Недорогая карманная подзорная труба. Обзор Olympus SZ-14
Вступление
Конечно, ультракомпактные камеры, оборудованные объективом с мощным зумом, есть не только у Olympus. Это и недавно представленные модели Cybershot DSC-HX20V, HX30V от Sony, у Panasonic есть Lumix DMC-TZ30, у Fujifilm — FinePix F750EXR, F770EXR. Но данные камеры оборудованы зум-объективом с 20-кратной трансфокацией, CMOS-сенсором и могут похвастаться массой дополнительных функций, поэтому довольно дорогие. У тестируемой новинки стоимость гораздо более демократичная, но при этом камера щеголяет 24-кратным зумом, рекордным в классе.
Само собой, низкая стоимость не далась даром — в ней «виновата» более простая конструкция объектива, а также урезание некоторых функций из-за использования CCD-сенсора. У тестируемой камеры есть брат-близнец — фотоаппарат Olympus SZ-31MR, который оборудован CMOS-матрицей и, как и перечисленные камеры, умеет снимать Full HD-видео. Однако его мы рассмотрим в другой раз, а сейчас же поговорим подробнее о недорогом, мощном и доступном гиперзуме в ультракомпактном корпусе — SZ-14.
Технические характеристики, заявленные производителем
Olympus SZ-14 | |
Класс | компактная цифровая камера |
Матрица | CCD 1/2,3”, 14 Мп |
Формат снимков | JPEG |
Формат видео | MPEG-4 |
Диапазон светочувствительности | ISO 80–1600 |
Объектив | ЭФР 25-600 мм, f/3.0-6.9 |
Диапазон выдержек | 1/4 — 1/1700 сек / < 4 сек (режим ночная съемка) |
Вспышка | встроенная, до 7,3 метра |
Экран | LCD, диагональ 3.0’’, разрешением 460 000 пикселей |
Память | карты SD/SDHC/SDXC |
Интерфейсы | USB, HDMI |
Аккумулятор | Li-Ion, сменный, 925 мАч |
Габариты и вес | 106.5 x 68.7 x 39.5 мм, 216 г |
Цена | ~ 8500 рублей |
Аксессуаров для тестируемой камеры производитель предлагает немного — пару чехлов да спусковой тросик, подсоединяемый к разъёму mini-USB. Комплект поставки вполне стандартен для ультракомпактных камер и включает следующее: аккумулятор LI-50B, сетевой адаптер F-2AC, USB кабель CB-USB6, аудио/видео кабель CB-AVC3, ремешок, руководство пользователя, гарантийный талон, сопровождаемое ПО.
Дизайн и эргономика
Корпус выполнен в том же стиле, что и более ранние модели серии SZ — небольшой выступ в правой части и немного выступающая за зоны корпуса подъёмная вспышка. К слову, резиновая накладка на тыльной стороне, предназначенная под большой палец, вкупе с выступом на лицевой части, позволяет весьма надёжно фиксировать камеру при работе одной рукой. В общем, получился некий гибрид между классическими SLR-like камерами и ультракомпактами.
Масса камеры и её размеры гораздо меньше, нежели у псевдозеркалок, поэтому её легко можно носить в боковом кармане пиджака или куртки. В нагрудный карман рубашки она тоже помещается, но сильно выпирает, поэтому подобный способ транспортировки трудно назвать удобным. Хотя среди миниатюрных тончайших ультракомпактов не так много камер, которые можно переносить подобным образом.
При изготовлении корпуса использовалась комбинация металла и пластика, но пластика дорогого, поверхность которого очень похожа на металл. Лицевая часть накрыта тонким металлическим листом. Качество сборки высокое и придраться не к чему. При попытках скручивания и сдавливания камера совершенно не поддаётся и не издаёт никаких звуков. На тестирование попала чёрная версия, лицевая часть которой страдает от отпечатков, да и царапину на чёрном матово-глянцевом покрытии оставить довольно просто. Тыльная сторона не боится ни отпечатков, ни царапин. Также доступны ещё два варианта цветового оформления — красный и серебристый, причём корпус последнего совершенно не боится отпечатков.
Спереди находится объектив, лампа подсветки автофокуса, пара микрофонов, а также подъёмная вспышка.
