Семь шапок из одной шкуры: цифровой диктофон с гигабайтом памяти и функцией стереозаписи – Olympus DS50

Что для вас значит понятие «цифровой диктофон»? Надо полагать – самый обычный диктофон, в котором архаичная кассета уступила место флэш-памяти. Это позволило снизить массу аппарата, обеспечить более удобную работу с аудиофрагментами и возможность сохранять их в компьютере без потери качества. Диктофон, как следует из его названия, создан для записи голоса. Чего-то большего от подобного устройства не требуется, так как для создания более качественных записей существует другое, специализированное оборудование. Судя по модели DS50, в Olympus придерживаются диаметрально противоположной точки зрения: они решили оснастить диктофон огромным количеством функций, диктофону не свойственных. В итоге покупателю предлагается карманный рекордер с гигабайтом встроенной памяти, стереомикрофоном (помимо обычного монофонического), внушительным меню настроек и ценой в районе $400.

 

Комплект поставки

Купивший Olympus DS50 обнаружит в коробке сам диковинный девайс, чехол из искусственного бархата с магнитной застёжкой, стереонаушники-вкладыши класса «выброси и купи нормальные», ремешок для ношения на запястье, USB-кабель, инструкцию и проводной пульт для начала/остановки записи. Также, согласно инструкции, в комплекте должен поставляться программный плеер DSS (в нашем случае диска не было, однако диктофон нам достался явно не новый, могли и потерять), при помощи которого можно осуществлять прослушивание и простое редактирование записанных файлов. А можно обойтись и без софта, и без драйверов: диктофон пишет звук в виде файлов WMA, а компьютером определяется как обычный USB-накопитель.

Olympus DS50: комплект поставки

Olympus DS50: комплект поставки

Внешний вид и органы управления

Аппарат представляет собой компактную (11,1x3,7x1,6 см) и лёгкую (менее 80 грамм с батарейками) конструкцию в корпусе из алюминиевого сплава цвета серо-синий металлик, буквально усеянную кнопками. Они находятся на лицевой панели под дисплеем и на обоих боковых торцах корпуса. Там же, на торцах, можно обнаружить выход для наушников формата мини-джек (выходная мощность 2х5 мВт при 22 Ом) и прикрытый заглушкой порт mini-USB 2.0 High Speed. Довольно крупный динамик расположен на тыловой панели диктофона.

Olympus DS50: внешний вид

Olympus DS50: внешний вид

Питаться аппарат может как от батарей, так и от комплектного адаптера. При использовании второго варианта подключения производитель сулит 250 мВт выходной мощности на динамик. Стоит отметить, что и от батарей он звучит на удивление громко и основательно – прослушиваются даже средненизкие частоты. Для автономного питания могут использоваться две щелочные батарейки ААА или никель-металгидридные (Ni-MH) аккумуляторы аналогичного формфактора. От батарей в режиме записи Olympus DS50 может работать от 20 до 32 часов, от аккумуляторов – от 15 до 22 часов. Зависит от типа применяемых батарей/аккумуляторов, а также от выбранного качества записи.  

Функции записи

Диктофон может вести запись в моно- или в стереорежиме. Olympus DS50 оснащён одним гигабайтом встроенной памяти, что позволяет ему хранить от полутора десятков до почти трёхсот часов записей собственного производства, рассортированных по нескольким тематическим папкам.

Olympus DS50
ПресетРежимМаксимальная вместимость памятиФормат, битрейт, частота дискретизацииЧастотный диапазон, Гц
ST XQСтерео17 часов 30 минутWMA 128 кбит/с, 44,1 кГц50-19000
ST HQСтерео35 часов 10 минутWMA 64 кбит/с, 44,1 кГц50-16000
HQМоно70 часов 20 минутWMA 32 кбит/c, 44,1 кГц50-13000
SPМоно138 часов 30 минутWMA 16 кбит/с, 22 кГц100-8000
LPМоно275 часов 20 минутWMA 7 кбит/с, 8 кГц100-3000

Запись может производиться при использовании встроенного в корпус диктофона или внешнего микрофона, подключаемого к гнезду мини-джек на верхнем торце корпуса. В комплект поставки входит стереомикрофон Olympus ME53S.

Olympus DS50: подключаемый стереомикрофон

Olympus DS50: подключаемый стереомикрофон

Комплектный микрофон, а также любой из множества опциональных (есть петличные, выносные, с ветрозащитой и другие) может подключаться непосредственно к разъёму на верхней кромке диктофона либо к проводному пульту, на котором есть клипса и переключатель «старт-стоп» для управления записью.

Olympus DS50: проводной пульт для включения/выключения

Olympus DS50: проводной пульт для включения/выключения

Влияние на качество записи можно оказывать не только выбором режима кодирования (битрейта и частоты дискретизации), но и различными установками. Olympus DS50 располагает достойным арсеналом регулировок: обрезной фильтр для отсечения самых низких частот (предотвращает эффект бубнения и уменьшает «стреляющие» акценты на буквах «п» и «б» при близком расположении микрофона от губ), система авторегулировки уровня записи в зависимости от громкости сигнала (позволяет сократить различия в громкости между тихими и громкими звуками для улучшения восприятия), активация записи при наличии голоса, встроенный цифровой шумоподавитель. Все эти функции, а также множество других настроек доступны через разветвлённое, но не слишком запутанное меню, фрагменты которого приведены ниже.

