В стиле ретро. Обзор компактной камеры Fujifilm FinePix X100
Несколько лет назад, как только покупатели начали замечать, что качество фотографий напрямую зависит не от числа мегапикселей, а от физических размеров сенсора, это начали подмечать и производители. Первой глубинный смысл узрела компания Sigma, представив компактную камеру Sigma DP1. Выделялась она не просто большим, а гигантским для компактной камеры сенсором формата APS-C — то есть таким же, как у зеркальной камеры вроде Nikon D90. По сути дела, это была та же зеркалка, втиснутая в маленький корпус: оптику менять было нельзя, оптического видоискателя не было, а экран был откровенно средненьким. Тем не менее, поклонников у фотоаппарата оказалось предостаточно, ведь на такой шаг до Sigma никто ранее не решался.
Второе дыхание рынок фотоаппаратов с большим сенсором получил вместе с выпуском беззеркальных фотоаппаратов Micro Four Thirds, а анонс Sony NEX вдохнул в него полноценную жизнь. В настоящий момент 30% всех продаваемых фотоаппаратов в Японии — это именно системные камеры с большим сенсором.
Отметилась даже компания Leica с фотоаппаратом X1. Но не так давно всех удивила Fujifilm, представив FinePix X100. Она очень близка к системным камерам, но никак не вписывается в существующие классы — это не гибрид и не зеркалка. Это компактная камера: очень красивая, очень удобная и очень дорогая. Без преувеличения, она способна изменить ваш взгляд на фотографию, вернув почти забытый трепет при съемке и такое же удовольствие, которое дают пленочные фотоаппараты. Объектив X100 в большей степени приспособлен для уличной съемки, съемки пейзажей, съемки в путешествиях. Фотоаппарат в какой-то степени является самостоятельным модным аксессуаром, у него совсем другая эстетика.
Возможно, вам покажется странным, но за фотоаппаратом с несменной оптикой ценой выше $1000 не так давно охотилось все прогрессивное фотонаселение Европы. Компании даже пришлось отказаться от предзаказа, ведь X100 в таком случае просто не доходила бы до полок магазинов. Сейчас, впрочем, такого ажиотажа нет.
Технические характеристики, компектация
Fujifilm FinePix X100 | |
Класс | беззеркальная камера с несменным объективом |
Матрица | CMOS, APS-C (23.4 x 15.6 мм), 12.2 Мп (4288 x 2848) |
Объектив | Fujinon 23/2.0 (ЭФР=35 мм) |
Формат снимков | JPEG, RAW |
Диапазон светочувствительности | ISO 100 — 12800 |
Диапазон выдержек | 1/4000 — 30 с |
Вспышка | встроенная + разъем «горячий башмак» для внешних вспышек |
Экран | LCD, диагональ — 2.8”, разрешение — 460 000 пикселей |
Видоискатель | гибридный (электронно-оптический) со 100% покрытием кадра и увеличением 0.5x |
Память | 20 МБ встроенной памяти + карты SD/SDHC/SDXC (до 64 ГБ) |
Интерфейсы | USB, HDMI |
Аккумулятор | Li-Ion батарея NP-95 |
Габариты и вес | 125.5 x 74,5 x 53,9 мм, 405 г |
Цена | 39 990 рублей |
Как видно из таблицы, у фотоаппарата большой APS-C CMOS-сенсор и светосильный объектив, так что Finepix X100 прекрасно подготовлена к съемке при слабом освещении. Так же это первая в мире цифровая камера с гибридным видоискателем. Обо всем этом мы сегодня подробно поговорим, а для начала предлагаю присмотреться к комплекту поставки этой камеры.
В комплекте с камерой поставляется ремень (в самом деле удобный и пригодный для постоянного использования), а также аккумулятор, зарядное устройство, инструкция, диск с сопроводительным ПО и набор кабелей на все случаи жизни. Комплект привычный, отметить можно разве что красиво оформленную коробку — маленький привет компании Leica. Коробка двойная: в одной части лежит камера на бархатистой подстилке, в другой — все сопутствующие аксессуары. А распаковка сразу же дает понять, что X100 — не просто удачный серийный фотоаппарат, а нечто большее.
