Сравнительный тест двух акустических систем «супер-тяжелого» класса Altec Lansing ACS641 и Creative MegaWorks 510D
Когда на ринге тяжеловесы, это всегда привлекает интерес: тут и техника своя, и удары бескомпромиссные, — если попал, это почти наверняка нокаут. Сегодня в синем углу — акустическая система Altec Lansing ACS641, в красном — Creative MegaWorks F510D. Гонг.
Обе модели — супертяжелый вес. Во всем. Цена ACS641 зашкаливает за 250 долларов, на российской периферии упираясь в убийственные три сотни; MegaWorks 510D и того выше — от 340. Упаковка ACS641 — размером с коробку от 17-дюймового ЭЛТ-монитора, не во всякий багажник влезет. У MegaWorks 510D короб размером чуть ли не со стиральную машину, которая под раковину влезает, переть куда — тоже не подарок.
На дне коробок покоится по сабвуфер(ищ)у. Первый саб, от Altec, габаритами аж с компьютерный системный блок, аккурат с миди-башню. Два убедительных (диаметр 165 мм) динамика спереди, две пушечные трубы фазоинвертора сзади. Стук костяшкой пальца по корпусу саба вызывает долгий, металлический по характеру звука отклик. Хм, не есть вэри гуд (жди призвуков в работе), хотя такого рода призвук для саба не столь критичен, как для сателлита. Второй саб — от Creative — со средний мебельный пуфик на четырех небольших ножках. Один огромный излучатель смотрит в пол, больше никаких дырок или динамиков не проглядывается. В тестируемой модели саб оказался однокамерным, без излучателя и без какого-либо фазоинвертора. Акустическое оформление — редкое по нынешним временам и от этого вдвойне интересное. Судя по отклику «на костяшку», корпус саба более или менее заглушен звукопоглощающими материалами.
Сабвуфер ACS641 приходит в дом с четырьмя идентичными спутниками, каждый размером чуть поменьше, чем буханка черного хлебушка. В каждом сателлите по два динамика: малюсенькая 24-мм пищалка, нагруженная символическим рупором из пластмассы, и скромный 75-мм среднечастотник на резиновом подвесе.
MegaWorks 510D имеет пять одинаковых относительно компактных (где-то со среднюю дыню сорта «колхозница») сателлитов, в которых притаилось по одному широкополосничку с мягким подвесом. Каждый сателлит снабжается опорой, выполненной в виде четырехпалого щупальца а-ля «MIB». На концах щупалец — резиночки, чтоб ни вибраций-дребезга, ни царапин на мебели. Центральный сателлит отличается от остальных конструкцией опоры, предусматривающей изменение наклона динамика и нашлепку липучек, фиксирующих сателлит при размещении на мониторе. Если кому-то инопланетные опоры не по душе, то к сателлитам присобачиваются самоклеящиеся маленькие прозрачные ножки-прокладки, идущие в комплекте. При желании дыньки подвешиваются на стену, благо крепежное отверстие «под ключ» имеется в каждом, а в комплекте есть даже шурупы с дюбелями (!). Все элементы сателлитов выдержаны в темно-серых и черных тонах.
К сожалению, фото не всегда передает в полной мере красоту и изящество утонченных дизайнерских решений. Дизайн обеих систем отдает добротным эксклюзивом. Особенно удался декоративно-защитный гриль у Altec, которая всегда славилась хорошим вкусом при выборе экстерьера своих систем. Съемные панели как для саба, так и для сателлитов выдержаны в едином стиле. Цвет и структура ткани выбраны такими (серо-зеленоватые тона), что подойдут практически под любой интерьер. Сателлиты ACS641 устанавливаются на литые металлические опоры, отфинишированные «под матовый титан». Для регулировки наклона прямо на сателлите имеется откидной пластмассовый подпятник.
Без декоративной гриль-панели оба конкурирующих сателлита выглядят, как простушка без косметики. Черный, без помпезных украшений, сабвуфер MegaWorks 510D смотрится хоть куда. Вид альтековского саба со снятой гриль-панелью вызывает ассоциации кинаповских динамиков из кинотеатра эпохи застоя.
