IDеальный MP3-дискмен... Когда же, наконец?
Лето, жара, время для дач и каникул. Хочется забыть о компьютерах и наслаждаться солнцем, фруктами и морем. Или вкалывать на кровных шести сотках, собирая очередной урожай помидоров, клубники и прочих вкусностей. Мы тоже решили немного отвлечься от традиционного объекта нашего интереса (см. название сайта) и поговорить о вещах, более близких летним заботам — портативных музыкальных плейерах, которые придутся весьма кстати и на пляже, позволяя расслабиться, «забыться» (и обгореть) под любимые мелодии, и на грядке, помогая под бодрый ритм остервенело погрузиться в зеленые заросли сорняков по самые помидоры. Но чтобы совсем не удаляться от компьютерной тематики, плейеры мы возьмем тоже не обычные, а с поддержкой музыкальных файлов формата MP3. Точнее — карманные MP3/CD плейеры. В этой статье будет кратко рассмотрена концепция идеального современного MP3/CD-дискмена, новый формат сжатия MP3PRO, спешащий на смену MP3, и целый выводок плейеров, которыми компания Philips обещает порадовать нас совсем скоро. А ниже в двух отдельных статьях мы перейдем к практике и познакомим вас со своими впечатлениями от двух свеженьких представителей класса — дорогого «элитного» RioVolt и дешевого Thomson PDP2080. Итак, начнем.
Всего какой-то год назад карманные CD плейеры (дискмены), способные проигрывать диски CDROM с музыкальными файлами в формате MP3, были пределом мечтаний некоторых любителей музыки. Нынче же удивить кого-то новым MP3/CD плейером уже непросто. За последний год они появлялись как грибы после дождя. Сначала такие плейеры обладали только самым простейшим набором функций, понимали не все типы дисков и файлов, не могли отображать ID3-теги, записанные в MP3 файлах и содержащие название композиции, альбома и имя исполнителя. Невзирая на это, они стали очень популярны среди слушателей музыки в формате MP3. Примером может служить первенец среди подобных устройств — плейер Lenoxx MP-786 (см. «КТ» #357), появившийся год назад и некоторое время в гордом одиночестве царивший на московском рынке. Даже наш главный редактор соблазнился его прелестями в обмен на свои пиастры и потом о них (пиастрах; впрочем, и о прелестях тоже) особенно не сожалел.
Время шло, прогресс на месте не стоял, и в году нынешнем подобные плейеры стали активно совершенствоваться и оснащаться, в частности, удобными графическими дисплеями, способными отображать больше информации — например, вышеозначенные ID3 теги (даже на разных языках, как, например, корейский MiSEL MJ-2000, описанный в «КТ» #391). Сейчас в Москве можно найти до десятка разных моделей карманных MP3/CD плейеров, примерно половина из которых уже оснащена текстовыми дисплеями и может отображать теги (их можно встретить, например, на Митинском рынке и на обновленной Горбушке). Да и цена опустилась до разумного уровня — так, MP3/CD дискмен PDP2080 от Thomson с графическим дисплеем и поддержкой тегов (подробнее о нем — здесь) стоит (в Москве) дешевле 120 долларов, а за 150-170 «нерусских» денег выбор подобных устройств еще богаче.
Вместе с тем, пока ни одна из этих моделей не соответствует полностью тому идеалу, который хочется рассматривать (и непременно иметь под рукой) в качестве ориентира для подобного рода устройств. Попробуем сформулировать чертову дюжину тех противоречивых требований, которым должен бы отвечать современный и недорогой MP3/CD дискмен.
IDеальный DiskMan
- Такой плейер должен без проблем проигрывать все современные музыкальные носители форм-фактора CD, включая мини-CD (уменьшенного до 8 см диаметра, а также формата визиток, см. фото), новые 800-мегабайтные CD-R и CD-RW болванки (а может и новый формат от Sony с увеличенной до 1,3 Гбайт емкостью CD — так называемые CD двойной плотности). Уверенно читать «сомнительные» диски (которые, однако, читаются на компьютере) и диски CD-R, записанные на больших скоростях (у современных моделей дискменов с этим иногда проблемы).
-
Понимать все известные файловые системы для CD и форматы записи, в том числе, мультисессионные и «незакрытые» компакт-диски, и может даже формат UDF для перезаписываемых дисков. Уметь полностью проигрывать «смешанные» CD, содержащие обычные аудио-треки и файлы (MP3 и т. п.).
