Casio Exilim EX-S100: балет и керамика
Мы уже не раз поднимали на наших страницах тему ультракомпактных камер, и не случайно. На сегодняшний день это один из самых динамично растущих рынков фототехники, и если еще совсем недавно аппараты с габаритами кредитной карточки были настоящей экзотикой, то сейчас редкий производитель не предлагает покупателям соответствующую линейку продуктов. Идея фотоаппарата «на каждый день», который без труда помещается в нагрудном кармане, оказалась совершенно беспроигрышной, и пользователи активно голосуют за нее «рублем». Причем, на мой взгляд, непосредственным катализатором этого процесса выступают сотовые телефоны со встроенной фотокамерой, которые ненавязчиво прививают людям саму концепцию «мобильного фото». В то же время, обеспечивая не слишком высокое качество фотографий, «камерафоны» подталкивают потребителей к приобретению компактных «цифровиков» в виде самостоятельных устройств.
Поскольку рынок крайне «разогрет» и конкуренция на нем очень высока, производители, дабы не оказаться в аутсайдерах, вынуждены постоянно совершенствовать свои продукты. А поскольку основной характеристикой компактных камер является, собственно, их размер, вполне объяснимая задача-максимум любой компании заключается в создании более миниатюрного аппарата, чем у конкурентов (желательно – без ухудшения всех прочих параметров). И вот здесь разработчики сталкиваются с целым рядом сугубо инженерных проблем. Дело в том, что законы физики неумолимы: зум-объектив с приемлемой светосилой и умеренным уровнем аберраций должен быть достаточно сложным, то есть состоять из нескольких оптических элементов. Однако в неактивном состоянии объектив необходимо полностью «втягивать» внутрь корпуса камеры. Коллизия очевидна – чем тоньше становится корпус, тем сложнее «упаковать» в него линзы объектива. Так что в определенный момент миниатюризация достигла некоторого предела – при толщине корпуса около 25 мм сокращать ее дальше стало практически невозможно.
Радикальное решение проблемы предложила компания Minolta (ныне – Konica Minolta), выпустившая в 2002 году первую в мире компактную камеру с шахтным механизмом объектива. В этом механизме все оптические элементы вместе с ПЗС-сенсором размещались вертикально, а световой поток от передней линзы отклонялся под углом 90 градусов с помощью зеркала. Это позволило сократить толщину корпуса до 20 мм, и в результате DiMAGE X стала самой компактной камерой на тот момент. Идея «вертикального» объектива показалась интересной и фирме Sony, которая совместно с Carl-Zeiss разработала аналогичную оптику для своей серии ультракомпактных камер «T». Пытались искать альтернативные решения и другие компании. В частности, Canon в семействе аппаратов IXUS сохранила традиционный «втягивающийся» объектив, однако применила в нем асферический элемент со сверхвысоким коэффициентом преломления, что позволило достичь такой же толщины корпуса, как и в камерах с «шахтной» компоновкой. Однако новый барьер 20 мм «перепрыгнуть» так и не удавалось.
Фирма Casio также была занята поиском путей по дальнейшей миниатюризации, и в определенный момент времени внимание ее инженеров привлекла технология Lumicera компании Murata Manufacturing. Суть этой технологии заключалась в создании оптических линз из прозрачной керамики. Заявленные характеристики впечатляли: новый материал обладал значительно более высоким коэффициентом преломления (2,08), нежели стекло (1,5-1,85), обладая при этом гораздо более высокой прочностью. Столь высокий коэффициент преломления (больше – только у алмаза) позволял при равном фокусном расстоянии уменьшить кривизну поверхности линз, а значит – сделать компактнее и всю оптическую систему. Начав работы совместно с Murata, компания Casio усовершенствовала технологический процесс и создала на основе материала Lumicera первый в мире объектив с применением оптически прозрачной керамики. Выигрыш в компактности составил целых 20%, что позволило создать камеру EX-S100 с толщиной корпуса менее 17 мм. В условиях, когда сражения ведутся за буквально каждый миллиметр, а в среднем толщина компактных камер по-прежнему составляет чуть менее 25 мм, это отличный (и пока непревзойденный) результат.
Наш сегодняшний обзор посвящен именно камере EX-S100, и пришло время познакомиться с ней поближе.
