Фото, видео и аудио

Снимаем под водой. Чем и как?

Ручная кладь любого отпускника, даже если вы не профессиональный фотограф, как правило, отягощена фотокамерой. А как хочется привезти с моря не только фотографии закатов и восходов, но и поснимать подводный мир. Как это делается? Несколько способов: бюджетных и подороже.

Подводная фотография стала развиваться давно. Однако по ряду причин долгое время была уделом профессионалов. Но сейчас чем дальше, тем больше дайвинг становится доступным всё большему количеству людей. А увиденным под водой так хочется поделиться с друзьями! Для того чтобы подводная фотография из разряда профессиональных, специализированных навыков перешла в пока ещё не массовое, но доступное удовольствие, понадобилось ни много ни мало несколько революционных изменений в технологии съёмки. Одно из них – переход с плёнки на «цифру».

Подводная съёмка – не очень предсказуемый процесс, даже с хорошей фототехникой. Поэтому 36 кадров на плёнке – это очень мало, учитывая ошибки экспозиции, наведения на резкость, компоновки кадра и прочее.

И несмотря на то что в предыдущие годы было выпущено немало прекрасной подводной плёночной техники, речь в данной статье пойдёт исключительно о цифровой съёмке.

Несколько фактов, известных ещё с плёночной эпохи

  • Вода, как известно, поглощает красную часть спектра. Поэтому все подводные снимки имеют голубой оттенок, особенно на задних планах. Цифровое фото гораздо проще поддаётся коррекции, которая позволяет вернуть естественный цвет подводным объектам. Но далеко не всегда.

Эти «палки», торчащие из донных отложений – та самом деле, черви. Они очень чувствительны к малейшему шевелению воды и к свету. Со вспышкой их снимать нельзя – спрячутся на полчаса, не меньше. Синего цвета, конечно, в кадре с избытком

Эти «палки», торчащие из донных отложений – та самом деле, черви. Они очень чувствительны к малейшему шевелению воды и к свету. Со вспышкой их снимать нельзя – спрячутся на полчаса, не меньше. Синего цвета, конечно, в кадре с избытком

  • Плёнка, на которую снимали, имела определённое значение.
  • Подводные условия освещения весьма разнообразны.
  • Автоматика плёночных камер далеко не всегда справлялась с экспозицией.
  • Мы знаем, что чувствительность плёнки при проявке можно менять. Однако всё это сопряжено с техническими сложностями. Да и, по правде говоря, отдельно пришлось бы проявлять каждый кадр или по крайней мере группу кадров.
  • С появлением цифровых камер всё стало гораздо проще. Матрицы цифровых камер имеют достаточную чувствительность, для того чтобы снимать в условиях недостаточной освещённости.
  • Немаловажный момент: «цифра» позволяет сразу, под водой оценить получившийся кадр, по крайней мере по композиции и – с меньшей точностью – по резкости и шевеленке. Если вы не удовлетворены результатами, во многих случаях вы сможете переснять кадр.

О фототехнике, сложной и не очень

Акваскоп

Это любая коробка со стеклом внизу и дыркой для глаз сверху. Погружаем его в воду – и без маски и трубки можем наблюдать подводное царство. В акваскоп можно опустить фотоаппарат и снимать, но желательно было бы предохранить фотоаппарат от воды.

Такой акваскоп-чехол элементарно делается из маски для плавания, если у неё вынимаются стекла. Советская маска-иллюминатор для такой цели подходит идеально.

Возьмите пакет из не очень тонкого полиэтилена, положите в него камеру. Выньте из плавательной маски стекло, просуньте края пакета между стеклом и резиновой окантовкой и поставьте стекло на место так, чтобы край пакета оказался плотно зажат между стеклом и окантовкой.

С помощью акваскопа снят краб. Правда, сначала он был пойман и посажен неглубоко под воду

С помощью акваскопа снят краб. Правда, сначала он был пойман и посажен неглубоко под воду

С помощью такого акваскопа можно, лежа на матрасе, фотографировать коралловые рифы, рыб, крабов, ежей – в общем, всю подводную жизнь мелководья. Но, правда, только сверху. Погружать описанный акваскоп-чехол полностью в воду нельзя – у такой конструкции очень невысокий запас прочности.

