Photokina 2012: предварительный обзор Fujifilm X-E1 и XF1. Качество полного кадра. Теперь дешевле
К Photokina 2012 Fujifilm подошла основательно и серьезно. Огромный стенд, насыщенная программа, но главное — две крайне интересные новинки, X-E1 и XF1. X-E1 — это уже вторая камера компании Fujifilm в линейке компактов со сменной оптикой после X-Pro1. Позаимствовав у старшей модели матрицу X-Trans CMOS в неизменном виде, новинка получила улучшенную систему фокусировки, более компактный корпус, а также встроенную вспышку. Единственным шагом назад в сравнении с дебютной X-Pro1, является электронный видоискатель (вместо гибридного электронно-оптического) и экран с меньшей диагональю и разрешением. Но главный козырь Fujifilm X-E1 — ее цена. Резонно спросить, есть ли смысл в покупке X-Pro1 после выхода X-E1? Это мы и попытаемся выяснить.
После ухода с рынка камер со сменной оптикой в 2006 году, компания Fujifilm переживала не самые простые времена. И только в январе этого года, вдохновившись успехами люксовой X100, компания предприняла очередную попытку, выступив с беззеркальной моделью X-Pro1. В отличие от Canon и Pentax, Fujifilm решила дебютировать сразу в классе Hi-end камер, сделав ставку на энтузиастов и продвинутых пользователей.
С выпуском более доступной X-E1 компания собирается не только расширить целевую аудиторию, но и напрямую конкурировать с Olympus OM-D E-M5 и Sony NEX-7. Серьезная заявка, не так ли?
Технические характеристики и комплектация
Fujifilm X-E1 | Fujifilm X-Pro1 | |
Класс | Системная камера | Системная камера |
Матрица | APS-C, X-Trans CMOS 16.3 Мп | APS-C, X-Trans CMOS 16.3 Мп |
Байонет | Fujifilm XF | Fujifilm XF |
Формат снимков | JPEG, RAW (максимальное разрешение 4896 x 3264) | JPEG, RAW (максимальное разрешение 4896 x 3264) |
Формат видео | H.264 (1920х1080, 24fps) | H.264 (1920х1080, 24 fps) |
Диапазон чувствительности | ISO 200 — 6400 (расширяется до 100 — 25600) | ISO 200 — 6400 (расширяется до 100 — 25600) |
Диапазон выдержек | 1/4000 — 30 с | 1/4000 — 30 с |
Экран | TFT LCD, диагональ 2.8", разрешение 460 000 точек | TFT LCD, диагональ 3 дюйма, разрешение 1 230 000 точек |
Вспышка | встроенная | отсутствует |
Видоискатель | электронный, 2.36 млн. точек | гибридный |
Дистанционное управление | Механическое и электронное, кабельное | нет |
Память | карты SD/SDHC/SDXC | карты SD/SDHC/SDXC |
Интерфейсы | USB, AV, HDMI | USB, AV, HDMI |
Аккумулятор | Lithium-Ion EN-EL20 | Lithium-Ion EN-EL20 |
Габариты и вес | 129 x 75 x 38, 350 г | 140 x 82 x 43 мм, 450 г |
Камера, как уже говорилось, будет доступна в двух расцветках корпуса — черной и классической серебристо-черной (по аналогии с Fujifilm X100). Напомним также, что с мая нынешнего года в продаже доступен адаптер для оптики с байонетом Leica М.
Дизайн и эргономика
По части дизайна новинка сохранила стиль X100 и X-Pro1. В то же время камера стала легче и компактнее своей старшей сестры примерно на 30 процентов. Если сравнивать ее габариты с ближайшими конкурентами от Sony и Olympus, то X-E1 находится где-то между ними. Внешне X-E1 сильно напоминает X-Pro1, однако отсутствие окошка видоискателя непременно бросается в глаза. Также исчез рычажок переключения режимов работы видоискателя, здесь он просто не нужен.
