Hi-Fi акустика Volcano от Defender: подробности и размышления
Вот и свершилось! Активные мультимедийные акустические системы класса Hi-Fi запущены в массовое производство и вот-вот поступят в продажу. Забойщиком этого прорыва стала российская компания «ТОР», которая, идя навстречу взыскательному потребителю, вложила немало средств в разработку оригинальной акустики.
Рекомендованная цена «хай-файной» модели Volcano-1, выпускаемой под торговой маркой Defender, около 170 долларов. Но будет и младшая сестренка Volcano... «По секрету всему свету» - цена все-таки переваливает за 100 долларов. Про Volcano-1 можно рассказывать и рассказывать – столь эта акустика необычна, но давайте «зреть в корень», не зацикливаясь на второстепенных деталях, не поддаваясь эмоциям, не идя на поводу у маркетологов...
Упаковка Volcano-1
Уплощенная по глубине и слегка вытянутая в высоту, в бело-голубых тонах коробка имеет размер 38.5 х 57 х 51 см. Вес брутто 17.5 кг. Колонки стоят на основательной плите из пенопласта и фиксируются сверху другой плитой, в которой, в свою очередь, утоплен блок усилителя. Короче, упаковку хлипкой не назовешь. В типичный багажник помещается без проблем, но уплощить коробку еще за счет разворота колонок лицом друг к другу не помешало бы.
Спецификация
(по сведениям, заявленным производителем)
Defender Volcano-1 (SPK-750) | |
Мощность, Вт | 4 х 30 * (bi-amp) |
Полоса воспроизводимых частот, Гц | 50..23000 (при неравномерности +/- 2 дБ **) |
НЧ динамик | 5'' полипропиленовый диффузор (8 Ом) |
ВЧ динамик | 1'' шелковый купол (8 Ом) |
Чувствительность | 96 дБ *** |
Магнитное экранирование | Да |
Размеры корпуса колонки (в х г х ш), мм | 350 x 270 x 200 |
Материал корпуса | ДВП толщиной 16 мм |
Размеры корпуса усилителя (в х г х ш), мм | 75 x 165 x 320 |
Вход | стерео RCA (позолоченные контакты) |
Входная чувствительность | 500 мВ |
Масса брутто, кГ | 17,5 |
Потребляемая мощность | 150 Вт |
Соответствие нормативным документам | ГОСТ 12.2.006-87, 22505-97, Р 51515-99 |
* - метод измерения мощности разработчиком не указан. ** - на совести разработчика *** - ну очень высокая чувствительность! |
"Детализация"
Длина колоночных (называемых в среде хай-файщиков акустическими) кабелей – 1.8 м, а сечение каждой жилы составляет 1.1 мм кв. Данные шнуры оснащены профессиональными четырех контактными разъемами Neutrik NL4. В комплекте также: экранированный аудио кабель длиной 1.5 м с обычным четвертьдюймовым стереоштекером и двумя RCA-разъемами.
Ширина усилительного блока выбрана такой, чтобы вписаться-усесться верхом на «мини-миди тауэр» корпус компьютера. Разумно!
Судя по данной АЧХ, неравномерность частотного отклика сэмпла Volcano-1 несколько выше, чем заявленная «плюс/минус 2 дБ». Тем не менее форма АЧХ указывает на то, что реальный тембральный баланс будет впечатляюще хорош плоть до 20 кГц. А вот горбы и провалы ниже 100 Гц свидетельствует о возможных проблемах на басах.
Однако если верить другой АЧХ, в области низких частот полная «тишь да блажь», по крайней мере, у одного из промышленных образцов Volcano-1. Лично мне данная АЧХ на басах представляется подозрительно гладкой (такое не каждые напольные гиганты выдают), но тут остается лишь «креститься»: как именно проводились её измерения - не уточняется... Отрадно, что влияние тканевого гриля минимально, посему можно смело его оставлять «прилипученным» к колонке, дабы диффузоры динамиков не пылились.
Дизайн и конструктивные особенности
Итак, bi-amping. Что это за зверь и с чем его едят подробно имеет смысл рассказать в отдельном материале. Сейчас поясню самую суть: каждому динамику – свой усилитель мощности, а входной сигнал разделять на высокочастотный и низкочастотный перед усилением посредством кроссовера. В традиционной же схеме усиленный сигнал подается в акустическую систему, где подправляется фильтрами (в простейшей акустике ограничиваются одним конденсатором), дабы минимизировать негативное взаимное проникновение и прочее «нехорошее» влияние. Возвращаясь к «би-ампнигу», отмечу, что кроссовер делается активным неспроста. Похоже, заявленная тонкомпенсация, якобы реализованная в Volcano-1, является не чем иным, как «побочным» следствием активности сконструированного кроссовера. Кроме того, обычно при bi-amping НЧ/СЧ каскад раза в полтора-два мощнее ВЧ, а у Volcano-1, как можно понять из заявленных параметров, мощность распределяется равномерно.
Volcano-1 обладает системой защиты по току и перегрузке. При этом следует иметь в виду, что подключить одну колонку (например, для теста) вместо двух сразу не удастся – сработает защита.
Экспертиза
В качестве «референсных» использовались следующие стереосистемы:
• студийные мониторы Event TR5
• мультимедиа Defender SPK720, в народе «полтинник» (победитель «лучший звук 2003», в том числе негласный, в категории до 100 долларов)
Задействованные источники звука:
• звуковая карта Audigy2 (запитываемый через сетевой фильтр с заземленной нейтралью), установленная в добротном десктопе
• типичный МР3-плеер, подключенный через выход на наушники
Сразу отмечу, Volcano-1 не страдает выраженной направленностью: например, при угле 30 градусов небольшой завальчик начинается где то с 10 кГц. Следовательно, площадь зоны уверенного стереоэффекта будет выше средней (при должном удалении колонок друг от друга), хотя за это придется расплачиваться глубиной проработки стерео сцены.
