Фото, видео и аудио

IDеальный MP3-дискмен... Когда же, наконец?

Что такое «идеальный» MP3/CD-плейер и какие «музыкальные» сюрпризы нас ждут в ближайшем будущем? Читайте в нашем обзоре.

Лето, жара, время для дач и каникул. Хочется забыть о компьютерах и наслаждаться солнцем, фруктами и морем. Или вкалывать на кровных шести сотках, собирая очередной урожай помидоров, клубники и прочих вкусностей. Мы тоже решили немного отвлечься от традиционного объекта нашего интереса (см. название сайта) и поговорить о вещах, более близких летним заботам — портативных музыкальных плейерах, которые придутся весьма кстати и на пляже, позволяя расслабиться, «забыться» (и обгореть) под любимые мелодии, и на грядке, помогая под бодрый ритм остервенело погрузиться в зеленые заросли сорняков по самые помидоры. Но чтобы совсем не удаляться от компьютерной тематики, плейеры мы возьмем тоже не обычные, а с поддержкой музыкальных файлов формата MP3. Точнее — карманные MP3/CD плейеры. В этой статье будет кратко рассмотрена концепция идеального современного MP3/CD-дискмена, новый формат сжатия MP3PRO, спешащий на смену MP3, и целый выводок плейеров, которыми компания Philips обещает порадовать нас совсем скоро. А ниже в двух отдельных статьях мы перейдем к практике и познакомим вас со своими впечатлениями от двух свеженьких представителей класса — дорогого «элитного» RioVolt и дешевого Thomson PDP2080. Итак, начнем.

Всего какой-то год назад карманные CD плейеры (дискмены), способные проигрывать диски CDROM с музыкальными файлами в формате MP3, были пределом мечтаний некоторых любителей музыки. Нынче же удивить кого-то новым MP3/CD плейером уже непросто. За последний год они появлялись как грибы после дождя. Сначала такие плейеры обладали только самым простейшим набором функций, понимали не все типы дисков и файлов, не могли отображать ID3-теги, записанные в MP3 файлах и содержащие название композиции, альбома и имя исполнителя. Невзирая на это, они стали очень популярны среди слушателей музыки в формате MP3. Примером может служить первенец среди подобных устройств — плейер Lenoxx MP-786 (см. «КТ» #357), появившийся год назад и некоторое время в гордом одиночестве царивший на московском рынке. Даже наш главный редактор соблазнился его прелестями в обмен на свои пиастры и потом о них (пиастрах; впрочем, и о прелестях тоже) особенно не сожалел.

Время шло, прогресс на месте не стоял, и в году нынешнем подобные плейеры стали активно совершенствоваться и оснащаться, в частности, удобными графическими дисплеями, способными отображать больше информации — например, вышеозначенные ID3 теги (даже на разных языках, как, например, корейский MiSEL MJ-2000, описанный в «КТ» #391). Сейчас в Москве можно найти до десятка разных моделей карманных MP3/CD плейеров, примерно половина из которых уже оснащена текстовыми дисплеями и может отображать теги (их можно встретить, например, на Митинском рынке и на обновленной Горбушке). Да и цена опустилась до разумного уровня — так, MP3/CD дискмен PDP2080 от Thomson с графическим дисплеем и поддержкой тегов (подробнее о нем — здесь) стоит (в Москве) дешевле 120 долларов, а за 150-170 «нерусских» денег выбор подобных устройств еще богаче.

Вместе с тем, пока ни одна из этих моделей не соответствует полностью тому идеалу, который хочется рассматривать (и непременно иметь под рукой) в качестве ориентира для подобного рода устройств. Попробуем сформулировать чертову дюжину тех противоречивых требований, которым должен бы отвечать современный и недорогой MP3/CD дискмен.

IDеальный DiskMan

  1. Такой плейер должен без проблем проигрывать все современные музыкальные носители форм-фактора CD, включая мини-CD (уменьшенного до 8 см диаметра, а также формата визиток, см. фото), новые 800-мегабайтные CD-R и CD-RW болванки (а может и новый формат от Sony с увеличенной до 1,3 Гбайт емкостью CD — так называемые CD двойной плотности). Уверенно читать «сомнительные» диски (которые, однако, читаются на компьютере) и диски CD-R, записанные на больших скоростях (у современных моделей дискменов с этим иногда проблемы).

CDR-vizitka

Диск CD-R в формате визитной карточки

  1. Понимать все известные файловые системы для CD и форматы записи, в том числе, мультисессионные и «незакрытые» компакт-диски, и может даже формат UDF для перезаписываемых дисков. Уметь полностью проигрывать «смешанные» CD, содержащие обычные аудио-треки и файлы (MP3 и т. п.).

