Время снимать осень
Шаг вперёд после двух шагов назад
Весьма любопытная разработка Canon – камера PowerShot G9. Позиционируется она как флагман модельного ряда. Canon пытается продвинуть серию G как брутально-надёжную, которая в чём-то даже не уступит зеркальному фотоаппарату. Посему дизайн камеры маркетологи объявили выполненным в стиле ретро. Так теперь называется простая «кирпичная» компоновка камеры.
Да, камера увесистая для своих компактных размеров – чувствуется вес металлического корпуса. Мне в руки попал экземпляр с чёрным текстурированным покрытием – и сей стиль действительно приятно напоминает старые дальномерки. Неизвестно, будет ли Canon выпускать серебристую версию отделки, но, на мой взгляд, этого и не нужно.
Весьма удался на маленькой компактной камере большой 3-дюймовый дисплей. Он контрастный и яркий, по нему вполне можно хорошо наводить на резкость.
Не обошлось, конечно, и без продвинутых технологий обработки изображений, которые просто необходимы на столь насыщенной пикселями матрице весьма небольшого размера. Кто-то, наверное, порадуется технологии распознавания лиц и уменьшения эффекта красных глаз при просмотре. Кто-то – возможности сохранять изображения в формате RAW без сжатия или обработки или шестикратному оптическому зуму со стабилизатором изображения. Canon утверждает, что по многим характеристикам PowerShot G9 напоминает современную зеркальную фотокамеру. Что благодаря набору ручных режимов возможности для творческой съёмки ограничиваются только воображением фотографа. А если вспомнить ещё о возможности ставить внешнюю вспышку и дополнительные wide- и tele-насадки, то может показаться, будто компания Canon и впрямь выпустила некий шедевр, каким и положено быть флагману линейки.
Однако давайте вернёмся на несколько лет назад.
Позвольте напомнить: Canon PowerShot G6. Да, «всего» 7 мегапикселей вместо 12. Однако размер матрицы практически такой же. До сих пор на сайте Canon мы можем прочитать, что «Как и подобает камере такого класса, 7,1-мегапиксельный CCD-датчик камеры PowerShot G6 даёт высокое разрешение, достаточное для печати снимков крупнее, чем A3». Зачем тогда, позвольте спросить, нужны 12 мелкопикселей, которые требуют дополнительных ресурсов процессора и наверняка безбожно шумят? (Кстати, нам не позволили сделать ни одного снимка на флешки, чтобы оценить качество.) Количество света, падающего на матрицу, осталось неизменным!
Теперь о количестве света. То есть об объективе.
У PowerShot G6 был объектив со светосилой 2.0. У «девятки» – 2,8. Добавилась стабилизация. Однако ни для кого не секрет, что стабилизация работает стабильно при улучшении экспозиции на 1, максимум – 2 ступени. Так что опять-таки выигрыш сомнительный. Да и чего греха таить – объективы с оптической стабилизацией всё-таки менее резкие, чем свои аналоги без оной…
Выводы делайте сами.
Если говорить про добавленную кратность зума, я думаю, многие бы предпочли увеличение на коротком, а не на длинном конце. Фокусное расстояние 35 мм – оно, конечно, шире, чем на пионерской «Смене-8М», но не намного. А для плёночной техники последних лет перед расцветом «цифры» нормой был широкий угол на фокусе 28 или 24 мм.
У PowerShot G6 был поворотный экран. Поэтому снимать макро или «щёлкать сверху» было не в пример удобнее, чем сейчас.
У PowerShot G6 был аккумулятор, который использовался и в кэноновских зеркалках.
В сочетании с возможностью установки большой вспышки это делало PowerShot G6 идеальной запасной камерой для фотографа-кэнониста. Да и флешки были не SD-MMC, а CF.
А уж если говорить про удобство удержания, то сравнение опять-таки не в пользу «девятки». Несмотря на то что в пресс-релизе ручка нового PowerShot G9 названа «выступающей из корпуса и удобной для захвата».
У PowerShot G6 был формат RAW. Радует, что Canon, отказавшись от формата RAW в модели PowerShot G7, всё-таки снова к нему вернулась в «девятке». Судя по логике создателей, в модели PowerShot G10 нас ждёт возвращение к поворотному экрану, в модели PowerShot G11 – к совместимому аккумулятору, а в G12 – помолимся за это – к светосильному объективу!
Шутки шутками, но очевидна тенденция производителей – желание «пересадить» продвинутых пользователей на зеркалки, а малогабаритки отдать на откуп любителям. Пусть снимают в автомате, а о ручном и прочих 24 режимах съёмки с гордостью рассказывают знакомым.
Canon пытается антуражными деталями компенсировать реальный регресс в удобстве пользования камерой и её системности. Так, при повороте диска управления стилями вы слышите характерный щелчок, а звук при съёмке напоминает звук затвора классических фотокамер Canon. Но я всё-таки сомневаюсь, что такой макияж делает флагмана флагманом. Хотя если другого флагмана нет…
И если уж говорить о флагманах – придётся вернуться в далёкий февраль 2004 года, когда была анонсирована камера Canon PowerShot Pro1. Зум 28-200, кэноновская оптика L-класса, большая (правда, шумная по нынешним меркам) матрица. Однако в дальнейшем Canon не стала продолжать эту линейку камер.
