Фото, видео и аудио

Хай-тек заказывали? Обзор трифоника JetBalance JB-491

Неординарный дизайн и полноценный звук для трифоника за три тысячи рублей – фантастика? Нет, уже реальность!

В прошлый раз мы познакомились с самым недорогим из приличных трифоником AVE T-39H. Его удешевление было достигнуто за счёт упрощения дизайна, применения недорогих материалов и ограничения выходной мощности. Что ж, если внешние данные акустической системы вам не так важны, как её звучание, то AVE T-39H – лучший выбор. Ничего не поделаешь – продвинутый дизайн влетает в копеечку: боюсь, что дешевле $110-$120 на данный момент «крутого» трифоника не найти.

Увидев виновника сегодняшнего обзора живьём, невольно ахнешь: дизайн действительно нетривиальный, и аналогов ему не сыскать не только в ближнем зарубежье.

Итак, прошу любить и жаловать: JetBalance JB-491.

JetBalance JB-491

Где-нибудь ещё такое видели?

Упаковка и спецификация

Коробка выглядит достойно за счёт белого фона и грамотно, с тонким вкусом подобранного дизайна. Габариты внушительные, но неудобств при транспортировке на авто не создадут.

В предлагаемой производителем спецификации соотношение сигнал/шум не указано. Обозначенная суммарная среднеквадратичная мощность – около 80 Вт (из них сабвуфер – 50 Вт).

Технические решения

Сабвуфер – штука хорошая, но занимает слишком много места. Гораздо удобнее, если форма корпуса будет близкой к кубу: тогда гораздо проще получить требуемую крепкость-жёсткость и отсутствие резонансов. Посему неудивительно, что хороший классический сабвуфер и громоздок, и неповоротлив, и тяжёл, и угловат, и устрашающе угрюм, несмотря на всяческие изыски дизайнеров по отделке. Ну чем не разрушитель интерьера?

Предпринимавшиеся ранее попытки сделать саб плоским и стройным нарывались на кучу проблем – как технических, так и технологических. Думаю, инженерам, взявшимся выполнить заказ для JetBalance, предстояла не одна бессонная ночь. Посудите сами: если корпус сделать плоским, то возникнет пренеприятный резонанс, привносящий в бас сухую гулкость. Вдобавок велик риск, что большая по площади боковая панель корпуса начнет вибрировать и подыгрывать, размазывая звук. Утолщение боковой панели и ряды поперечных распорок – не выход из этой ситуации: конструкция утяжеляется, дорожает, звук разрушается турбулентными вихрями. А тут ещё здоровенный магнит длинноходного НЧ-динамика внутри торчит…

После изъятия сабвуфера на свет в глаза сразу же бросается необычная конструкция динамика. Хорошо виден двойной гофрированный подвес. Пальпация предсказывала легкий ход диффузора. Сам диффузор не менее шести дюймов в диаметре. Корпус сабвуфера, выполненный из разновидности ДВП, крепок и увесист, а щелчок по корпусу не даёт внутреннего эха. Короче, внешний вид обещает красивый звук. Ведь что в акустике красиво выглядит, то и звучать склонно соответствующе.

Динамик JetBalance JB-491

Динамик наизнанку?

На фото, выложенном на сайте JetBalance, сабвуфер казался маленьким и худеньким. На самом же деле габариты по высоте и глубине оказались весьма внушительными. Тем не менее, они рассчитаны так, чтобы саб влез под типичный рабочий стол, не выступая и сливаясь с боковой стойкой. Втискивать в узкую щель (например, между мебелью и стеной) данный сабвуфер, конечно, нежелательно, поскольку формирование цельной волны упругого баса не так просто, как порой кажется. Кстати, теоретики советуют устанавливать сабвуфер в углу комнаты. Но практика показала, что при небольшой мощности саб может прекрасно звучать, будучи установленным под столом (на полу или небольшой подставке). Правда, при этом стол не должен иметь дребезжащих элементов.

Хитрый динамик и прямоугольный фазоинвертор

Хитрый динамик и прямоугольный фазоинвертор

Динамик сателлита – овальной формы, с пулевидным конусом, сглаживающим направленность. Корпус и защитная сетка изготовлены из алюминия. Задняя часть корпуса имеет форму гиперболоида. Клеммы (качественные!) выведены в днище. Сателлит устойчив, а резиновые втулки не царапают нежные столешницы.

