Активная стереопара MicroLab Solo3-mkII
Продолжая рассказ о Microlab Technology Co. Ltd. (русский сайт www.microlab-speaker.ru), распишем «по косточкам» стремительно набирающую популярность модель Solo3-mkII. Данную акустическую систему уже протестировали на многоуважаемом сайте www.audiotest.ru. Посему повторяться не буду, ограничусь лишь тем, на что у «аудиотеста» не хватило времени.
Для тех, кто не в курсе: слава о Микролаб покатилась по просторам России в незабвенном 2002 году сразу после выхода сногсшибательной модели Solo-1. С высот элитарного Hi-Fi сия стереопара смотрелась чуть ли не гадким утенком, но до этого никто таких колонок не делал. Да и за два с лишним года спустя переплюнуть Микролаб удалось лишь единицам производителей мультимедиа акустики. Разумно низкая цена и шикарный «закос» под компактные студийные мониторы, что называется, дуплетом убивали наповал. А соотношение цена-качество не побито и до сих пор.
Законы рынка требовали «продолжения банкета». Вышедшая вслед Solo-2 погрузнела, остепенилась, но внешней привлекательности не потеряла. Звучание же снискало самую малость восторженных эпитетов, хотя раскупалось второе «соло» ещё пуще первого. На разошедшихся дрожжах появилась модель Solo-3, которую попёрло в рост. Увы, примитивное втискивание второго НЧ/СЧ динамика сделало свое коварное дело: звучала Solo-3, мягко говоря, напряженно. Зато выглядела солидно – ни дать ни взять, дорогая а-ля напольная акустика «хай-фай».
И вот (наконец?) явилась миру модернизация всей Solo-линейки. Старшая модель, Solo3, как и младшенькие, получив добавку-суффикс «mkII» в названии, обрела новые динамики и оригинальные фильтры. Габариты и, главное, дизайн корпуса остались прежними .
Упаковка
Вес под 20 кг. Размеры коробки: 330 х 500 х 640 мм.
В комплект входит стандартный набор шнуров. Длина тонюсенького акустического провода – около 3 м.
Спецификация
**
Solo-1 | Solo3-mkII | |
Выходная мощность (RMS), Вт | 25 х 2 | 35 x 2 |
Диаметр диффузоров, дюйм | 5 + 1 | 6.5 + 6.5 + 1 |
Частотный диапазон *, Гц | 20..20000 | 20..20000 |
Разделение каналов, дБ | >40 | >40 |
Сигнал/шум, дБ | 60 | 70 |
Габариты колонки, мм | 175 x 228 x 287 | 210 x 245 x 550 |
Розничная цена (у.е.) | - | >90 |
* - неравномерность производителем не указывается |
**
Сведения по снятой с производства Solo-1 приведены для ориентации, как далеко зашло развитие самой ходовой линейки MicroLab.
Технические решения
Усилительная часть изменений фактически не претерпела. Тот же, что и у Solo-1, радиатор, выведенный сзади «усилительной» колонки, та же микросхема операционного усилителя, и т.д и т.п.
Цилиндрический порт фазоинвертора по-прежнему выведен на тыльную часть колонок и не профилирован, но теперь возвысился на уровень пищалки.
А вот динамики изменились кардинально – собенно те, что отвечают за басы и средние частоты. Новый материал диффузора, применённый Microlab, внешне не отличишь от эксклюзивного кевлара (на чем, я, каюсь, и попался /1/). После более детального рассмотрения вынужден согласиться со специалистами «аудиотеста»: сверкает ячеистой структурой хитро обработанная стеклоткань, а не дорогущий кевлар. На Solo-1, помнится, бумажные диффузоры были просто покрашены серебрянкой. Так что прогресс налицо.
Купольная диафрагма пищалки втихаря сменила английский шелк на ткань родом попроще, зато с «правильной» пропиткой. Не стало рупорной нагрузки, а рассекателей не прибавилось. Ой, «шо» будет с направленностью!
