Panasonic Lumix DMC-FX2: уникальная компактная камера с оптической стабилизацией изображения
Компания Panasonic занимает одно из наиболее заметных мест на рынке цифровой фототехники. Давнее стратегическое партнерство с такой авторитетной и многоопытной компанией, как Leica, дает жизнь отличным камерам, которые зачастую просто не имеют прямых конкурентов в своей рыночной нише. Пожалуй, наиболее характерным примером таких продуктов являются знаменитые «ультразумы» с 12-кратным увеличением объектива, оптической стабилизацией изображения и постоянной светосилой 2,8 на всем диапазоне фокусных расстояний. Надо сказать, что Panasonic вообще является одной из немногих компаний, применяющих технологию стабилизации изображения в недорогих камерах ценой около $500 (на этом поле ей составляют конкуренцию разве что Canon и Konica Minolta). Однако столь мощной оптики в этом рыночном сегменте нет вообще ни у кого – и это весьма показательный факт.
Впрочем, хотя бюджетные «ультразумы» и являются несомненным «коньком» Panasonic, не ими едиными жива компания. Заметное место в ассортименте фирмы занимает также линейка карманных, «ультракомпактных» камер, рынок которых переживает сейчас настоящий бум. Эта линейка носит название FX и на данный момент она представлена двумя моделями – FX2 и FX7. Младшая из них, FX2, недавно побывала у нас на тестировании – ей мы и посвящаем этот обзор. Впрочем, основным отличием FX7 от FX2 является лишь увеличенный размер ЖК-дисплея (2,5 дюйма против 2) и повышенное разрешение сенсора (5 мегапикселей против 4), так что в целом наша статья будет справедлива и для FX7.
Не секрет, что конкуренция на рынке «ультракомпактов» является крайне жесткой, поэтому вполне понятно, что каждый производитель старается наделить свои камеры некими уникальными свойствами, которые выгодно выделяли бы продукцию компании из целого сонма однотипных аппаратов. Скажем, у последних моделей Canon таким конкурентным преимуществом являются выдающиеся возможности в части видео и скоростной съемки, Konica Minolta и Sony могут похвастаться уникальным «вертикальным» объективом (и, соответственно, весьма оригинальным дизайном), «фишка» Casio – рекордно компактные размеры вкупе с развитой функциональностью, и так далее. Итак, в чем же «изюминка» серии FX фирмы Panasonic? А это все та же стабилизация изображения, которая в «ультракомпактных» камерах не предлагается пока ни одним из конкурентов. Стабилизация - это одна из тех функций, которые украшают любой фотоаппарат, но в компактной камере она актуальна вдвойне. Ведь не секрет, что в силу размеров (и, как следствие, из-за отсутствия удобной рукоятки), маленький и легкий аппарат гораздо труднее удерживать в стабильном положении, нежели крупный и массивный.
Что ж, познакомимся с нашей сегодняшней героиней поближе.
Сенсор | ПЗС, 1/2,5 дюймаРазрешение: 4 мегапиксела (эффективных) |
Чувствительность | ISO 80-400, автоматический или ручной выбор |
Объектив | Автофокусный, 5,8-17,4 мм (35-105 мм в эквиваленте для 35 мм, «зум» - 3x), светосила 2,8-5,0 |
Формат изображения | JPEG: 2304x1728, 1600x1200, 1280x960, 640x480, 1920x1080 (2 степени компрессии, EXIF 2.2, DPOF) |
Формат видео | MJPEG/AVI: 320x240, 30 или 10 кадров/с |
Носитель | SD/MMC |
Видоискатель | Нет |
ЖК-дисплей | Цветной, 2 дюйма, 130 000 пикселей |
Затвор | 1/2000 – 8 с |
Режимы съемки | Обычный, упрощенный, режим выбора сцены, макрорежим, режим съемки видеоклипов |
Режимы фокусировки | Нормальный, макро; подсветка автофокуса |
Режимы экспозамера | Многоточечный |
Экспокоррекция | Плюс-минус 2 ступени с шагом 1/3 ступени |
Баланс белого | Авто, дневной свет, облачность, галогенная лампа, ручная калибровка по белому листу |
Вспышка | Встроенная, уменьшение эффекта «красных глаз»Эффективная дальность: 1,1-2 м (при чувствительности ISO 100) |
Скоростная съемка | Прибл. 4 или 2 кадра/с, продолжительность серии при максимальной скорости – 5 или 10 кадров соответственно |
Автоспуск | Задержка 2 или 10 с |
Разъемы и интерфейсы | USB 2.0, НЧ-видеовыход (PAL, NTSC) |
Питание | Литий-ионный аккумулятор CGA-S004A, 3,7 В, 710 мАч |
Габариты (Ш x В x Г) | 94,1 х 50,0 х 24,2 мм |
Вес | 130 г (без аккумулятора) |
Комплект поставки включает саму камеру, компактное зарядное устройство для аккумулятора, аккумулятор в защитном футляре, карту памяти Secure Digital на 16 Мб, интерфейсный кабель USB, кабель для подключения к ТВ, ремешок на запястье, CD-ROM с программным обеспечением и руководство пользователя.