-
Для дисков CDROM понимать как можно больше форматов музыкальных файлов, включая старые добрые несжатые WAV (в том числе, оцифрованные с «модной» нынче в персональных компьютерах благодаря стандарту AC'97 частотой 48 кГц), сжатые MP3, WMA, AAC всевозможных битрейтов (переменных тоже) и ряд других, а также новые перспективные форматы сжатия, как, например, Ogg Vorbis и MP3PRO (см. врезку). Крайне желательно, чтобы плейер мог распознавать форматы файлов не по их расширению, а по внутренней структуре (чтобы не было проблем с проигрыванием некоторых старых CDROM, где вместо *.mp3 часто писали *.wav или еще что-нибудь, и дисков с «ошибками» в расширениях файлов).
Новый формат сжатия MP3PRO от Thomson | ||
Говоря о MP3 и Thomson, нельзя не упомянуть о продвигаемом сейчас этой компанией новом формате сжатой музыки — так называемом MP3PRO. Напомню, что несколько лет назад именно исследовательская лаборатория Thomson Multimedia совместно с германским Fraunhofer Institute разработала формат сжатия MP3 (MPEG-1 Audio Layer 3). Новый формат от Thomson, основанный на кодеке от фирмы Coding Technologies, использует улучшенную психоакустическую модель, структурный анализ музыки, обладает полной обратной совместимостью с MP3. То есть, старые MP3-файлы будут без проблем играться на новых MP3PRO-плейерах, а новые MP3PRO-файлы — на старых MP3-плейерах (правда, в последнем случае — без использования преимуществ нового формата). Как говорят сами создатели нового формата (см., например, www.thomson-multimedia.com), при том же качестве звучания, что у предшественника, новый MP3PRO вдвое более компактен. По оценкам некоторых экспертов, качество звука в новом формате лучше, чем у MP3. | ||
Что же нового содержится в формате MP3PRO? Процесс кодирования новый «движок» разбивает на две части. В одной из них кодер анализирует низкочастотную информацию аудиозаписи и кодирует ее в обычный MP3-поток. Это обеспечивает обратную совместимость и упрощает преобразование. Вторая часть анализирует высокочастотные компоненты записи и кодирует их в часть MP3-потока, который обычно игнорируется старыми декодерами. Новый же декодер объединяет обе части потока и формирует полноценный спектр звука на выходе. Такой подход позволяет удвоить сжатие записи при примерно том же качестве звука. На сайте www.thomson.fr уже доступен для свободного скачивания программный кодер/декодер (плейер) MP3PRO от RCA. Thomson также готовит к осени новый «винчестерный» плейер PDP 2800, способный самостоятельно записывать файлы MP3PRO (наряду с WMA, RealAudio, и обычным MP3). | ||
Говоря о MP3 и Thomson, нельзя не упомянуть о продвигаемом сейчас этой компанией новом формате сжатой музыки — так называемом MP3PRO. Напомню, что несколько лет назад именно исследовательская лаборатория Thomson Multimedia совместно с германским Fraunhofer Institute разработала формат сжатия MP3 (MPEG-1 Audio Layer 3). Новый формат от Thomson, основанный на кодеке от фирмы Coding Technologies, использует улучшенную психоакустическую модель, структурный анализ музыки, обладает полной обратной совместимостью с MP3. То есть, старые MP3-файлы будут без проблем играться на новых MP3PRO-плейерах, а новые MP3PRO-файлы — на старых MP3-плейерах (правда, в последнем случае — без использования преимуществ нового формата). Как говорят сами создатели нового формата (см., например, www.thomson-multimedia.com), при том же качестве звучания, что у предшественника, новый MP3PRO вдвое более компактен. По оценкам некоторых экспертов, качество звука в новом формате лучше, чем у MP3. | ||
Что же нового содержится в формате MP3PRO? Процесс кодирования новый «движок» разбивает на две части. В одной из них кодер анализирует низкочастотную информацию аудиозаписи и кодирует ее в обычный MP3-поток. Это обеспечивает обратную совместимость и упрощает преобразование. Вторая часть анализирует высокочастотные компоненты записи и кодирует их в часть MP3-потока, который обычно игнорируется старыми декодерами. Новый же декодер объединяет обе части потока и формирует полноценный спектр звука на выходе. Такой подход позволяет удвоить сжатие записи при примерно том же качестве звука. На сайте www.thomson.fr уже доступен для свободного скачивания программный кодер/декодер (плейер) MP3PRO от RCA. Thomson также готовит к осени новый «винчестерный» плейер PDP 2800, способный самостоятельно записывать файлы MP3PRO (наряду с WMA, RealAudio, и обычным MP3). |
-
Плейер должен иметь возможность легкого апгрейда внутренней программы, а версия программы должна часто обновляться на сайте производителя для поддержки новых форматов и расширения функций. Желателен также открытый формат микрокода (хотя бы частично), чтобы пользователь мог добавлять свои функции или изменять некоторые детали настройки «под себя».
