Самая компактная беззеркалка. Обзор Sony NEX-5
Качество зеркалки и компактность мыльницы — заветная мечта каждого второго фотолюбителя. Зеркальные фотоаппараты ругают за непомерно большие габариты, ну а компактам достается за плохое качество фотографий при недостаточном освещении и на высоких ISO.
Стоит, правда, уточнить, что новые технологии уже сегодня позволяют добиться приемлемого качества снимков даже на высоких ISO и на маленькой матрице компактной камеры. Однако тут компании наткнулись на инертность фотографов — зачастую при сравнении увеличенных фрагментов снимков, пользователи все равно находят лучшее качество у тех кадров, которые подписаны как зеркальные, даже если оба кадра сняты на один и тот же аппарат-мыльницу. Именно поэтому сейчас так популярны гибридные фотоаппараты, в основе конструкции которых лежит большой сенсор. Это объясняется высокой образованностью фотографов со всего СНГ; крупнейшие дилерские сети отмечают, что среди покупателей фотоаппаратов очень высок процент людей, которые зачастую оказываются образованнее продавцов-консультантов в отделах цифровой фототехники. Среднестатистического покупателя теперь трудно заманить только мегапикселями, он обращает внимание на размер матрицы и на прочие факторы, которые другие сочтут несущественными.
_
_
Каковы предпосылки появления гибридных камер? Не последнюю роль сыграли фотохостинги вроде flickr и picasa, где не составляло провести параллель между качеством фотографий и стоимостью фотоаппарата.
Как мы все помним, первым заявила о себе коалиция Panasonic и Olympus, представившая на суд публики «зеркалки без зеркала»: фотоаппараты стандарта Micro Four Thirds. За короткое время этот стандарт отхватил немалую долю рынка. И действительно, зеркальные камеры уже не так безапелляционно принимаются новыми фотографами. Единственное, за что их терпят — за отличные фотографии и эргономику.
Sony NEX-5 позиционируется как фотоаппарат для любителей, которые «переросли» компактные камеры и хотят больших возможностей в реализации своих задумок. Основной козырь — большущая матрица формата APS-C (в полтора раза больше, чем на аппаратах Micro Four Thirds), которую можно встретить в зеркальных камерах в ценовом диапазоне от $400 до $2000; ей оснащены такие профессиональные модели, как, к примеру Sony Alpha A700, Nikon D300s и Canon EOS 7D. Отказ от зеркала в конструкции дал возможность сократить рабочий отрезок между объективом и матрицей до рекордных 18 мм. Ну а разрешение составляет внушительные 14.2 мегапикселя.
_
_
Этого с лихвой хватит на кадрирование, широкоформатную печать и, конечно же, для фотосайтов и социальных сетей. Несмотря на то, что матрица практически идентична установленной в Sony A550, Sony поясняет, что специально для камер NEX-5 была разработан иной сенсор. В его создание были вовлечены сразу три подразделения Sony, занимающиеся компактными фотоаппаратами CyberShot, зеркальными камерами Alpha и видеокамерами Handycam. Впрочем, это неудивительно — NEX-5 можно отнести ко всем трем категориям. Габариты устройства сопоставимы с размерами продвинутого просюмерского компакта.
_
_
У этой камеры аккуратная ручка и ровные грани корпуса. Взяв в руку NEX-5, вы не поверите, что качество ее снимков и электроника аналогична зеркальным фотоаппаратам. Качество сборки превосходное.
_
_
К NEX-5 на сегодняшний день создано три родных объектива, т.е. именно для байонета NEX, хотя туда же через переходник можно установить и оптику для байонета A. В ближайшем будущем в продаже появится еще три новых «линзы», их прототипы были продемонстрированы на выставке Photokina 2010.
