Обзор зеркальной камеры Canon EOS 5D Mark IV: ненавязчивый апгрейд по всем пунктам
Canon аккуратно выдерживает четырехлетний перерыв в обновлении самой массовой полнокадровой камеры. В 2008 был представлен EOS 5D Mark II, который доказал, что снимать качественное видео можно не только видеокамерой. Тогда же Canon EOS 5D стали называть просто «Марк». Следующий «Марк» вышел в 2012 году, и вот сейчас, спустя 4 года выходит Mark IV. Все, конечно, ожидали, что камеру представят на выставке Photokina 2016, но Canon выкатил его еще в конце августа. Несмотря на огромную популярность, камера имела ряд недостатков: автофокус проигрывал конкурирующим аппаратам Nikon, а сенсор не лучшим образом передавал детали в темных участках кадра. Так что работа над 5D Mark IV начиналась с их устранения, и лишь затем додумывались новые функциональные возможности.
Самым очевидным новшеством стал CMOS-сенсор, разрешение которого возросло с 22 до 30 мегапикселей. Помимо этого камера обзавелась новым процессором DIGIC 6+, работающим в связке с чуть менее новым DIGIC 6, улучшенной системой автофокуса и загадочным форматом съемки Dual Pixel RAW. Во всем этом мы сейчас будем разбираться.
Что к чему?
Canon EOS 5D Mark IV | Canon EOS 5D Mark III | |
Класс | полнокадровая зеркальная камера | полнокадровая зеркальная камера |
Сенсор | 30 Мп, CMOS, Full Frame (36x24 мм) | 22 Мп, CMOS, Full Frame (35,8x23,9 мм) |
Байонет | Canon EF | Canon EF |
Формат фото | RAW, JPEG (6720x4480) | RAW, JPEG (5760x3840) |
Формат видео | MPEG-4, Motion JPEG 4K (4096x2160@30/24 fps) Full HD (1920x1080@60/30/24 fps) | H.264 Full HD (1920x1080@30/25/24 fps) HD (1280x720@60/50 fps) |
Диапазон чувствительности | ISO 100 – 32000 (50 – 102400) | ISO 100 – 25600 (50–102400) |
Диапазон выдержек | 1/8000 – 30 с | 1/8000 – 30 с |
Серийная съемка | 7 кадров/с | 6 кадров/с |
Экран | 3,2’’, 1,62 млн. точек, фиксированная конструкция | 3,2’’, 1,04 млн. точек, фиксированная конструкция |
Видоискатель | оптический (пентапризма), 100% покрытие кадра, увеличение 0,71x | оптический (пентапризма), 100% покрытие кадра, увеличение 0,71x |
Стабилизация | нет | нет |
Память | 1 x CompactFlash 1 x SD/SDHC/SDXC | 1 x CompactFlash 1 x SD/SDHC/SDXC |
Встроенная вспышка | нет | нет |
Wi-Fi | встроенный модуль + NFC | нет |
Аккумулятор | LP-E6N, 1865 мАч | LP-E6, 1800 мАч |
Размеры | 151х116х76 мм | 152х116х76 мм |
Вес | 890 г | 950 г |
Цена | В США: $3499 В России: 229 990 рублей | В США: $2499 В России: 130 990 рублей |
Как выглядит?
Как ни странно, внешне камера практически не изменилась – отличить EOS 5D Mark IV от Mark III на глаз сможет только очень внимательный фотограф. Корпус камеры по-прежнему металлический, хотя и стал немного легче по сравнению с Mark III. Впрочем, разницу в 60 граммов вы ощутите только при работе с каким-нибудь компактным и легким объективом вроде 50/2.8. Но в большинстве случаев вес всей конструкции определяет объектив, особенно если что что-нибудь вроде 11-24/4 или 70-200/2.8.
Любопытно, что для антенн беспроводных модулей (а в камере есть встроенные Wi-Fi, NFC и GPS) в металлическом каркасе нет. NFC спрятан в крышке отсека для карт памяти, а Wi-Fi и GPS расположены в самой верхней части камеры – там, где могла быть встроенная вспышка. Так вот, сами модули расположены между металлическим каркасов и внешней пластиковой обшивки, поэтому их работе ничто не мешает.