  2. Для дисков CDROM понимать как можно больше форматов музыкальных файлов, включая старые добрые несжатые WAV (в том числе, оцифрованные с «модной» нынче в персональных компьютерах благодаря стандарту AC'97 частотой 48 кГц), сжатые MP3, WMA, AAC всевозможных битрейтов (переменных тоже) и ряд других, а также новые перспективные форматы сжатия, как, например, Ogg Vorbis и MP3PRO (см. врезку). Крайне желательно, чтобы плейер мог распознавать форматы файлов не по их расширению, а по внутренней структуре (чтобы не было проблем с проигрыванием некоторых старых CDROM, где вместо *.mp3 часто писали *.wav или еще что-нибудь, и дисков с «ошибками» в расширениях файлов).

 Новый формат сжатия MP3PRO от Thomson 
Говоря о MP3 и Thomson, нельзя не упомянуть о продвигаемом сейчас этой компанией новом формате сжатой музыки — так называемом MP3PRO. Напомню, что несколько лет назад именно исследовательская лаборатория Thomson Multimedia совместно с германским Fraunhofer Institute разработала формат сжатия MP3 (MPEG-1 Audio Layer 3). Новый формат от Thomson, основанный на кодеке от фирмы Coding Technologies, использует улучшенную психоакустическую модель, структурный анализ музыки, обладает полной обратной совместимостью с MP3. То есть, старые MP3-файлы будут без проблем играться на новых MP3PRO-плейерах, а новые MP3PRO-файлы — на старых MP3-плейерах (правда, в последнем случае — без использования преимуществ нового формата). Как говорят сами создатели нового формата (см., например, www.thomson-multimedia.com), при том же качестве звучания, что у предшественника, новый MP3PRO вдвое более компактен. По оценкам некоторых экспертов, качество звука в новом формате лучше, чем у MP3.
Что же нового содержится в формате MP3PRO? Процесс кодирования новый «движок» разбивает на две части. В одной из них кодер анализирует низкочастотную информацию аудиозаписи и кодирует ее в обычный MP3-поток. Это обеспечивает обратную совместимость и упрощает преобразование. Вторая часть анализирует высокочастотные компоненты записи и кодирует их в часть MP3-потока, который обычно игнорируется старыми декодерами. Новый же декодер объединяет обе части потока и формирует полноценный спектр звука на выходе. Такой подход позволяет удвоить сжатие записи при примерно том же качестве звука. На сайте www.thomson.fr уже доступен для свободного скачивания программный кодер/декодер (плейер) MP3PRO от RCA. Thomson также готовит к осени новый «винчестерный» плейер PDP 2800, способный самостоятельно записывать файлы MP3PRO (наряду с WMA, RealAudio, и обычным MP3).
Говоря о MP3 и Thomson, нельзя не упомянуть о продвигаемом сейчас этой компанией новом формате сжатой музыки — так называемом MP3PRO. Напомню, что несколько лет назад именно исследовательская лаборатория Thomson Multimedia совместно с германским Fraunhofer Institute разработала формат сжатия MP3 (MPEG-1 Audio Layer 3). Новый формат от Thomson, основанный на кодеке от фирмы Coding Technologies, использует улучшенную психоакустическую модель, структурный анализ музыки, обладает полной обратной совместимостью с MP3. То есть, старые MP3-файлы будут без проблем играться на новых MP3PRO-плейерах, а новые MP3PRO-файлы — на старых MP3-плейерах (правда, в последнем случае — без использования преимуществ нового формата). Как говорят сами создатели нового формата (см., например, www.thomson-multimedia.com), при том же качестве звучания, что у предшественника, новый MP3PRO вдвое более компактен. По оценкам некоторых экспертов, качество звука в новом формате лучше, чем у MP3.
Что же нового содержится в формате MP3PRO? Процесс кодирования новый «движок» разбивает на две части. В одной из них кодер анализирует низкочастотную информацию аудиозаписи и кодирует ее в обычный MP3-поток. Это обеспечивает обратную совместимость и упрощает преобразование. Вторая часть анализирует высокочастотные компоненты записи и кодирует их в часть MP3-потока, который обычно игнорируется старыми декодерами. Новый же декодер объединяет обе части потока и формирует полноценный спектр звука на выходе. Такой подход позволяет удвоить сжатие записи при примерно том же качестве звука. На сайте www.thomson.fr уже доступен для свободного скачивания программный кодер/декодер (плейер) MP3PRO от RCA. Thomson также готовит к осени новый «винчестерный» плейер PDP 2800, способный самостоятельно записывать файлы MP3PRO (наряду с WMA, RealAudio, и обычным MP3).
  1. Плейер должен иметь возможность легкого апгрейда внутренней программы, а версия программы должна часто обновляться на сайте производителя для поддержки новых форматов и расширения функций. Желателен также открытый формат микрокода (хотя бы частично), чтобы пользователь мог добавлять свои функции или изменять некоторые детали настройки «под себя».