Olympus DS50: чёткий дисплей с подсветкой и выводимое на него экранное меню. Несколько примеров

Olympus DS50: чёткий дисплей с подсветкой и выводимое на него экранное меню. Несколько примеров

При помощи механического переключателя можно установить один из трёх режимов чувствительности микрофона: «диктовка», «совещание», «лекция». Наконец, есть функция записи и воспроизведения по таймеру. Несложно догадаться, что как диктофон аппарат ведет себя превосходно, позволяя получить очень ясную и чистую запись практически в любой ситуации, где портативное устройство записи способно справиться в принципе. Кроме режима LP: складывается ощущение, что он был сделан для красивых цифр в каталогах. Слушать даже один голос в LP откровенно неприятно. Зато при максимальном качестве (HQ) голос звучит так, будто записывался через полноценный микрофон с соответствующей динамической обработкой – хоть аудиокниги надиктовывай для создания CD. Подобный результат не стал откровением, потому что с диктофона за $400 и спрос соответственный. Нас же больше интересовала возможность записи в стерео. Иначе говоря – может ли данный аппарат выступить в качестве альтернативы карманному рекордеру или даже простенькой портастудии для «живой» записи музыкальных произведений в условиях невозможности применения нормального стационарного оборудования или хотя бы портастудии с полноразмерными микрофонами.

Мы пробовали записывать в разных условиях, выставив максимальный битрейт в настройках. При низкой чувствительности микрофона и близком расположении исполнителя (пробовали на простом примере – акустическая гитара и вокал) звук получается со слишком большими динамическими перепадами и с шепелявыми высокими частотами – сюда бы студийный де-эссер! При записи на дальнем расстоянии в режиме высокой чувствительности микрофон ловит все призвуки помещения и шумы (диаграмма направленности явно круговая), искажая тональный баланс в пользу и без того небезупречных ВЧ. Некий оптимум – запись в среднем положении чувствительности микрофона на расстоянии около метра до объекта. Отметим, что качество записи в целом неплохое – для создания пробника с целью отправки продюсеру сгодится. Или просто для себя, на память. Но о применении Olympus DS50 в качестве полноценного стереорекордера и речи быть не может: единственная, но очень существенная проблема – битрейт стереопотока, ограниченный 128 кбит/с. После такой безумной по студийным меркам компрессии никакими обработками на компьютере нюансы и обертоны звука не вытянешь. Так что покупать Olympus DS50 в надежде заполучить и диктофон, и хороший карманный стереорекордер для мобильной записи музыки не имеет смысла: во втором амплуа аппарат явно не обеспечивает того качества, которое оказалось бы приемлемым для сколь-нибудь серьёзной выездной работы.

Остальные возможности

Olympus DS50 можно использовать в качестве обычного аудиоплеера: имеются поддержка файлов MP3/WMA вплоть до максимальных битрейтов и стереовыход – очень приличного качества, на уровне хорошего МР3-плеера на флэш-памяти. Но нет эквалайзера, который помог бы оптимизировать звучание при использовании наушников начального и среднего класса, а выходная мощность по 5 мВт на канал заметно ограничивает выбор наушников и мест прослушивания (про улицу и транспорт можно забыть). К тому же в гигабайтную память всю любимую музыку не зальёшь – надо и под диктофонные нужды оставить место.

Ещё одна заслуживающая описания фишка модели – поддержка подкастов. Если кто не в курсе, подкасты – это новости и прочие сообщения, читаемые голосом диктора; банальное озвучивание печатных событий для прослушивания в дороге. В Olympus DS50 такая поддержка реализована следующим образом: диктофон должен быть подключен к ПК с установленным программным плеером DSS, на котором, в свою очередь, должны быть настроены соответствующие линки на информационные ресурсы. При появлении новых подкастов они будут закачиваться в диктофон и воспроизводиться. Нужная ли эта функция? Кому как. По нашему мнению, находясь дома, можно новости и почитать, а в отрыве от компьютера закачка новых подкастов всё равно невозможна.

Выводы

При первом знакомстве Olympus DS50 (как и DS40/DS30, отличающиеся меньшим объёмом памяти) может поразить любого своим роскошным оснащением. Читаешь список возможностей и радуешься, что наконец-то можешь обзавестись всего одним аппаратом, который справится с функциями диктофона, стереорекордера и аудиоплеера. Но попробовав модель в деле, вспоминаешь старую мудрость: семь шапок из одной шкуры не сшить. Как диктофон – действительно отличный аппарат. Как рекордер – мог бы быть, если бы не странное ограничение кодируемого потока на уровне 128 кбит/с (это цинично названо режимом экстракачества), которое убивает все прочие достоинства модели как музыкального рекордера. Плеер из Olympus тоже так себе: звучит неплохо, но не имеет эквалайзера или иных функций коррекции звука, плюс невысокая выходная мощность усилителя для наушников. Вот и выходит, что за $400 покупатель получает продукт, в котором завершённым и полноценным модулем является лишь диктофон. Отсюда вывод: если вам нужен просто хороший цифровой диктофон – смело ищите модель подешевле ($70-150) от известного производителя (Panasonic, Samsung и так далее) – с точки зрения качества записи голоса практически не проиграете. Да, не будет некоторых систем оптимизации записи, однако это едва ли помешает разобрать слова в аудиофайле. Советовать Olympus DS50 осмелимся только тем, кто хочет получить максимальное качество записи голоса от ультракомпактного аппарата и широкие возможности, невзирая на цену. Думается, моделька пригодится профессиональным журналистам. Обывателям же не советуем этот аппарат, поскольку производитель просит немалые деньги за имеющиеся, но практически «неюзабельные» дополнительные возможности. Исходя из сказанного выше, желающим обеспечить себя средством мобильной записи стереозвука на выезде по-прежнему остаётся выбирать между специализированным портативным рекордером от одного из производителей профессиональной техники или портастудией с полноразмерными микрофонами. Последний вариант обойдётся минимум вдвое дороже рассматриваемого Olympus, зато обеспечит несравненно более качественное звучание ваших музыкальных записей.