Тыльная сторона камеры чрезвычайно сильно похожа на другие у всех современных камер серий SZ/SP/SH. Большую часть занимает экран, правее которого находится видеоклавиша, кнопка перехода в режим просмотра, клавиша входа в основное меню, клавиша вызова справки, а также круглая вращающаяся четырехпозиционная кнопка, на которую вынесены лишь две дополнительные функции (удаление и смена режима отображения дисплея). В общем, пользователям камер семейства Olympus Travel привыкать не придётся.
Сверху находится лишь клавиша включения и клавиша спуска затвора, окружённая рычажком управления трансфокацией.
Снизу находится дверца, скрывающая отсеки установки карты памяти и аккумулятора, а также разъём установки на штатив. Справа находится ушко крепёжного шнурка, а также резиновая заглушка, скрывающая порты подключения USB и HDMI кабеля. Левая сторона вовсе пустовала бы, если бы не системный динамик.
Функционал камеры
Одна из главных особенностей камеры это, конечно же, объектив — 24-кратный зум в столь компактном корпусе на данный момент — вовсе уникальная особенность, тем более в недорогой камере. Для начала стоит отметить,: в конструкции объектива используется 11 оптических элементов, тогда как у более дорогих гиперзумов задействовано от 12 до 14 элементов, что позволяет добиться снижения геометрических искажений. Но даже при съёмке, взглянув на экран, видим: бочкообразная дисторсия если и выражена, то очень слабо, что несвойственно недорогой камере.
Дело в том, что в зависимости от фокусного расстояния в камере происходит различая программная обработка, нацеленная на коррекцию геометрических искажений. Данная функция неотключаема, тогда как, например, в некоторых компактах Nikon Coolpix управлять ее работой можно вручную. Но, к счастью, внутрикамерная обработка происходит корректно и не вредит изображению на широком угле, что иногда встречается в недорогих ультразумах с автоматической коррекцией дисторсии.
Объектив достался камере от старшей модели SZ-31MR, и является немного модифицированной версией объектива камеры SZ-30 — светосила в широкоугольном положении была увеличена с f/3.1 до f/3.0. Тут стоит отметить, что у ультракомпактов с кратностью трансфокатора 20х объективы в широкоугольном положении менее светосильные — от f/3.2 у Sony Cybershot DSC-HX20V до f/3.5 у Fujifilm FinePix F750EXR, хотя в теле положении объективы данных камеры более светосильные.
Ещё одна интересная особенность — это возможность создания автоматических панорам, склеиваемых из трёх снимков. Для создания панорамы необходимо единожды нажать спусковую клавишу и повернуть камеру в любом направлении (влево/вправо/вниз/вверх), а камера автоматически выберет направления поворота панорамы. В отличие от камер на базе CMOS-сенсора происходит склейка не множества кадров, а всего трёх, причём строки прогресса нет. На экране отображается лишь маркер, с которым необходимо совместить ответную часть, после чего камера автоматически делает снимок. Конечно, до удобства создания автоматических панорам, а также до качества склейки, которое дают функции вроде Sony Panorama Sweep, далеко, но среди камер с CCD-сенсором данный алгоритм создания, а также качество склейки стоит признать лучшими.
Также камера может похвастаться возможностью создания 3D-фото, что крайне редко встречается в камерах на базе CCD-сенсора, причём большинство из них это компакты Olympus. Но тут, как и в случае панорам, автоматизма, свойственного более дорогим камерам, нет — для съёмки 3D-фото необходимо создать один снимок, после чего совместить изображение на экране с полупрозрачным первым кадром, и камера сделает второй снимок автоматически. В общем, немного тяжелее, чем просто провести камеру, как это сделано в случае более продвинутых однообъективных компактов с функцией съёмки 3D-фото.
Экран и интерфейс
В камере используется трехдюймовый дисплей с невысоким по современным меркам разрешением в 460 тысяч точек. Экран неплохо показал себя в работе при ярком солнечном освещении, которое совершенно не мешало работе. Более того, на экране при сильной солнечной засветке вполне можно оценить корректность установки экспозиции.
