DATACOLOR Spider 3 Studio или правильная цветопередача для чайников
Вы не задумывались, почему фотография на мониторе может отличаться от распечатанной на принтере? Почему фото в сканере выглядит иначе, чем на мониторе? Почему сайт у вас дома выглядит совсем не так, как на работе. Виной тому разная цветопередача. Для большинства людей цветопередача не имеет почти никакого значения, но если вы профессионально занимаетесь фото или графикой, проблемы с цветопередачей могут вас довести до нервного истощения. Ранее мы уже касались темы цветопередачи, но лишь в теоретическом смысле. Теперь пришла пора рассказать на практике, как можно решить эту проблему. Тем, кто не читал теоретического материала, рекомендуем с ним ознакомиться.
Сегодня мы рассмотрим набор для фотостудий DATACOLOR SPYDER 3 STUDIO, состоящий из спектроколориметра Datacolor 1005™ и мониторного сенсора Datacolor Spyder3™. А также попытаемся на практике откалибровать цвет на трёх мониторах и цветном фотопринтере.
Для начала всё идёт достаточно просто. Нужно всего лишь вставить диск и инсталлировать программу. Программа имеет как русскоязычный, так и английский интерфейс. Отдельно стоит отметить, что калибровка монитора возможна только при разрешении свыше 1024x768 и при стандартных размерах шрифта. Также производитель ссылается на невозможность откалибровать два монитора подключенных к одной видеокарте, хотя на практике это не имеет никакого отношения к реальности. После инсталляции ПО подключаете Spyder 3 к компьютеру и драйвер автоматически установится. Стоит отметить, что драйвера в комплекте есть как к 32 разрядным ОС, так и к 64 разрядным. Первый запуск ПО и тут же возникает проблема. Программа вылетает по ошибке с кучей сообщений об ошибках. Тут стоит остановиться и рассказать о тестовом стенде, который мы решили откалибровать. Это компьютер с тремя разными мониторами: Samsung SyncMaster 245B - основной монитор, ViewSonic VP201b - второй монитор для работы с графическими файлами и ViewSonic VP930 в качестве дополнительного монитора. Все они стоят в ряд. Два монитора подключены к видеокарте NVIDIA 8800Ultra, а один к видеокарте NVIDIA 6600GT. На компьютере установлена операционная система Windows Vista Ultimate x64, четырёхядерный процессор QX6700 и 4 гигабайта памяти. К компьютеру подключен принтер EPSON Photo R1800 с китайской СНПЧ системой, которая заправлена пигментными чернилами InkTec.
Итак, проблема. Первое, что приходит в голову - надо бы обновить программу, а для этого её надо зарегистрировать, иначе апдейт не скачать. На сайте страница с загрузками была заблокирована. Попробовав еще два типа захода на страницу разработчика, через кэшированную страницу Google был получен доступ к архиву и скачана программа версии 3.0.4, изначальная же версия программы имела версию 3.0.1.
Далее всё пошло как по нотам. Новая версия ПО без проблем определила все три монитора и предложила их откалибровать. В процессе калибровки программа задаёт несколько вопросов по настройкам монитора и предлагает их все сбросить на заводские. И вот тут возникла вторая проблема.
Так как все три монитора разные, они имеют разную яркость матрицы. У Samsung матрица сильно ярче, чем у обоих ViewSoniс. Тем не менее, заводские настройки для них всех одинаковые - 100% яркости и 70-80% контрастности. Поэтому для калибровки и комфортной работы пришлось уменьшить яркость головного монитора. Кстати сказать, при любом изменении настроек монитора его нужно перекалибровывать, более того, Spider 3 Elte имеет возможность регулировать яркость и контрастность изображения в зависимости от яркости окружающего света.
То есть, если вы уже откалибровали монитор, не спешите убирать устройство калибровки в стол, оно может вам пригодится для работы в постоянном режиме. Далее программа предлагает выставить все мониторы на предустановленную цветовую температуру в 6500 кельвинов и начать процесс калибровки.
Процесс этот, в отличие от калибровки принтеров, весьма незамысловатый. Всего-то нужно повесить на монитор устройство с помощью присоски или его же провода.
