Зеркалка без зеркала. Обзор предсерийного образца Pentax K-01

Pentax K-01 — в той же степени необычная камера, как и ранее выпущенная Pentax Q. Если последняя — продукт смешения дизайна в стиле ретро, ультракомпактности и миловидных мини-объективчиков, то K-01 — огромная, сверхфункциональная беззеркалка, а также первая в истории системная камера, которая позволяет устанавливать оптику от зеркалок Pentax без переходника. Делимся впечатлениями от полуторанедельного тест-драйва этой камеры.

Разработка полноценной беззеркальной камеры и сменной оптики для нее — занятие очень высокозатратное. И долгое. К примеру, такая мощная компания, как Nikon занялась разработкой системы камер Nikon 1 еще в 2008 году, а представить две камеры и три объектива к ним удалось только спустя три года, в 2011. Компания Ricoh Pentax решила не заниматься разработкой с нуля, а благоразумно положилась на уже имеющиеся разработки и богатый парк своей оптики. Оптики сравнительно недорогой и качественной.

Зеркальные камеры на базе APS-С сенсора не отличаются маленькими габаритами, если на них не установлен объектив-блинчик. То же самое в целом относится и к Pentax K-01 — минимальные размеры достижимы только со специальном объективом Pentax DA 40 mm F2.8 XS. Камера лишена оптического видоискателя и зеркала, однако рабочий отрезок и байонет изменений не претерпели (иначе бы не удалось добиться совместимости с оптикой KAF2), поэтому в итоге камера вышла довольно крупной.

Pentax K-01

К слову, Pentax K-01 построена на 16-мегапиксельном сенсоре, использованном в зеркалке Pentax K-5, который занимает очень высокую позицию в рейтинге DxOMark, конкурируя с лучшими полноформатными камерами по цветопередаче и динамическому диапазону. Таким образом, новинка дает очень высокое качество картинки в классе беззеркальных камер. Мы протестировали предсерийный образец камеры, так что полноценным обзором данный материал назвать нельзя. Тем не менее, многое понятно уже сейчас.

Технические характеристики

Pentax K-01
Класскомпактная камера со сменной оптикой
МатрицаCMOS APS-C (23.4x15.6 мм) 16.3 Мп
Объективсменный, байонет Pentax KAF2 + Pentax DA 40/2.8 XS в комплекте
Формат снимковJPEG, RAW (4928x3264)
Формат видеоMPEG4, H.264 (1920x1080, 30 fps)
Диапазон светочувствительностиISO 100 — 12800 (расширение до 25600)
Диапазон выдержек1/4000 — 30 с
Серийная съемка6 кадров/с
Вспышкавстроенная, ведущее число 12 (про ISO 100)
ЭкранLCD, диагональ 3.0”, разрешение 921 000 точек
Памятькарты SD/SDHC/SDXC (до 64 ГБ)
ИнтерфейсыUSB, HDMI
АккумуляторLi-Ion, 1080 мАч
Габариты и вес111 x 59 x 58 мм, 269 г

С технической точки зрения Pentax K-01 выглядит вполне неплохо. Качественная матрица, высокая скорость съемки, отличный экран. Габариты немалые — это всецело обусловлено типом байонет — зато нашлось место и для встроенной вспышки, и для разъема «hot shoe» для подключения внешней. Для полного счастья не хватает разве что встроенного электронного видоискателя.

Поскольку мы имели дело с предсерийным образцом камеры, комплект поставки оценить не удалось. Туда наверняка войдет зарядное устройство, USB-кабель и шейный ремень. Однако не исключено, что компания запустит камеру в продажу в разных комплектах по разным ценам.

Pentax K-01 в черном, черно-желтом и черно-белом исполнении

Пока же можно говорить только о том, что сама тушка будет доступна в трех расцветках: черно-белой, черно-желтой и черной. Каждая их них будет сдобрена алюминиевыми элементами без окраски, то есть родного светло-серебристого цвета.