Дизайн и эргономика
В чертах Fujifilm X100 безошибочно угадываются пленочные фотоаппараты прошлого века, дальномерные камеры Leica (M3, например), советские фотоаппараты «ФЭД» и старые дальномерные камеры японского производства — Olympus, Canon и так далее. Экстравагантный, и в то же время очень знакомый внешний вид — визитная карточка X100. Ретроспективой занимается Olympus в беззеркальных камерах PEN, почему этого не может сделать Fujifilm? Если не показывать жидкокристаллический дисплей, даже профессиональный фотограф спутает камеру с пленочной дальномеркой, так что дизайн X100 несомненно удался.
Верхняя и нижняя часть камеры выполнены из магниевого сплава без краски, а кроме современного логотипа Fujifilm также можно обнаружить и старенький. По периметру девайс отделан кожзаменителем, благодаря которому его можно держать без страха случайно выронить. FinePix X100 сопоставима по размерам с ближайшими конкурентами — Sony NEX-C3 и Samsung NX10 — однако носить ее в кармане вряд ли получится, она довольно массивная и увесистая по причине обилия металлических элементов в конструкции.
Но, такую красоту лучше всего носить на ремешке на шее, можно в специальном кожаном футляре. На это и рассчитывают в Fujifilm — красивая вещь должна быть на виду, и, если вы собираетесь носить камеру в рюкзаке, то, может, вам стоит купить какую-нибудь беззеркалку от Olympus, Panasonic или Sony?
Ручка для правой руки минимальна, а, учитывая массивность устройства, держать X100 удобнее двумя руками. Впрочем, вам придется это делать всегда, если вы снимаете не на автоматических настройках и не обхватываете диафрагменное кольцо на объективе.
Качество сборки и материалов X100 безукоризненно, все как в старые добрые времена — мощный корпус, никаких люфтов, сплошь металлические детали, выгравированные надписи, никакой краски и полное отсутствие надоевшего серебристого пластика.
На передней части корпуса расположен фиксированный объектив Fujinon с эквивалентным фокусным расстоянием 35 мм и светосилой 2.0. За это Fujifilm хочется похвалить, так как данное фокусное можно считать более универсальным, чем 28 мм на Sigma DP1. Возможно, это самое удачное фокусное расстояние для объектива в подобной камере.
Объектив выдается над корпусом всего на два сантиметра, однако на нем расположено сразу два кольца — регулировки диафрагмы и фокусировки. На объективе также есть резьба для установки аксессуаров: фильтров и бленды. Металлическая бленда в комплект поставки не входит, ее придется покупать отдельно, как и чехол.
Кроме объектива, спереди можно обнаружить лампу подсветки автофокусировки, рычажок переключения видоискателя между гибридным и электронным режимами. В пленочных камерах такой рычажок использовался для возведения кнопки спуска. Окошко гибридного видоискателя расположено справа над объективом, встроенная вспышка расположена ближе к центру камеры. Там же имеются и отверстия микрофонов для записи звука при видеосъемке.
На верхней части корпуса X100 расположен разъем «горячий башмак», в который устанавливаются только специально выпущенные для X100 внешние вспышки; пока это всего одна модель. К сожалению, камера не умеет их распознавать самостоятельно, и включать внешний блиц придется через меню вручную.
Справа от разъема для вспышки находятся металлический селектор выдержки, металлический селектор экспозиции. Они изготавливаются на фрезеровочном станке и существенно дороже, чем отлитая из пластмассы деталь. Кнопка спуска затвора также металлическая, ну а включается камера рычажком, её обрамляющим. Примечательно, что в кнопку спуска затвора может вкручиваться архаичный спусковой тросик. Такая внимательность в мелочах несомненно приятна. Возле клавиши спуска находится небольшая кнопка Fn, ее функциональность задается в меню, например, на нее можно назначить видеосъемку.
Все важные параметры съемки задаются теплым ламповым (аналоговым) способом — можно делать это до включения камеры. С другой стороны, быстрое переключение съемочных параметров становится невозможным. В камере нет привычной смены режимов съемки P/A/S/M. Логика тут построена иначе: автоматическая выдержка и автоматическая диафрагма (буквы А на соотвествующих селекторах) приравниваются программной автоэкспозиции (P), автоматическая диафрагма и ручная выдержка — приоритету выдержки (S), ну и так далее.
Разобраться с тыльной частью камеры цифровому фотографу труда не составит, хотя кнопок для такой небольшой камеры очень много. Слева от экрана расположен вертикальный ряд из четырех кнопок: просмотр фотографий, экспозамер, выбор точки автофокусировки, смена режима отображения в видоискателе. Справа от экрана находится кнопка блокировки автофокуса и автоэкспозиции, пятипозиционный навипэд со скроллерным кольцом быстрой навигации, кнопка переключения режимов информации на дисплее, кнопка быстрого включения RAW-съемки.