  2. Опционально для наиболее продвинутых моделей желательно добавление видеовозможностей для воспроизведения «на телевизор» фильмов в форматах Video CD, MPEG2 и MPEG4 — и такие недорогие дискмены уже есть (например, модель Star-Disc SD-9928)! Про DVD я пока не говорю, хотя и это возможно — почитайте, например, про портативный DVD/CD/MP3 плейер PDV-2000 от Afreey, размером лишь слегка больший обычного дискмена. В крайнем случае, каждый аудио-дискмен должен уметь играть звуковые дорожки у фильмов и видеороликов, записанных на CD в разных форматах.

  3. Опционально желательно наличие возможности записи дисков на самом плейере (благо прецеденты уже есть — дивайс от TDK и другие) через аудиовход и/или компьютер (связь по USB), хотя эта функция и не обязательна.

  4. Теперь о качестве звука. Оно должно быть никак не ниже уровня техники Hi-Fi, иначе теряется вся привлекательность в подобного рода «игрушках». Звук с плейера не должен содержать посторонних призвуков (фона, специфического шума и искажений) при проигрывании файлов любого формата и битрейта. В этом требовании нет ничего сложного — современная микросхемотехника и микроэлектроника вполне позволяют это сделать. Достаточно лишь аккуратно спроектировать декодер и цифровую часть схемы обработки звука, и применить соответствующие ЦАП в грамотном обрамлении. Одним из примеров (хотя и небезупречным) является «винчестерный» плейер D.A.P. Nomad Jukebox от Creative (см. «КТ» #366). Вместе с тем, пока большинство дискменов этому критерию плохо удовлетворяет. Желательно также свести до минимума (в несколько десятков миллисекунд) паузы между MP3-треками при их проигрывании (к сожалению, все современные плейеры страдают этим недостатком, и прослушивание плавно переходящих одна в другую композиций превращается в сплошное мучение).

  5. Дискмен должен иметь как линейный, так и усиленный для наушников аудиовыходы. В комплекте должны поставляться хорошо согласованные с плейером (по сопротивлению и уровню громкости сигнала) наушники приличного качества. Иначе самостоятельный поиск подходящих (и хорошо согласующихся) носимых наушников превращается порой в трудноразрешимую задачу (и требует дополнительных материальных затрат). В любом случае, в описании плейера должен присутствовать список наушников, рекомендованных (и проверенных) фирмой-производителем для использования совместно с данной моделью дискмена (конечно, ожидать этого от безымянной китайской продукции было бы наивно).

  6. Плейер должен быть оснащен всем набором цифровых регулировок звука первой необходимости — от громкости (и желательно — стереобаланса) до эквалайзера (подойдет и набор фиксированных, но хорошо подобранных предустановок). Возможно также добавление расширителя стереобазы и регулируемого эффекта объемного звучания — благо современные алгоритмы (типа Sensaura) позволяют это сделать для головных стереонаушников достаточно качественно и достоверно. Однако подобные регулировки/обработки не должны заметно ухудшать качество исходного сигнала, то есть привносить в него посторонние шумы и нелинейные искажения, характерные для некачественно реализованных цифровых обработок (до сих пор такая ситуация часто встречается в портативных плейерах и даже персональных компьютерах).

AIWA

  1. Нет нужды говорить, что меню управления плейером должно быть простое в понимании и освоении, но богатое функциональными возможностями (эту тему можно развивать долго, чего я делать не буду). Главное здесь — удобство и быстрота навигации по диску со сложной структурой и большим числом файлов (поддержка не менее 999 файлов на диске). Дисплей — немаленький, обязательно графический, в несколько строчек (буквы не мелкие), поддержка тегов (с подробностями по запросу), длинные названия на дисплее «прокручивать». Нужна возможность отображения не только текущего времени трека и/или альбома, но и его полного времени, а также (по желанию пользователя) времени, оставшегося до окончания трека, альбома и CD. Обязательна поддержка плейлистов для нескольких дисков (хранить в энергонезависимой памяти, как и другие настройки пользователя). Очень желательна возможность загрузки плейлистов из файлов типа *.m3u (и некоторых других), находящихся на проигрываемом диске (или даже из компьютера).