_
_
Самый маленький — это светосильный фикс-объектив E 16 мм F/2.8. Он представляет собой небольшой блинчик. Компактные габариты позволяют носить NEX-5 с данным объективом в кармане куртки или в сумке. Однако фокусное расстояние налагает некоторые ограничения на его использование: ЭФР на камере NEX-5 составляет 24 мм. Он прекрасно подойдет для съемки панорам или пейзажей, но с натяжкой может использоваться для съемки портретов. К тому же, основной зеркальный эффект размытого фона на этом объективе минимизирован из-за малого фокусного расстояния. С другой стороны, отличная светосила позволит делать снимки при слабом освещении без поднятия ISO , так что в возможные ситуации для применения этого объектива можно занести и ночную съемку.
_
_
Второй объектив — стандартный штатник E 18-55 F/3.5-5.6. Диапазон фокусных расстояний универсален; объектив сгодится как для съемки пейзажей, так и портретов и даже легкого макро. Объектив с такой оптической конструкцией имеется в арсенале камер всех зеркальных систем. Габариты NEX-5 с установленным E 18-55 существенно увеличиваются, и она уже не является такой компактной, однако без особых проблем уместится в сумке.
Объектив E 18-200 F/3.5-6.3 — наиболее универсальный и большой, он прекрасно подойдет для того, чтобы взять его с собой на отдых. Однако с данным объективом NEX-5 выглядит монструозно и необычно, а все преимущества компактности камеры сводятся на нет.
Объективы выполнены в корпусах из шлифованного алюминия, с металлическими кольцами зумирования и фокусировки. Все это позволяет без особого напряжения превзойти конкурентов в категориях «качество сборки» и «внешний вид»; поспорить по этим параметрам с NEX cмогут лишь топовые «стекла» Canon и Nikon.
С любым из установленных объективов камера перевешивает в сторону оптики, поэтому держать устройство удобно только двумя руками.
_
_
В отличие от зеркальных камер, которые очень быстро наводятся на резкость благодаря фазовому способу автофокусировки, NEX-5 фокусируется по контрасту. Качество фокусировки порадовало: даже при слабом освещении аппарат моментально выхватывает фокус (в полной темноте для подсветки автофокуса используется оранжевый светодиод), а главное, камера всегда идеально попадает в резкость.
Кроме автоматической фокусировки по контрасту доступно два ручных режима:
- MF Assist — ручная фокусировка, на экране отображается увеличенная часть кадра камеры.
- DMF (Direct Manual Focus) — ручная коррекция фокусировки после автоматической наводки на резкость. Удобно для акцентирования глубиной резкости каких-то особых деталей кадра или же какого-либо лица из нескольких человек, если они не стоят в одну линию относительно плоскости камеры.
Говоря об управляющих элементах и эргономике в целом, стоит отметить, что Sony была очень скована в маневрах — на компактном корпусе, большую часть которого занимает ручка, байонетное крепление, втиснутая электроника и наклонный дисплей — место найти очень трудно. Поэтому управление в реализовано по образу и подобию классических цифрокомпактов. На наш взгляд, Samsung NX и G2/G10 удобнее в управлении, однако и размеры у них значительно больше.
_
_
На корпусе NEX-5 кнопок очень мало — всего три плюс джойстик, совмещенный с колесом прокрутки. Элементы меняют свое назначение в зависимости от вызванного меню и режима съемки. На практике это оказалось весьма удобным решением; в руках наловчившегося любителя камера ничуть не уступает зеркалке по скорости работы. Прокрутка колесиком позволяет быстро менять параметры диафрагмы и выдержки, проматывать отснятый материал. Выделенная кнопка видеозаписи поможет не упустить момент и начать запись видео в Full HD с частотой 50 или 60 кадров в секунду. Ролики сохраняются в формате AVCHD, который разработан совместно Sony и Panasonic для домашнего видео, которое не планируется сразу же использовать для цветокоррекции и монтажа. Во время записи видео можно перефокусироваться, зажав наполовину кнопку спуска затвора.
