CES 2013. Знакомство с Fujifilm X100S, X20 и другими новинками
Интересно отметить тот факт, что после дебюта Fujifilm X100 попытки сделать ставку на ретро дизайн начали активно предпринимать и другие компании. Внезапно все вспомнили историю и обратились к истокам. Чего стоит хотя бы Olympus OM-D E-M5. Даже Samsung пытается сыграть на этом в своей новой беззеркалке NX300. Однако залогом успеха X100 стал не только дизайн, но и богатый набор функциональных возможностей, светосильная оптика и удобный гибридный видоискатель. Ну а что было дальше — вы сами знаете. Эти общие черты унаследовали и беззеркальные камеры Fujifilm.
На сентябрьской выставке Photokina 2012 компания представила пару достойных камер — просюмерку XF1 и системную X-E1. Ну а премьера Fujifilm X100S и X20 состоялась на выставке CES 2013.
Вместе с дуэтом Fujifilm X100S/X20 на выставку CES 2013 прибыла свежая партия ультразумов, пара бюджетных компактов и одна защищенная камера.
Fujifilm X100S
Fujifilm X100S | Fujifilm X100 | |
Класс | продвинутая компактная камера | продвинутая компактная камера |
Матрица | X-Trans CMOS II, APS-C, 16.3 Мп | CMOS, APS-C, 12.3 Мп |
Объектив | ЭФР 35 мм, F2.0 | ЭФР 35 мм, F2.0 |
Формат снимков | JPEG, RAW (4896 x 3264) | JPEG, RAW (4288 x 2848) |
Формат видео | H.264 (1920х1080, 60 fps) | H.264 (1280х720, 24 fps) |
Диапазон чувствительности | ISO 100–12800 (ISO Boost до 25600) | ISO 200–12800 |
Диапазон выдержек | 1/4000–30 с | 1/4000–30 с |
Экран | LCD, диагональ — 2.8", разрешение — 460 000 точек | LCD, диагональ — 2.8", разрешение — 460 000 точек |
Видоискатель | гибридный | гибридный |
Вспышка | встроенная, ведущее число 9 м | встроенная, ведущее число 9 м |
Память | карты SD/SDHC/SDXC (до 64 ГБ) | карты SD/SDHC/SDXC (до 64 ГБ) |
Интерфейсы | USB/AV, HDMI, Eye-Fi | USB/AV, HDMI |
Аккумулятор | Li-Ion NP-95, 1800 мАч | Li-Ion NP-95, 1800 мАч |
Габариты и вес | 127 x 74 x 54 мм, 445 г | 126 x 75 x 54 мм, 445 г |
Fujifilm X100S практически не изменилась на вид. Основные нововведения, конечно, реализованы в аппаратной начинке, однако эргономика и дизайн тоже не обошлись без усовершенствований.
Верхняя и нижняя панели выполнены из магниевого сплава, элементы управления на верхней панели стальные, а большая часть корпуса покрыта искусственной кожей. Те, кто держал в руках или хотя бы видел оригинальную модель (X100), получат те же ощущения и сейчас. В передней части корпуса имеется небольшой выступ, играющий роль рукоятки. Сам фотоаппарат лучше держать двумя руками. Во-первых, потому что он тяжеловат, весит 445 грамм при габаритах 127x74x54 мм. А во-вторых, кнопки на корпусе расположены таким образом, что приходится задействовать обе руки. Сделать кадр одной рукой можно, но для максимальной скорости и удобства работать лучше двумя.
Присмотревшись к верхней панели, можно заметить два отличия. Символ «А» на колесике настройки выдержки стал отдален от остальных указателей. Кстати, сами селекторы, отвечающие за настройку выдержки и ввод экспокоррекции, стали более жесткими в движении. Это было сделано для исключения случайного сброса настроек при ношении камеры в сумке.
Фокусировочное кольцо на объективе стало более плавным, ручное наведение теперь происходит точнее и быстрее. Тем, кто работал с оригинальной X100, это сразу будет заметно.
Изменения затронули даже батарейный отсек — его конструкция была изменена для предотвращения неправильной установки батареи. Системный динамик, кстати, располагается на своем прежнем месте, неподалеку от крепления для штатива.