На задней панели по-прежнему есть крупный со вписанной клавишей, который долгое время является визитной карточкой камер Canon. Есть и привычный джойстик. А рядом с ним расположена миниатюрная кнопка-педаль, которая используется для выбора зоны автофокусировки, а также – в сочетании с главным дисковым селектором – для установки ISO и внесения поправки экспозиции. В Canon EOS 5D Mark III этот элемент отсутствовал.
Следующий пункт программы улучшений – новые уплотнительные прокладки, предотвращающие попадание пыли и влаги внутрь. Камера по-прежнему не может использоваться под водой, это очевидно, но теперь можно совершенно спокойной снимать даже во время сильного дождя. Главное, чтобы объектив тоже был защищенным. Ну и отдельно стоит отметить дополнительные резиновые мембраны возле байонета, кнопки спуска и батарейного отсека.
Упор под большой палец на задней панели стал более выразительным, так что теперь держать камеру одной рукой можно гораздо спокойнее, даже при наличии тяжелого объектива. Мне, например, вполне комфортно удавалось работать с монструозным «портретником» 85 мм F1.2.
Ну и последнее, что заметит бывший обладатель EOS 5D Mark III при переходе на Mark IV, это сенсорный экран. И хотя Canon явно и четко сообщает о том, что дисплей стал сенсорным, интерфейс камеры совершенно не принуждает вам к использованию нового элемента. Такой подход предпочитают все производители мало-мальски серьезных камер, признавая, что фотографы с многолетним опытом крайне неохотно меняют привычки. Сенсор здесь емкостный, он прекрасно реагирует на палец, поддерживает мультитач, а внешнее стекло сдобрено олеофобным покрытием, так что протирать дисплей каждые полчаса не придется.
Размер дисплея не изменился со времен EOS 5D Mark III (как было, так и осталось 3,2 дюйма), однако сама матрица немного прибавила в разрешении (теперь 1,62 млн. точек) и стала честнее отображать цвета. Во всяком случае никакой разницы в картинке на встроенном экране и на откалиброваном мониторе я не заметил.
Монохромный дисплей на верхней панели камеры, отображающий основные параметры съемки, по-прежнему подсвечивается ярким оранжевым цветом. А до реализации подсветки клавиш, как у Nikon D500, в Canon пока не додумались. Впрочем, любой фотограф, поработавший с камерой хотя бы две-три недели легко запомнит всех клавиш и будет находить их наощупь. Здесь ведь точно, как с подсветкой клавиатуры на ноутбуки. Любому, кто освоил слепой десятипальцевый метод набора, она совершенно не нужна.
Оптический видоискатель по-прежнему остается главным фактором, препятствующим массовому переходу на беззеркальные камеры. Речь, конечно, о профессиональных фотографах. В случае с Canon EOS 5D Mark IV мы имеем очень большой, очень яркий и очень информативный «инструмент» со стопроцентным покрытием кадра и прекрасной информативностью.
Цифровой уровень по двум осям отображается сверху и совершенно не мешает строить кадр, а среди точек фокусировки жирно выделяется лишь текущая, так видоискатель совершенно не выглядит перегруженным. Отдельно стоит отметить индикатор мерцания (flicker detection), который очень пригодится при съемке под люминисцентными и светодиодными лампами.
Что умеет?
Canon EOS 5D Mark II раз и навсегда изменил представление о функциональности фотокамеры. С тех пор воспринимать зеркалку исключительно как инструмент для съемки фото, теперь это еще и полноценная видеокамера. Однако Canon EOS 5D Mark IV в этом слегка не оправдывает ожидания. Эта камера умеет снимать видео в разрешении 4К, но на деле оказалось, что запись в максимальном разрешении имеет ряд серьезных ограничений. Во-первых, в записи изображения участвует не весь сенсор, а лишь его часть по центре, что создает большой кроп-фактор (1,74х), что создает определенные трудности в достижении широкого угла обзора.
