История компании Kodak. Часть I: первая карманная камера, катушечная пленка и машина для проявки
Имя Джорджа Истмана многим кажется очень знакомым, однако люди затрудняются вспомнить, кем он был и чем мы ему обязаны. А ведь если бы не он, то, сегодня не было бы встроенных камер в телефонах. Не было бы компактных камер как класса. А Инстаграм назывался бы по-другому, а то и вовсе не существовал бы. Джордж Истман – отец компании Kodak, которая изменила представление о фотографии и фотоаппаратах более ста лет назад.
Вопреки расхожему мнению, Истман не был первооткрывателем фотографии. Это произошло еще до него. Француз Жозеф Нисефор Ньепс получил первое изображение в 1822 году, а первой сохранившейся фотографией стал его же снимок 1826 года. Джордж Истман основал свою компанию в 1881 совместно с Генри Стронгом, называлась она Eastman Dry Plate Company и занималась производством эмульсионных пластин для фотографии. За два года до этого Истман самостоятельно разработал и запатентовал машину для нанесения эмульсии на пластины, которые использовались одновременно вместо пленки и фотобумаги. Такие пластины подразумевали работу с крупногабаритной техникой в специально оборудованном помещении. Истман понимал, что для популяризации фотографии нужно придумать что-то более простое и доступное. Он даже столкнулся с проблемой лично, когда пытался взять фотоаппарат и штатив для поездки в горы.
В 1885 году Джордж Истман изобрел катушечную пленку, которая стала использоваться в фотографии и дала толчок развитию киносъемки. Впрочем, это уже совсем другая история. Спустя три года – 4 сентября 1888 – Истман зарегистрировал название Kodak, а ближе к концу года под этим названием вышла и первая камера. Она обладала фиксированным фокусом и позволяла получать круглые изображения диаметром 6,4 см (2,5 дюйма). Пленка, заряженная в камеру позволяла сделать ровно 100 фотографий. Все это обходилось в 25 долларов – довольно дорого по тем временам. И Истман сразу же поставил целью максимальное удешевление фотографии.
Само слово Kodak не значит ровным счетом ничего. Джордж Истман почему-то очень любил букву К, верил в ее особые свойства и, размышляя над названием, пытался придумать запоминающееся слово, которое начиналось бы и заканчивалось на букву К. Вот, что он сам говорил по этому поводу:
«Я сам придумал это слово. К — моя любимая буква алфавита. Она кажется мне сильной и запоминающейся. Мне пришлось перепробовать множество комбинаций букв, прежде чем получилось слово, начинающееся и заканчивающееся на букву К. Кодак — результат моих попыток»
Спустя 2 года в продажу поступил фотоаппарат с пленкой на 48 кадров, который обходился дешевле за счет сниженной стоимости производства. А спустя 10 лет – в 1900 году – Истман представил фотоаппарат Brownie с пленкой на 6 кадров, который стоит всего 1 доллар. Пленка была сменной и продавалась по цене 15 центов. Камера продавалась по себестоимости или даже в убыток, однако Истман позаимствовал эту идею у производителей бритвенных станков, которые еще в 19 веке стали зарабатывать исключительно на расходных материалах.
Стоит отметить важный промежуточный этап – в 1895 году вышла первая компактная камера Pocket Kodak, которая продавалась за 5 долларов и позволяла получать прямоугольные негативные снимки размером 1,5х2 дюйма. А спустя два года эта камера была упомянута в романе Дракула, благодаря которому о камерах Kodak заговорил весь мир.
Изначально компания Kodak не имела никакого отношения к фотобумаге (эмульсионной бумаге для печати фотографий с негативов), она лишь приобрела патент на бумагу Velox и Лео Бэкленда за миллион долларов.
Как первопроходец потребительской фотографии, Истман прекрасно знал о том, какие стереотипы останавливают людей от покупки камеры. Долгое время фотосъемка была сложным, медленным и очень дорогим процессом. Одним только выпуском компактных и недорогих камер ситуацию не изменить, так что Истман стал значительно вкладываться в рекламу и пытался объяснить людям, что с помощью его камер фотографировать может любой желающий. Истман лично создавал и утверждал слоганы. Реклама Kodak была известна еще в Российской Империи.
Успех камер Brownie обеспечен не только их простотой и дешевизной, но и многочисленными рекламными компаниями. К слову, особенной популярностью камеры Brownie пользовались у детей. Их дарили на день рождения, на рождество, их делали призами в детских соревнованиях.
Камера Brownie стала настоящим долгожителем и выпускалась на протяжении 75 лет. Ее устройство и внешний вид неоднократно менялись – порой радикально – однако общая идея оставалась неизменной. Простая и очень доступная камера для всех.
После первых очевидных успехов Brownie Истман понял, что получать прибыль можно не только от продажи расходных материалов, но и от сервиса. Так, в 1902 году он разработал машину для проявки Kodak Developing Machine, которая за скромную плату избавляла фотолюбителя от возни в темной комнате. Машина стала прообразом современных фотолабораторий, хотя сейчас оригинальное изобретение сложно вообще назвать машиной.
Истман непрерывно совершенствовал технологии и процессы производства, разрабатывая новые типы пленки, совершенствуя состав эмульсии на фотобумаге и так далее. А в 1930 году акции Kodak были включены в состав индекса Dow Jones Industrial Average. Это был ошеломительный успех по тем временам, из небольшой производственной компании в городе Рочестер Kodak превратилась в транснациональную корпорацию с представительствами в десятках стран. Однако Джордж Истман в 1932 году покончил жизнь самоубийством, застрелившись из пистолета. На тот момент ему было 77 лет. Причиной послужило смертельное заболевание, диагностированное личным врачом.
После смерти основателя, компания Eastman Kodak продолжала совершенствовать пленку и активно развиваться. Вскоре компания представила пленку формата 135, которая стала самым популярным материалом для съемки. А затем Kodak вступила в эру цифровой фотографии. Как ни странно, у Kodak практически не было конкурентов. Фактически стала монополистом на американском рынке, более-менее серьезные проблемы у Kodak начались в 70-х годах, когда появились камеры Polaroid. А продолжились – в 80-х, когда на американский рынок вышла компания Fujifilm с очень агрессивной ценовой политикой. Компания Kodak оказалась не готовой к новым рыночным условиям и начала терять долю рынка. Впрочем, об этих событиях я расскажу во второй части материала.