Язык не поворачивается назвать эти колонки компьютерными. Фактически это универсальные, потрясающей мощности акустические системы, наиболее полно раскрывающие свои возможности в связке с высококачественными многоканальными звуковыми картами. Колонки в стереоварианте без проблем подключаются к телевизору (через НЧ-аудиовыход или через выход на наушники), видеомагнитофону или DVD-плейеру. В четырехканальном варианте их лучше подключать к бытовому DVD-плейеру, имеющему декодер DTS/DD и аналоговые выходы. Электрический конструктив дуэлянтов таков, что сабвуферы будут работать всегда, даже если канал, предназначенный для отдельного активного сабвуфера, не подключать вообще. Другое дело, что бытовой DVD-плейер в отличие от софтверного, как правило, не подмешивает декодированный сабвуферный канал в каналы тыла и фронта, а выдает на отдельный моновыход с RCA-разъемом, и наш Altec останется на голодном пайке, без супернизких частот. Для многоканального варианта 5.1 креативовский MegaWorks 510D с его пятью сателлитами предпочтителен еще и потому, что имеет собственные АЦП и цифровой вход. Это позволяет работать с целым рядом аудиокарт, что особенно оправдывает себя, если те имеют хороший цифровой выход и плохенькие аналоговые выходы.
Пульт ACS641, ведущий свою историю с модели 4100, снабжается изящной подставкой, сделанной из металла и увесистой для устойчивости. Удобства продуманы до мелочей: подставка опирается на аккуратненькие резиновые подкладки — и мебель не поцарапаешь, и сама подставка не соскользнет. На пульте четыре кнопки и один дискретный регулятор в виде выпирающей вертушки, остальное — светодиоды индикации. Все настройки звука, включая раздельный тембр по низким и высоким частотам, можно выполнить непосредственно с пульта. Выход на наушники предусмотрительно прячется в верхнем торце.
Пульт (громко сказано) у 510D аскетичен до предела: одна ручка плавной регулировки громкости. Из сервиса предусмотрен лишь паз для прицепа под любой сателлит за исключением центрального.
У Алтэка патентованная схема управления автоматически поднимает низкие частоты при малой громкости (подробности не разглашаются). Диафрагма высокочастотных динамиков сделана из майлара — легкого и жесткого материала, обеспечивающего излучение самых высоких частот с минимальными искажениями.
У Креатива используется запатентованная схема усиления BASH, засекреченная до неприличия. Ошеломляющим открытием стала картинка на внутренней упаковочной коробке с кратким пояснительным текстом на английском (в Инете ни гу-гу). Данное открытие заслуживает подробностей.
Сначала проведем маленький эксперимент с той акустикой, что имеем в наличии. Врубаем музончик, чтоб на всех частотах что-нибудь постоянно звучало. Размещаем ухо-голову аккурат напротив динамиков на расстоянии около одного метра и мысленно фиксируем громкость. Затем отодвигаем голову в сторону, скажем, на угол в 30 градусов, сохраняя удаление от динамика. Слушаем. Ага, высокие частоты явно потише стали. Обычное дело, редкие колонки этим не страдают. Теперь отодвигаем ухо на угол в 60 градусов. Слушаем. Ого, помимо высоких, еще и провалы на средних частотах начались…
Как утверждает Креатив, сателлиты конкурентов либо проваливаются в областях частот до 1 кГц и после 5 кГц, либо проваливаются на отдельных частотах, важных для создания пространственных эффектов, например в области с 1 до 5 кГц. Сателлиты же MegaWorks 510D имеют завал выше 10 кГц, зато на остальных частотах все чики-чики, что по идее должно обеспечить массу преимуществ при рождении пространственного звука.
Правила техники безопасности • Расстояние между сабвуфером и магнитными носителями записи должно составлять не менее 60 см. • Обязательно включайте источник аудио сигнала (например, комп со звуковухой) перед включением Алтэка, иначе колонками будет издаваться неприятный щелчок • Коммутируйте цифровые входы-выходы на выключенной аппаратуре • Перед включением в сеть громкость на пульте убирайте на минимум, особенно если подключены по цифре • Не лепите горбатого, сооружая цифровой шнур на коленке из множества разных шнуров и переходников |
Куда распихать 4-5 колонок плюс немаленький сабвуфер? Производители рекомендуют саб поставить на пол в угол комнаты, или поближе к стене, поскольку источник столь низких частот не локализуется нашими ушами в пространстве. Испытуемые сабы в многоквартирных условиях ставить на пол — откровенное издевательство над соседями, живущими этажом ниже. Толстый большой ковер ослабит муки соседям, да и вам уберет нежелательные низкочастотные резонансы комнаты. Обладатели широких подоконников, свойственных кирпичным домам, смогут пристроить саб Креатива меж цветочков хоть передом хоть боком, тогда как саб Алтэка только бочком втиснется, главное, чтобы потом, когда мощи притопишь, стекла не повылетали.