Сенсор | ПЗС, 1/3,2 дюймаРазрешение: 3,2 мегапиксела (эффективных) |
Чувствительность | ISO 50-400, автоматический или ручной выбор |
Объектив | Автофокусный, 4,8-13,5 мм (36-102 мм в эквиваленте для 35 мм, «зум» - 2,8x), светосила 4,0-6,6, керамическая оптика, 6 элементов в 5 группах |
Формат изображения | JPEG: 2048x1536, 2048x1360 (3:2), 1280x960, 640x480 (3 степени компрессии, EXIF 2.2, DPOF, DCF) |
Формат видео | MJPEG/AVI: 320x240, 15 кадров/с, монозвук |
Носитель | SD/MMC + встроенная память 9,3 Мбайт |
Видоискатель | Нет |
ЖК-дисплей | Цветной, 2 дюйма (354x240) |
Затвор | 1/2000 – 4 с |
Режимы экспозамера | Матричный |
Экспокоррекция | Плюс-минус 2 ступени с шагом 1/3 ступени |
Баланс белого | Автоматический, ручная калибровка по белому листу, предустановки (5 позиций) |
Вспышка | Встроенная, уменьшение эффекта «красных глаз»Эффективная дальность: 0,4-2,5 м |
Автоспуск | Задержка 2 или 10 с, тройной автоспуск |
Разъемы и интерфейсы | USB 1.1 |
Питание | Литий-ионный аккумулятор 3,7 В, 680 мАч |
Габариты (Ш x В x Г) | 88 x 57 x 16,7 мм |
Вес | 113 г (без аккумулятора) |
Помимо самой камеры, комплект поставки включает док для зарядки и обмена данными с компьютером, кабель «USB-A – USB-B», литий-ионный аккумулятор NP-20, зарядное устройство, шнурок на запястье, CD-ROM с программным обеспечением и документацию на русском языке.
Надо отдать Casio должное - для своего «бриллианта», топовой модели EX-S100, компания приготовила весьма изящную оправу. Сильный матовый корпус, целиком выполненный из нержавеющей стали производит отличное впечатление, а кнопки, сделанные в контраст корпусу блестящими, и концентрические окружности, расходящиеся от объектива, придают облику камеры завершенность и неповторимый шарм. Несмотря на размеры аппарата, пользоваться им очень удобно. В модели EX-S100 фирма Casio отказалась от оптического видоискателя, и это, как показывает нам опыт других ультракомпактных камер, было правильным решением. Дело в том, что в аппарате такого размера окуляр видоискателя не получается сделать достаточно большим, поэтому для взрослого человека он оказывается попросту неудобным и фактически бесполезным. Обращает на себя внимание большой двухдюймовый ЖК-дисплей, занимающий почти две трети задней части корпуса.
Об уникальном материале, примененном в оптической системе EX-S100, мы уже рассказали в начале обзора – осталось только упомянуть о формальных характеристиках этого объектива. Они таковы: диапазон фокусных расстояний - 4,8-13,5 мм (36-102 мм в эквиваленте для 35 мм), максимальная диафрагма на широком угле - 4,0, в режиме наибольшего приближения - 6,6. Параметры, конечно, далеко не рекордные (у некоторых «одноклассников», вроде Canon IXUS 30/40/50 они даже лучше) - но вспомните о беспрецедентных габаритах аппарата! Автофокус работает по одной или семи точкам и, в отличие от того же Canon IXUS, предусмотрена ручная фокусировка. Реализован также макрорежим.
Вспышка аппарата встроена в корпус и обеспечивает максимальную эффективную дальность от 0,4 до 2,5 м. Предусмотрена регулировка мощности светового импульса (три уровня), которая производится через меню. Кроме того, имеется режим уменьшения эффекта «красных глаз», в котором вспышка срабатывает дважды: в момент спуска затвора и непосредственно перед ним.
Интерфейс пользователя унифицирован с интерфейсами других аппаратов Casio, традиционно весьма дружественен, а вдобавок еще и русифицирован. В камере реализовано пять основных режимов записи: автоматический («Snapshot»), «BESTSHOT», видеорежим («Movie»), а также автоматический режим с записью аудиокомментариев и режим диктофона. В автоматическом режиме процессор камеры сам оценивает текущие условия освещения и, исходя из них, выбирает оптимальные параметры съемки. В режиме «BESTSHOT» пользователю предлагается 23 фиксированных программы, соответствующих той или иной типичной сцене. Некоторые из них стали уже фактически стандартными и реализованы во многих других любительских камерах (скажем, «ночной портрет», «дети», «фейерверк», «монохром», «сепия» и т.д). Другие сценарии из набора «BESTSHOT», напротив - совершенно оригинальны. Например, мне показались весьма интересными специальные режимы для съемки визитных карточек и презентационных «фломастерных» досок, причем со встроенной возможностью коррекции искажений при фотографировании под углом. При кажущейся надуманности и вычурности эти функции могут оказать деловому человеку неоценимую услугу. При выборе того или иного сценария на ЖК-дисплее появляется соответствующая иконка с кратким описанием.
Несмотря на то, что и в режиме «Snapshot», и в режиме «BESTSHOT» на экране отображаются параметры экспозиции, нет никакой возможности повлиять на них вручную. Зато в аппарате имеется такой полезный инструмент, как «живая» гистограмма – причем не только для канала яркости, но и для каждого цветового канала в отдельности. Это позволяет фотолюбителю в реальном времени оценить освещенность сцены и при необходимости применить экспокоррекцию. К сожалению, сделать это можно только через меню (отдельные кнопки для управления компенсацией экспозиции не предусмотрены), но это, в общем, вполне типично для компактных камер любительского уровня. Есть возможность управления четкостью, насыщенностью и контрастом (по 5 ступеней).
