Как испортить лучший в мире компакт. Обзор Sony Cyber-shot RX100 IV
Sony RX100, вышедшую в 2012 году, совершенно заслуженно называли лучшей компактной камерой всех времен и народов. Она пользовалась запредельной популярностью, несмотря на высокий ценник, а Sony, почувствовав эйфорию, решила как следует закрепить свой успех. С тех пор RX100 обновлялась каждый год, и сейчас мы имеем дело уже с четвертым поколением камеры. Она по-прежнему хороша собой, но таких же ярких эмоций, как четыре года назад, она уже не вызывает. В чем же дело? Что не так с RX100 четвертого поколения?
Запомните вот что: все четыре поколения камер RX100 всё ещё доступны в продаже (в том числе в фирменной рознице Sony), а разница в цене между RX100 II и RX100 IV достигает 25 тысяч рублей. И давайте выясним, за что же в итоге придется доплатить?
Технические характеристики
Sony Cyber-shot RX100 IV | Sony Cyber-shot RX100 III | Sony Cyber-shot RX100 II | |
Класс | продвинутая компактная камера | продвинутая компактная камера | продвинутая компактная камера |
Матрица | 1’’ (13,2x8,8 мм), BSI-CMOS, 20 Мп | 1’’ (13,2x8,8 мм), BSI-CMOS, 20 Мп | 1’’ (13,2x8,8 мм), BSI-CMOS, 20 Мп |
Байонет/объектив | ЭФР 24–70 мм, F1.8–F2.8 (2,9x оптический зум) | ЭФР 24–70 мм, F1.8–F2.8 (2,9x оптический зум) | ЭФР 28–100 мм, F1.8–F4.9 (3,6х оптический зум) |
Формат** снимков** | JPEG, RAW (5742x3648) | JPEG, RAW (5742x3648) | JPEG, RAW (5742x3648) |
Формат** видео** | MPEG4, AVCHD, XAVC S (3840x2160@30p, 1920x1080@60p, 1280x720@120p, 1110x384@1000p) | MPEG4, AVCHD, XAVC S (1920x1080@60p, 1440x1080@30p, 1280x720@120p) | MPEG4, AVCHD (1920x1080@60p, 1280x720@60p) |
Диапазон** светочувствительности** | ISO 100–12800 (80–25600) | ISO 100–12800 (80–25600) | ISO 100–12800 (80–25600) |
Диапазон** выдержек** | 1/32000–30 с | 1/2000–30 с | 1/2000–30 с |
Экран | LCD, наклонная конструкция, диагональ — 3”, разрешение — 1 228 800 точек | LCD, наклонная конструкция, диагональ — 3”, разрешение — 1 228 800 точек | LCD, наклонная конструкция, диагональ — 3”, разрешение — 1 228 800 точек |
Видоискатель | электронный, разрешение – 2,36 млн. точек, 100% покрытие кадра, увеличение 0,59х | электронный, разрешение – 1,44 млн. точек, 100% покрытие кадра, увеличение 0,59х | нет |
Вспышка | встроенная, ведущее число 10 м | встроенная, ведущее число 10 м | встроенная, ведущее число 15 м |
Wi-Fi | встроенный модуль Wi-Fi+NFC | встроенный модуль Wi-Fi+NFC | встроенный модуль Wi-Fi+NFC |
Память | карты SD/SDHC/SDXC, Memory Stick Pro Duo/Pro-HG Duo | карты SD/SDHC/SDXC, Memory Stick Pro Duo/Pro-HG Duo | карты SD/SDHC/SDXC, Memory Stick Pro Duo/Pro-HG Duo |
Интерфейсы | USB/AV, HDMI | USB/AV, HDMI | USB/AV, HDMI |
Аккумулятор | NP-BX1, литий-ионный, 1240 мАч | NP-BX1, литий-ионный, 1240 мАч | NP-BX1, литий-ионный, 1240 мАч |
Размеры и вес | 102x58x41 мм, 298 г | 102x58x41 мм, 290 г | 102x58x38 мм, 281 г |
Цена в России | 69 990 рублей | 59 990 рублей | 44 990 рублей |
Камера не стала компактнее, немного прибавила в весе, разрешение сенсора не изменилось, равно как и чувствительность. Зато она обзавелась возможностью видеосъемки в 4К, улучшила показатель скорострельности и научилась снимать со сверхкороткими выдержками. Плюс новый электронный видоискатель. И все это по цене крутой зеркальной камеры в начале-середине 2014 года.
