Аббревиатуры и обозначения на камерах и объективах. Часть II
Продолжаем разбираться с аббревиатурами и обозначениями на камерах и объективах. В прошлый раз мы разобрались с самыми распространенными маркировками на камерах, а также с обозначениями на «стеклах» Nikon и Canon. Сегодня мы поговорим о всевозможных аббревиатурах у других производителей – Fujifilm, Sony, Pentax, а также Sigma, Tamron и Tokina.
У разных производителей одна и та же технология может называться по-разному. Например, ультразвуковой мотор, который позволяет объективу фокусироваться, может называться USM, SWM, SSM, SDM и еще десятком других аббревиатур. Дело в том, что полные названия таких моторов патентуются и становятся торговыми марками, поэтому если завтра появится новая компания, производящая объективы с таким мотором, она должна будет придумать собственное название, которое с большой вероятностью превратится в еще одну странную аббревиатуру. Но не пугайтесь. Разобраться во всем этом гораздо проще, чем кажется. А если трудно все запомнить, вы всегда можете использовать этот материал, как справочник.
Sony
Sony недавно предложила отказаться от разделения камер на зеркальные и беззеркальные, а вместо аббревиатур DSLR и DSLM японцы предлагают использовать ILCA и ILCE, обозначающие соответственно камеры со сменной оптикой и байонетом А и камеры со сменной оптикой с байонетом E. Компактные камеры же вовсе обходятся без этого, они по-прежнему называются Cyber-shot.
APO — обозначение объективов, содержащих апохроматические элементы, которые служат для снижения уровня хроматических аберраций.
CZ – так маркируются объективы производства компании Carl Zeiss для камер с байонетом А. К слову, долгое время Sony была единственной системой, для которой выпускалась оптика Carl Zeiss с автофокусом. Для Nikon и Canon были доступны лишь модели с ручной фокусировкой.
G – профессиональная серия объективов собственного производства Sony. Качественная и дорогая оптика, как и в серии L у Canon.
SSM (Super Sonic wave Motor) – ультразвуковой мотор, используется в дорогой оптике.
SAM (Smooth Autofocus Motor) – мотор автофокуса для более дешевой оптики.
PZ (PowerZoom) – обозначение объективов, в которых изменение фокусного расстояния осуществляется не механическим вращением кольца, а встроенным мотором при использовании двухпозиционного слайдера на корпусе. Такие объективы выпускаются только для байонета Е.
Pentax
AL (Aspherical Lens) — объективы, содержащие асферические линзы для устранения хроматических аберраций.
DA используется для маркировки объективов, предназначенных для камер с APS-C матрицами. Байонет у «стекол» с такой маркировкой сделан из металла.
DA-L — аналогично, но только у таких объективов байонетное крепление сделано из пластика. Обычно это китовые «линзы» вроде 18–55.
DA* – профессиональная линейка объективов. Аналогична L-серии у Canon. Как правило, такие модели выпускаются в погодозащищенном корпусе.
SDM (Sonic Direct drive Motor) – обозначение объективов, имеющих встроенный ультразвуковой мотор. Аналогично SSM, SWM и USM.
HD (High Definition) – специальное просветляющее покрытие, позволяющее устранить блики, а также повысить четкость при съемке в контровом свете.
SMC (Super Multi Coating) – аналогично HD, встречается в основном в объективах прошлых поколений, в то время как новая оптика маркируется аббревиатурой HD.
WR (Water Resistant) — маркировка погодозащищенных объективов, конструкция которых защищена от попадания влаги и пыли.
Fujifilm
XF – маркировка объективов для беззеркалок с байонетом Х (то есть для всех беззеркальных камер Fujifilm). Большинство «стекол» в нынешнем портфолио производителя обозначается этими буквами.
XC – обозначение бюджетных объективов для байонета X. Например, Fujifilm XC 16–50mm F3.5–5.6 OIS.
R – этот индекс появляется в названии тех моделей оптики, которые имеют на корпусе кольцо для управления диафрагмой.
LM используется для маркировки объективов с шаговым мотором автофокусировки. Такие объективы работают очень быстро и практически бесшумно.
OIS (Optical Image Stabilizer) говорит о том, что объектив оснащен системой оптической стабилизации изображения. Дополнительно может стоять «II», что говорит об использовании стабилизатора второго поколения.
