • Услуга «Выходные дни», которая позволяет звонить на все телефоны абонентов МТС Московского региона в выходные бесплатно.
  • Услуга «Любимые номера», благодаря которой звонки на три выбранных номера будут тарифицироваться по 0,035 у.е. за минуту. Причём, активация услуги вместе с «Номерами МТС» позволяет снизить стоимость минуты ещё в два раза.
  • Услуга «Ночные разговоры», с которой можно бесплатно разговаривать по мобильному телефону каждую ночь с понедельника по пятницу.

Новых тарифов в свете введения «бесплатных входящих» у «МегаФона» не появилось, зато несколько бонусных предложений пользователям они всё-таки сделали. На летнее время была запущена услуга «Белые ночи», позволяющая разговаривать ночами бесплатно. Но главное – появилась система, которая позволяет накапливать бонусы в размере 5% от суммы, потраченной на связь в течение месяца, а затем расходовать на услуги связи в соответствии с правилами «МегаФона».

«Билайн» в преддверии СРР предложил целую линейку новых рублёвых тарифов для различных групп абонентов – «Семья», «Клик», «Хочу сказать» и «Проще говоря», а вот с бонусными предложениями пожадничал. Единственной привилегией стало участие в программе «Малина»: всем абонентам «Билайна», у которых есть карта «Малины», будут перечислять на бонусный счёт по одному баллу за каждое отправленное SMS.

А что с прямыми номерами?

В связи с введением принципа CPP совершенно непонятной оказалась ситуация с прямыми номерами. Исходящие вызовы, как и прежде, тарифицировались мобильными операторами, а вот входящие звонки буквально «повисли в воздухе». С одной стороны, по правилу «бесплатных входящих» все полученные вызовы становились бесплатными для вызываемого абонента, а с другой – при звонках с фиксированного номера на прямой мобильный оказалось затруднительным отличить последний от обычного городского номера. Таким образом, получилось, что за звонки с городских номеров на прямые мобильные не платит никто. Естественно, оставить ситуацию в таком виде операторы не могли, и каждый стал изыскивать свой способ вернуть потерянные прибыли.

Смелее всех отреагировала МТС, сделав входящие на прямые мобильные номера снова платными. На первый взгляд ситуация казалась возмутительной: едва введённый принцип «платит звонящий» вдруг оказался полностью перечёркнут. Однако в действительности введение платных входящих оказалось вполне законным. По примеру «Билайна», у которого на протяжении многих лет каждому прямому номеру соответствует его федеральный двойник, компания МТС ввела дополнительные федеральные аналоги номеров и сделала их первостепенными. То есть теперь все звонки, поступающие на прямые номера, в действительности приходят на федеральные, а затем переадресуются на городские двойники. И именно платой за услугу переадресации и было названо введение тарифов на входящие звонки. Впрочем, МТС оставила также альтернативный вариант дозвона – через федеральный номер. В этом случае плата за переадресацию не снимается, и согласно закону вызов остаётся бесплатным для вызываемого абонента. Однако решение не очень понравилось Мининформсвязи, глава которого, Леонид Райман, пообещал проверить законность действий оператора.

«Билайн» отреагировал на ситуацию более скромно, увеличив лишь сумму абонентской платы для обладателей прямых номеров на 5 долларов США (143,50 руб.). А «МегаФон» и вовсе не стал ничего менять.

И это всё?

Многих беспокоит вопрос: будут ли происходить ещё какие-то изменения в тарифах мобильных операторов или наконец-то можно поставить точку в истории «внедрения СРР»? Судя по текущей ситуации, пока можно поставить лишь многоточие в ожидании очередных нововведений со стороны операторов. Совершенно непонятной остаётся ситуация с тарифами на звонки с городских номеров на прямые мобильные. По-прежнему не решён вопрос о ставках для взаиморасчётов между операторами. Кроме того, множество небольших проблем наверняка ещё появится.

Кому в итоге придётся расплачиваться на все нововведения? Ответ очевиден: простым пользователям. Ведь не стоит забывать, что в России стоимость мобильной связи до сих пор ниже, чем в других странах.