Последний из могикан? Обзор модификации популярнейшей стереопары Jetbalance JB-381
Стереопара, как и любая классика, востребована вечно, но интерес к хорошо звучащим активным трифоникам растёт как на дрожжах. Оно и понятно, Hi-Fi-трифоник позволяет высвободить кучу полезного пространства, обеспечив звучание сродни добротному напольнику внушительных массогабаритов. Да и выигрыш в деньгах с трифоником более чем убедителен. Из компактных же полочников, похоже, уже выжали всё, на что они в принципе способны. И так и сяк изворачивайся, а желаемого баса от них не дождёшься (разве что за счёт дикого роста искажений на низких частотах).
Есть ещё одно обстоятельство, так сказать, внутреннего характера. Jetbalance наращивает производство ряда неплохих активных сабвуферов, в частности JB-160. Естественно, к приличному сабвуферу логично было бы добавить адекватную по качеству сателлитную акустику. Судя по всему, выбор пал на авторитетную JB-381. Хотя лично я бы не сбрасывал со счетов JB-362, выполненную в акустическом оформлении closed box, то есть без коварного фазоинвертора.
Упаковка и комплектация
Стабильность – признак мастерства. Jetbalance верна себе. Дизайн – со вкусом. Вид коробки – подарочный.
В комплекте имеется весьма неплохой хай-фай-шнур с мини-аудио на 2 тюльпана (RCA). По-прежнему радуют поролоновые затычки к фазоинверторам.
Спецификация
(по сведениям производителя)
Частотный диапазон, Гц | 30...20000* |
Габариты одной колонки (ШхВхГ), мм | 165х330х240 |
Динамики | 5”+1” |
Мощность (RMS), Вт | 60 |
Соотношение сигнал/шум, дБ | 85 |
Магнитное экранирование | Полное |
Габариты упаковки, мм | 408x389x289 |
Вес, кг | 10,5 |
Производитель | Tang Band Industries Co., ltd (Тайвань) |
* – неравномерность не указана
Технические решения
Вынесение органов настройки-управления на лицевую панель активной (с усилителем внутри) колонки утратило оригинальность. Внешне выглядит не очень фотогенично (одна колонка получается с зубами, вторая – без), но хуже всего, когда активная колонка удалена более чем на расстояние вытянутой руки. Правда, благодаря отсутствию пульта звук не гробится коварными цифровыми цепями. А чтобы не париться с выпиливанием ДВП, переднюю панель изготовим из специального пластика. Просто, дёшево и эффективно. По сравнению с моделью-предшественницей тут изменений, даже чисто косметических, не наблюдается.
В каждой колонке имеется идентичный, точно рассчитанный и аккуратно подогнанный кросс-фильтр, минимизирующий проникновение нежелательных частотных компонент на соседствующие НЧ- и ВЧ-динамики, – это решение заимствовано из элитного Hi-Fi.
На задней панели активной колонки нынче добавился переключатель 2.0–2.1. Последняя позиция, то есть 2.1, подразумевает наличие активного сабвуфера. В этом положении переключателя, по идее, задействуется фильтр, вырезающий низы, чтобы избежать накладки с сабвуфером в частотной области. Как следствие, рядышком с входами появились выходы, чтобы перенаправить сигнал на сабвуфер. Оному было бы достаточно тривиального моно, но поскольку приходится смешивать низкие частотные компоненты с правого и левого каналов, выходы реализованы в стерео.
Поролоновые затычки сослужат добрую службу, если понадобится попридержать разухабистый бас. Дело в том, что на многих записях, особенно прошедших цифровой ремастеринг, уровень нижнего баса скачет как чёрт на сковородке. Неимоверно басят клиппированные и перекомпрессированные записи. Простейшая затычка удачно корректирует и частотную характеристику (буквально считаные дБ, но они правильные), и позитивно влияет на басовый отклик во времени.
Динамики. Внешне точь-в-точь те же самые. Думаю, и характеристики остались прежними. Зачем менять то, что отлично себя зарекомендовало?