-
Опционально для наиболее продвинутых моделей желательно добавление видеовозможностей для воспроизведения «на телевизор» фильмов в форматах Video CD, MPEG2 и MPEG4 — и такие недорогие дискмены уже есть (например, модель Star-Disc SD-9928)! Про DVD я пока не говорю, хотя и это возможно — почитайте, например, про портативный DVD/CD/MP3 плейер PDV-2000 от Afreey, размером лишь слегка больший обычного дискмена. В крайнем случае, каждый аудио-дискмен должен уметь играть звуковые дорожки у фильмов и видеороликов, записанных на CD в разных форматах.
-
Опционально желательно наличие возможности записи дисков на самом плейере (благо прецеденты уже есть — дивайс от TDK и другие) через аудиовход и/или компьютер (связь по USB), хотя эта функция и не обязательна.
-
Теперь о качестве звука. Оно должно быть никак не ниже уровня техники Hi-Fi, иначе теряется вся привлекательность в подобного рода «игрушках». Звук с плейера не должен содержать посторонних призвуков (фона, специфического шума и искажений) при проигрывании файлов любого формата и битрейта. В этом требовании нет ничего сложного — современная микросхемотехника и микроэлектроника вполне позволяют это сделать. Достаточно лишь аккуратно спроектировать декодер и цифровую часть схемы обработки звука, и применить соответствующие ЦАП в грамотном обрамлении. Одним из примеров (хотя и небезупречным) является «винчестерный» плейер D.A.P. Nomad Jukebox от Creative (см. «КТ» #366). Вместе с тем, пока большинство дискменов этому критерию плохо удовлетворяет. Желательно также свести до минимума (в несколько десятков миллисекунд) паузы между MP3-треками при их проигрывании (к сожалению, все современные плейеры страдают этим недостатком, и прослушивание плавно переходящих одна в другую композиций превращается в сплошное мучение).
-
Дискмен должен иметь как линейный, так и усиленный для наушников аудиовыходы. В комплекте должны поставляться хорошо согласованные с плейером (по сопротивлению и уровню громкости сигнала) наушники приличного качества. Иначе самостоятельный поиск подходящих (и хорошо согласующихся) носимых наушников превращается порой в трудноразрешимую задачу (и требует дополнительных материальных затрат). В любом случае, в описании плейера должен присутствовать список наушников, рекомендованных (и проверенных) фирмой-производителем для использования совместно с данной моделью дискмена (конечно, ожидать этого от безымянной китайской продукции было бы наивно).
-
Плейер должен быть оснащен всем набором цифровых регулировок звука первой необходимости — от громкости (и желательно — стереобаланса) до эквалайзера (подойдет и набор фиксированных, но хорошо подобранных предустановок). Возможно также добавление расширителя стереобазы и регулируемого эффекта объемного звучания — благо современные алгоритмы (типа Sensaura) позволяют это сделать для головных стереонаушников достаточно качественно и достоверно. Однако подобные регулировки/обработки не должны заметно ухудшать качество исходного сигнала, то есть привносить в него посторонние шумы и нелинейные искажения, характерные для некачественно реализованных цифровых обработок (до сих пор такая ситуация часто встречается в портативных плейерах и даже персональных компьютерах).
-
Нет нужды говорить, что меню управления плейером должно быть простое в понимании и освоении, но богатое функциональными возможностями (эту тему можно развивать долго, чего я делать не буду). Главное здесь — удобство и быстрота навигации по диску со сложной структурой и большим числом файлов (поддержка не менее 999 файлов на диске). Дисплей — немаленький, обязательно графический, в несколько строчек (буквы не мелкие), поддержка тегов (с подробностями по запросу), длинные названия на дисплее «прокручивать». Нужна возможность отображения не только текущего времени трека и/или альбома, но и его полного времени, а также (по желанию пользователя) времени, оставшегося до окончания трека, альбома и CD. Обязательна поддержка плейлистов для нескольких дисков (хранить в энергонезависимой памяти, как и другие настройки пользователя). Очень желательна возможность загрузки плейлистов из файлов типа *.m3u (и некоторых других), находящихся на проигрываемом диске (или даже из компьютера).