Дизайн и конструкция
Внешне Cyber-shot RX100 IV вообще не отличается от RX100 III. У нее такой же алюминиевый корпус, все элементы управления расположены на прежних местах. Единственное, что хоть как-то выдает новинку – небольшая надпись о возможности съемки 4К-видео на верхней грани. Дизайн камеры прошлого поколения был исключительно удачным, однако я не могу сказать, что улучшать в нем было нечего.
Несмотря на компактность, Sony RX100 IV обладает продуманной системой управления. Есть два дисковых селектора (это свойственно больше камерам высокого класса), а набор механических элементов позволяет легко обойтись без сенсорного ввода с экрана и прочего неоклассицизма.
Банально, но факт: камера надежно лежит в руке и не выскальзывает. В этом помогает небольшая резиновая накладка справа под большим пальцем. Но, на мой взгляд, не помешала бы еще небольшая резинка спереди, как у Sony RX1.
На верхнем торце – элемент, отсутствовавший в RX100 II: электронный видоискатель. У RX100 III он реализован аналогичным образом. Видоискатель раскладывается в двух измерениях: в закрытом положении он фиксируется механической задвижкой, затем «выстреливает» вверх и оттягивается назад. Открытый EVF автоматически включает камеру, если до этого она была выключена. Вспышка обходится без подобных фокусов, она открывается чисто механическим способом и питание камеры никак не затрагивает.
К слову, видоискатель – один из ключевых элементов на повестке дня. За последний год он здорово эволюционировал, но вопрос о том, нужен ли он компактной камере вообще, остается открытым.
Самым интересным элементом управления остаётся кольцо вокруг объектива. В разных режимах съемки оно отвечает за разные функции: настраивает выдержку, диафрагму, с его помощью осуществляется ручная фокусировка. Работает превосходно, но в ощущениях нет приятной аналоговости – кольцо поворачивается слишком плавно. Да и в ручной фокусировке заметна дискретность, линзы движутся не плавно, а с небольшим шагом. Но надо отдать должное Sony – никакого лага в режиме мануальной фокусировки нет.
В сравнении RX100 IV со вторым поколением модели выясняется, что камера лишилась интерфейсного разъема на верней панели. В него можно было установить электронный видоискатель (чего, естественно, никто не делал – слишком дорого и бессмысленно), а также вспышку (что, разумеется, не пользовалось популярностью, потому что большинство кадров делается без вспышки, а на крайний случай есть встроенная). К чему это я? К тому, что в идеальном мире у RX100 не должно быть ни интерфейсного разъема для аксессуаров, ни встроенного оптического видоискателя.
Экран и видоискатель
Видоискатель почти вдвое прибавил в разрешении по сравнению с RX100 III. Разница в качестве картинки видна невооруженным взглядом, частота обновления по ощущениям тоже стала выше. Однако физически картинка в видоискателе по-прежнему слишком маленькая – он не идет ни в какое сравнение с видоискателями в камерах Sony A7. Теоретически EVF мог бы способствовать более точной фокусировке в ручном режиме, но на деле оказывался, что дисплей для этого приспособлен лучше. Картинка на нем физически крупнее той, которую вы увидите в видоискателе. Да и вращать кольцо, держа крохотную камеру вплотную к лицу, откровенно неудобно. В более крупных беззеркальных камерах процесс наведения на резкость вручную гораздо проще и удобнее.
Дисплей остался без изменений. Это та же трехдюймовая LCD-матрица, которая стояла еще в Sony RX100 II. Конструкция позволяет откидывать экране на 180 градусов вверх (ориентация картинки автоматически меняется, когда экран стоит в крайнем положении) и примерно на 45 градусов вниз. По дисплею удобно наводиться как и при съемке с нижней точки, не менее удобно и делать селфи на фоне соучастников корпоратива или облюбованных туристами достопримечательностей.
Функциональные возможности
Все новшества Sony Cyber-shot RX100 невооруженным взглядом не видны – чтобы почувствовать разницу, нужно взять камеру в руки и поснимать.
Видео. Честно, я не считаю возможность видеосъемки в 4К сколь-либо значимым преимуществом фотокамеры (а особенно – компактной фотокамеры), но вам стоит иметь в виду – RX100 IV такая возможность есть. Встроенный оптический стабилизатор делает видеоряд довольно плавным, особенно, если не пользоваться максимальным зумом и не трясти камеру совсем уж отчаянно. Впрочем, для RX100 IV увеличили не только разрешение видео при съемке с нормальной частотой, но и увеличили частоту съемки при записи в низком разрешении. Так, например, в 384р можно сохранять видеоряд с частотой до 1000 кадров в секунду.