Морской ежик в коралловых лабиринтах. Тоже снято с помощью акваскопа

Морской ежик в коралловых лабиринтах. Тоже снято с помощью акваскопа

Камеры-амфибии

Некоторые современные фотоаппараты позиционируются как амфибии. То есть их можно погружать в воду на небольшое время (до 30 минут) и на небольшую глубину. Пример такого аппарата – Pentax OptioW20. Область их применения, разумеется, шире, чем у того же самого акваскопа, но незначительно. Таким фотоаппаратом можно нормально снимать коралловые рифы, рыб, аквалангистов, которые плавают внизу, либо партнёров по сноркелингу (именно таким англицизмом принято называть плавание с маской и трубкой).

Такими фотографиями вы всегда сможете порадовать друзей, если у вас будет камера-амфибия

Такими фотографиями вы всегда сможете порадовать друзей, если у вас будет камера-амфибия

Софтбоксы

Если в студийной фотографии софтбокс – это источник рассеянного импульсного света, то в подводной фотографии так называют чехол из мягкого пластика со стеклянным окном для объектива. В нашей стране известностью пользуются чехлы Ewamarine.

Казалось бы, чего проще: бери такой чехол, суй туда любую камеру и снимай. Но такая постановка вопроса возможна лишь на небольших глубинах. Если вы спускаетесь с аквалангом, давление воды будет сдавливать мягкий чехол. Кнопки управления будут находиться в постоянно нажатом положении. Выдвижной объектив, характерный для многих камер, тоже будет вдавливаться в корпус. Поэтому мягкие чехлы перед погружением обязательно надо надувать. При погружении воздух, сжимаясь, создаст демпфер. Но, увы, для цифромыльниц с выдвижным объективом глубина погружения всё равно будет до 12 метров. Больше воздуха просто в чехол не задуешь.

Чехол Ewa-Marine, оставшийся у меня со времен владения камерой Casio QV4000

Чехол Ewa-Marine, оставшийся у меня со времен владения камерой Casio QV4000

Сейчас я в нем таскаю дополнительную вспышку со светосинхронизатором.

Чехлы для цифрозеркалок камер тоже нужно надувать, но меньше. Глубина погружения с ними – до 40 метров по паспорту. Однако мне, к примеру, не удавалось комфортно работать с зеркалкой в мягком чехле уже на глубине 28 метров.

Мягкий чехол Ewa-Marine с цифрозеркалкой Sigma SD10 и внешней вспышкой. Основной мой инструмент подводной съемки в последнее время

Мягкий чехол Ewa-Marine с цифрозеркалкой Sigma SD10 и внешней вспышкой. Основной мой инструмент подводной съемки в последнее время

Плюс гибких чехлов – относительная дешевизна. Для зеркалки такой чехол стоит около 200 долларов, для цифромыльницы – около 50.

Минусов тоже немало. Нужно следить за сохранностью, вовремя мыть и сушить чехол, смазывать прижимные винты. Надутый чехол создает лишнюю проблему с балансировкой плавучести при погружении. Ведь наверху плавучесть будет высокая, и камера будет тянуть вас вверх. По мере погружения объём чехла будет уменьшаться – и камера начнёт вас утаскивать в гости к морскому царю.

Твёрдые чехлы

В последнее время твёрдые чехлы для подводной съёмки выпускаются как производителями фотоаппаратов, так и сторонними фирмами, которые давно на этом специализируются.

Выпускаются чехлы и для цифрозеркалок, и для цифромыльниц.

Чехол, как правило, делается из поликарбоната, реже – из металла. Металлические боксы – это уже техника для профессионального повседневного использования, большей частью отошедшая в прошлое.

Твердый чехол WP DC5, выпускаемый Canon, подходит только для Canon Ixus800, а стоит около 300 долларов

Твердый чехол WP DC5, выпускаемый Canon, подходит только для Canon Ixus800, а стоит около 300 долларов

Твёрдые чехлы, как правило, менее универсальны, чем мягкие. Обычно такой чехол предназначен для использования с одной конкретной моделью фотоаппарата.

Впрочем, есть и исключения. Так, фирма Ikelite выпускает несколько разновидностей боксов для зеркальных камер. Они построены как модульные конструкции и могут подходить к зеркалкам разных производителей. Правда, и цена такого бокса уже значительно превышает стоимость любительской цифрозеркалки.