Как известно, акустические системы класса Hi-Fi перед покупкой желательно прослушивать. И дело вовсе не в том, что честная «хай-файная» акустика может звучать из рук вон плохо. Просто каждая Hi-Fi акустика «планку держит» достаточно высоко, но в нюансах звучит по-своему, на любителя. Аллегория с настоящим французским коньяком очень точно отражает ситуацию. Известно, что даже для высоко достоверных коньяков (надеюсь, ни у кого не вызывает сомнения, что все французские коньяки – истинный «хай-фай») существуют категории: VS («первая ступень» по выдержанности), VSOP (середина в лучшем смысле) и XO (очень выдержанный, очень дорогой). В рамках каждой категории любая определенная марка коньяка четко узнаваема и, более того, предсказуема при покупке. Различия состоят в тонких вкусовых нюансах. Однако кому-то больше нравится только одна марка, причем из категории VSOP, а кто-то не чувствует разницы между всеми VS и XO.
Аудиофилы ценят именно нюансы звучания, проявляющиеся как в статичном тембре, так и в динамике. Правдоподобность (в смысле приближения к живому оригиналу) озвучивания для них не столь и важна. Слух то у каждого человека разный! Один и тот же живой инструмент каждый из нас слышит по-своему. Поэтому и критерии реалистичности будут разные. В конце концов, кому какое дело о близости к идеалу, лишь бы звучание владельцу доставляло удовольствие.
Скорее всего, Volcano-1 придется по душе тому, кто не любит акцентированный, тем паче жирный бас. Главное, сия акустика в связке с личным («заточенным»?) усилителем, в отличие от недорогих мультимедиа-колонок, не бубнит и не гудит. Люди с чувствительным слухом на средних частотах оценят по достоинству неназойливость звучания Volcano-1 на большинстве нынешних записей. Следует отметить, что высокие частоты в исполнении Volcano-1 не подчеркиваются, но и не затушёвываются. Спору нет, Volcano-1 преподносит звук гораздо аккуратнее (без выраженной тембральной раскраски), чем оппонирующий в тесте «полтинник» Defender SPK-720. Отрицательные моменты Volcano-1: ударный панч несколько размазывается во времени, и (на мой вкус) бас частенько приходилось приподнимать в источнике звука.
Сравнивая со студийными мониторами, убеждаешься, что Volcano-1 не предназначен для выявления разницы «звучания» фонограмм и тому подобного. Стезя Volcano-1 – отдых, а не работа.
Вместе с тем если сравнивать с истинно Hi-Fi-акустикой (например, Acoustic Energy линейки Aesprit, от 300 долларов за пару) при условии если усилитель и кабели тщательно подобраны (в итоге расходы зашкалят за 800 долларов), то Volcano-1 выглядит не столь впечатляюще. Причем как в плане глобального звучания (в отточенности преподнесения нюансов, но особенно в проработке глубины сцены), так и чисто внешне. Пользуясь коньячной аллегорией, вынужден признать, что Volcano-1 в категорию VSOP (и тем паче XO) явно не попадает.
Кстати, в процессе полномасштабного сравнения с «полтинником» выяснилось, что фазоинвертор оного при сочетании определенных факторов может подпевать турбулентными призвуками. Что-ж, в 2004-м есть кому сменить прошлогоднего лидера!
Рационализаторское предложение
Колонки такого размера рядом с монитором, даже исполинским 21-дюймовым, будут смотреться, мягко говоря, специфически. В разряд так называемых полочных они попадают, но с натяжкой. Не на каждую полку влезут: понадобятся привинчиваемые к стене кронштейны. Считаю целесообразным выпустить отдельную напольную (точнее, «пристольную») версию ростом где то под 75 см, благо размеры НЧ/СЧ-динамика позволяют добиться стройности-изящности. В качестве прототипа взять форму корпуса лучших современных Hi-Fi-колонок - узко-глубоких, с округлыми боками. А также разродиться еще одной версией колонок, так называемой сателлитной, с уменьшенной высотой и щелевидным портом фазоинвертора. Кроме того, лично я бы в Volcano-1 попытался заменить самое слабое звено - НЧ/СЧ динамик, - заодно доработав-подогнав фазоинвертор. Ценителей аналогово-винилового звука, уверен, очень порадовала бы мелкосерийная модификация со встроенным фон-корретором.
Заключение
Грань качества звучания между демократично-доступной акустикой стана мультимедиа и дорогими клановыми аудиокомпонентами Hi-Fi неумолимо стирается. Естественно, стоимость акустики, выросшей из мультимедиа, тоже не стоит на месте. Тем не менее двух-трехкратная разница в цене (на сей момент) убедит многих любителей звука, кому чужды аудиофильские изыски. Думаю, Volcano получит дальнейшее развитие, но это будут уже совершенно другие деньги. Ведь по мере продвижения по лестнице Hi-Fi цена растет экспоненциально.
Defender Volcano–1 SPK750 | |
За | Против |
• достоверное, со своей изюминкой звучание• исключительно комфортный звук, не режет уши даже на громкости, близкой к максимальной • беспристрастная АЧХ• отлично сбалансированные высокие частоты• минимальные послезвучия, какой-либо гудёж отсутствует• впечатляющие пространственные эффекты, особенно на широкой стереобазе• притягательный дизайн корпуса усилителя | • микро детали на средних частотах прорабатываются не так чётко, как порой хотелось бы• «далеко не все гладко» с динамичными басами• заявленная тонкомпенсация, похоже, была получена методом «само так вышло»• расходы на дизайн «ящиков» колонок явно не вписались в сметную стоимость |