Лампа подсветки автофокуса подвинулась чуть ближе в сторону рукоятки. Кроме того, селектор режимов работы автофокуса был вплотную прижат к байонету. Удешевлению конструкции поспособствовали материалы, из которых изготовлен корпус X-E1. Теперь из магниевого сплава выполнены лишь верхняя и лицевая панели, а дисковые переключатели сверху выточены из металла. Задняя же стенка полностью пластиковая, равно как и все клавиши на ней.
Верхняя панель практически в неизменном виде досталась X-E1 от X-Pro1, за исключением двух моментов — встроенной вспышки и двух отверстий стереомикрофона, которые расположились рядом с « горячим башмаком».
Справа находится пара массивных круговых селекторов, отвечающих за установку выдержки и введение экспокоррекции, кнопка спуска затвора с окаймляющим рычажком включения питания, а также клавиша «Fn», по умолчанию ответственная за выбор ISO.
Выдержка может регулироваться прокруткой барабана лишь в пределах от 1/4000 с до 1/4 с. При необходимости более длинной выдержки следует установить режим Т и установить выдержку с помощью клавиш с пиктограммами «влево» и «вправо». Фиксация барабана на определенном значении не предусмотрена. Слева от аксессуарного разъема расположилось небольшое гнездо встроенной вспышки, взвод которой осуществляется кнопкой, расположенной рядом с видоискателем.
Задняя панель также почти не изменилась по своей раскладке — кнопка просмотра переместилась на левый край панели, добавилась клавиша взвода вспышки, а также колесико диоптрийной коррекции, которого не хватало пользователям X-Pro1. Справа от видоискателя находится датчик, срабатывающий при приближении камеры к лицу.
Слева от дисплея находятся кнопки AE, AF, Drive и клавиша просмотра. По другую сторону — четыре навигационных клавиши с центральной кнопкой, клавиша Disp back, кнопка запуска быстрого меню, а также кнопка AE/AF-Lock. Как видим, никакой механической клавиши для быстрого запуска съемки видео опять не предусмотрено. Да и в целом режим видеосъемки по-прежнему слабоват.
Правая боковина располагает отсеком с заглушкой для подключения USB/AV и HDMI кабелей, а также 2.5 мм гнездом для внешнего микрофона.
Снизу находится отсек для батареи и карты памяти. Батареи у X-E1 и X-Pro1 одинаковые. Примечательно, что отверстие с резьбой под штатив расположено не симметрично, а со сдвигом в сторону батарейного отсека. При этом отсек оказывается заблокированным, а съемка панорам со штатива представляется менее удобной.
Несмотря на уменьшенные габариты, Fujifilm X-E1 далеко до карманных размеров. Камеру довольно удобно удерживать одной рукой, однако для зумирования и настройки диафрагмы неизбежно придется задействовать и вторую руку.
Функциональные возможности
Как и внешний вид, функционал камеры мало изменился в сравнении с X-Pro1. Но некоторые улучшения всё же были произведены и их нельзя не заметить. Главная работа над ошибками затронула систему ручной и автоматической фокусировки, ее точность и быстродействие. Более точной стала фокусировка с использованием видоискателя, а ручной режим получил опцию трехкратного увеличения фокусируемого участка картинки. Кроме того, Fujifilm X-E1 получила новый привод автофокуса. По заявлению производителя, при использовании нового зум-объектива 18-55 мм с линейным мотором, время наведения на резкость составляет 0.1 секунды. Сократилось и время записи снимков на карту памяти, однако здесь очень многое зависит от класса носителя. Обновленная версия прошивки для Fujifilm X-Pro1 реализует все эти изменения, иначе было бы совсем уж несправедливо по отношению к существующим пользователям. Загрузить прошивку с 18 сентября можно на официальном сайте Fujifilm.
