Повторный дебют. Предварительный обзор Pentax K-01
Надо признать, Pentax Q был чертовски приятной камерой. Маленький, стильный, невероятно удобный, он мог стать объектом фетиша для людей с хорошим вкусом. Вот только его использование по прямому назначению было сопряжено с рядом тонкостей. Главный бич Pentax Q – маленькая матрица, которая ставила его в один ряд с компактными камерами и не позволяла на равных конкурировать с прочими беззеркалками. И хотя эта камера по-прежнему поддерживается и продается, в Pentax осознали ошибки и решили дебютировать на рынке компактных камер снова, представив Pentax K-01.
Дизайн камеры был встречен неоднозначно, если судить по первой реакции в сети. Пресса по большей части в восторге, а пользователи разделились на две группы: одни очень впечатлены, другие сильно разочарованы. Хорошая новость для Ricoh Pentax состоит в том, что равнодушным камера не оставляет. Что ж, присмотримся к Pentax K-01 (произносится кей-оу-уан) повнимательнее.
Pentax K-01 | |
Класс | компактная камера со сменной оптикой |
Матрица | APS-C СMOS (23.7 х 15.7 мм), 16 мегапикселей |
Объектив | сменный, байонет Pentax KAF2 |
Формат фотографий | RAW, JPG (максимальное разрешение 4928х3264) |
Формат видео | MPEG4 (1920х1080, 30 fps) |
Диапазон чувствительности | ISO 160 — 12 800 (ISO Boost до 25 600) |
Диапазон выдержек | 30 — 1/4000 c |
Вспышка | встроенная (ведущее число 12 при ISO 100), разъем «горячий башмак» для подключения внешней вспышки |
Видоискатель | отсутствует |
Экран | TFT, диагональ 3.0’’, разрешение 921 000 пикселей |
Память | SD/SDHC/SDXC до 64 ГБ |
Интерфейсы | USB 2.0, HDMI |
Аккумулятор | Съемный, литий-ионный, 1100 мАч (~540 фотографий) |
Размеры и вес | 122 х 79 х 58 мм, 561 г |
Pentax K-01 в самом деле совместим с оптикой для зеркальных камер. Не нужно никаких переходников, ухищрений или усилий – весь модельный ряд объективов для зеркалок Pentax совместим с K-01. Подобный путь выхода на рынок системных камер в свое время рассматривали в Nikon, но в итоге от идеи пришлось отказаться и создавать систему с нуля.
Логика Pentax очевидна: разработка и производство оптики под новую систему требует времени и значительных вложений. И если финансовый вопрос в таких случаях решается сравнительно легко, то любое промедление на фоне активности Panasonic, Olympus, Sony, Nikon, Samsung и теперь еще Fujifilm смерти подобно. Впрочем, новый объектив по случаю анонса K-01 компания все же представила. О нем речь пойдет ниже.
А пока важно отметить вот что: в основе K-01 лежит та же матрица, которая используется в Pentax K-5. В рейтинге DxO Mark она занимает седьмую строчку и соседствует с такими камерами как Nikon D3x, Nikon D3s, Pentax 645D и Sony NEX-7. То есть, это один из лучших сенсоров на рынке, даже без учета стоимости камеры, ее позиционирования и прочих моментов. И хотя реальных кадров с Pentax K-01 у нас пока нет, можно сразу говорить, что по качеству картинки (шум на высоких ISO, динамический диапазон и так далее) она будет конкурировать только с Fujifilm X-Pro 1 и Sony NEX-7. Остальные участники беззеркальной гонки отстают на два круга.
В отличии от упомянутого Pentax K-5, беззеркальная новинка может похвастаться усовершенствованной системой шумоподавления и обработки сигнала. Так что в конечном итоге результат может оказаться еще лучше.
Байонет Pentax KAF2, обеспечивающий совместимость с большим парком оптики накладывает некоторые ограничения. Эта камера - равно как и все последующие аналоги - автоматически выбывает из конкурса на самый компактный корпус. Длина рабочего отрезка не позволяет сделать тушку такой же тонкой, как, например, у Panasonic Lumix GX1 или Sony NEX-5N. Корпус K-01 крупный и увесистый – ощутимо крупнее всех актуальных аналогов. Ну а вес, который составляет 561 грамм, оправдывается щедрым использованием алюминия. Строго говоря, вся тушка – металлическая, включая некоторые кнопки и скроллеры. Так что с надежностью и живучестью проблем возникать не должно.
Расположение элементов управления на данном этапе вызывает ряд вопросов. Не совсем понятно, почему в компании решили переместить все кнопки на правую сторону под, соответственно, правую руку. Дефицита свободного места нет – это очевидно. Выходит, что левая рука будет задействована только для удержания камеры и наводки на резкость при использовании MF-объективов. Еще один спорный момент – положение скроллера. Он находится на верхней панели, но не с краю – а с ощутимым смещением к оптической оси камеры. Не берусь утверждать, что такой вариант откровенно неудобен, но длительного привыкания он точно потребует. Рукоятка под правую руку выглядит удобной. Она не так сильно выступает, как у зеркальных камер, но с учетом толщины корпуса и его веса – такой вариант оптимален.
Многообразие цветовых решений давно стало славной традицией Pentax. Изначально камера будет доступна в черном, черно-желтом и черно-белом исполнении. В дальнейшем палитра наверняка будет расширена, а для особо фанатичных поклонников марки будет выпущена какая-нибудь эксклюзивная версия (как это было с красным Pentax 645D).