Кроме того, записывать видео в 4К можно только в формате Motion JPEG, в котором каждый кадр сохраняется в виде отдельной картинки. Это позволяет без проблем извлекать отдельные кадры и использовать их как 8-мегапиксельные фотографии, но в результате битрейт видеоряда получается запредельным – порядка 500 Мбит/с. И даже если у вас будет карта памяти, способная вести запись с такой скоростью, то дальнейшая работа с таким видео будет затруднена, одна минута такого видео занимает около 4 гигабайт. Так что видеозапись в 4К имеет смысл только если вам нужно получить серийную съемку в 30 кадров в секунду с постоянно работающим автофокусом. Выводить 4К-поток на внешний рекордер по HDMI тоже нельзя. В общем полноценная работа с видео возможно только в разрешении Full HD. Здесь уже камера позволит использовать формат H.264 и выбирать между 30 и 60 кадрами в секунду.
Автофокус – главный пункт программы улучшений. Canon EOS 5D Mark IV получил новую технологию Dual Pixel AF, которая отвечает за скорость и точность наведения в режиме Live View, а также 150000-пиксельный сенсор замера, который использовался в камере EOS 1D X первого поколения. Общее число точек фокуса не изменилось по сравнению с EOS 5D Mark III, однако они расположены на большей площади матрицы, что особенно сказывается на качестве работы следящей фокусировки. Чувствительность позволяет фокусироваться в очень темных условиях (до -3 EV) в обычном режиме и при -4 EV в режиме Live View.
Суть технологии Dual Pixel заключается в том, что каждый пиксель на сенсоре состоит из двух субпикселей, которые «направлены» в разные стороны. Условно один из них принимает свет справа, другой – слева. А точная фокусировка подтверждается только тогда, когда картинки левого и правого пикселей совпадают. Еще эта технология расширяет динамический диапазон и помогает в работе фазовой автофокусировки. Камеры Canon (EOS 5D Mark IV, а также EOS 1D X Mark II) – единственные на моей памяти зеркалки, у которых наведение в режиме Live View работает лучше, чем при визировании через видоискатель.
Собственно, теперь фотоаппарат может снимать не только в формате JPEG и RAW, но и в особом Dual Pixel RAW. Последний значительно увеличивает объем каждого файла и предлагает несколько дополнительных возможностей. А именно – небольшой сдвиг ГРИП при обработке, а также возможность устранения бликов и, как следствие, локального снижения контраста. Пока эта функция поддерживается только в фирменном пакете Canon Digital Photo Professional. Но Adobe уже пообещала добавить поддержку в Photoshop и Lightroom. Если честно, пока меня не очень впечатлил результат, возможность сдвига ГРИП очень сильно ограничена. Она фактически не работает при использовании широкоугольной оптики, то есть рекомендуется снимать на фокусном расстоянии 80 мм и больше. Но даже в этом случае корректировка возможна в минимальных пределах. Скажем на поясном портрете можно подвигать «ГРИП» вперед назад примерно на 1 см. То есть вы сможете «отодвинуть» фокусировку на кончиках ресниц на роговицу глаза, не более того. В реальности влияние функции на результат очень мало. Но я пока воздержусь от выводов. Стоит дождаться массовой поддержки Dual Pixel RAW со стороны производителей ПО, а затем основательно протестировать функцию и типовых жанрах съемки.
Как снимает?
Во всем, что касается съемки фото, Canon EOS 5D Mark IV производит исключительно приятное впечатление. Камера прекрасно фокусируется и уверенно держит в кадре быстро движущиеся объекты, в этом отношении я бы мог сравнить ее с Sony A7S II и A7R II. Разница лишь в том, что у Sony фазовые датчики покрывают большую площадь сенсора и, следовательно, могут отслеживать движение объектов по полному полю кадра. А со статичными сценами проблем не возникает вообще – автофокус не ошибается даже в темноте. Но вначале посмотрим на качество картинки во всем диапазоне чувствительности.
Как видите, картинка минимальный шум появляется на ISO 6400. Картинка остается очень чистой и при дальнейшем повышении чувствительности на одну ступень. А вот разница между ISO 12800 и 25600 становится уже явно заметной, усиление шума слишком скачкообразное. И здесь же становится заметным и сужение динамического диапазона, но надо отдать должное – даже на максимуме «честного» ISO уровень шума остается приемлемым. И при небольшом снижении разрешения его можно устранить практически без потери качества. В реальности же при наличии светосильной оптики чувствительность редко приходится поднимать до предельных значений.