Ikelite – одна из самых известных фирм, выпускающих твердые чехлы для зеркалок

Ikelite – одна из самых известных фирм, выпускающих твердые чехлы для зеркалок

Плюсов у твёрдого чехла, конечно, много. Это постоянная плавучесть, что существенно упрощает передвижение аквалангиста. Это дополнительные увеличительные стекла на видоискатель или большой внешний видоискатель.

Минусы – твёрдые чехлы существенно дороже, чем мягкие.

Самая уязвимая деталь в них – резиновый уплотнитель между двумя половинками. Когда он заминается, в камеру попадает вода. Ведь давление внутри твёрдого чехла остаётся равным атмосферному!

Самоделки

Часто, особенно среди профессиональных дайверов, можно встретить самодельные подводные боксы. Как правило, они делаются из плексигласа, титана, алюминия. По удобству использования и надёжности они часто не уступают фирменным боксам, хоть и проигрывают им в дизайне. Как правило, хорошие самоделки достаточно дорогие.

Подведём некоторые итоги. На мой взгляд, новичку удобнее всего будет использовать не зеркальную цифрокамеру с твёрдым чехлом. Наводиться и компоновать кадр можно по удобному LCD-экрану, размеры камеры не мешают плавать, с плавучестью тоже бороться не нужно.

Впрочем, автор этих строк чаще всё-таки снимает зеркалкой в мягком чехле и пока данным сочетанием очень доволен.

Что и как снимать под водой

Ах, тёплые южные моря, где подводная экзотика радует тебя на каждом шагу… то есть взмахе ласта...

Когда впервые попадаешь в благодатнейшее для всякой живности Красное море, глаза начинают разбегаться. Особенно в тех местах, где горе-туристы не успели уничтожить созданную природой красоту.

Ведь несмотря на запреты, курортники, вбившие в свои дурные головы мысль о том, что им нужно увезти с собой некий сувенир, обламывают ветки кораллов. Поверьте, явление это интернациональное. Как-то раз мне своими трофеями хвасталась девушка из Швеции. Единственное, что её беспокоило, – что отломанная ветка коралла из розовой стала коричневой. Она искренне обиделась, когда вместо того чтобы восхищаться её ловкостью я обозвал её дурой.

Часто кораллы страдают от небрежности дайверов. Придонные течения могут легко сбить новичка с курса. Неосторожный взмах ластами – и коралловая гроздь, росшая 20 лет, обломками уходит вниз, в донные отложения.

Поэтому фотографировать обитателей того же Красного моря лучше в каких-либо не старых курортных местах. То есть не в Хургаде, а в Дахабе или Шарм-эль-Шейхе, к примеру.

Надо сказать, что, даже плавая с маской и трубкой, можно и увидеть, и наснимать немало великолепных кадров. Самые богатые светом, теплом, а следовательно, живностью и растительностью – верхние 4-5 метров моря. Если волнения на море нет и вода прозрачная, то все эти метры хорошо просматриваются насквозь.

Если вы плаваете по поверхности, не пренебрегайте обитателями рифов. Ведь фотографию морского ежа или большого моллюска сделать достаточно просто. Коралловые садики, рыбки и прочая мелочь тоже приятно порадуют взоры ваших друзей.

Рэки. Так на дайверском жаргоне обозначаются места кораблекрушений с остатками затонувших кораблей и их груза. Сделать хорошую фотографию затонувшего судна очень сложно, ведь это объект очень большой. И чем дальше мы отплываем от объекта, пытаясь его охватить и поместить в кадр, тем больше вода размывает и скрадывает его контуры.

Хороший выход – фотографировать крупные, узнаваемые детали: трубы вентиляции, шлюпки, якоря и прочее.

А останки кораблей иногда вполне живописно смотрятся сверху.

Этому кораблю не повезло. Лет 15 назад он налетел на риф

Этому кораблю не повезло. Лет 15 назад он налетел на риф

А это бочка, обросшая кораллами, с того самого корабля

А это бочка, обросшая кораллами, с того самого корабля

Среди дайверов на фоне рэков принято фотографироваться «для антуражу».

Иногда это имеет откровенно шуточный оттенок. Так, к примеру, дайверам хорошо известны остатки сухогруза Tisegltorm, который перевозил сантехнику для строящихся отелей и затонул в районе Шарм-эль-Шейха. Многие дайверы любят фотографироваться на дне морском, восседая на одном из унитазов с затонувшего судна.