С сателлитами задачка посложнее. От их расположения зависит главный кайф — объемный (пространственный) звук, ради чего собственно весь сыр бор приобретения такой кучи колонок и затевается.
В русскоязычном руководстве к Алтэку есть огорошивающая фраза: «Звучание акустической системы может меняться в зависимости от типа записи. Поэтому время от времени следует переставлять колонки, подбирая наилучший вариант». Конец цитаты. Очевидно, смысл искажен переводом, но покупателю от этого не легче.
Суть же в следующем: будьте готовы к тому, что в конкретной комнате придется перебрать несколько вариантов расстановки сателлитов, прежде чем достигнуть оптимума с точки зрения объемного звука. Готовые решения, зачастую предлагаемые производителем в виде забавных рисуночков в стиле мульти-пульти, не учитывают специфику акустического свойств вашего мебелированного помещения, посему вряд ли сходу придутся ко двору.
Какие то готовые рекомендации по данному поводу могут оказаться не шибко эффективны: акустика это, говоря словами И. Канта, «вещь в себе». Теория частенько бессильна дать однозначный совет. Повседневная практика, подкрепленная теорией — вот залог успеха. Мы в силах лишь рассказать об отдельных удачных решениях, найденных опытным путем, а уж приживутся ли они у вас — зависит от ваших личных особенностей. Причем как в плане индивидуальных пристрастий, так и в плане таких объективных категорий как реверберация помещения и т.п.
Оптимизация расстановки сателлитов — огромная сложная тема. Сейчас отметим лишь, что бывают сателлиты, непривередливые к положению в пространстве относительно друг друга и дающие достаточно большую по площади зону нахождения слушателей, обеспечивающую максимальные ощущения объемного звука. А бывают сателлиты не только капризные по отношению друг к другу, но еще и норовящие ограничить-сузить зону идеального прослушивания. Т.е. в случае непривередливых сателлитов задача расстановки упрощается до предела, а в случае капризных — усложняется до головной боли. |
На сей момент ограничимся прослушиванием при разной расстановке сателлитов и предварительным заключением о привередливости тестируемых акустических систем.
Несмотря на то что все надписи на оборудовании выполнены на английском, проблем с коммутацией кабелей и шнуров возникнуть не должно. Надо знать два слова: front (фронт) и rear (тыл). В остальном цветная маркировка поможет избежать путаницы, включая фазировку акустических систем.
Огромное преимущество MegaWorks 510D перед ACS641 в том, что эту акустическую систему можно подключить к звуковым картам по цифре. И не только к Audigy или Live 5.1, но и к любому устройству, имеющему правильный цифровой выход. Однако если хотите услышать звук, а не цифровой треск, то позаботьтесь о корректном декодировании в ваших программах. При соединении по цифре через TerraTec, софтовый плеер Audigy2 своеобразно проигрывал АС3 файл через чужеродную ему звуковую карту: выпуливал на выход SPDIF «Терратэка» сжатый поток без программного декодирования (что наводит на мысль об аппаратном декодировании АС-3 в Audigy2). Подкидываем этому же плееру МР3 файл — тут на выход уже пошел декодированный цифровой сигнал, и 510-й заиграл. При подключении штекера с черной меткой играют фронтальные, а с штекера желтой — тыловые каналы. На красном штекере ничего не играет, даже оставшийся неохваченным центральный канал. В софтовом DVD плеере в аудио настройках указываем «2 channel» или отбалды «6 channel» (если укажем SPDIF, то плеер не будет декодировать). Двухканальный звук идет без проблем как в DVD фильмах с многоканальной сжатой дорожкой (DolbyDigital 5.1/DTS), так и при воспроизведении несжатых стерео PCM дорожек (обычный WAV). Естественно, аналогичная картина и в играх. К сожалению, истинный многоканальный звук (более двух каналов) заполучить по цифре на MegaWorks 510D можно только со звуковых карт семейств Audigy или Live 5.1.