Производители акустики неустанно экспериментирует в поисках «нужного» (легкого и одновременно жёсткого) для изготовления диффузоров материала. Причем, пищалкам подавай свой материальчик (шелк, алюминий, титан, бериллий и прочая экзотика), а басовикам – совсем иной (не сдаёт позиций специальная целлюлоза, все чаще используется полипропилен, а также «космические» сплавы и керамика). Среднечастотники мечутся между двумя вышеобозначенными кухнями, как тот буриданов осел между двумя стогами сена. Тканый кевлар применяют избранные мира хай-фай, в основном как раз для среднечастотных динамиков. |
Щёлкнув ногтем по диффузору одного из басовиков Solo3-mkII, обнаруживаешь, что второй, мгновенно откликаясь, приходит в колебательное движение. Подзапертый внутри корпуса упругий воздух не успевает «улетучиться» через порт фазоинвертора. Значит, если динамики будут работать в противофазе, то будут неоднозначно влиять друг на друга, если строго синфазно, то тоже «не сахар»: искажения многократно сложатся, а акустическое давление, вопреки ожиданиям, не удвоится. Ясно, фильтры с кондёрами всадили в Solo3-mkII не от хорошей жизни. Припекло!
Измерения
Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ), как и ранее (см. материал «Про акустику MicroLab Pro»), измерялась двумя разными методами. Громкость Solo3-mkII выставлялась на 50%, тембры – на 12 часов. Помещение –типичное, домашнее, средней заглушённости.
Нетрудно видеть, что результаты совпадают (в пределах погрешности измерений каждого метода). Это доказывает состоятельность использованных методов. Вместе с тем, очевидно, применяемое сглаживание вуалирует важные нюансы, и это необходимо учитывать при анализе. Подобные нюансы крайне важны для разработчиков, а в случае потребительского сравнения ими можно пренебречь для упрощения понимания.
Итак, Solo3-mkII с гордостью может похвастаться низким басом: честные 55 Гц! Протестированные недавно Microlab Pro-3 явно проигрывают с заваливанием (рубеж аж ~100 Гц). Радует у Solo3-mkII и весьма скромное увядание на высоких частотах (-3 дБ на 20 кГц относительно 12 кГц).
Правда, подобная двухвершинному холму выпученность АЧХ на басах склонна проявить себя в динамике не лучшим образом.
Как показали измерения, частотный отклик Solo3-mkII на басах и средних довольно сильно зависит от расположения колонки относительно пола, стен и мебели, а так же от расстояния между колонкой и точкой прослушивания. При неоптимальном размещении в области 2 кГц вырастает неприятный для слуха бугор, который «рассасывается» по мере удаления от колонки.
Правая и левая колонки имеют близкие АЧХ (см график ниже). Однако следует помнить, что в отличие от других акустических систем, звучание Solo3-mkII в гораздо большей степени подвержено воздействию окружающих предметов. И если одна колонка будет чем-то экранироваться, то создаваемое звуковое поле сильно исказится в сторону другой колонки. Другими словами, стереоэффекты могут «размазываться» вплоть до полной деградации. Очевидно, это свойство вызвано специфическим разнесением СЧ и ВЧ динамиков.
Необходимо подчеркнуть отдельно, что АЧХ, будучи стационарной оценкой, не даёт представления о переходных процессах. Например, ярко выраженный нестационарный сигнал от удара большого барабана с точки зрения методологии АЧХ некорректен. Поэтому по АЧХ ничего внятного не скажешь о призвуках динамической природы. А призвуки у левой (с усилителем внутри) колонки есть, и незаметными их не назовешь, хотя громоподобными – тоже.
У Solo3-mkII своеобразно выражена направленность. Завал на высоких по мере отклонения от перпендикуляра акустической оси начинается с ~12 кГц. Это очень хорошо (многие колонки валятся аж с 3 кГц). Но на средних частотах творится что-то спиритическое. АЧХ «колбасит» в пределах 12 дБ, что свидетельствует о пространственной неоднородности звукового поля, создаваемого колонкой.
Экспертное прослушивание
В качестве «референсной» использовалась активная стереоакустическая система:
• Defender SPK-720 «полтинник» (>60 $)
• Microlab Solo-1 (~50 $)
• Hi-Fi пассивная стереопара Monitor Audio Bronze B2 (>230 $), с ней ресивер Pioneer 514 (>220 $) в direct стереорежиме
Задействованные источники звука:
• Многоканальная саунд-карта Creative Audigy2
• типичный портативный МР3 плеер, подключённый через выход на наушники
• бытовой DVD-плеер Pioneer 565-A с действительно высококлассными ЦАПами
Подобно истинной Hi-Fi акустике, на качественных записях Solo3-mkII позволяет обойтись без подстройки тембра. На расхожих сидючках и потрепанных Мр3 тестируемая Solo3-mkII просит добавить баса на 3 часа, а верхушек на 1 час, не более. Выдающийся показатель для мультимедиа акустики! У той же Solo-1 тембры приходилось выкручивать чуть ли не на полную.