Дизайн, эргономика

Дизайн Pentax K-01 разрабатывался Марком Ньюсоном (Marc Newson), который занимался конструированием, велосипедов, мебели и даже дизайном одежды для G-Star RAW. И хотя мы ни в коем случае не ставим авторитет и мастерство Марка под сомнение, очевидно, что дизайн фотоаппарата придется по вкусу далеко не всем. Прямоугольный блочный корпус выглядит необычно. Камеру не очень удобно держать, хотя у нее крупная прорезиненная ручка.

Pentax K-01 с объективом, вид спереди

Pentax K-01 без объектива, вид спереди

Все органы управления легко найти, тактильно нащупать, и с первого взгляда понятно, какая кнопка за что отвечает. Устройство не выглядит пугающе, скорее наоборот — максимально просто. Если сравнивать Pentax K-01 с зеркалкой Pentax K-5, то у нее нет такого обилия скроллеров, нет дополнительного информационного дисплея на ручке.

Верхняя панель Pentax K-01

Нижняя панель Pentax K-01

В самом деле, сказать, что Pentax K-01 отличается от других беззеркалок — все равно что не сказать ничего. Как уже говорилось, чтобы работать с оптикой для байонета K, камера обязана была иметь такой же рабочий отрезок (расстояние от матрицы до задней линзы объектива) как у зеркалки. И Pentax, как видим, не поколебалась в создании большой камеры. Вернее, большая здесь только толщина корпуса, причем 58 мм — это явно очень близко к минимально возможному значению.

Качество сборки высокое, все металлические детали покрыты пластиком, а передняя и боковые грани — резиновой прокладкой. Уголок, который находится ближе к тыльной стороне, является и крышкой отсека карты памяти. И это, пожалуй, самый слабый момент дизайна Марка Ньюсона. Во-первых, крышка довольно большая по площади и мягкая — ее почти невозможно плотно закрыть одним движением. Во-вторых, есть подозрение, то со временем резина разбухнет и станет хуже держаться.

Аккумулятор и батарейный отсек Pentax K-01

Разъем для микрофона не левом торце Pentax K-01

Слот для SD-карты и другие коммуникационные разъемы под заглушкой на правом торце Pentax K-01

На этом, однако, спорные моменты не заканчиваются. Например, кнопка, расположенная на верхней части камеры, легко различима, но дотянуться до нее не представляется возможным во время съемки. Распределение веса в корпусе также не идеальное, ручка кажется существенно более тяжелой, и, опять же, поэтому камера без объектива-блинчика требует поддержки другой рукой под корпусом оптики.

На передней части фотоаппарата располагается собственно сам байонет, в который крепится сменная оптика. Очень симпатично (как деталь корпуса) замаскирована кнопка-блокатор объектива в байонете. Другим производителям имиджевых камер стоит взять подобное решение на заметку.

Органы управления на верхней панели Pentax K-01

На ручке Pentax K-01 находится ИК-датчик для управления через пульт ДУ, там же расположен и индикатор автоспуска. Слева сверху от объектива имеется лампа подсветки автофокусировки. Ее можно отключать при ненадобности, например, днем. Это позволит чуть-чуть сэкономить заряд аккумулятора.

Pentax K-01 с возведенной вспышкой

Встроенная вспышка Pentax K-01

Прямо над объективом находятся два небольших круглых отверстия, которые скрывают миниатюрные микрофоны. Справа на боку камеры имеется переключатель режимов ручной и автоматической фокусировки. Небольшие отверстия вверху максируют встроенный динамик. Под небольшой резиновой заглушкой расположен разъем для выносного микрофона. Все-таки обычные объективы Pentax не были оптимизированы для видеосъемки и довольно шумные. Так что, если ваша основная задача — снимать видео, без выносного микрофона обойтись будет сложно. Объективы в основном используют механический привод автофокуса, так называемую «отвертку» на байонете.