Высокая шумность как аналогового, так и цифрового входов 510D — не более чем миф. Вот помехозащищенность, да, не на высоте, как и у всех непрофессиональных аппаратов. Так что не вешайте «соплей» при коммутации одновременно цифрового и аналогового входов. А лучше подсоединяйте либо цифровой кабель, либо аналоговые шнуры, не смешивая два вида подключения. Кроме того, следите, чтобы были выключены ненужные входы на звуковой карте, особенно те, по которым поступает сигнал с внешних источников (ТВ-тюнера, микрофона и т. п.).
В качестве источников сигнала для испытуемых акустических систем мы использовали звуковые карты Creative SB Audigy2, как по аналогу, так и по цифре (поочередно, конечно); Audigy, только по аналогу; TerraTec EWS88, только по цифре (результат см. выше) и Live!, только по аналогу. Причем как в паре с DVD-ROM ASUS 116, так и в паре с DVD-ROM Pioneer 106S. Как всегда — напрямую по цифре через IDE-шлейф, минуя ЦАПы вышеотмеченных CD-драйвов. Первоисточниками звука служили тестовый диск Sheffield Labs «My Audio», DVD «SuperAudio Collection & Professional Test» от Chesky Records (PCM стерео 24 бит/96 кГц) и прочее.
Основные технические характеристики систем | ||
Altec Lansing ACS641 | Creative MegaWorks 510D | |
Мощность сателлита (среднеквадратическая), Вт | 200 суммарная, при гармонических искажениях 0,3% | 60, при 0,1% на 1 кГц |
Мощность сабвуфера (среднеквадратическая), Вт | 150, при 0,3% на 100 Гц | |
Габариты сателлита, мм | 127х137х216 | 105х145х160 (вместе с подставкой) |
Габариты сабвуфера, мм | 211х470х457 | 295х295х330 (вместе с ножками) |
Вес в упаковке, кг | 25 | 16,5 |
Цифровой вход | нет | до 24 бит / 96 кГц, четырехконтактный разъем 3,5 мм |
Полоса частот, Гц | 27-20000 (при частоте раздела 100 Гц) | 32-18000 (при частоте раздела 150 Гц) |
Сигнал/шум, дБ | Не хуже 70 | 95* |
Регулировки сабвуфера | переключатель Phase In/Out | предусмотрен только некий симбиоз уровня и частоты среза, резистор расположен на задней стенке саба |
Регулировки с пульта ДУ | громкость, тембр НЧ/ВЧ, режим (стерео, стерео 2х, четыре канала), уровень тыла, включение | громкость |
* Как показала проверка, для входа по цифре и при отключенных аналоговых входах. |
Первым врубили «Альтек» — уж очень он заинтриговал своими внешними данными. Все регулировки выставляем на 12 часов, то бишь на 50%. Включаем в розетку и щелкаем тумблером снизу сзади сабфувера. Трансформатор оживает негромким гудением. Запускаем на компе тестовую подборку музона… Пол тридцатикубовой комнатушки жалобно завибрировал. Стекла задрожали, как бывает, когда истребитель-перехватчик переходит звуковой барьер. Легкий сердечный приступ и массаж пяток в придачу. Пожалуй, басов многовато. Теннисным мячиком затыкаю один из портов фазоинвертора. Слегка полегчало. Затыкаю жерло второй пушки (на большую мощность не выходим, чтоб не запороть динамики). Еще лучше, но все равно многовато. В другой, шестидесятикубовой комнате басовитость ACS641 воспринималась легче.
Чтобы подтвердить слуховые ощущения от игры сабвуфера Алтэка, прибегнем с простейшим измерениям. Например, генерируем-излучаем чистый синус некой амплитуды на 80 Гц с Терратека и записываем на Audigy2 (на всякий случай 24 бит 96 кГц) через микрофон с известной АЧХ. И что мы видим на спектре? А видим мы помимо ожидаемого пика в районе 80 Гц еще и пичок на 250 Гц, который послабже всего то на 15 дБ. Такую дополнительную составляющую будет слышно, тем более, что рожает ее усилок и попадает она в сателлиты.
При излучении 50 Гц получаем забор из дополнительных составляющих примерно равной (!) амплитуды на частотах 100 и 150 Гц, а так же на злополучных 250 Гц амплитудой примерно на 10 дБ поменьше.