За новый уровень качества отвечает в первую очередь сенсор -16.3 мегапиксельная матрица X-Trans CMOS II формата APS-C. С первым поколением таких сенсоров мы столкнулись еще во время выхода первой беззеркалки компании X-Pro1. Напомним, что основная фишка — рандомный цветовой шаблон, отличающийся от стандартного шаблона Байера. Такое ухищрение избавляет от муара, а также обеспечивает лучшую цветопередачу и детализацию картинки. Второе поколение X-Trans CMOS сенсоров характеризуется наличием гибридной контрастно-фазовой системы фокусировки. В сравнении с X100, предел чувствительности доведен до 12800 единиц, а шумы матрицы снижены на 30 процентов. В этом также заслуга обновленного процессора.
Новый чип EXR II увеличил все аспекты быстродействия от работы меню до режимов съемки видео. По заявлению производителя, с новым процессором камера включается за полсекунды, лаг затвора составляет 0.01 с, а интервал съемки отдельным кадров равен 0.5 с. Частота серийной съемки также выросла и теперь составляет 6 кадров в секунду в полном разрешении.
Представители Fujifilm называют X100S камерой с самой быстрой системой автофокусировки. С оговоркой — в своем классе, с сенсором такого формата и при условии хорошей освещенности. Наводка на резкость в данном случае составляет рекордные 0.08 с. Это очень здорово, но как насчет помериться скоростью автофокуса при слабом освещении? X-Pro 1 в этом плане проявляла себя довольно плохо, равно как и X100. X-E1 стала чуть лучше, а вот поснимать на X100S в темноте нам пока не довелось.
В режиме ручной фокусировки у нас есть два метода на выбор: классический Focus peaking и качественно новый метод Digital Split Image, основанный на использовании фазового метода фокусировки и совмещения двух изображений. Аналогичным способом фокусировались классические пленочные дальномерные камеры прошлого века. Вернее, аналогичным образом проходило совмещение картинки в видоискателе. В общем, это очень приятная мелочь — теплая, ламповая.
Судя по всему, объектив обошелся без изменений. По крайней мере, прежними остались его основные свойства — фокусное расстояние (35 мм в эквиваленте) и максимальная диафрагма (F2.0). Он всё ещё не имеет системы стабилизации изображения. Зато появилась функция Lens Modulation Optimiser, предназначенная для устранения таких оптических эффектов, как дифракция и улучшения качества изображения.
Одной из самых досадных слабостей Fujifilm X100 был режим видеозаписи. Низкий битрейт, низкое качество картинки, 24 кадра в секунду, никакого Full HD. Новая камера идет в ногу со временем и предлагает снимать в разрешении Full HD при 60 кадрах в секунду с прогрессивной разверткой.
Продвинутые компакты Fujifilm отличаются наличием фирменного режима имитации различных пленок, выпускаемых компанией. Эта традиция перешла и в Fujifilm X100S, в которой нам доступны режимы PRO Neg. Std / PRO Neg. Hi, а также ряд других пленок, цветных и черно-белых. Также доступны 8 творческих фильтров: Pop Colour, Toy Camera, Miniature, Dynamic Tone, High Key, Low Key и Soft Focus. К творческому режиму можно отнести также съемку с мультиэкспозицией.
Несмотря на все остальные улучшения и старания разработчиков, дисплей фотоаппарата демонстрирует техническую отсталость. TFT матрица с разрешением 460 000 точек на сегодняшний день выглядит устаревшей. Есть , правда, предположение — Fujifilm рассчитывает, что камерой будут пользоваться истинные любители, для которых видоискатель станет основным инструментом. Вот он как раз и был доработан.
Во-первых, увеличилось его разрешение, теперь оно составляет 2.36 миллиона точек. Как и раньше, в оптико-электронном видоискателе отображается различная информация о настройках экспозиции, точке фокусировки и так далее. Частота обновления картинки тоже возросла, сложно сказать, насколько, но смотреть в видоискатель стало приятнее — задержка почти не ощущается.
Fujifilm X20
Камера другого класса и порядка цен, Fujifilm X20, к удовольствию поклонников, многое переняла у X100S. Камеры очень похожи — и дизайном, и системой управления, и наличием гибридного видоискателя, и даже организацией меню.
Существенно отличает младшую новинку более мелкий сенсор формата 2/3", а также наличие трансфокатора, а значит, возможности оптического зума. Давайте взглянем и на другие характеристики X20 и сравним ее с прямой предшественницей.