Из «железного» появилась вспышка, гнездо для подключения внешнего микрофона, а также возможность дистанционного спуска затвора по USB кабелю. Напомним, X-Pro1 поддерживала лишь механический спуск с использованием тросика.
Как и в X-Pro1, в новой беззеркалке применяется X-Trans CMOS сенсор формата APS-C с разрешением 16.3 мегапикселя. Качество картинки обеих камер одинаковое — это признает и производитель. Главной фишкой сенсора является иная структура цветового шаблона, отличающаяся от привычной байеровской. Пиксели организованы в блоки размером 6х6, при этом расположение цветных пикселей не строго упорядоченное. Это приводит к отсутствию муара на конечном изображении. Необходимость в антиалиасинговом фильтре полностью отпадает.
В плане шумов матрица тоже проявляет себя неплохо. Нам удалось сделать несколько тестовых снимков, демонстрирующих качество картинки во всем диапазоне чувствительности. Правда, стоит иметь в виду, что на данный момент прошивка далеко не окончательная и картинка с финальных образов камеры может отличаться.
Важным изменением стал отказ от гибридного видоискателя, использовавшегося при создании камер FinePix X100 и X-Pro1. Это позволило уменьшить габариты корпуса, а также общую стоимость устройства. Полностью электронную замену постарались сделать максимально качественной — разрешение 2.36 млн. точек является на сегодняшний день максимальным для EVF. Дисплей незначительно потерял в размерах, а вот разрешение снизилось существенно — до 460 000 точек в сравнении с 1.23 миллионами точек у X-Pro1.
Видеозапись доступна в разрешении Full HD при 24 кадрах за секунду. Съемка видео до сих пор осталась узким местом камер Fujifilm, когда эта ситуация изменится — неизвестно. В процессе видеосъемки нельзя снять фото, нельзя изменить выдержку или ISO. Теперь, однако, появилась возможность использования внешнего микрофона, а также применение пленочных эффектов в процессе съемки.
Частота серийной съемки достигает 6 кадров за секунду. Также доступен режим мультиэкспозиции по двум снимкам.
Камера гарантировано придется по вкусу любителям ретро стиля. Об этом говорит не только экстерьер, но и программные возможности имитации старых классических пленок. Пользователю доступны эффекты пленок Provia, Astia, и Velvia. Также реализована имитация цветных негативных пленок Fujifilm Neg.Std и Pro Neg.Hi. Приведем несколько тестовых снимков, которые нам удалось сделать на выставке Photokina 2012.
Аккумуляторная батарея рассчитана на съемку 350 кадров (по методике CIPA), что на 50 больше, чем было у X-Pro1. Сам аккумулятор остался тот же, однако энергопотребление было оптимизировано. Можно предположить, что в случае съемки без вспышки, батарея легко позволит «настрелять» порядка 600 кадров без подзарядки.
Совместимая оптика
С выпуском второй беззеркалки свершилось еще кое-что приятное. Вместе с ней появилось два объектива: 18-55/2.8-4 и 14/2.8. Именно зум-объектива так недоставало системе Fujifulm. Этот объектив оснащен системой оптической стабилизации изображения и состоит из 14 элементов в 10 группах. В состав входят три асферические линзы и одна линза из стекла со сверхнизкой дисперсией. Как и все остальные модели, данный зум-объектив содержит кольцо регулировки диафрагмы.
Фикс-объектив 14 мм f/2.8 имеет в своем составе 10 элементов, два из которых имеют асферические поверхности, а три выполнены из низкодисперсионного стекла. Таким образом, парк оптики Fujinon насчитывает пять позиций. Еще пять производитель обещает представить в следующем году. Кстати, приобретать камеру выгоднее всего именно с зум-объективом. Такая система более универсальна, а комплект обойдется дешевле.
Объектив Fujinon XF 14 мм f/2.8
С беззеркальными камерами Fujifilm совместимы объективы сторонних производителей посредством соответствующих переходников. Однако следует помнить, что фокусировка в данном случае будет только ручной.