Не претерпел изменений и гриль, крепёж которого поначалу не внушает доверия, хотя на практике дребезга не отмечается. Впрочем, я ещё не встречал ни одного ботаника-аккуратиста, кто бы эксплуатировал JB-381 с этими «пыльниками». Без сетки-рамки гриля колонки выглядят намного привлекательнее, издали приковывая к себе внимание.
Измерения
АЧХ оценивалась импульсным методом с последующим скользящим сглаживанием 1/3 октавы. Удаление измерительного микрофона – 1 м по умолчанию. Амплитуда (магнитуда) представлена на графиках в относительных единицах, то есть без пересчёта в абсолютное звуковое давление. Измерения проводились в помещениях объёмом ~30 и ~50 кубических (соответственно площади 12 и 20 квадратных) метров с типично жилой реверберацией. Отражения звука, искажающие АЧХ, при необходимости учитывались.
Первым делом смотрим, в чём отличие новой версии JB-381 от предыдущей. Тембр выкручиваем и там и там на максимум – именно так будут эксплуатировать колонки большинство владельцев, громкость – до половины. Так, так, так… Ого! Измеренные АЧХ значительно отличаются!!! Однако, батенька! Модернизированные JB-381 (АЧХ красного цвета) будут звучать намного звонче. А вот баса, увы, явно не прибудет. Симметричные «коренные зубы» в области 500...1000 Гц, вероятно, следствие весьма объёмистой «усилительной» начинки обмеряемой колонки. Сами по себе не страшны, но тот факт, что в новой версии они торчат относительно низкочастотных составляющих, уже настораживает. Впрочем, более важно, что неравномерность АЧХ теперь вписывается в хай-файные +/- 4 дБ. Кстати, на бугристость в районе 100...200 Гц особого внимания не обращаем – помещение всё-таки влияет, несмотря на предпринятую минимизацию отражений.
Дальше выясняем, насколько хорошо работает виновник модернизации – «сабвуферный» фильтр. Как видим, работает на совесть, начиная подавлять низкие частоты с 200 Гц. Это обеспечит беспроблемную стыковку чуть ли не с любым сабвуфером.
Теперь оценим направленность свежеиспечённой системы. Низкие частоты в данном случае не информативны, посему оставим включённым «сабвуферный» фильтр… Ага, ясненько, чуть развернув колонки (где-то в пределах 15 градусов) от направления «на слушателя», можно добиться рассасывания вспученности на 7...8 кГц (правда, за счёт «диссипации» самых высоких частот).
Так, настал черёд сравнить АЧХ в ближнем (строго 1 м) и дальнем (>2 м) поле. При снятии АЧХ на удалении отражённый сигнал из выборки удалялся. Неудивительно, что позитивно трансформировался бас, а вот вылезший «клык» на 850 Гц и усугубившийся рядом «кариес» максималистов не обрадуют. Ничего не поделаешь, JB-381 заточена под ближнее поле! А совмещать коня и трепетную лань никому толком ещё не удавалось.
Наконец, выясняем функционирование настройки тембра. Как видим, на понижение тембр работает намного круче. Запаса по ВЧ на прежней JB-381 явно не хватало. А после третьей модификации сей запас и не нужен.
Применение фазоинверторной затычки убавляет басы до 3 дБ (на 90 Гц). В последней версии JB-381 ВЧ-тембр можно не доводить до положения «12 часов». Регулировка как НЧ-, так и ВЧ-тембра на АЧХ в области 1 кГц никак не сказывается.