Что можно сказать о дизайне FX2? В целом, он традиционен для «ультракомпактных» имиджевых камер: строгие прямоугольные формы, серебристый металлический корпус, блестящие вставки и отсутствие выступающих частей. Последнее свойство позволяет с комфортом уместить камеру в нагрудном кармане рубашки или внутреннем кармане пиджака. Толщина корпуса FX2 также является стандартной для продуктов такого класса и составляет 24 мм. Не рекорд миниатюрности, но на реальном удобстве это почти не сказывается. На мой вкус, камера выглядит весьма привлекательно и, несомненно, ей найдется достойное место среди прочих «гаджетов» своего обладателя.
Эргономику, в целом, тоже можно было бы назвать удачной, если бы не селектор режимов съемки. Он имеет значительный люфт, который проявляется настолько заметно, что иной раз даже затрудняешься определить «на глаз», какой же режим сейчас выбран. В модели FX1, преемницей которой является FX2, селектор явно был реализован удачнее. Кроме того, FX1 была более вытянута в длину, что обеспечивало уверенный захват камеры всей ладонью без опасений задеть пальцами объектив. Впрочем, в данном случае чуть большее удобство было принесено в жертву компактности, что, в общем-то, оправдано. В остальном к эргономике аппарата нареканий нет – органы управления привычны и интуитивно понятны. Следуя современным тенденциям в дизайне «ультракомпактов», в моделях FX7 и FX2 компания Panasonic отказалась от оптического видоискателя – для камер подобного размера он оказался слишком неудобным и перестал себя оправдывать. Большой двухдюймовый ЖК-дисплей камеры не «слепнет» на солнце, однако в условиях слабого освещения картинка на нем становится недостаточно различимой.
В аппарате применен зум-объектив фирмы Leica, работающий в диапазоне фокусных расстояний от 5,8 до 17,4 мм. Учитывая, что диагональ сенсора составляет 1/2,5 дюйма, этот диапазон эквивалентен примерно 35-105 мм в пересчете на 35-мм кадр. Однако главной особенностью объектива является, конечно же, система оптической стабилизации, носящая фирменное название MEGA O.I.S (Optical Image Stabilizer). Стабилизация работает в двух режимах: в одном из них (Mode 1) компенсация вибраций работает постоянно, в другом (Mode 2) – только в момент спуска затвора. Режим Mode 1 наиболее удобен для компоновки кадра и фокусировки, зато в Mode 2 снимки получаются более четкими. Светосила на широком угле составляет 2,8, на максимальном приближении – 5,0, что является средним показателем для оптики такого класса. Как видите, наличие в оптической системе дополнительного стабилизирующего элемента практически не повлияло ее светосилу.
Система TTL-автофокуса предусматривает четыре режима работы, в зависимости от количества фокусировочных точек (от 9 до 1) и их конфигурации. Предусмотрена лампа подсветки автофокуса и отдельный режим макросъемки.
Вспышка камеры встроена в корпус и обеспечивает максимальную эффективную дальность от 1,1 до 2 м при чувствительности сенсора ISO 100. Традиционно предусмотрен режим уменьшения эффекта «красных глаз».
С помощью селектора, который упоминался выше, доступно шесть режимов работы камеры: обычный, упрощенный, режим выбора сцены, макрорежим, режим видеосъемки, а также режим просмотра отснятых фотографий. В обычном режиме аппарат автоматически определяет параметры экспонирования, однако оставляет пользователю возможность самостоятельно влиять на некоторые настройки через меню. Среди таких настроек – баланс белого, чувствительность, режим автофокуса и некоторые другие параметры. Упрощенный режим предназначен для начинающих фотографов, и в нем предусмотрена одна-единственная настройка, влияющая на конечный результат – разрешение кадра. В режиме выбора сцены (SCN) пользователю предлагается 9 фиксированных программы, соответствующих той или иной типичной сцене («портрет», «спорт», «вечеринка», «фейерверк» и т.д.). Назначение макрорежима и режима просмотра понятно из их названий, а видеорежим предусматривает съемку видеороликов в формате QuickTime (метод MJPEG) с разрешением 320x240 при максимальной скорости 30 кадров/с. При этом продолжительность видеосюжета ограничена только объемом флэш-памяти. И все было бы неплохо, если бы FX2 «умела» записывать звук. Увы, эта возможность есть только в FX7.