Fujifilm X20 | Fujifilm X10 | |
Класс | продвинутая компактная камера | продвинутая компактная камера |
Матрица | X-Trans CMOS II, 2/3’’, 12 Мп | EXR CMOS, 2/3’’, 12 Мп |
Объектив | ЭФР 28–112 мм, F2.0 - 2.8 | ЭФР 28–112 мм, F2.0 - 2.8 |
Формат снимков | JPEG, RAW (4000 x 3000) | JPEG, RAW (4000 x 3000) |
Формат видео | H.264 (1920x1080, 60 fps) | H.264 (1920x1080, 30 fps) |
Диапазон светочувствительности | ISO 200–12800 | ISO 100–3200 (ISO Boost до 12800) |
Диапазон выдержек | 1/4000–30 с | 1/4000–30 с |
Экран | LCD, диагональ — 2.8", разрешение — 460 000 точек | LCD, диагональ — 2.8", разрешение — 460 000 точек |
Видоискатель | оптический | оптический |
Вспышка | встроенная, ведущее число 7 м | встроенная, ведущее число 9 м |
Память | карты SD/SDHC/SDXC | карты SD/SDHC/SDXC |
Интерфейсы | USB/AV, HDMI | USB/AV, HDMI |
Аккумулятор | Li-Ion NP-50, 1000 мАч | Li-Ion NP-50, 1000 мАч |
Габариты и вес | 117 x 70 x 57 мм, 353 г | 117 x 70 x 57 мм, 350 г |
В плане дизайна Fujifilm X20 постигла почти та же участь, что и X100S. Камера с несущественными изменениями заимствовала корпус у своей предшественницы, X10. Основание и верхняя накладка выполнены из магниевого сплава, а остальная часть корпуса обтянута искусственной кожей. Кольцо объектива и селектор режимов выточены из алюминия. Весит камера 353 грамма, а ее габариты значительно выбиваются за пределы «карманных».
Лицевую панель занимает все тот же объектив 28–112 мм F2.0-2.8 с ручным зумом, переключатель способа фокусировки и лампа подсветка автофокуса.
Селектор режимов съемки на верхней панели лишился пункта EXR, а взамен получил пиктограмму с символами SR+. Но по сути это одно и то же. Данный режим позволяет выбрать одну из доступного множества сцен съемки. В остальном все осталось без изменений.
Справа от видоискателя теперь есть датчик приближения, автоматически переключающий способ визирования с видоискателя на дисплей. Из блока функциональных клавиш, расположенного справа от дисплея, исчезла клавиша RAW. Ее место заняла более востребованная кнопка вызова быстрого меню. Верхнее положение навигационного диска, отвечавшее в X10 за функцию Drive, отныне используется для задания точки фокусировки.
Камера включается и выключается поворотом кольца объектива. Сам объектив внутрь корпуса не складывается и поэтому закрывается защитной крышечкой.
Специально для X20 компания Fujifilm разработала новый сенсор с уникальными свойствами. 12-мегапиксельная X-Trans CMOS II матрица имеет формат 2/3" и на сегодняшний день используется только в представленной камере. Об особенностях сенсора было сказано выше. Здесь же стоит отметить увеличившийся доступный диапазон светочувствительности, начинающийся с ISO 200 и заканчивающийся ISO 12800. Кстати, в отличие от X100S, сенсор, установленный в X20, выполнен по технологии BSI, что в теории обещает лучшую чувствительность.
По части фокусировки тоже есть новшества. Так, например, в режиме ручного наведения на помощь приходит функция Focus Peak Highlight, подсвечивающая места изображения, находящиеся в фокусе в данный момент. Анализ этой информации возложен на центральный процессор EXR II, такой же, как и в Fujifilm X100S, поэтому скоростные показатели у этих камер примерно одинаковы за исключением частоты серийной съемки. В случае с Fujifilm X20 она составляет 12 кадров в секунду в полном разрешении.
Помимо сенсора, вторым главным отличием новинки от своей более дорогой соплеменницы является объектив. Его фокусное расстояние меняется в пределах от 28 до 112 мм в полнокадровом эквиваленте, при этом светосила колеблется от F2.0 до F2.8. Такие же показатели были и у Fujifilm X10. Еще одним отличием является наличие системы оптической стабилизации — в зум-объективах она более актуальна.
Как и Fujifilm X100S, камера «доросла» до поддержки Full HD видеозаписи при 60 кадрах в секунду со стереозвуком, который также может быть подан от внешнего микрофона. В процессе съемки задействуется гибридная система фокусировки, а также могут быть использованы эффекты имитации пленки. Fujifilm X20 имеет набор из 8 художественных эффектов и 10 фильтров, имитирующих свойства классических пленок Fujifilm, и возможность снимать кадр с мультиэкспозицией.