Измерения

АЧХ снималась в ближнем поле. Сабвуфер стоял на полу, вдалеке от стен. Сателлит устанавливался на столе обычной высоты.

В целом, картина позитивная. Зубчик на 400 Гц, очевидно, – дань за металлизацию корпуса. Солидный бугор с пиком на 5 кГц – не самое страшное, тут слух человека уже менее чувствителен. Вот если бы он вылезал на 1-3 кГц с провалами по обе стороны, то были бы причины для беспокойства.

тестирование JetBalance JB-491 - АЧХ сабвуфера (уровень баса примерно в среднем положении) и отдельно сателлита

АЧХ сабвуфера (уровень баса примерно в среднем положении) и отдельно сателлита

Выставить уровень НЧ строго на середину проблематично, поскольку индикации нет, а ловко отсчитать половинное число нажатий не получалось из-за тормозов пульта. При максимальном уровне баса амплитуда вырастает более чем на 20 дБ относительно зарегистрированной на приведённой выше АЧХ. Сабфувер начинает эффективно басить где-то с 45 Гц. При максимальной настройке баса и высоком уровне громкости возможно достижение уверенных 35 Гц. Не менее важно, что саб не пытается озвучить средние частоты: АЧХ имеет ровный, без резких пиков наклон, обеспечивающий хорошее затухание нежелательных компонент сигнала на 1 кГц.

Направленность сателлитов (см. АЧХ ниже) не выражена. Начинающийся спад с 8 кГц при угле в 60 градусов фактически не играет роли.

тестирование JetBalance JB-491 - АЧХ при углах 0, 30 и 60 градусов

АЧХ при углах 0, 30 и 60 градусов

Экспертное прослушивание

Источники звука:

  • Ноутбук со встроенным АС97 кодеком ALC 655 и, дополнительно, музыкальной PCMCIA (Type II) картой Echo I/O

В качестве «референсных» устройств использовались:

  • Студийные наушники Sennheiser 265 Linear (150 Ом)
  • Мониторные Hi-Fi-наушники Denon 500 AH G-500

Задействованная акустическая система:

  • Активная стереопара JetBalance JB-381 – одна из лучших не только в мультимедиа (лишь запас тембра по ВЧ неуместно скромен)
А как поживает российская младая (а может быть, и не очень) поросль? Тут совершенно случайно в нашу «прослушку» попал альбом «Детство наше прошло...?» 2003 года команды под задорно-юношеским названием «Приключения Электроников». Данной пластинке предшествовало творение «Прекрасное Далёко», датированное 2001 годом.
Кстати, на предстоящей выставке «Музыка-Москва 2005» (Сокольники 13-16 октября, спонсор – RAMBLER!) в рамках фестиваля Music Box сия группа выступит в субботу (день альтернативных концертов) ориентировочно в 19:30 (подробности см на www.musicmoscow.ru).
На вышеупомянутых альбомах «Электроники» перепевают шлягеры конца эпохи социализма: «Прекрасное далёко», «От улыбки», «Трава у дома», «Крылатые качели», «Лесной олень» и т.п., а по пути активно ремиксуют сами себя. Да, конечно, скажете вы, перепевать проще, чем создавать что-то новое, а ещё проще все испортить.
Но и придать музыке новое дыхание, соответствующее духу времени, невозможно без таланта. А в музыке «Электроников» есть драйв и задор. Электрогитары, перекликаясь друг с другом, отлично риффуют. Ударные не отстают, колотясь радостными детскими сердцами. Есть что-то бесконечно искреннее, даже чуть наивное, как у разошедшегося не на шутку школьного ансамбля, только собирающегося выйти на профессиональную дорогу. Вокал не претендует на консерваторскую исключительность и безгрешность, но оригинальных ноток не портит, бережно выбирая самое лучшее.
Великие Битлы тоже когда-то начинали с чужих вещей, однако вовремя перешли на свои сочинения. «Электроникам» грозит участь распада (во всех смыслах), если они плавненько не «завяжут» с «раскруточным» материалом. В отличие от штампованного примитива пост-панка всех мастей, в музыке «Электроников» чувствуются зачатки разнообразия музыкальных средств и, что самое многообещающее, позитивная энергетика. Будет чертовски обидно, если этот дар в суете мирской зачахнет.
Качество записи неплохое (FeeLee). Нынче даже «панки» имеют возможность грамотно записываться, не то что когда-то Sex Pistols – те даже гитары толком не настраивали.