Программа точно рисует, куда нужно закрепить колориметр, чтобы калибровка прошла наиболее удачно, а затем начинает показывать под колориметром различные цвета и уже через 5 минут сообщает об окончании процесса и о сформированном цветом профиле. Более того, по окончании программа предлагает взглянуть на тестовый набор изображений с применением профиля и без оного. Надо сказать, что смотреть на изображение без профиля, после его создания весьма тяжело. Зелёноватые лица, небо неестественного цвета и прочие радости сбитой цветопередачи начинают с пятикратным усилием бросаться в глаза. Далее профиль автоматически копируется в требуемую для операционной системы папку и устанавливается для монитора. Привязка профиля к монитору осуществляется отдельной утилитой ProfileChooser поставляемой в комплекте поставки. Стоит отметить, что в случае обновления видеодрайвера привязка профиля к монитору слетает и вот тут ProfileChooser оказывается очень кстати. На этом от мониторов переходим к принтерам.
Как и в случае с мониторами для начала нужно установить свежую версию программы для калибровки. На этот раз мы даже не стали пробовать устанавливать её с диска, а сразу скачали последнюю версию с сайта разработчика. Если калибровка монитора процесс однозначный, то при калибровке принтеров возникает ряд вопросов, на которые программа не отвечает, а мы постараемся рассказать.
Сам процесс выглядит следующим образом: вам предлагается распечатать один или несколько пантонов, а затем отсканировать их вручную с помощью колориметра. После чего программа калибратора генерирует файл профиля, который нужно использовать в настройках программы печати, например Adobe Photoshop. При изменении типа или производителя фотобумаги, типа чернил и тем более, типа принтера нужно делать калибровку заново.
Для начала мы рекомендуем запастись бумагой и чернилами одного производителя, так как перепрофилирование принтера, в отличие от монитора, дело весьма долгое и нудное. Будет грустно, если полученный профиль не будет устраивать вас по качеству. Распечатываемый пантон выглядит как лист А4 с 255 квадратиками разных цветов, примерно 1х1,5см идущими друг за другом. Пантоны нужно распечатывать исключительно на той бумаге, на которой вы и будете печатать в будущем. То есть, если вы используете оригинальную Epson Premium Glossy Paper, пантоны нужно печатать на ней же. В настройках принтера отключите любую цветокоррекцию (печать без профиля ICM), выставите качество печати и тип бумаги, и запомните их. Если вы их поменяете, профиль снова будет не корректным. Всё. Можно приступать. Имеется 3 варианта профилирования принтера: ускоренный, нормальный и экспертный. Плюс вы можете распечатать пантон для профилирования чёрно-белых отпечатков. В ускоренном и нормальном режиме распечатываются по одному листу А4, а в экспертном режиме распечатываются три листа А4, плюс лист с Ч\Б пантонами. После печати подождите полчаса, чтобы краска на листах высохла и приняла устойчивый цвет, без этого вы всё смажете и будете недовольны результатом.
Далее программа предлагает отсканировать с помощью колориметра полученные пантоны. По одному цвету. Подводя сканер колориметра к каждому квадратику и нажимая на большую клавишу сверху вы довольно быстро осознаете, что процесс этот весьма медитативный и уже через каких-то 50 лет он может помочь вам достичь просветления души. В случае с экспертным режимом + Ч\Б получается около 1000 квадратиков. Автору данного текста удалось справиться с задачей минут за 30-40. Более простые режимы сильно ускоряют процесс сканирования. Но в любом случае, рекомендуем вам не игнорировать входящую в комплект направляющую для колориметра. Передвигая её по листу, вы будете его сканировать с гораздо большей скоростью, да и запутаться при этом гораздо сложнее. Как показал опыт, колориметр правильнее держать не на листе, а сверху, чтобы руками не смазать и не залапать еще не отсканированные квадратики. По окончании этого процесса формируется профиль для принтера, выставив который в программе для печати вы получаете правильный результат.
На практике получилось следующее- принтер с установленной СНПЧ и чернилами от InkTec показал почти идеальный результат. Полностью устранился синюшный оттенок. Гамма отпечатка оказалась чуть приглушенной по отношению к монитору, но это, пожалуй, нормально. Все мониторы показывают одинаковые цвета, но имеют при этом разную яркость. Всю нашу редакцию полученный результат абсолютно устроил, а большего и не требовалось. Если учесть, что никакими другими способами, по человечески, цвета на мониторе и принтере не синхронизировать, комплект Spider 3 Studio показал себя с наилучшей стороны.