В нашем превью NEX-3 и NEX-5 мы отмечали ухищрения, на которые пошла Sony, чтобы упаковать электронику и матрицу в самый компактный на сегодняшний день корпус.
_
_
Компания вынесла вспышку в отдельный модуль. Она подключается через специально разработанный порт Smart Accessory Terminal, расположенному в верхней части камеры. Решение необычное, но, на наш взгляд, разумное. Вспышка изначально присутствует в комплекте и при необходимости ее можно установить за считанные секунды. Если же вспышка не используется, ее также можно оставить на камере в сложенном состоянии.
К Smart Accessory Terminal также можно подключать и внешний микрофон, а также электронный видоискатель, который пока находится в разработке. Единственный минус, пожалуй, состоит в том, что одновременно аксессуары использовать нельзя.
_
_
_
_
Диагональ дисплея камеры — 3 дюйма, разрешение — 920 000, т.е. оно на уровне топовых зеркальных камер. Однако у пользователей гибридной модели есть важное преимущество: дисплей является наклонным. Это чрезвычайно удобно при съемке с необычных ракурсов, например, съемке концерта над головой или же съемке с уровня земли. Таким образом, можно получать очень интересную композицию снимка и при этом не испытывать неудобства.
_
_
В уголке дисплея находится датчик освещенности, который автоматически управляет яркостью дисплея. Дисплей установлен на небольшую, но весьма прочную металлическую каркасную раму.
Меню и организация работы камеры окажется более знакомой для фотографов, перешедших с компактных камер. Дружелюбен NEX-5 и к новичкам — в зависимости от снимаемого сюжета камера выводит контекстные подсказки-рекомендации, рассказывающие об оптимальном применении функционала камеры. Подсказки можно изучать как в ходе съемки, так и через специальный пункт меню.
Изменение параметров диафрагмы заменено на «размытие фона», а выдержка обозначена пиктограммами, изображающими размытое и замороженное движение. Наглядно и без лишней путаной терминологии.
_
Размытие фона в Sony NEX 5 контролируется колесиком_
Что касается удобства в съемке для фотографов-зеркальщиков, то тут также все гладко — привыкнуть к работе с камерой можно очень быстро. Sony придумали простую, лаконичную, и в то же время гибкую систему управления.
Меню Sony NEX 5 разбито на 6 вкладок
Режимы съемки Sony NEX 5 показываются на виртуальном барабане
Шкалы диафрагм и выдержек в Sony NEX 5 сопровождаются наглядными пиктограммами эффектов
Меню съемки Sony NEX 5 зависит от выбранного режима
Как и другие камеры компании Sony, NEX 5 распознает улыбки людей и автоматически делает снимок по ее появлению в кадре
Режим съемки RAW в Sony NEX 5 несовместим с созданием автоматических HDR-фотографий
Диапазон значений ISO в Sony NEX 5 — 100 — 12800
К услугам владельца Sony NEX 5 — широкие возможности просмотра
Sony NEX 5 имеет богатый набор советов для любой съемки
Кроме наличия программ автораспознавания сюжетов и комплекса всех часто используемых сюжетов, таких как портрет, пейзаж, ночной портрет, макро, пляж и прочих, в NEX-5 имеются и режимы творческой зоны — программная автоэкспозиция, приоритет выдержки, диафрагмы и полностью ручной режим. Их переключение происходит через виртуальный барабан. Распознавание сюжетов является базовым режимом, с которого начнется ваше изучение NEX-5. Получаемые фото — стабильно высокого качества, но есть «подводные камни» — ограниченная в ISO 1600 светочувствительность и невозможность внести хоть какие-то поправки в настройки, а также воспользоваться функцией оптимизации деталей в тенях.
NEX-5 может вести запись на карты памяти SDHC или Memory Stick PRO. Аккумулятора емкостью 1080 мАч достаточно в среднем на 350—360 снимков и полчаса полноформатного HD-видео, и это превосходный показатель. Заряд батареи выводится в процентах в верхнем правом углу камеры. Разъемов для подключения только два — USB для ПК и HDMI для ТВ.