-
Дизайн «музыкальной шкатулки» должен, безусловно, быть удобным и эргономичным. Вес и размеры — небольшими (труднодостижимый эталон здесь — аудио-CD дискмены от Sony). Приветствуется наличие небольших выносных пультиков управления (пусть даже на проводах, как в плейере RioVolt). Очень удобна специальная сумочка по размерам чисто конкретной модели, поставляемая в комплекте с плейером, причем в ней желательно оставлять прозрачное окошко для дисплея и выделять расположение основных органов управления. В этой же сумочке можно предусмотреть кармашки для хранения нескольких дополнительных дисков, наушников и/или комплекта батарей.
-
Небесполезной, на мой взгляд, добавкой к дискмену будет встроенный радиоприемник — большинство его компонентов плейер и так содержит (дисплей, органы управления, качественный аудиотракт), себестоимость от этого возрастет крайне несущественно, а универсальности и потребительской ценности добавится прилично. Тем более, что в CD-дискменах и флешевых MP3-плейерах это уже встречается (я же не прошу часов с будильником). Кстати, о стоимости — думаю, превышать 200 долларов она все же не должна (если, конечно, модель не с поддержкой DVD или записи дисков). Более реальная «ширпотребная» вилка — от 100 до 150 вечнозеленых президентов.
-
И, наконец, последним (но не по важности) пунктом в требованиях к подобным музыкальным игрушкам является удобство энергопитания. Сначала — о внешнем (сетевом) блоке питания. Он в комплекте должен быть обязательно, причем универсальный — на питание как от 110 Вольт/60 Гц, так и от 220 В/50 Гц с соответствующими вариантами «вилок» (вилка-переходник). Это необходимо как для торговли, так и людям, которые иногда путешествуют по разным странам. А ведь именно в таких поездках (на отдых или в командировку) носимый дискмен нужен в первую очередь, поскольку дома или в личном авто музыку можно слушать и на «стационарных» проигрывателях. Очень желательно наличие адаптера питания плейера от автомобильной сети (прикуривателя) и, возможно, адаптера питания от клавиатурного порта компьютера или ноутбука. Теперь о «батарейках». Плейер должен уметь работать как от батареек (желательно, всего от двух штук типоразмера АА), так и от аккумуляторов аналогичного размера. Причем, подзаряжающее устройство должно быть встроено в сам плейер, то есть когда дискмен работает от сетевого блока питания, находящиеся в нем аккумуляторы должны подзаряжаться. Запаса энергии комплекта свежих батарей (например, марки Duracell) должно хватать для непрерывной автономной работы плейера в течение хотя бы суток (для аккумуляторов это тоже желательно, хотя пока труднодостижимо). Но поскольку 24 часа подряд слушать музыку из «блинчика», расположенного у себя на пузе, кто-то вряд ли будет, то достаточно ограничиться временем бодрствования, то есть 15-16 часами непрерывной работы. А это уже вполне по силам современной технике.
Итак, я попытался перечислить основные характеристики (не такие уж заоблачные), которыми должен обладать самый современный MP3/CD дискмен, чтобы нам не пришлось ни на секунду усомниться в необходимости его покупки (патологическая жадность потенциального покупателя или нежелание родителей купить любимому чаду очередную игрушку — не в счет). Так что рекомендую и вам при выборе автономного музыкального проигрывателя ориентироваться на эти критерии, или хотя бы на наиболее важную для вас их часть. Пока же, к сожалению, найти плейер, удовлетворяющий всему этому сонму запросов, нереально. Таких просто еще не создано. Есть лишь отдельные более или менее удачные «приближения», пару из которых — RioVlot от SONICblue и Thomson Lyra PDP2080 — описаны на соседних страничках.
И, наконец, самая свежая информация. Сегодня появились данные о новой модификации плейера компании iRiver. Их предыдущая модель, описанная нами в обзоре про RioVolt, заслужила массу положительных отзывов и по праву претендует на близость к описанному выше идеалу. Однако новая модель (возможно, она также будет продаваться компанией SONICblue под маркой RioVolt, но уже "2") радует еще больше. Судите сами - встроен FM тюнер, улучшен графический экран, поддерживается море форматов сжатой музыки - MP3, WMA, AAC, Ogg Vorbis и MP3PRO! Даже сумочка улучшена — теперь она толстенькая с дополнительными кармашками для дисков. Но главная фишка - теперь в маленький пультик дистанционного управления ТАКЖЕ встроен двухстрочный жидкокристаллический экранчик! Посмотреть на фотографии новой модели можно, например, на страничке www.iriver.com/iriver2/iriver2_0.htm. Вероятно, RioVolt 2 станет еще лучшим приближением к нашему идеалу современного дискмена. Поскорее бы!