Меню практически такое же, как у большинства современных ультракомпактов Olympus; отличия заключаются лишь в наличии или отсутствии некоторых пунктов меню. Анимации в меню немного, к тому же она плавная и быстрая, поэтому желания её отключить не появляется.
Впечатления от работы
Ультразумы серий SP и SZ никогда не славились высокой скоростью, и нередко компакты Olympus по скорости включения оказываются самыми медленными в классе, из-за чего у них появилась «слава» очень медлительных камер. Но тестируемая камера, напротив, оказалась вполне быстрой — первый снимок можно сделать через 1,31 секунды после нажатия клавиши питания. Неплохой результат даже для гораздо более дорогих камер. Скорость трансфокатора лишь одна; точнее, всего их две, но высокая скорость изменения фокусного расстояния доступна только в режиме фото, а медленная — только в режиме видео. На перемещение от края к краю независимо от направления в первом случае требуется 1,89 секунды, а во втором — 7,35 секунды (крайне медленно, но не стоит забывать, что зум-то 24 кратный и шустрить в таком диапазоне фокусных расстояний во время видеосъёмки нужно не всегда).
Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. Замер был произведён в широкоугольном положении объектива с расстояния до объекта съёмки в 30 см, и со 100 см при теле положении объектива. Примечательно то, что камера способна фокусироваться в теле положении уже с 40 см.
К сожалению, следящий автофокус нельзя отключить, причём заблокировать фокусировку нельзя даже половинным нажатием спусковой клавиши, поэтому точность замеров оказалось не самой высокой. Впрочем, у такого подхода есть свои плюсы: на фокусировку в теле положении потребовалось 0,67 секунды, а в широкоугольном — 0,51. Конечно, в последнем случае результат не очень хорош, но в теле положении камера оказалась очень шустрой, однако не всегда точной. Процент ошибочных срабатываний в теле положении довольно велик, поэтому после съёмки при больших фокусных расстояниях желательно сразу же просмотреть полученный результат. Следящий автофокус позволяет ускорить процесс фокусировки, но у него есть один существенный недостаток — он ощутимо сокращает длительность автономной работы, а ведь в камере установлен аккумулятор со скромной ёмкостью, поэтому держать её включенной без дела не стоит.
В меню выбора зон фокусировки доступно три режима — лица/iESP, точечный замер, а также режим ведения. Режим обнаружения лиц работает корректно и особых замечаний к его работе нет. А вот режим ведения так не радует. Плюс в данном режиме лишь один — для фиксации объекта не нужно удерживать спусковую клавишу, а «захват» осуществляется при помощи разового короткого нажатия клавиши ввода. Вот только толку от этого удобства нет, поскольку режим ведения объекта не способен справится даже с объектами на очень контрастном фоне и теряет их практически сразу же. В общем, тут камеру стоит доработать.
В режиме макрофокуса камера способна сфокусироваться лишь с 10 см (а на практике удалось навестись на объекте съёмки только с 12 см), к чему тяжело привыкнуть, особенно если учесть тот факт, что в обычном режиме в теле положении камера фокусируется уже с 40 см. Но не всё так плохо. Традиционно доступен режим супермакро, в котором съёмка возможна с 3 см. Но тут есть два ограничения: фокусное расстояние блокируется в положении 66 мм (в эквиваленте для 35 мм камер), и невозможно использование вспышки.
В меню выбора режима экспозамера доступно всего два пункта — ESP (мультизонный) и по центральной точке. Нет не то что режима установки по зоне света и зоне тени, который является прерогативой более дорогих камер Olympus, но и более традиционного центрально-взвешенного режима. Есть лишь возможность введения экспокоррекции в диапазоне от -2 до +2 EV с шагом в треть ступени. При естественном освещении, даже при полуденном солнце, экспозамер, как ни странно, ошибается, причём заметные различия могут быть в двух подряд кадрах, отснятых из одной позиции с разрывом между ними менее секунды. При искусственном освещении камера ошибается ещё больше — от 0,11 до 0,18 ступени при освещении лампами дневного света и от -0,15 до -0,21 при освещении лампами накаливания.