Карта памяти и разъемы для подключения к телевизору и компьютеру находятся под резиновой большой заглушкой на правой стороне корпуса. Отсек для карты памяти под этой заглушкой дополнительно закрывается дополнительной пластиковой крышечкой.

На нижней части фотоаппарата — только резьба для крепления на штатив, отсек для батареи и логотип дизайнера. Кстати, в Pentax K-01 используется та же батарея, что в Pentax K-5 и среднеформатной Pentax 645D. Можно использовать и пальчиковые батарейки через специальный переходник.

Левый торец корпуса Pentax K-01

Правый торец корпуса Pentax K-01

Кнопка спуска затвора обрамлена рычагом включения необычной формы. Для быстрого контроля настроек у Pentax K-01 имеется только один элемент — диск на верхней панели. Рядом с ним находятся кнопка контроля экспозиции и две программируемые клавиши — зеленая и красная. Если зеленая кнопка характерна для всех моделей Pentax и отвечает за перевод одной или всех настроек в авторежим, то красная не так однозначна. На нее может быть запрограммирована видеозапись, изменение формата съемки, применение фильтра и другие возможности.

На селекторе режимов съемки фактически все то же, что и у Pentax K-5, разве что нет режима программного сдвига TAv. Его аналог получается из режима M — там доступно автоматическое изменение ISO. Режимы съемки включают автоматический, видеосъемку, P, Tv, Av, M, B (длинная выдержка), режим съемки без вспышки, съемки HDR-изображений и набор сюжетных программ.

Кстати, селектор режимов и скроллер для изменения ключевых съемочных параметров сделаны из алюминия и продуманы до мелочей. У обоих элементов выверенный ход, очень четкое переключение — они всячески располагают к тому, чтобы побольше снимать в ручном режиме.

Тыльная сторона корпуса Pentax K-01

Элементы управления на тыльной стороне корпуса Pentax K-01

Дисплей неплох. Это, напомним, трехдюймовая матрица с разрешением 920 000 пикселей. Углы обзора близки к максимальным, никакого дискомфорта при работе не наблюдается. Экран закрыт пластиковой вставкой, поэтому не так сильно пачкается следами пальцев, как мог бы.

Функционал камеры

Фотоаппарат поддерживает все объективы байонета K, и, пожалуй, в этом ее главное преимущество. Pentax K-01 можно использовать как компактную камеру с объективами-блинчиками, а можно и как вторую (страховочную) при серьезных съемках, и это особенно полезно, если вы имеете солидный парк оптики Pentax.

Парк оптики, совместимой с Pentax K-01

Pentax K-01 снимает с частотой до 6 кадров в cекунду. Это сопоставимо с серьезными зеркальными камерами. Немаловажный плюс: более тихая работа при съемке, ведь в конструкции нет самого громкого элемента — зеркала. Еще один значимый момент — система механической стабилизации изображения, которой не может похвастаться ни одна другая камера с APS-C сенсором. В первую очередь это означает полную свободу в выборе оптики — все объективы автоматически становятся стабилизированными.

Система стабилизации отвечает не только на смещения вверх-вниз и влево-вправо, но также может компенсировать поворот сенсора. Если вы используете объективы с ручным фокусом, то для оптимальной работы можно задать его фокусное расстояние в меню. Кстати, сам сенсор камеры можно двигать и поворачивать на небольшие углы через меню камеры.

Как вы уже знаете, Pentax K-01 имеет встроенную вспышку. Ведущее число при ISO 100 составляет 12 метров. Столь же мощными вспышками оснащаются и зеркальные камеры Pentax. Вспышка возводится вручную, нажатием на специальную кнопку. Правда, работает это только тогда, когда фотоаппарат включен. У камеры есть и разъем горячий башмак, в которую можно устанавливать традиционные вспышки Pentax. Максимальная скорость синхронизации — 1/180с, что чуть меньше стандартных 1/200 у Nikon и Canon, однако этого более чем достаточно для комфортной съемки с внешними вспышками в студии.