Выдержка. Она стала короче, гораздо короче минимально возможной выдержки на Cyber-shot RX100 III. Была 1/2000 секунды, стала 1/32000. В умелых руках это позволит получать интересные кадры, недоступные камерам прошлых поколений. Но в реальности любительских сюжетов, для которых была бы нужна столь короткая выдержка почти нет. Не стоит забывать еще и о том, что для нормальной экспозиции на 1/32000 секунды нужно очень-очень-очень много света – даже в солнечный день могут возникнуть трудности.
Серийная съемка. Было 10 кадров в секунду, стало 16. Прогресс налицо, но, опять же, эта разница не столь значительна, как может показаться. Во-первых, автофокус работает только по первому кадру (со следящей фокусировкой о такой скорости съемки можно не мечтать). А во-вторых, такая частота съемки не будет востребована в любительских сюжетах. Можно возразить, что заниматься коммерческой съемкой можно и с компактом, но я все равно не могу представить себе RX100 в руках опытного профессионала. Разве что в роли вспомогательной камеры для предварительной съемки и оперативного согласования сюжета с заказчиков.
Лучший автофокус. Sony, конечно, говорила о том, что камера стала наводиться быстрее, однако никакой разницы с Cyber-shot RX100 III я не заметил. При хорошем освещении камера четко «цепляется» за объект в нужной точке, но в сумерках ее возможности выглядят не столь впечатляющими. Не удивительно, ведь для фокусировки камера использует старый добрый контрастный метод.
Тестовые снимки, автономная работа
Sony не торопится менять 20-мегапиксельнй однодюймовый сенсор на что-то новое. Точно такой же BSI-CMOS датчик использовался и в RX100 III, и в RX100 II. В случае с RX100 IV можно говорить лишь о небольшом программном тюнинге изображения. Принципиальной разницы в уровне шумов между камерами прошлого и нынешнего поколения не видно.
И, если говорить, о компактных моделях, то Sony находится в авангарде. Качество картинки при ISO 6400 выше всяческих похвал. Алгоритм шумоподавления в режиме Normal очень бережно обходится с деталями, резкость практически не снижается. Правда, на максимальном значении в темных участках кадра появляется закономерная «каша». Для матрицы с диагональю 1 дюйм – это по-прежнему очень неплохой результат. Но он ничуть не лучше, чем у RX100 III или даже RX100 II.
Но что мне особенно нравилось в линейке RX100 – это оптика. Четвертое поколение камеры не предлагает никаких улучшений по этой части – мы по-прежнему имеем дело с 2,9-кратным оптическим зумом и диапазоном от 24 до 70 мм в эквиваленте. Максимальная диафрагма по мере зуммирования уменьшается с 1.8 до 2.8, но в этом нет ничего плохого. Резкость очень высокая во всем диапазоне фокусных расстояний – не поленитесь, рассмотрите примеры съемки со стопроцентным увеличением.
Соглашусь, что для компактной камеры оптический зум небольшой. Но если того, что предлагает Sony Cyber-shot RX100 IV вам покажется мало, обратите внимание на модель второго поколения. Ее объектив покрывает больший диапазон фокусных расстояний (от 28 до 100 мм в эквиваленте), но и максимальная диафрагма на длинном конце будет меньше – 4.9.
Единственный параметр, который Sony не удалось улучшить – это время автономной работы. Аккумулятор остался прежним, а нагрузка на него возросла. В результате время автономной работы уменьшилось в полтора раза по сравнению с RX100 II. Раньше на одной зарядке можно было сделать 350 кадров (по методике CIPA), а теперь только 280. Впрочем, если не пользоваться вспышкой и использовать экран вместо электронного видоискателя, этот показатель можно немного улучшить. Но камеру по-прежнему можно заряжать по USB от компьютера или пауэр-банка.
Выводы
Надо признать, в заголовке я немного погорячился. Sony RX100 IV – отличная камера и безоговорочный лидер в своем сегменте. Все улучшения пошли ей на пользу, но с точки зрения российского пользователя в конце 2015-начале 2016 года все это выглядит очень сомнительно. Многие ли из вас согласятся доплатить 30 тысяч рублей за возможность съемки 4К-видео, сверхкороткую выдержку и электронный видоискатель с высоким разрешением? Думаю, что нет. Надо признать, что сейчас модель прошлого и даже позапрошлого поколения выглядит более разумным выбором.