EX-S100 позволяет записывать видеоролики в формате AVI (метод MJPEG) с разрешением 320x240 при частоте 15 кадров/с. При этом изменение фокусного расстояния во время съемки невозможно. Таким образом, нельзя, к сожалению, сказать, что видео является сильной стороной этой камеры. Зато стоит отметить весьма интересный режим, почему-то не слишком характерный для фотокамер – режим диктофона. Вот он действительно может быть полезным в самых разных ситуациях – от лекции до делового совещания или пресс-конференции. Учитывая, что 1 минута аудиозаписи «тянет» всего на 240 Кбайт, даже небольшой флэш-карты хватит очень надолго. Есть в EX-S100 и другие функции, которые мне прежде не доводилось встречать в фотоаппаратах – часы с мировым временем (162 города, 32 временные зоны), а также будильник. Совершенно не удивлюсь, если в ближайшем будущем увижу в какой-нибудь камере встроенные игры или mp3-плейер, как это сделано во многих мобильных телефонах. Благо «джойстик» и флэш-память являются неотъемлемой частью любого цифрового аппарата.
В камере использован сенсор форм-фактора 1/3,2 дюйма, и фирма Casio благоразумно не стала гнаться за мегапикселами на столь скромной площади, ограничившись разрешением 3,2 эффективных мегапиксела. Как мы уже неоднократно подчеркивали в наших материалах, для любительских потребностей этого вполне достаточно, причем даже с некоторым запасом на кадрирование. Запись фотографий производится в формате JPEG с одним из следующих разрешений: 2048x1536, 2048x1360, 1280x960, 640x480. Разрешение 2048x1360 соответствует соотношению сторон кадра 3:2 и отлично подходит для последующей печати фотографий в популярном формате 10x15 см без предварительного «обрезания». Доступно три уровня компрессии. В качестве носителя информации используются флэш-карты формата Secure Digital (SD) или MultiMedia Card (MMC), но помимо внешнего интерфейса в фотоаппарате предусмотрена и встроенная память объемом 9,3 Мбайт.
Камера подключается к компьютеру через фирменный док со стандартным разъемом USB-B (это, кстати, упрощает соединение аппарата и с принтерами – кабель «USB-B – USB-B» продается в любом компьютерном магазине по цене около одного доллара). Тот же док используется и для зарядки аккумулятора EX-S100. В этом кроется некоторое неудобство – беря камеру в путешествие, придется захватить с собой и док, и блок питания. К сожалению, возможность подключить сетевой адаптер непосредственно к камере в камере Casio не предусмотрена (в отличие, например, от аппаратов Sony серии «T»). С другой стороны, когда речь не идет о разъездах, все это не доставляет особенных хлопот. Наоборот, придя домой, удобно и очень естественно просто «бросить» камеру в док, полностью избавив себя от возни с кабелями и разъемами. Полная зарядка аккумулятора длится примерно 2 часа, и ее хватает приблизительно на 200 кадров или 2,5 часа диктофонной записи. На дисплее уровень заряда отображается с помощью трехсегментного индикатора.
Съемка
Ультракомпактные камеры по вполне объективным (извините за каламбур) причинам никогда не выделяются особенным качеством изображения. Размеры корпуса (а значит – сенсора и объектива) накладывают свои ограничения, которые выливаются в существенные аберрации, невысокое оптическое разрешение, часто – виньетирование и так далее. Относиться к этому надо с пониманием, поскольку главная задача «ультракомпактов» - всегда быть под рукой, обеспечивая при этом приемлемые снимки без претензий на идеальность. И все же, беря на тестирования EX-S100, я подсознательно испытывал некоторые опасения: уж слишком маленькие размеры оптики и матрицы, уж слишком «подозрительный» материал для оптической системы… Словом, во мне говорил консерватор. Однако первые же пробные кадры развеяли все сомнения – «малютка» от Casio с керамическими линзами снимает не хуже своих «стеклянных» одноклассников с теми же характеристиками объектива, отличаясь от них разве что чуть меньшей светосилой. Да и автоматику камеры особенно не в чем упрекнуть. Судите сами.
Итог
Фирме Casio удалось создать отличный имиджевый фотоаппарат, сочетающий в себе и прекрасный дизайн, и рекордно малые размеры, и удобный интерфейс, и неплохое качество снимков, и даже некоторые бизнес-функции. Передовая технология в производстве оптических систем, установившая новый «стандарт на компактность», дебютировала на удивление гладко, воплотившись в действительно удачном со всех точек зрения коммерческом продукте. Традиционно остается посетовать разве что на невозможность управлять экспозицией вручную (а также влиять на экспокоррекцию с помощью отдельных кнопок), однако эти «недостатки» характерны практически для всех «ультракомпактов». В остальном к камере претензий нет, и мы смело рекомендуем ее к приобретению. Особенно с учетом вполне привлекательной цены – около $350 на апрель 2005 года.