Что творится за чертой в 40 Гц осталось тайной, микрофон не позволил заглянуть.
Сателлиты «Альтека» лучше проявляют себя, если расставить их пошире. Тогда шероховатости на средних частотах нивелируются. Этот боец требует размаха. Высокие частоты наиболее хороши при подключении к звуковой карте компьютера. Если же подключить к телевизору, плейеру или магнитоле (особенно через выход на наушники), то высокие заметно подсаживаются — очевидно, из-за особенностей десятикилоомного входа.
Сабвуфер «Креатива» играет не только посредством динамика, но и всем корпусом, пульсируя практически в такт. Сказывается отсутствие порта фазоинвертора. С отводом тепла от мощных транзисторов напряженка, поэтому корпус заметно греется, особенно при работе на мощности (пуфик-то наш с подогревом!). Звук саба очень понравился. Мягкий, душевный, без гудежа и бубнения, не рвет воздух на импульсных атаках. По звучанию (и виду) хорошо вписывается в маленькие и средние комнаты.
Сателлиты MegaWorks 510D показали удивительную прыть, с легкостью отрабатывая пиковые нагрузки. Непритязательны к положению относительно друг друга, поэтому при установке можно варьировать в широких пределах, подстраиваясь под жилищно-бытовые условия. Даже при близком расположении создают полноценную стереокартину. Сильно выраженная направленность за рубежом 10 кГц на точности локализации звуков существенно не сказывается. Те, кому довелось послушать дорогую HiFi-акустику, отметят дефицит воздушности на высоких частотах. Добавить бы шелковую пищалочку… А вообще, благодаря продвинутой акустике Creative частенько звуки как бы возникают в пространстве сами по себе, а не выпрыгивают из динамика того или иного сателлита — очень хорошо для воссоздания как качественного стерео, так и многоканального звука.
Производитель позиционирует ACS641 для геймеров. Действительно, музыкальность у ACS641 хромает, зато мощь какая и сервис — геймерам просто рай. Выстрелы из гаубиц, землетрясения и атомные взрывы — вот стихия сабвуфера ACS641. Любители густых неординарных басов и ультразвонких верхов будут очень даже хэппи, шокируя гостей-друзей при демонстрации акустической мощи.
Креативовский MegaWorks 510D более сбалансирован с точки зрения соотношения озвучиваемых частот. Его сабвуфер не страдает излишней отсебятиной, сателлиты достаточно мощны, причем высокие частоты хоть и не прозрачны, но не тонут в тине. Вы не будете мучаться с расстановкой сателлитов, пространственный звук воссоздается на приличной площади. До половины громкости (а это у 510-го по мощности достаточно для медленных танцев) звучание очень комфортно и совершенно не утомляет при длительном прослушивании. Игры с качественным звуком, любое кино, не утяжеленные басами арт и рок, всевозможная поп-музыка и популярный джаз — тут 510D покажет себя во всем своем блеске. А вот ценители локализации инструментов при проигрывании насыщенной источниками звука классической музыки вряд ли будут в диком восторге. Впрочем, для прожженных аудиофилов существует масса иных акустических систем, совсем из другого ценового диапазона.
Недостатки | Достоинства | |
Altec Lansing ACS641 | • сложная динамика на низких частотах, при воспроизведении музыки приходится постоянно подстраивать тембр НЧ; • специфические, на любителя, средние частоты; • не для маленьких помещений; • отсутствие полноценных регулировок сабвуфера; | • эффектный дизайн; • удобный пульт управления; • колоссальная мощность; • звонкие высокие частоты без завала вплоть до 20 кГц; • великолепное качество изготовления |
Creative MegaWorks 510D | • легкие призвуки в сателлитах при озвучивании вокальных партий; • резкий акустический щелчок при включении питания; • встроенный ЦАП удорожает продукт и делает его малопривлекательным для владельцев новейших звуковых карт 24 бит/96 или 192 кГц (Audigy, Audigy2 и прочие) с не менее качественными ЦАП | • нетребовательность к местоположению сателлитов; • мощность, достаточная для домашних танцев; • волшебный эликсир для владельцев звуковых карт Live 5.1 (подключение по цифре к более качественному внешнему ЦАП); • великолепное качество изготовления; |