На левом боку Fujifilm X100 располагается переключатель режимов фокусировки. На правом — разъемы HDMI и USB, которые спрятаны под крышечкой.
На нижней части корпуса имеется отсек для карт памяти и батареи, а также разъем для крепления фотоаппарата на штатив. Там же находится отверстие динамика. Очень странное место для его расположения, не находите?
Экран, видоискатель
По сравнению с конкурентами Fujifilm X100 обладает не самым лучшим экраном. У Nikon, Ricoh и Sony даже в доступных цифрокомпактах стоят дисплеи получше. Диагональ составляет 2.8 дюйма, а разрешение — 460 000 пикселей. Впрочем, дискомфорта при работе с изображением нет, экран хорошо читается на солнце, а отдельные пиксели видны лишь в случае с маленькими шрифтами меню. Но давайте перейдем от дисплея к видоискателю, который без преувеличений можно назвать изюминкой фотоаппарата и небольшим таким, простите, прорывом. Начнем с того, что это первый в мире гибридный видоискатель, в котором объединены жидкокристаллический прозрачный экран разрешением 1 440 000 пикселей и оптический видоискатель. Между ними можно мгновенно переключаться.
Схема устройства гибридного видоискателя Fujifilm FinePix X100
В режиме оптического видоискателя яркость текста и графической информации автоматически регулируется, исходя из уровня освещенности объекта, то есть ситуации, когда рассмотреть наложенную информацию нельзя, исключены в принципе. Накладываемая информация самая разнообразная: электронный уровень, точки фокусировки, сетка, ГРИП на данной дистанции, шкала расстояний до точки фокуса. Данные съемки постоянно обновляются с учетом изменений ISO, выдержки и других настроек, что позволяет не разрываться между видоискателем и дисплеем.
Конечно, видоискатель может использоваться и как электронный, для просмотра и визирования. В этом режиме картинка в видоискатель транслируется прямо с сенсора. Перейти в режим электронного видоискателя можно одним нажатием кнопки, это особенно удобно для предварительного просмотра изображения, что не будет лишним при ночной съемке. Переключение почти незаметное и очень быстрое. Гибридный или электронный режим видоискателя включается автоматически, когда вы подносите камеру к лицу, это происходит благодаря ИК-датчику.
Функционал камеры
Fujifilm X100 умеет снимать как 12-мегапиксельные фотографии с максимальным разрешением 4288 x 2848, так и HD-видеоролики — 1280 х 720 при 24 кадрах в секунду. Важная особенность фотокамеры — фикс-объектив с эквивалентным фокусным расстоянием 35 мм. Это значит, что зум вам придется делать ногами. Многих, полагаю, это расстроит, но в целом фикс-объектив является хорошим дисциплинирующим фактором, а многие великие фотографы начинали свою карьеру примерно так же, как это будет делать будущий обладатель FinePix X100. Смена оптики на Fujifilm X100 невозможна. Правда, если верить последним слухам, вдохновленная успехом X100 компания собирается выпустить новую версию фотоаппарата, но уже с байонетом. А конкурировать он будет с Olympus PEN E-P3. Но до этого момента еще нужно дожить — что-то подсказывает, что Fujifilm будет долго решаться и потратит уйму времени на доведение камеры до ума. Как это было, собственно, с камерой X100.
В любом случае, не стоит расстраиваться по поводу несменного объектива, так как Fujifilm постарались сделать его настолько хорошим, насколько это возможно. В первую очередь хочется отметить его светосильность f/2.0: даже в темноте и при съемке с рук, камера позволяет фотографировать на коротких выдержках и при низкой чувствительности. Внутри объектива — 9-лепестковая диафрагма. В нашей камере она была немного овальная, что и подтверждалось своеобразным боке. Затвор в X100 также центрального типа, поэтому выдержка на максимально открытой диафрагме ограничена 1/1000 секнунды, а значение в 1/4000 секунды можно получить при диафрагме не менее f/8. Странное решение, на мой взгляд.
В объективе есть встроенный фильтр нейтральной плотности на 3 EV, что будет полезно при съемке пейзажей, для получения «мистических» волн и длинных выдержек при хорошем освещении.