Экспертное прослушивание
В качестве «референсных» систем использовались:
- Активная акустическая система JB-381 (вторая модификация) – признанный фаворит Hi-Fi-мультимедиа, лауреат многочисленных конкурсов
- Комплект 5.1 с активным сабвуфером Kef 2005.2 плюс ресивер Yamaha 5460
Дополнительно были задействованы следующие устройства:
- Студийные наушники Sennheiser 265 Linear – вне конкуренции
- Сабвуфер Tannoy TS8 (усиление BASH)
Источники звука:
- Саунд-карта Audigy2 Platinum EX
- Встроенная звуковуха ноутбука (кодек ALC655)
- Спортивный МP3-плеер Creative MuVo C100 – один из самых лучших по звуку, функциональности и надёжности
- DVD-плеер Pioneer 565 – несколько лет назад сорвал все призы
По сравнению со своей предшественницей JB-381 стали звучать намного звонче (даже при нейтральном тембре). Баса стало меньше, зато снизились искажения, которые особенно были заметны на большой громкости. На средних частотах, образно говоря, появился перчик, что, в общем-то, на любителя. Тут единого мнения быть не может в принципе. Любители мягкого звучания, похоже, предпочтут вторую модификацию.
После «Ямахи» с её отличным стереоусилением слушать JB-381 на своих парах уже не доставляет огромного удовольствия. Хотя и сфазированность неплоха (причём в широкой полосе частот), и панч добротный, и звона хватает. Впрочем, иначе было бы странно – ведь стоимость усиления различается чуть ли не на порядок. Отсюда мораль: активная стереопара за 100 баксов с хвостиком не заменит усилитель Hi-Fi-стерео за 200-300 у.е. и полочники стоимостью более 300 у.е. не только в плане мощности, но и по качественным показателям. Следует признать, отрыв JB-381 от истинного хай-фай при небольшой громкости на слух практически не заметен.
Выйдя в компьютерную отставку, после элементарной переделки в пассив, JB-381 могут послужить в качестве близко расположенных тылов многоканальной акустики домашнего театра.
В плане жанровых предпочтений JB-381 универсальны: музыка любого стиля вполне по силам этой многогранной акустике.
Рационализаторское предложение
Думаю, третья по счёту модификация станет последней. Как бы ни была хороша модель, время диктует своё (в первую очередь в плане дизайна), да и конкуренты не дремлют, оперативно бомбардируя рынок новыми (и весьма удачными!) стереопарами. Одна только отделка под чёрный или белый ясень чего стоит! Полагаю, новый флагман Jetbalance будет прежде всего «красавцем хоть куда».
Мощное, с хорошим питанием усиление отъедает внушительную часть объёма активной колонки. Следовательно, левая и правая «половинки» в результате совместной работы могут порождать коверканье стереоэффектов. А тут ещё магнитная экранировка ВЧ-динамика чуть ли не закрывает фазоинвертор. В подобных условиях хорошо заглушить корпус становится очень непросто. Думаю, в дальнейшем флагманским стереопарам не избежать вынесения усилительной требухи в отдельный внешний модуль или в персональные отсеки, как в студийных мониторах.
Заключение
Произошедшие с JB-381 изменения, не побоюсь этого слова, кардинальны. Стереопара стала звучать совсем иначе. Гораздо звонче (подтверждается измерениями и слуховыми ощущениями) и с меньшими искажениями на низких частотах. Корректировка АЧХ сказалась на соотношении средних частот, что будет встречено с восторгом далеко не всеми.
Добавление эффективного фильтра, отсекающего низы для лучшего согласования с сабвуфером, конечно, в духе времени. Хотя JB-381 способны были нехило басить сами по себе, но с сабвуфером жить как-то веселее.
Модернизированные JB-381 рекомендуются для универсального озвучивания при небольшом удалении от слушателя.
Активная стереопара JetBalance JB-381 (модификация 2006 года) | |
За | Против |
Заточенная под ближнее поле АЧХ | Регулировка тембра скромно влияет на подъём НЧ и ВЧ |
Может быть использована в качестве контрольной акустики при музицировании в домашних условиях | Единственный вариант отделки |
Сфазированность в широкой полосе частот | |
Хорошая микродинамика | |
Достаточная мощность | |
Выход на сабвуфер плюс фильтр | |
Высокое качество изготовления | |
Надёжность | |
Может быть использована в качестве контрольной акустики при музицировании в домашних условиях | |
Сфазированность в широкой полосе частот | |
Хорошая микродинамика | |
Достаточная мощность | |
Выход на сабвуфер плюс фильтр | |
Высокое качество изготовления | |
Надёжность |