Рынок зеркалок, оптики и аксессуаров с его постоянными обновлениями гораздо выгоднее для производителя, чем рынок просьюмерских камер, которые покупаются «раз и навсегда». Как мне представляется, именно по этой причине линейка камер PowerShot Pro не получила дальнейшего продолжения.
Так что перейдём к зеркалкам. Но не к просьюмер-киллерам – зеркалкам начального уровня, а к моделям более высокого класса. Ибо именно такие модели зеркалок были представлены Canon в начале этой осени.
Революция и эволюция
EOS-1Ds Mark III – полнокадровая 21-мегапиксельная камера. По скорости съёмки, конечно, уступает своим малопиксельным аналогам, она составляет «всего» 5 кадров в секунду. Но даже и для обработки этих 5 кадров столь громадной матрицы потребовалось поставить два процессора DIGIC III.
3,0-дюймовый ЖК-дисплей высокого разрешения (230 000 пикселей) позволяет просматривать сцену съёмки в режиме реального времени (так называемый режим Live View). Но, разумеется, скорость срабатывания затвора при этом уменьшается. Правда, как утверждает компания, незначительно.
Ресурс затвора EOS-1Ds Mark III был увеличен на 50% по сравнению с предыдущей моделью и составляет 300 000 срабатываний. Корпус фотокамеры изготовлен из магниевого сплава и имеет покрытие, защищающее от проникновения влаги и пыли. Что интересно, ко вспышкам и подключаемым блокам Wi-Fi, рукояткам и другим аксессуарам прилагаются специальные прокладки, призванные защитить место стыковки от пыли и влаги.
А вот теперь строчка из пресс-релиза:
«С такой функциональностью и беспрецедентным качеством изображения EOS-1Ds Mark III установит новые правила в сфере коммерческой фотографии», – уверен Карц Судзуки, отвечающий за направление Canon Professional Services.
Спору нет, камера получилась выдающаяся – действительно флагман линейки профессиональных камер. Однако даже сами сотрудники Canon признаются, что камера сделана «с большим запасом на будущее». И я искренне надеюсь, что сия камера не будет устанавливать новые стандарты в коммерческой фотографии. Ибо обработка лишних гигабайтов картинок вряд ли обрадует армию верстальщиков и дизайнеров.
Однако не сомневаюсь, что свою нишу применения такая камера, конечно же, найдёт. 21 Мпикс на полном кадре 35 мм – согласитесь, что такое разрешение на данном формате ещё не достигалось. И уж конечно, цифровое разрешение на данном формате в разы превзойдёт плёночное.
А вот потеснит ли EOS-1Ds Mark III камеры среднего формата?
Безусловно. Всё-таки оперативность съёмки у среднеформаток, даже современных, значительно ниже. Также есть немало областей, где средний формат избыточен, но качество нужно высокое. И здесь камеру с таким разрешением ждёт некое препятствие. А именно разрешающая способность оптики формата 35 мм, особенно по краю кадра. Так что компании придётся озаботиться и новыми объективами. Canon уже объявила о выпуске нескольких новых объективов, так что подождём тестов.
Следующая по счёту зеркалка – EOS 40D – позиционируется как камера для продвинутых любителей. Возможно, за рубежом профессионалы оснащены лучшими агрегатами. У нас же эту модель облюбуют многие из тех, кто зарабатывает себе фотографией на кусок хлеба с колбасой.
Как и у EOS-1Ds Mark III, сенсор CMOS с разрешением 10,1 Мпикс использует технологию улучшенного шумоподавления.
Процессор DIGIC III обеспечивает при скорости съёмки 6,5 кадров/с обработку и занесение в буфер до 75 изображений большого размера формата JPEG или 17 снимков в формате RAW.
Режим Live View, как и в вышеописанной флагманской модели, позволяет не только просматривать изображения на экране камеры, но и осуществлять съёмку напрямую с компьютера, к которому камера подключена (например, в студии).
В общем, нововведений много. Это и беспроводная передача файлов (со специальным адаптером), и www-интерфейс управления, зашитый непосредственно в камеру.
Однако насколько такие нововведения будут востребованы пользователями? Для того чтобы использовать новые функции, необходимо принять некую новую идеологию съёмок. Впрочем, были бы возможности, а любители их использовать найдутся.
Вместе с тем EOS 40D своим появлением не производит никакого революционного фурора. Всё-таки больше это похоже на «обновление ради обновления», к которому Canon прибегает весьма часто. Что ж, одной «революции» за осень в виде EOS-1Ds Mark III вполне достаточно. EOS 40D – следующая эволюционная модель линейки. Как правило, с появлением новинок Canon снижает цены на предыдущие модели. Так, к примеру, после выхода EOS 30D предыдущую новую «двадцатку» можно было купить в магазине по смешной цене 900 у. е. Возможно, кто-то предпочтёт сэкономить, ну а кто-то не задумываясь выложит деньги за новую «сороковку». И вперёд к доступному на столь небольшое время золоту осени…