Чем глубже, тем в море меньше света. Так что на больших глубинах без вспышки делать нечего. Делюсь простым способом дополнительного освещения места съёмки.

Я взял старую вспышку и светосинхронизатор, соединив, поместил их в подводный чехол, оставшийся у меня ещё со времен владения камерой Casio QV4000. Вспышка в чехле иногда просто висит на поясе, направленная примерно вперёд. В этом случае она добавляет примерно ещё метр хорошо освещённого пространства дополнительно к тем 4-5 метрам, что даёт основная вспышка. Иногда я подсвечивал ею задний план, оставляя за камешком или коралловой друзой.

Этот снимок сделан с подсветкой двумя вспышками и смотрится пообъемнее, чем те которые были сделаны с одним источником импульсного света

Этот снимок сделан с подсветкой двумя вспышками и смотрится пообъемнее, чем те которые были сделаны с одним источником импульсного света

Подводная съёмка всегда сродни охоте. Далеко не всегда можно заранее предположить, что и когда тебе предстоит снять. Расскажу про один эпизод.

В Красном море обитает рыба наполеон. Громадная, иногда до 4 метров в длину, эта махина довольно-таки миролюбива и любопытна. Встреча с ней – не частое событие, но, в общем-то, и не редкость. Тем не менее фотографий этой рыбищи существует не много. Какова же была моя радость, когда в очередной раз взяв под воду камеру, я вдалеке узрел ЕГО.

Вот он, мелькнул вдали…

Вот он, мелькнул вдали…

Гнаться за рыбой – занятие наиглупейшее. Всё равно захочет –уйдёт мгновенно. Но тот наполеон был медлителен и, улепетывая, косил на меня то одним, то другим глазом.

Ну что привязался ко мне, человече?

Ну что привязался ко мне, человече?

В итоге, когда я прекратил погоню, рыбина сама подплыла поближе – и я смог сделать её снимок в профиль.

За нарост на лбу он и получил свое название – Наполеон

За нарост на лбу он и получил свое название – Наполеон

Размеры данного экземпляра – примерно 3-3,5 метра.

А это – рыба-лев

А это – рыба-лев

Гигантский окунь. Длина – примерно 1 метр 30см

Гигантский окунь. Длина – примерно 1 метр 30см

Есть в моей коллекции ещё несколько экзотических снимков. Вот, к примеру, такой «чемоданчик» с открытой пастью – его размер более 1 метра! Увы, точного названия данной рыбины я не помню.

По правилам большинства дайверских школ, погружения необходимо совершать как минимум вдвоём. Для того чтобы в случае какой-либо аварийной ситуации можно было прийти друг другу на помощь. Поэтому даже в самой неинтересной подводной обстановке вы можете сфотографировать друг друга.

Мой добрый спутник многих погружений - Макс. Спасибо ему за долготерпение по отношению ко мне – человеку с камерой

Мой добрый спутник многих погружений - Макс. Спасибо ему за долготерпение по отношению ко мне – человеку с камерой

Да, это кажется банальным, но зачастую не только помогает приятно оживить воспоминания, но и может являться доказательным документом.

Однажды автор данных строк, будучи в командировке на юге, обнаружил дайв-центр и, разумеется, захотел нырнуть. Ни удостоверения, ни дайвбука у меня с собой не было, и по правилам рассчитывать я мог лишь на новичковые погружения. Положение спасли подводные фотографии, подтвердившие мой опыт.

Автор с трофеями – авоськой, полной рапанов. За спиной – еще советская разработка, акваланг «Украина»

Автор с трофеями – авоськой, полной рапанов. За спиной – еще советская разработка, акваланг «Украина»

Коллег-аквалангистов стоит фотографировать либо портретно-узнаваемо, либо жанрово – то есть выбрать соответствующий антураж.

Подводя итог данной статьи, хочу пожелать всем ещё не приобщившимся к дайвингу открыть для себя удивительнейший подводный мир. Подумать только, еще 20 лет назад такое времяпрепровождение было уделом избранных – учёных либо фанатов. А сейчас спуститься под воду может практически каждый! Возможно, вы и не будете снимать профессионально. Но впечатления от подводного мира просто не имеют аналогов на суше. И ваши фото либо просто воспоминания всегда останутся для вас свидетельством кратких визитов в другую вселенную – пусть даже при этом вы и не покидали матушку-землю.