Без добавки тембром, по большому счету, бас всё-таки суховат. Хочется добавить мягкого жару. А не получится! Не тот ценовой диапазон. Роскошный бас без сабвуфера очень дорого стоит.
Подзадранный бас Solo3-mkII может быстро надоесть, так как страдает синдромом динамического плевка. Т.е., ударный панч колонка отрабатывает слишком хорошо , акцентируя всплеск с добавлением искусственной «дрожи», привнесённой на временном отрезке естественного затухания сигнала. В случае разнесённых во времени ударов дрожь Solo3-mkII сходит с рук, а вот когда начинается плотная вязь контрабаса или бас гитары с фузом, переходные дрожания накладываются, что дает весьма своеобразную трактовку исходного музыкального материала. Посему динамичный джаз в исполнении Solo3-mkII звучит не очень убедительно. Сложная электронная музыка тоже. Без огонька, без экстаза… Впрочем, за 100 у.е. этого следовало ожидать.
Фазоинвертор явно халявит (можно вообще заткнуть?), даже на высокой громкости. И слава Богу! Зато атака ударно импульсных звуков отрабатывается чётче.
Кстати, лично мне артикулированный чёткий бас более по душе, чем глубокий, но размазанный. Но это дело вкуса. Что касается кратковременной фальши на «переходах», то их замечает лишь тренированное ухо. Посему слегка плюющийся бас Solo3-mkII к существенным недостаткам не отношу.
Если поставить колонки прямо на пол (резиновые ножки имеются), то бас помягчеет, но может опасно измениться середина. Главное, не приближаться! Полтора-два метра – минимальная дистанция.
У Solo3-mkII исключительно комфортна прозрачность высоких частот. Средние тоже не режут чувствительное ухо. Мечта!
Согласен, на средних частотах есть неточности и шероховатости. Но в пределах разумного. Мелочи жизни. Также согласен, неискажённая выходная мощность топчется на рубеже 50% выкручивания ручки громкости. Ничего не поделаешь, за всё в этом мире надо платить…
Напоследок ещё раз о совместимости Hi-Fi компонентов. Затратив полшутки баксов за усилок и колонки, велика вероятность получить кота в мешке. И звук будет ненамного лучше, чем у Solo3-mkII за стольничек. Да, у мультимедийной Solo звук не столь мощный. Да, со скомканной проработкой глубины сцены. Да, с прочими простительными недостатками. В своем роде, воистину «еда и женщины на скорую руку». Раз, и готово. Подбор же хай-фай компонентов – занятие не для слабонервных. А оно вам надо??
Рационализаторское предложение
Усилитель вынести во внешний модуль; добавить инфракрасную дисташку; немного вытянуть корпус в высоту, скруглив бока; из пищалки выжать 40 кГц; средний динамик взять от Solo1-mkII, переделав фильтр; разнообразить дизайн, внеся отделку под светлый бук, или белый/черный ясень с «серебром» – и будет гипер-супер современная стереоакустика! За такую и 200 баков (к примеру) отдать не жалко :). Почему такую акустику до сих пор никто не делает? Подозреваю, вот-вот начнут! Как поется в песне, «не пройдет и полгода». Ведь сегмент рынка стереомультимедиа перенасыщен и стремительно перегревается. А значит…
Заключение
На редкость заманчивая стереопара. Модернизация проведена в правильном направлении. Думаю, последняя в династии. The Last in Line :). Чуете?
При грамотном расположении колонок масса удовольствия гарантирована. Но вкусившим наркотик истинного «хай-фай» лучше продолжать копить денюжки.
Solo3-mkII рекомендуются для напольного использования (в идеале – на подставках типа низких тумбочек или настенных кронштейнах) в домашних помещениях размера ниже среднего в связке с мультимедийным компьютером. Классно потянет и с Мр3 плеером.
А вот с бытовым CD/DVD-плеером, имеющим мощный по вольтажу аудиовыход, звучок будет чуть похуже из-за перегруза входа Solo3-mkII. Вдобавок, тем, кто отважится на сей шаг «сопряжения», придется постоянно лазить на корячках за левую колонку, так как громкость звука у этих агрегатов не регулируется.
Microlab Solo3-mkII | |
За | Против |
• по хай-файному сбалансированное в широком диапазоне частот звучание• отличные, звонкие высокие• отсутствует низкочастотное бубнение• убедительная стереопанорама даже на узкой базе• очень привлекательное соотношение цена-качество• широкая сервисная поддержка | • звучание на средних ощутимо зависит от расположения колонок• однообразный, приевшийся дизайн• дико неудобное (для а-ля напольников!) расположение регулировок громкости и тембра |