Помимо обычной съемки, Fujifilm X100 имеет режимы имитации пленки Velvia, Provia и Astiva — все это слайдовые пленки производства Fujifilm, которые производятся и продаются по сей день. Впрочем, внешний вид фотоаппарата к этому обязывает, ведь так полюбившиеся всем пользователям iPhone программы имитации аналоговых цветов, например, Hipstamatic и Instagram, ретростиль эксплуатируют на всю катушку. Как и в компактных камерах Fujifilm, съемка панорам находится на высоком уровне — 120 или 180-градусные виды снимаются одним нажатием пальца с проводкой камеры в любом направлении.
И, пожалуй, самый важный момент, который не позволяет ставить X100 в один ряд с компактными камерами — возможность съемки в формате RAW. Это открывает широкие просторы для творчества фотографа и вообще позволяет использовать камеру не только как модный аксессуар, но и как инструмент для стоковой фотографии.
Впечатления от работы
Камера оставила самые что ни на есть приятные впечатления. Понятно, что она не так универсальна, как зеркалки со съемной оптикой, но приносит удовольствия не меньше, а местами даже и больше. Ведь снимают же люди на мобильные телефоны, и делают прекрасные кадры. И спорить тут нет смысла — число загрузок с того же iPhone 4 на Flickr исчисляется миллионами кадров в месяц.
X100 просто приятно держать, и все, кто видел фотоаппарат у меня в руках, неизменно им восхищались. Устройство достаточно быстрое в работе, уверенно фокусируется днем и удовлетворительно — ночью. При должной сноровке, работать с X100 очень просто, легко и невероятно приятно.
Тестовые снимки
Боюсь оказаться предвзятым, но качество снимков Fujifilm X100 превосходно даже в JPEG. Может, это какая-то физиологическая особенность моего зрения, но мне кажется, что фотографии, снятые камерой, просто идеальны. Цвета получаются насыщенными, сочными, но при этом остаются совершенно естественными. Камера идеально отрабатывает экспозицию. Почти в любой ситуации, даже ночью, снимки получаются максимально естественными.
Не последняя заслуга в этом у APS-C CMOS-сенсора с уникальной структурой микролинз и качественного объектива. Но вначале посмотрим на результат съемки одного и того же кадра с разными значениями ISO.
Результат превосходит ожидания. На значениях до ISO 1600 картика просто идеальная. Повышение чувствительности до 3200 единиц уже делает шум заметным, хотя, по сравнению с ближайшими аналогами, качество фотографии очень высокое. Даже на ISO 6400 можно снимать и шум не будет убивать желание внимательно рассмотреть результат съемки.
Это заслуга не только матрицы, но и алгоритма шумоподавления. Если снимать в RAW, то шум становится чуть сильнее, но при этом вы получите больше возможностей для его устранения в заивисмости от преобладающих цветов в кадре и самого характера шума. Но, так или иначе, Fijifilm FinePix X100 приятно удивляет.
Что ж, давайте посмотрим на то, как камера снимает в реальных условиях.
Объектив камеры прекрасно держит контровое освещение, что для больших линз — редкость. Цвета на изображении получаются очень яркими и насыщенными, но не кажутся при этом искусственными. Тут Fujifilm идеально прочувствовала грань, в отличие от компактных камер Sony. Даже новая модель NEX-C3 часто дает очень яркий красный и синий цвета.
Несмотря на эффективное фокусное расстояние 35 мм, благодаря большому сенсору фон размывается превосходно. О таком владельцы компактных камер могут только мечтать.
Естественные цвета и хорошая проработка деталей на закате. У меня такие кадры даже из RAW не всегда получаются. Превосходная детализация и резкость.
Выводы
Fujifilm FinePix X100 всем своим видом, тактильными ощущениями и качеством снимков доставляет наслаждение. Уровень исполнения дает разработчикам полное моральное право просить за эту камеру фотоаппарат больше $1000. В России, к слову, цена составляет почти €1000, а именно 39 990 рублей. К счастью, внутренняя часть полностью соответствует внешнему виду — в качестве изображения Fujifilm не шла на компромиссы, и поэтому в статистике DxOMark наша модель является лучшей среди всех беззеркалок, превосходя даже самую новую модель NEX-C3 по глубине цвета и динамическому диапазону.
Отличная камера премиум-класса. За гибридный видоискатель и высочайшее качество во всем я бы простил ей все немногочисленные недостатки. Возвращение в дорогой сегмент у Fujifilm определенно удалось. Претендуют ли японцы на лавры Leica? Пока непонятно, но амбиции продемонстрированы, подождем ответного хода.