Камера способна снимать и видеоролики в разрешении 1920х1080 с битрейтом до 70 Мбит/c. Специально для этого камера задействует процессор обработки Prime M. Максимальная частота видеороликов может достигать 50 кадров в секунду, правда с чересстрочной разверткой.

Впечатления, тестовые снимки

Фотоаппарат отличается быстрой фокусировкой по 80 зонам, уверенным определением лиц и следящим автофокусом. К сожалению, за это время компании-конкуренты ушли еще дальше — камеры Panasonic Lumix GX1 и Olympus E-P3 фокусируются быстрее. Pentax K-01 имеет электронный уровень горизонта и может автоматически кадрировать изображения с наклоном влево-вправо. Очень полезная функция, хоть и не новая.

Очень радует набор цифровых фильтров в камере. Суммарно их 18, а глубина проработки каждой настройки фильтра просто поражает воображение — это целый графический редактор, встроенный в камеру. Можно задавать тип и степень искажений объектива, тип виньетирования, акцентировать фото несколькими цветами, тонировать участки кадра и многое другое. В режиме просмотра фотографии можно сравнивать между собой, конвертировать JPEG из RAW.

Камере можно позволить запоминать только выбранные настройки при включении-выключении. Например, сбрасывать брекетинг, интервальную съемку и формат файла на RAW. Это особенно удобно, если приходится давать камеру поснимать знакомым.

Что ж, а теперь перейдем к тестированию. Еще раз напомним, что мы имели дело с предсерийным образцом, с «сырой» прошивкой. Так что результаты могут быть немного хуже, чем должны бы.

Pentax K-01 @ ISO 100

Pentax K-01 @ ISO 200

Pentax K-01 @ ISO 400

Pentax K-01 @ ISO 800

Pentax K-01 @ ISO 1600

Pentax K-01 @ ISO 3200

Pentax K-01 @ ISO 6400

Pentax K-01 @ ISO 12800

Результат более чем достойный. Все значения вплоть до ISO 3200 являются полностью рабочими. На ISO 6400 можно снимать вполне комфортно, а на 12800 шум очень умеренный — при уменьшении конечной фотографии до 6-8 мегапикселей он вообще не будет заметен. Динамический диапазон, конечно, сужается, так что без крайней необходимости максимальным значением ISO лучше не пользоваться. Еще раз отметим, что это предсерийный образец камеры. Но, несмотря на это, результат — один из лучших в классе беззеркальных камер, наряду с Fujifilm X-Pro 1 и Sony NEX-7.

Во время нашего знакомства с камерой стояла типичная московская весна, поэтому примеров съемки в солнечную погоду нет — почти все приведенные ниже примеры были сделаны в пасмурную погоду, либо в помещении с искусственным светом.

Pentax K-01 + Pentax DA 40/2.8: ISO 100, 40 мм, f/5.0, 1/320 c

Pentax K-01 + Pentax DA 40/2.8: ISO 100, 40 мм, f/5.0, 1/160 c

Pentax K-01 + Pentax DA 40/2.8: ISO 400, 40 мм, f/4.0, 1/125 c

Pentax K-01 + Pentax DA 40/2.8: ISO 3200, 40 мм, f/2.8, 1/640 c

Pentax K-01 + Pentax DA 40/2.8: ISO 6400, 40 мм, f/2.8, 1/125 c

При съемке с объективом Pentax DA 40/2.8 на максимальной диафрагме сильно проявляются хроматические аберрации. Это обусловлено оптической схемой объектива. Например, 60-миллиметровый объектив от Nikon на полнокадровой камере (D700) при прочих равных «хроматит» заметно меньше. При наличии ярких объектов в кадре и отражающих поверхностей диафрагму лучше поджимать. В данном случае уже на f/4.0 аберрации почти не проявляются.

Также стоит отметить не всегда корректное определение баланса белого при искусственном освещении. Но поскольку камера поддерживает съемку в формате RAW, а в настройках баланса белого есть пункт ручного выбора, мы не будет причислять это к недостаткам.