Зато заслуживает внимания скоростная съемка (брэкетинг) – ее частота составляет 4 или 2 кадра/с (в полном разрешении) при продолжительности серии 5 и 10 кадров соответственно. Впрочем, при заполнении буфера серийная съемка не прекращается – просто несколько снижается ее скорость. Что ж, это отличная «скорострельность», достойная иных камер из гораздо более высокого ценового класса. Также приятной особенностью является наличие «живой» гистограммы яркостей и удобно реализованный доступ к эспокоррекции (с помощью «горячей» кнопки).
Запись фотографий производится в формате JPEG в разрешениях 2304x1728, 1600x1200, 1280x960, 640x480, 1920x1080 (у FX7, в силу 5-мегапиксельной матрицы, вместо разрешения 2304x1768 присутствуют 2560x1920 и 2048x1536). В качестве носителя информации используется флэш-память формата Secure Digital (SD) или MultiMedia Card (MMC).
Питание аппарата обеспечивает литий-ионный аккумулятор с напряжением 3,7 В и емкостью 710 мАч. Увы, по продолжительности автономной работы FX2 проигрывает многим своим конкурентам – полного заряда аккумулятора хватает всего на 100-130 кадров (и это, в общем-то, главный недостаток модели).
Камера подключается к компьютеру по интерфейсу USB 2.0. Вместо стандартного разъема «mini-B» использован фирменный, совмещенный с НЧ-видеовыходом. Поддерживаются оба основных протокола обмена данными – Mass Storage Device Class и PTP (на выбор).
Съемка
Несмотря на то, что FX2 является автоматом типа «навел и снял» (без возможности ручного управления экспозицией), с качеством снимков особенных проблем нет. Объектив аппарата демонстрирует хорошую детальность и на удивление невысокий уровень хроматических аберраций (как в широкоугольном, так и в телережиме). С лучшей стороны проявил себя и экспозамер.
Неплохо показала себя камера и при ночной съемке с выдержкой 2,5 с – алгоритм шумоподавления вполне справился со своей задачей.
Что касается стабилизации изображения, то здесь, видимо, уместно говорить лишь о субъективных личных впечатлениях, ибо придумать какой-либо объективный тест для этой системы довольно сложно. Что ж, осторожно выскажемся в следующем ключе: оптическая стабилизация в объективе FX2 действительно дает ощутимый результат, хотя и далеко не такой впечатляющий, как в «ультразумах» того же производителя. По всей видимости, это связано с размерами и конструктивом аппарата – трудно поверить, что в такой миниатюрной камере вообще удалось реализовать оптическую стабилизацию! Слова о том, что технология MEGA O.I.S позволяет уменьшить экспозицию на целых 3-4 «стопа», мы оставляем на совести маркетологов Panasonic, однако совершенно точно, что вероятность получения четких снимков при использовании стабилизации существенно возрастает (особенно в режиме Mode 2).
Все снимки сделаны при включенной стабилизации изображения в режиме Mode 1.
Итог
С функциональной точки зрения, FX2 – это весьма «продвинутая» камера, которая является одной из лучших в своем классе. Привлекательный дизайн, неплохая оптика, удобный интерфейс со специальным режимом для «новичков», сравнительно большое количество ручных настроек – все это делает камеру весьма привлекательной для самой широкой аудитории фотолюбителей. Что же касается наиболее рекламируемой функции – оптической стабилизации изображения – то ее стоит рассматривать не в качестве панацеи, а просто как средство, помогающее компенсировать некоторые неудобства, связанные с небольшим размером камеры. На данный момент технология стабилизации от Panasonic и Leica является уникальной для класса «ультракомпактов», и при прочих равных ее наличие является несомненным плюсом (особенно с учетом довольно скромной цены – около $320 на апрель 2005 года). Если же говорить о недостатках, то наиболее существенным из них является, пожалуй, лишь небольшое время работы от аккумуляторов.