Возвращаясь к съемке 4К-видео, стоит отметить еще одну проблему 5D Mark IV – ярко выраженный эффект плавающего затвора (rolling shutter). При быстром горизонтальном перемещении камеры вертикальные линии в кадре становятся диагональными, это особенно заметно в моменты, когда в кадр попадают архитектурные формы, как на примере ниже.
Вообще это напрямую зависит от скорости считывания сигнала с сенсора. Чем она выше, тем слабее проявляется неприятный эффект. Так что общей рекомендацией по съемке видео на Canon EOS 5D Mark IV будет избегание быстрого перемещения камеры, она гораздо лучше проявляет себя при съемке из фиксированного положения.
С кем конкурирует?
Nikon D810
Безусловно, Nikon D810 – главный конкурент Canon EOS 5D Mark IV. Но в выпуске народных полнокадровых камер у давних конкурентов наметилась определенная рассинхронизация. D810 вышел в начале 2015 года, а новый 5D – в конце 2016. То есть разница почти 2 года при общем цикли обновления в 4 года. Это значит, что Nikon выпустил следующую камеру, в то время как актуальная модель Canon может во многом от нее отставать.
На данный момент Nikon D810 предлагает чуть большее разрешение сенсора без оптического фильтра и, как следствие, чуть более высокую резкость картинки. Автофокус в традиционном режиме работает как минимум не хуже, а вот в плане Live View новый Canon оказывается впереди. Несмотря на все сложности и особенности, 5D Mark IV лучше снимает видео. Ну а D810 может похвастаться лучшей автономностью.
Читайте также : 36 мегапикселей на полном кадре. Предварительный обзор Nikon D810
Sony A7R II и A7S II
Выбор беззеркалки в качестве альтернативы зеркальной камере – это, безусловно, компромисс. С точки зрения фотосъемки Canon EOS 5D Mark IV выглядит предпочтительнее. У него шикарный оптический видоискатель, превосходная эргономика. Для него больше оптики, да и стоит она дешевле, чем аналогичная для Sony. A7R II, однако, даст вам более высокое разрешение и возможность более крупноформатной печати.
А A7S II в свою очередь предлагает более богатые возможности по съемке видео, в том числе в 4К. Во-первых, у этой камеры слабее выражен эффект плавающего затвора, во-вторых, снимать можно в более привычных форматах. Ну и потом эта камера компактнее и легче, что тоже немаловажно.
Читайте также : Обзор фотокамеры Sony Alpha A7R II и Прибор ночного видения. Обзор фотокамеры Sony Alpha A7S II
Что в итоге?
Canon блестяще удалось исправить недостатки EOS 5D Mark III. Новый сенсор может похвастаться более широким динамическим диапазоном и более корректным обращением с деталями в темных участках кадра. Автофокусировка здорово доработана, но заметить разницу можно только при в следящем режиме, а также при активном использовании Live View. В этом случае не помешал бы еще и наклонно-поворотный экран, который позволил бы комфортно строить кадр из традиционно неудобной позиции.
Но, к сожалению, не обошлось и без новых недостатков. Съемка видео в 4К оказывается неконкурентоспособной. Для этого гораздо лучше подходят беззеркальные Sony A7S II и Panasonic Lumix GH4. В итоге я бы однозначно рекомендовал обновиться обладателям EOS 5D Mark II и Mark III и заинтересованных в фотосъемке. А вот рекомендоваться новинку операторам можно только в том случае, если они уверены, что запись 4К в ближайшие пару лет им не понадобиться. Думаю, что уже в следующей версии EOS 7D Canon устранит ошибки, допущенные в EOS 5D Mark IV.
Canon EOS 5D Mark IV | |
Понравилось: | Не понравилось: |
широкий динамический диапазон, | большой кроп в режиме видеосъемки, |
новая система автофокуса Dual Pixel AF, | фиксированная конструкция дисплея, |
скорость серийной съемки, | сильный эффект rolling shutter, |
чистая картинка в широком диапазоне ISO, | нет поддержки Log Gamma, |
функция определения мерцания. | ограниченные возможности съемки в 4K. |
широкий динамический диапазон, | |
новая система автофокуса Dual Pixel AF, | |
скорость серийной съемки, | |
чистая картинка в широком диапазоне ISO, | |
функция определения мерцания. |