Fujifilm XF1
Нельзя не упомянуть о еще одной новой компактной камере для энтузиастов от Fujifilm, представленной в ходе проходящей выставки Photokina. Фотоаппарат карманных размеров Fujifilm XF1 можно поставить в один ряд с самыми изящными, имиджевыми камерами современности. Более того, данная модель напрашивается в конкуренты прошлогоднему просьюмерскому компакту Fujifilm X10! Это, конечно, не так, но давайте присмотримся повнимательнее к ее характеристикам.
Fujifilm XF1 оснащается EXR CMOS матрицей формата 2/3", уже встречавшейся в камерах Fujifilm XS1 и X10. Оптика также не подкачала — объектив покрывает диапазон фокусных расстояний от 25 до 100 мм в полнокадровом эквиваленте. У новинки на широкоугольном конце была увеличена диафрагма до значения F/1.8. В телеположении ее значение составляет F/4.9. У Fujifilm X10 эти параметры были равны соответственно 28 — 112 мм и F2.0 — 2.8, что выглядит все-таки лучше.
Спору нет, X10 в разы более продвинутая камера по части управления. Сравнивать их по этому показателю бессмысленно. У XF1 все гораздо проще —навипад с центральной клавишей, четыре функциональные кнопки, колесико, селектор режимов съемки, программируемая клавиша E-Fn ну и кнопка спуска.
Любопытно, что клавиша E-Fn позволяет задать дополнительные функции для всех кнопок на тыльной стороне корпуса, включая направления навигационной клавиши. Так что даже такую простую с функциональной точки зрения камеру можно очень гибко настроить под себя.
Продолжая рассматривать Fujifilm XF1 в сравнении с X10, отметим и равноценные видеовозможности. Обе умеют записывать Full HD видео при 30 кадрах за секунду со стереозвуком, снимают серии с частотой 10 кадров в секунду, отрабатывают выдержки от 1/4000 до 30 секунд, Даже аккумуляторы у них одинаковые.
При всем этом Fujifilm XF1 выигрывает несколько очков у X10 благодаря компактности. Габариты ее корпуса составляют 108 x 62 x 33 мм, а вес — 255 г. Такая умеренность в размерах была достигнута за счет использования складного объектива, миниатюрной вспышки, фиксированного дисплея и компактных органов управления. Корпус новинки выполнен из алюминия и покрыт искусственным кожзаменителем трех расцветок на выбор. А в ближайшем будущем появится еще несколько вариантов отделки, включая имитацию кожи крокодила или даже — а почему бы и нет — чешуи дракона.
Предварительные выводы
На старте продаж Fujifilm X-E1 будет стоить 40 000 рублей за «тушку». Комплект с китовым зумом обойдется в 57 000 рублей. Fujifilm проделала прекрасную работу, создав прекрасный корпус с высокотехнологичной начинкой, сохранив все сильные стороны предшествующей модели X-Prо1.
Новый фотоаппарат вполне мог называться и X-Pro 2, но, надо полагать, Fujifilm готовит очередные сюрпризы. На презентации в рамках Photokina 2012 нам официально подтвердили, что все камеры серии X продолжат развиваться, а вот новых классов в ее рамках скорее всего не будет. По крайней мере пока.
Хочется также проверить утверждение производителя о том, что сенсор X-E1 по качеству выдаваемой картинки может сравниться даже с full frame форматом. Выход полнокадровой зеркалки Nikon D600 и анонс Canon EOS 6D — очень любопытные и приятные совпадения. Попробуем столкнуть эти камеры лоб в лоб при тестировании.
Решение снизить цену определенно будет воспринято на ура, особенно в свете озвученной стоимости новых камер Sony. Цена Cyber-shot RX1 в самом деле очень живо обсуждается фотографами и журналистами на Photokina. Все в восхищении, однако заявленная стоимость единогласно отправлена за грань добра и зла.