  2. Дизайн «музыкальной шкатулки» должен, безусловно, быть удобным и эргономичным. Вес и размеры — небольшими (труднодостижимый эталон здесь — аудио-CD дискмены от Sony). Приветствуется наличие небольших выносных пультиков управления (пусть даже на проводах, как в плейере RioVolt). Очень удобна специальная сумочка по размерам чисто конкретной модели, поставляемая в комплекте с плейером, причем в ней желательно оставлять прозрачное окошко для дисплея и выделять расположение основных органов управления. В этой же сумочке можно предусмотреть кармашки для хранения нескольких дополнительных дисков, наушников и/или комплекта батарей.

  3. Небесполезной, на мой взгляд, добавкой к дискмену будет встроенный радиоприемник — большинство его компонентов плейер и так содержит (дисплей, органы управления, качественный аудиотракт), себестоимость от этого возрастет крайне несущественно, а универсальности и потребительской ценности добавится прилично. Тем более, что в CD-дискменах и флешевых MP3-плейерах это уже встречается (я же не прошу часов с будильником). Кстати, о стоимости — думаю, превышать 200 долларов она все же не должна (если, конечно, модель не с поддержкой DVD или записи дисков). Более реальная «ширпотребная» вилка — от 100 до 150 вечнозеленых президентов.

  4. И, наконец, последним (но не по важности) пунктом в требованиях к подобным музыкальным игрушкам является удобство энергопитания. Сначала — о внешнем (сетевом) блоке питания. Он в комплекте должен быть обязательно, причем универсальный — на питание как от 110 Вольт/60 Гц, так и от 220 В/50 Гц с соответствующими вариантами «вилок» (вилка-переходник). Это необходимо как для торговли, так и людям, которые иногда путешествуют по разным странам. А ведь именно в таких поездках (на отдых или в командировку) носимый дискмен нужен в первую очередь, поскольку дома или в личном авто музыку можно слушать и на «стационарных» проигрывателях. Очень желательно наличие адаптера питания плейера от автомобильной сети (прикуривателя) и, возможно, адаптера питания от клавиатурного порта компьютера или ноутбука. Теперь о «батарейках». Плейер должен уметь работать как от батареек (желательно, всего от двух штук типоразмера АА), так и от аккумуляторов аналогичного размера. Причем, подзаряжающее устройство должно быть встроено в сам плейер, то есть когда дискмен работает от сетевого блока питания, находящиеся в нем аккумуляторы должны подзаряжаться. Запаса энергии комплекта свежих батарей (например, марки Duracell) должно хватать для непрерывной автономной работы плейера в течение хотя бы суток (для аккумуляторов это тоже желательно, хотя пока труднодостижимо). Но поскольку 24 часа подряд слушать музыку из «блинчика», расположенного у себя на пузе, кто-то вряд ли будет, то достаточно ограничиться временем бодрствования, то есть 15-16 часами непрерывной работы. А это уже вполне по силам современной технике.

RioVolt

Итак, я попытался перечислить основные характеристики (не такие уж заоблачные), которыми должен обладать самый современный MP3/CD дискмен, чтобы нам не пришлось ни на секунду усомниться в необходимости его покупки (патологическая жадность потенциального покупателя или нежелание родителей купить любимому чаду очередную игрушку — не в счет). Так что рекомендую и вам при выборе автономного музыкального проигрывателя ориентироваться на эти критерии, или хотя бы на наиболее важную для вас их часть. Пока же, к сожалению, найти плейер, удовлетворяющий всему этому сонму запросов, нереально. Таких просто еще не создано. Есть лишь отдельные более или менее удачные «приближения», пару из которых — RioVlot от SONICblue и Thomson Lyra PDP2080 — описаны на соседних страничках.

И, наконец, самая свежая информация. Сегодня появились данные о новой модификации плейера компании iRiver. Их предыдущая модель, описанная нами в обзоре про RioVolt, заслужила массу положительных отзывов и по праву претендует на близость к описанному выше идеалу. Однако новая модель (возможно, она также будет продаваться компанией SONICblue под маркой RioVolt, но уже "2") радует еще больше. Судите сами - встроен FM тюнер, улучшен графический экран, поддерживается море форматов сжатой музыки - MP3, WMA, AAC, Ogg Vorbis и MP3PRO! Даже сумочка улучшена — теперь она толстенькая с дополнительными кармашками для дисков. Но главная фишка - теперь в маленький пультик дистанционного управления ТАКЖЕ встроен двухстрочный жидкокристаллический  экранчик! Посмотреть на фотографии новой модели можно, например, на страничке www.iriver.com/iriver2/iriver2_0.htm. Вероятно, RioVolt 2 станет еще лучшим приближением к нашему идеалу современного дискмена. Поскорее бы!