Пожалуй, самой яркой фишкой нового устройства стал гибридный видоискатель, аналогичный по своим свойствам видоискателю X100S. Изначально туннельный видоискатель был снабжен специальным слоем Digital Trans Panel, на который выводится различная информация о параметрах съемки. Отображаемые символы могут менять свой цвет в зависимости от условий освещения и остаются контрастными и читаемыми как в темноте, так и при съемке ярких сцен. Заметим, ни один продвинутый компакт конкурентов на сегодняшний день не имеет ничего подобного в своем составе.
Дисплей же, наоборот, не отличился ничем примечательным. Как и в X100S, здесь установлена стандартная TFT матрица с диагональю 2.8 дюймов и разрешением 460 000 точек.
Fujifilm FinePix HS50EXR, HS35EXR, XP60, T550, S8500 и прочие компактные камеры
Fujifilm FinePix HS50EXR и HS35EXR пополнили флагманскую линейку ультразумов. HS50EXR, как наиболее продвинутая модель, получила EXR CMOS II сенсор формата 1/2" с разрешением 16 Мп и гибридную контрастно-фазовую систему фокусировки. Трансфокатор позволяет изменять фокусное расстояние в пределах 24–1000 мм. Фотоаппарат имеет поворотный дисплей с диагональю 3 дюйма и разрешением 920 000 точек, а также электронный видоискатель с таким же разрешением.
Fujifilm HS35EXR — упрощенная версия ультразума с аналогичным сенсором предыдущего поколения без возможности фазовой фокусировки. Фотоаппарат также имеет объектив с 30-кратным оптическим зумом, а запись Full HD видео ведется с частотой 30 кадров в секунду.
Fujifilm FinePix SL1000 — монстр с 50-кратным оптическим зумом (24–1200 мм F2.9_F6.5). Впрочем, остальные его характеристики достаточно банальны — BSI CMOS матрица формата 1/2.3" с разрешением 16 мегапикселей, поворотный дисплей и видоискатель с разрешением 920 000 точек. Фотоаппарат снимает видео в разрешении Full HD (60 fps), умеет вести серийную съемку с частотой 10 кадров в секунду и фокусироваться на расстоянии до объекта всего в 0.39” в режиме макросъемки.
Коллекция ультразумов компании также пополнилась тремя бюджетными разновидностями серии S, питающимися от стандартных АА батареек. Все они построены на базе 16 Мп BSI-CMOS сенсора формата 1/2.3" и имеют фиксированный дисплей с разрешением 460 000 точек в дополнение к электронному видоискателю с разрешением 200 тыс. точек. Модель FinePix S8500 ориентирована на европейский рынок и имеет «дальнобойный» объектив 24–1004 мм F2.9–F6.5. S8300 будет продаваться только в Северной Америке, а S8200 предназначается для всех рынков.
Слегка освежили и бюджетную защищенную компактную камеру Fujifilm FinePix XP60, которая пришла на смену предыдущей XP50. Фотокамера выдерживает погружение под воду на глубину до 6 метров, работает в десятиградусный мороз и может без последствий падать с высоты полутора метров. В новинке установлен 16-мегапиксельный CMOS-сенсор и 28-миллиметровый объектив с пятикратным зумом.
И, наконец, самыми простыми новинками для непритязательных пользователей стали камеры T550 и T500. В их составе — 16-мегапиксельный CCD сенсор и стабилизированный объектив 24–288 мм F3.4–6.9.
Отличаются соплеменники друг от друга лишь размерами экрана. Fujifilm T550 оснащена 3-дюймовым дисплеем с разрешением 230 тысяч точек, а у Т500 экран имеет диагональ 2.7”. Новинки записывают видео в HD и появятся на прилавках в трех цветовых исполнениях: черном, белом и красном.
Вместо заключения
Мы еще не располагаем тестовыми снимками, но уже сейчас очевидно, что компактные камеры Fujifilm X100S и X20 уверенно обосновались в своих нишах и смело могут встретить любой удар конкурентов, если таковой последует. Реализация в компактной камере с фиксированной оптикой таких мощных технологий означает поднятие планки для всех остальных.
Ну а с кучей ультразумов, на наш взгляд, вышел перебор. Рядовому пользователю, на которого ориентировано все это разнообразие крайне похожих новинок, выбрать станет еще труднее.
А ответа на Sony Cyber-shot RX1 со стороны Fuji не последовало. Эту камеру не воспринимают как какую-то угрозу благополучию X100S. В общем, компания прекрасно выступила. С нетерпением ждем камеру в нашей тестовой лаборатории.