В настройках баланса белого имеются следующие предустановки: солнечно, облачно, лампа накаливания и лампа дневного света. Последняя совершенно бесполезна, так как настройки цветовой температуры нет, а лампы данного типа могут обладать цветовой температурой. Кроме того, доступно два контейнера для ручной настройки баланса белого. Стоит отметить, что довольно долго в компактах Olympus семейства Travel не было ручной настройки баланса белого, что вызывало массу нареканий, однако, начиная с модели SZ-11, данный недостаток был устранён.
Разумеется, доступен и автоматический режим, который неплохо отрабатывает при естественном освещении, а также при освещении лампами дневного света, но лампы накаливания заставляют автоматику существенно ошибаться, поэтому приходится использовать либо соответствующую предварительную настройку либо ручной режим.
Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 6400 К, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.
На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].
Уровень шумов
Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в формате JPEG с наименьшим сжатием. Кроп-фрагменты создавались в Adobe Photoshop CS5 с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведенном ниже, зеленым квадратом обозначена область кроп-фрагмента.
Уровень шумов
Тестовые кадры были отсняты с чувствительностью от 80 до 1600 единиц в ISO-эквиваленте. Исходные полноразмерные снимки можно скачать здесь.
Комментировать в принципе здесь нечего. Результат вполне нормальный для столь недорогой камеры, как Olympus SZ-14. При значении ISO 800 снимать еще можно, а вот на ISO 1600 качество уже снижается: цветопередача, динамический диапазон и так далее.
Фото, видео, автономность
Как известно, CCD-сенсор медленнее современных CMOS-матриц, поэтому вытягивать из него разрешение 1920х1080 точек решаются немногие производители, и то крайне редко. Тестируемая же камера может снимать лишь с разрешением HD (1280x720 точек), поддержки AVCHD нет, и запись ведётся в формате MPEG-4. Из плюсов же стоит отметить возможность выбора настройки баланса белого, в том числе и ручной настройки, и введения экспосдвига, но, разумеется, только перед началом процесса съёмки. Оптическая трансфокация и автофокус доступны непосредственно во время видеозаписи, однако без недостатков не обошлось. И оптическая трансфокации и автофокус в режиме видеосъёмки крайне медлительны, в чём можно убедиться просмотрев тестовый ролик. Звук записывается в формате стерео, но, к сожалению, звук двигателя автофокуса хорошо заметен даже при съёмке на оживлённой многополосной трассе.
В камере установлен литий-ионный аккумулятор Li-50B, который используется в подавляющем большинстве компактов Olympus. Чуда от этого аккумулятора ждать не стоит, ведь его ёмкость составляет всего 3,5 Втч. На практике удалось отснять всего 248 кадров, из которых лишь 20 было сделано со вспышкой. Впрочем, даже этого достаточно на день активных съёмок.
Из недостатков стоит отметить крайне неточный индикатор уровня остаточного заряда, который может показать критически низкий уровень при реальном 50% заряде. Конечно, такое поведение можно было бы списать на мороз, который литий-ионный аккумуляторы не особо любят, но во время тестирования мороз едва дотягивал до 3 градусов, а большинство камер в таких условиях вполне корректно отображают уровень заряда.
Зарядка аккумулятора производится посредством дата-кабеля, который можно подключить как к комплектному зарядному устройству, так и к USB шине ПК либо автомагнитолы, что позволяет пополнить заряд в полевых условиях.
Выводы
Новая камера не стала качественным прорывом. Фактически это гибрид камер SZ-11 и SZ-31MR. От первой была взята матрица, а от второй — объектив с впечатляющей кратностью зума. Впрочем, не стоит забывать, что огромная кратность не далась даром. Платой стали геометрические искажения, которые гасят принудительной неотключаемой коррекцией, хроматические аберрации, невысокая разрешающая способность объектива, и «мыло» на углах снимков. Также производитель явно переживал за скорость фокусировки, ведь следящий автофокус нельзя отключить, что позволяет более шустро фокусироваться (иногда менее одной десятой секунды), но активно потребляет заряд и без того не шибко ёмкого аккумулятора.
Однако не стоит забывать, что камера сравнительно недорогая и помещается в карман рубашки, поэтому её всегда можно взять с собой и «достать» те объекты, которые рядовому компакту не по силам. В общем, неплохая камера для отпуска — и карман не тянет, и до удалённых объектов достанет.