Конкуренты

Pentax K-01 — уникальная камера, единственная беззеркалка, позволяющая устанавливать оптику от зеркалок Pentax безо всяких переходников. Работают как объективы со встроенным мотором, так и те, которым необходим механический привод автофокуса («отвертка»). Так что прямых конкурентов у этой камеры нет. Косвенных мы выбирали по двум пунктам: матрица формата APS-C и минимальный уровень шумов на высокой чувствительности.

Fujifilm X-Pro 1. Эта камера, конечно, напрашивается в сравнение в первую очередь. В точки зрения картинки X-Pro 1 — одна из лучших беззеркалок на рынке. Субъективно камера дает более честные цвета. По габаритам она сравнима с K-01 — последняя разве что чуть толще. Эргономика лучше у камеры Fuji, но, если говорить о потенциале использования, то у K-01 он выше.

Fujifilm X-Pro 1

 

Во-первых, для X-Pro 1 пока есть только три объектива (все они исключительно хорошо, но их явно мало). Во-вторых, оптика под байонет KAF стоит значительно дешевле. Ну и сама тушка стоит дешевле, что также немаловажно.

Читайте также : Маленькая революция в классе системных камер. Обзор Fujifilm X-Pro 1

Sony NEX-7. Флагманская беззеркалка Sony превосходит Pentax K-01 по разрешению матрицы. В данный момент это самая мегапиксельная системная камера на рынке, так что если разрешение для вас является важнейшим фактором, то NEX-7 — единственный вариант. Кроме того, эта камера компактнее новой беззеркалки Pentax, ее можно комфортно носить в кармане куртки.

Sony NEX-7

 

Уступает NEX-7 по части оптики. Во-первых, ее меньше. Во-вторых, она дороже. И в-третьих, она хуже. Строго говоря, в портфолио Sony есть буквально один объектив, который может реализовать потенциал 24 мегапикселей. Но, справедливости ради, стоит отметить, что NEX-7 быстрее фокусируется.

Samsung NX200. Хотя совсем недавно компания Samsung анонсировала преемницу этой камеры, NX200 остается актуальной. Если сравнивать с Pentax K-01, то надо отметить более высокое разрешение матрицы, более тонкий корпус и более бестолковое меню. С функциональной точки зрения камеры очень схожи.

Samsung NX200

 

Если бы беззеркалка Samsung стоила раза в два дешевле, она не оставила бы K-01 ни единого шанса, однако при нынешнем уровне цен обе модели равнозначны. Но, опять же, парк оптики Pentax — вне конкуренции.

Читайте также : Попытка номер пять. Обзор беззеркальной камеры Samsung NX200

Выводы

Надо признать, Pentax K-01 — очень неоднозначная камера. Она вызывает искреннюю симпатию, благодаря необычному дизайну. Она привлекает внимание, о ней постоянно спрашивают прохожие (хотя, возможно, это актуально, пока камера не продается в России и выглядит просто экзотическим гаджетом), но эргономика при этом немного страдает. Кнопки на тыльной стороне могли быть покрупнее, а вместо резинки, прикрывающей слот расширения, могла бы быть пластиковая крышка, более практичная и удобная.

Автофокус довольно медленный. В этом отношении K-01 однозначно уступает Lumix GX1, Sony NEX-7 и беззеркалкам Olympus. Таким образом, можно выделить два самых значительных достоинства: качество картинки на высокой чувствительности (на низкой, впрочем, оно тоже превосходно) и широкий парк недорогой и очень добротной оптики. Словом, идеальная беззеркалка для бывалых «пентаксисов». Если вы не относите себя к фанатам марки и никогда прежде не владели DSLR-камерой Pentax, то аппараты от Sony, Panasonic, Olympus и Fuji с большей вероятностью придутся вам по вкусу. Ну а Pentax, перейдя под крыло Ricoh, обещает еще несколько приятных сюрпризов в этом году. Что ж, ждем с нетерпением.