Экран неплох – это трехдюймовая матрица с разрешением 921 000 пикселей, без сенсорных датчиков, без наклонной или поворотной конструкции. Такого разрешения будет достаточно, чтобы оценить качество фотографии, отследить глубину резкости и даже рассмотреть шум. Угол обзора составляет примерно 170 градусов по вертикали и горизонтали, картинка будет видна даже при съемке из совсем уж неудобных ракурсов.
Возможности съемки не стали откровением, однако вполне соответствуют ожиданиям. Серийная съемка возможна с частотой до 6 кадров в секунду. Это не рекорд, но для любой съемки - даже если это уличная репортажка или спорт - более чем достаточно. Все «взрослые» режимы (P/Av/Tv/M) остались на месте, а компанию им составят многочисленные любительские режимы в стиле «сделать красиво». Не будем сейчас заострять на них внимание, выделим лишь режим HDR. В нем камера делает три кадра: с недодержкой, правильной экспозицией и передержкой, а затем объединяет их в один кадр с проработанными тенями и сохраненными деталями ярких участков (например, неба). Единственный плюс данного режима по сравнению со съемкой HDR дедовскими способами – отсутствие потребности в штативе. Ну и потом - так проще.
Серийная съемка происходит тихо, почти беззвучно, что оценят любители съемки в театре. Затвор в камере механический, поэтому совсем беззвучной работы добиться не удалось. В зеркальных фотоаппаратах значительная часть шума создается зеркалом, которое поднимается перед открытием затвора и опускается после его закрытия.
Видеосъемка возможна в разрешении Full HD при честных 30 fps с прогрессивной разверткой. При снижении разрешения до 1280х720 можно снимать и при 50 кадрах в секунду. Режимов высокоскоростной съемки а-ля Nikon 1, к сожалению, нет. Зато предусмотрен режим интервальной съемки, который позволит без особых усилий (и - что гораздо важнее - без дополнительных вложений) снимать Time Lapse.
Выделенная кнопка для видеозаписи давно стала правилом хорошего тона, не удивительно, что она есть и у Pentax K-01. Ее же можно рассматривать и как маленький плюс на фоне Fujifilm X-Pro 1. Имеется и система стабилизации изображения, причем она механическая (сдвиг матрицы). Это значит, что стабилизация работает всегда, даже при использовании старых объективов с ручной фокусировкой. Эффективность механической стабилизации в теории ниже, чем у оптической. Однако на мой взгляд в классе системных камер она выглядит более уместно. Пожалуй, нужно будет сделать небольшой ликбез по этой теме будет в обзоре Pentax K-01.
Чувствительность матрицы регулируется в пределах ISO 100 - 25 600, в то время как верхняя граница честно отрабатываемой чувствительности находится на ступень ниже, а именно – на ISO 12 800. При наличии светосильной оптики (а в линейке Pentax достаточно «стекол» с диафрагмой 1.4. 1.8, 2.0) снимать на K-01 без вспышки можно будет почти в любой ситуации.
Еще раз отметим, что факт использования существующей линейки оптики – это большой подарок поклонникам марки. Но в то же время покупка беззеркалки теряет всякий смысл, когда приходится иметь дело с крупными и тяжелыми объективами. Пример оптимального соотношения размеров оптики и тушки – это линейка G/GF/GX от Panasonic. Неплохо обстоят дела у Fujifilm, по крайней мере, если судить по первым трем объективам для X-Pro 1. Что предпринимает Pentax?
Анонсирует самый тонкий в мире объектив блинчик – PENTAX-DA 40 мм F2.8 XS. Эквивалентное фокусное расстояние с учетом кроп-фактора 1.5х при его использовании составит 60 мм. А значит с некоторой натяжкой его можно назвать универсальным штатником. Сам объектив – случай абсолютно беспрецедентный. Однако такой же фокус вряд ли прокатит при создании длиннофокусной или широкоугольной оптики. Но всё же не будем спешить с выводами, а подождем анонсов компании, представители которой уже сейчас говорят о том, что самый большой сюрприз готовится к сентябрьской выставке Photokina в Кельне.
** *
Первый месяц 2012 года уже выглядит интереснее, чем весь прошлый год. И если позиции системы Micro Four Thirds казались непоколебимыми, то два недавних анонса (речь, конечно, о Fujifilm X-Pro 1 и Pentax K-01) заставят руководство Panasonic и Olympus изрядно понервничать.
Какие выводы в отношении K-01 можно сделать прямо сейчас? Во-первых, это первая беззеркалка, которая предполагает выгодный, недорогой и почти безболезненный переход с зеркальной системы на беззеркальную. Новинка совместима с большинством оптики Pentax, так что раскошелиться придется только на тушку. Во-вторых, появление высококачественных матриц в сегменте беззеркалок становится тенденцией, которая даст толчок остальным производителям. В-третьих, Pentax K-01 очень интересна с точки зрения дизайна. Да и вообще, на рынке цифровой фототехники, которая – казалось – забуксовала, снова появляются смелые дизайнерские решения. Так что анонс K-01 – хорошая новость не только для поклонников марки, но и для рынка системных камер в целом. Мы ожидаем финальный образец камеры в самом начале весны. Цена пока не оглашается, однако не стоит рассчитывать на попадание в ценовую категорию «меньше 30 тысяч рублей».