EBC (Electron Beam Coating) – покрытие для устранения бликов. В общих чертах – то же самое, что и многослойное просветление в объективах других производителей.
WR (Water Resistant) — обозначение влагозащищенной оптики. Таких объективов у Fujifilm всего четыре, но в течение ближайшего года выйдет еще несколько моделей.
Sigma
APO (Apochromatic) – объектив с апохроматическими элементами, которые минимизируют (вплоть до полного устранения) хроматические аберрации.
ASP (Aspherical) – эта аббревиатура говорит о наличии асферических линз в конструкции.
DC – объективы, предназначенные для камер с APS-C матрицей. В зависимости от конкретного байонета (а Sigma выпускает оптику практически для всех зеркальных систем, включая свою собственную), кроп-фактор может немного различаться. Например, для Canon – 1,6, для Nikon или Pentax – 1,5.
DG – объективы для полнокадровых камер. Часто – достаточно дорогие и с высокой светосилой.
EX – премиальная серия объективов. По аналогии с L-серией Canon.
HSM (Hyper-Sonic Motor) – обозначение объективов со встроенным ультразвуковым мотором.
OS (Optical Stabilizer) говорит о наличии встроенной системы оптической стабилизации изображения.
Tokina
AS (Asperical Optics) подразумевает использование асферических линз в конструкции объектива.
SD (Super Low Dispersion) – использование элементов из низкодисперсного стекла, которые служат для устранения хроматических аберраций.
MC (Multi-Coating) — многослойное просветляющее покрытие, снижающее блики и отражения света от линз. Нужно для повышения четкости и контрастности при съемке в контровом свете.
AT-X – маркировка объективов с переменным фокусным расстоянием. То есть название почти всех объективов в модельном ряду Tokina начинается именно с этого обозначения.
PRO – профессиональная серия объективов. В разных моделях меняется и расположение слова PRO – у одних идет в начале (например, Tokina AT-X Pro 12–24mm f/4 (IF) DX), у других – в конце (к примеру, Tokina AT-X 12–28mm f/4 Pro DX).
DX – объектив для камер с APS-C матрицей.
FX – объектив для полнокадровых камер. Обе этих маркировки (DX и FX) используются также компанией Nikon. Но если объективы для кропнутых камер всегда выделяю DX в названии, то полнокадровые FX в названии не содержат. Так обозначаются лишь камеры с фуллфрейм-матрицей.
Tamron
ASL (Aspherical) – объектив с асферическими элементами, призванными устранить хроматические аберрации.
Di – объективы для цифровых зеркальный камер.
Di II – серия объективов для камер с APS-C матрицей.
Di III – линейка оптики для беззеркалок Micro Four Thirds и (в перспективе) других систем.
LD (Low Dispersion) – объектив содержит элементы из низкодисперсного стекла, которое снижает хроматические аберрации.
PZD (Piezo Drive) — пьезоэлектрический привод автофокусировки, активно в объективах Tamron до сих пор. Хотя сам способ менее надежен, чем ультразвуковой.
SP (Super Performance) – редкая маркировка для обозначения самых дорогих и качественных моделей оптики Tamron.
USD (Ultrasonic Silent Drive) – ультразвуковой мотор автофокусировки.
VC (Vibration Compensation) – обозначение оптики со встроенным оптическим стабилизатором.
Вместо заключения
Теперь, когда вы знаете, что означает та или иная аббревиатура у разных производителей, вы сможете бегло читать полные названия объективов. Можно даже дополнительно потренироваться. Возьмем Nikon AF-S Nikkor 58mm f/1.4G. Это объектив для полнокадровых камер, со встроенным ультразвуковым мотором, фокусным расстоянием 58 мм, максимальной диафрагмой 1,4 и отсутствующим кольцом для установки диафрагмы. Или, например, Tamron 18–270mm F/3.5–6.3 Di II VC PZD. Слишком длинно, но и здесь никаких сложностей. Это объектив с переменным фокусным расстоянием (от 18 до 270 мм) и переменной светосилой (3.5–5.3), предназначенный для зеркалок с APS-С-матрицей; он оснащен пьезоэлектрическим мотором фокусировки и системой оптической стабилизации. Ну а дальше попробуйте расшифровать название объектива, который вы видели у знакомого фотографа. Или на том, к которому сами приценивались.