Революция номер 7.1. Проба восьмиканальной звуковой карты M-Audio Revolution 7.1
Надеюсь, название статьи мало кого запутает — битловский «Белый альбом» уже давно причислен к рангу классики1. Но на этом разговор о творчестве ливерпульской четверки прервется, как ни жаль. А речь пойдет о совсем другой «революции» — новой звуковой карте M-Audio со скромным названием Revolution 7.1.
Тот факт, что компания M-Audio (бывшая Midiman, широко известная в узких кругах компьютеризированных музыкантов) решила выпустить мультимедийную карту по цене менее сотни евро, еще ни о чем не говорит. Достаточно вспомнить «хождение в народ» другого брэнда — Turtle Beach и карты на чипах Aureal, например Montego II Quadzilla, которые ничем, кроме цены, не выделялись на тогдашнем среднем уровне и явно проигрывали продукции Creative.
Впрочем, M-Audio готовила свою бюджетную карту более трех лет и в качестве аудиопроцессора использовала DSP2 VIA Envy 24HT, один из самых перспективных среди общедоступных чипов (процессоры Creative не в счет, они сторонним фирмам не продаются). Предыдущая версия этого DSP была применена в профессиональной карте M-Audio Audiophile 2496 и в свое время получила немало лестных отзывов.
Новая карта M-Audio ориентирована в первую очередь на желающих построить на базе компьютера современный домашний театр: как следует из названия, карта поддерживает самую прогрессивную на сегодняшний день акустическую схему — семь полночастотных каналов и один низкочастотный для сабвуфера. Плюс к этому предусмотрены все форматы воспроизведения звука вплоть до 24 бит/192 кГц, что сегодня не является достоянием профи, а вполне может встретиться на дисках DVD Audio. Соотношение сигнал/шум (SNR) заявлено на уровне 107 дБ, а такая характеристика, как THD+N, — всего 0,003%. Параметры очень высокие, даже чуть превосходящие характеристики Creative Audigy 2. Примечательно, что для хороших бытовых ресиверов в ценовом диапазоне до $1000 нормальным считается SNR на уровне 95–100 дБ, а THD — 0,05–0,07 %. Из чего следует, что у господ скептиков, брезгливо относящихся к компьютерному звуку, появится повод задуматься об объективности своих суждений. Конечно, это связано не только с двумя характеристиками, а вообще с нынешним уровнем 100-долларовых звуковых карт.
Тем не менее, у критикующих компьютерное аудио остается серьезный аргумент: теоретические характеристики после помещения звуковой карты в корпус компьютера (читай, генератор помех), могут заметно и непредсказуемо пострадать. Да и невозможно качество звука жестко связать с цифрами-графиками. Хотя бы потому, что совершенной методики измерений, учитывающей все особенности человеческого слуха, не существует, и едва ли она скоро появится, ведь у каждого меломана свои субъективные представления об идеальном звуке. По характеристикам мы можем лишь примерно судить о классе аппаратуры, дальше же при серьезном тестировании к делу привлекаются эксперты-«слухачи».
Но кое-что можно определить и без их участия. Известный тест с установкой на максимум верньера громкости M-Audio Revolution 7.1 проходит на «отлично»: шума нет, а тем более нет «озвучивания» перемещений мыши, активности винчестера и т. п. А значит, явных наводок, какие могли бы просочиться в аудиотракт по линиям питания или PCI-шине, не наблюдается (кстати, их не видно и на спектрограмме шумов). Карта работает очень чисто, без ярко выраженного у большинства мультимедийных карточек окрашивания звука. При сравнении с Audigy 2 можно сказать, что звучание новой карты чуть менее насыщенное, но более достоверное. «Революция» достойно загрузила студийные наушники Sennheiser HD 580, использовавшиеся в наших тестах, чем вызвала благосклонную улыбку присутствовавших на прослушивании эстетов.
А подключив карту к хорошим колонкам, вполне можно обнаружить и глубокую панораму, в том числе отменную локализацию источников звука в пространстве, особенно на многоканальных записях DVD Audio. Хотя панорама — одно из слабых мест именно компьютерного аудио, что объясняется искажениями сигнала в цифровых цепях еще до его поступления на звуковую карту и возникающими отсюда временными задержками (джиттером).
Наконец, очевидно, что покупать такую карту для подключения ее к пятидесятидолларовому комплекту из пяти пластиковых сателлитов и такого же сабвуфера нет никакого смысла (слава богу, дешевых семиколоночных комплектов пока никто не продает). Напротив, с набором хорошей бытовой акустики «Революция» может тягаться с домашними кинотеатрами начального уровня.
Что у нас с этими функциями объемного звука в играх? MIDI-формат почти не используется в саундтреках к играм и мультимедийных программах. Композиторы предпочитают записывать готовый звук в одном из сжатых форматов, нежели доверять звуковой карте «играть по нотам». Поэтому честный аппаратный wavetable-синтез никто, кроме Creative, на непрофессиональных звуковых картах не поддерживает. «Революция» не стала исключением — к нашим услугам лишь программный синтезатор Microsoft GS Wavetable SW Synth. Кстати, традиционного входа для джойстика/MIDI-клавиатуры на карте тоже нет. Но это и не страшно — с MIDI можно работать через внутренний разъем, а джойстик подключить к USB.
Но первый наперсток дегтя все же появился, и работу «Революции» в играх, увы, нельзя назвать сверхкачественной. Звуковой движок от Sensaura неплох, но современные игры тяготеют к EAX от Creative — стандарту de facto объемного звука. Разумеется, Revolution 7.1 эмулирует EAX (версии 1.0–2.0), но, как нетрудно догадаться, имитация всегда хуже оригинала. Так что абсолютное первенство в играх пока остается за Audigy 2 от Creative.
Итого:
• эра качественного звука на компьютерах входит в стадию расцвета;
• M-Audio Revolution 7.1, конечно, не революция, но очень приятный эволюционный шаг в правильном направлении;
• а также достойный внимания и не слишком дорогой компонент для домашнего кинотеатра (рекомендованная цена $119).
- Предпоследняя композиция на этом альбоме называется «Revolution 9». — Прим. ред.. [вернуться]
2. DSP (digital sound processor) — цифровой процессор звука. [вернуться]
По материалам журнала «Домашний компьютер».