Помимо JPEG фотоаппарат умеет вести запись в формате RAW — упакованном в файл несжатом сигнале, снятом с APS-C CMOS-матрицы Exmor. RAW-файлы занимают в среднем в 3-4 раза больше места на карте памяти, чем JPEG максимального качества, но и дают возможность проводить более глубокую цветокоррекцию, изменение экспозиции и других ключевых параметров съемки уже после того, как кадр был снят, практически без ухудшения качества конечного изображения.
Тестовые снимки
Качество снимков достойно аплодисментов: оно идентично современным зеркальным фотоаппаратам. Снимки в автоматических режимах обычно не имеют проблем с экспозицией (изредка пересвечены), баланс белого дает корректные цвета даже при смешанном освещении.
_
_
_
_
_
_
_
_
_
_
Шумы становятся видны на значении ISO 6400. Лишь на этом этапе они ощутимо портят качество картинки и ухудшают цветопередачу.
_
_
На ISO 12800 цветопередача сильно ухудшена. Мелкие детали безвозвратно потеряны.
_
_
4 мегапикселей содержат много информации и деталей, однако ISO 800 немного ухудшило мелкие объекты. JPEG из камеры выглядит существенно хуже, чем сконвертированное из RAW изображение.
_
_
Высокое ISO 3200, открытая диафрагма и хорошая освещенность испортили снимок, который мог получиться хорошим. Фотоаппарат установил минимальную выдержку в 1/4000 с.
Одна из уникальных возможностей камеры — съемка панорам и 3D-панорам (после обновления прошивки). Панорама склеивается из нескольких кадров, и может сниматься влево, вправо, вверх и вниз. Из-за того, что склеивание происходит не через видеорежим, а посредством серийной съемки, следует избегать тряски камеры во время панорамирования.
Кстати, снимаются панорамы чрезвычайно просто — вам нужно лишь нажать кнопку спуска затвора и провести в направлении, указанном стрелкой. NEX-5 самостоятельно склеит и сохранит результат. Если съемку-проводку осуществлять медленно, возможно появление серых участков в кадре. Съемка сопровождается хлопаньем затвора. Принцип съемки трехмерных панорам такой же, однако для их полноценного просмотра нужен 3D-телевизор Sony Bravia. Разрешение панорам — 23 мегапикселя, а угол обзора может быть до 230 градусов.
Весьма интересной является и автоматическое создание True-HDR изображений. Шаг экспозиции брекетинга можно задавать через меню. В результате склеивания получаются фотографии с отличной детализацией в тенях и светах — всеми прелестями широкого динамического диапазона. Такие фотографии могут выглядеть потрясающе красиво, а могут — неестественно; в любом случае, тут есть простор для экспериментов.
_
_
Скорость серийной съемки составляет 2.3 кадра в секунду в полном разрешении 14 мегапикселей. С зафиксированным фокусом и экспозицией скорость съемки может достигать 7 кадров в секунду, что может пригодиться при съемке динамических сюжетов.
_
_
_
_
Широкий угол обзора объектива иногда играет с фотографиями злую штуку — искажения заметны невороруженным глазом.
_
_
При приглушенном освещении экспозамер камеры ведет себя идеально.
_
_
_
_
При съемке людей наблюдаем естественную цветопередачу и хорошую детализацию.
_
_
_
_
При искусственном освещении Sony NEX 5 выдает более темные снимки.
_
_
_
_
_
_
_
_
_
_
Выводы
По совокупности ключевых характеристик (качества фотографий, компактности, функциональности и соотношения цена/качество) фотокамера NEX-5 является лидером в сегменте гибридных фотоаппаратов. Конечно, в профессиональной съемке она не сможет заменить зеркальную камеру, но на роль фотоаппарата для повседневного использования Sony NEX-5 подойдёт идеально.