Признаюсь, приступая к прослушиванию JB-491, терзался тревожными предчувствиями. Ура, бас сразу же (как только чуть понажимал на соответствующие кнопки пульта) показал себя во всей красе. Во-первых, низкие частоты достаточно мощны. Во-вторых, бас не лезет в запредельные глубины, но легковесной суховатости нет и в помине. В-третьих, саб неплохо отрабатывает панч (некоторое «округление» есть, но в меру); барабаны звучат упруго, как и задумано природой. В-четвертых, порт фазоинвертора выстреливает сгустки воздуха, как заправский компрессор, причём без бубнения и гудежа. В-пятых, басы хорошо согласуются с прочими частотными компонентами, излучаемыми сателлитами.

Алюминиевые сателлиты звучат чисто и звонко, не раздражая чувствительный слух на средних частотах (наблюдается полное соответствие с измеренной АЧХ). Акцентирование высоких частот (12–16 кГц) обычно проходит без ощутимого ущерба. Единственный маленький минус – это то, что медные духовые на всплесках могут звучать резковато (дает о себе знать бугор на 5 кГц).

Выкручивание громкости «на всю катушку», как и следовало ожидать, приводит к заметным на слух нелинейным искажениям звука. Однако при эксплуатации в режиме кино, игры и музыки для отдыха использовать предельную громкость никакой нужды нет. Мощность у JB-491 неслабая. Ну а страждущим дискотечных децибел следует присмотреться к «самостийным» ресиверам по сто ватт на канал и наборам очень габаритной пассивной акустики (см. «Обзор новейших 5.0 комплектов пассивной акустики AVE»).

Таким образом, звучание у JB-491 приятное и одновременно яркое – редкое сочетание. Внешний эквалайзер вряд ли потребуется: регулировок тембра достаточно. Зона стереоэффектов широкая. Локализация источников звука в пространстве и глубина сцены – уже на подступах к дорогущему Hi-Fi.

Замечания по эксплуатации: проводной пульт срабатывает с задержкой, а индикация (уровня громкости, баса и т.п.) не реализована. Очевидно, не вписывалась в очерченный маркетологами бюджет, так что к управлению нужно приноровиться.

Рационализаторское предложение

К такой роскошной акустике, как JetBalance 491, просится не проводной, а полностью дистанционный пульт управления. Понятно, что хороший инфракрасник сразу откушает с полсотни баксов себестоимости конечного изделия. Но думаем, что для покупателя JB-491 цена – не главное (в разумных пределах).

Сателлиты будут классно смотреться по бокам ЖК-телевизора (ух, как цены валятся на эту технику!), поэтому имеет смысл предусмотреть монтаж на стену с поворотом опоры.

Пожалуй, добавка ультразвукового супер-твитера придала бы звучанию «хай-файную» воздушность. Короче, совершенству нет предела! Росту цен – тоже. :) 

Заключение

Появление в продаже модели JB-491 – это, безусловно, яркое событие в мире мультимедиа-акустики. Инженерам удалось сделать практически невозможное: уменьшить сабвуфер до рекордной величины 8 см без какой-либо деградации баса.

Hi-Fi-трифоник подобного уровня звучания от широко известного брэнда обойдётся как минимум в полтора-два раза дороже. JetBalance 491 рекомендуется как геймерам, так и любителям современной электронной и поп-музыки, стремящимся обустроить рабочее место (или зону отдыха) в стиле "хай-тек".

JetBalance JB-491
Приятное и одновременно яркое звучаниеПроводной пульт (дистанционного управления) срабатывает с задержкой
Сателлиты неплохо сфазированы, звонкиеОтсутствует индикация
Направленность не выражена
Впечатляющие стереоэффекты
Мягко басовитый сабвуфер
Неплохая полифония
Супертонкий сабвуфер!
Отменный, никем пока не повторенный дизайн
Сателлиты неплохо сфазированы, звонкие
Направленность не выражена
Впечатляющие стереоэффекты
Мягко басовитый сабвуфер
Неплохая полифония
Супертонкий сабвуфер!
Отменный, никем пока не повторенный дизайн
Автор:V_A_N