Creative SoundBlaster Live! Platinum 5.1 и Live! Player 5.1. Что новенького?
В одной из старых компьютерровских новостей было написано (явно передрано из пресс-релиза, содержащего по-азиатски щедрые метафоры), что новая линейка звуковых плат от Creative Labs позволяет превратить компьютер в полноценную развлекательную платформу. Одно из значений слова «платформа» — открытый железнодорожный вагон с низкими бортами. И развлекательная платформа ассоциируется не иначе как с открытым вагоном-рестораном. Который к тому времени, как успеваешь проголодаться, обычно закрывается. При этом машинист объявляет: «Следующая остановка — платформа Развлекательная».
Creative Sound Blaster Live Platinum 5.1, венчающий вышеупомянутую линейку, — это, можно сказать, Live Platinum, который снабдили декодером Dolby Digital и инфракрасным пультом дистанционного управления. В свою очередь, Live Platinum — это Live, к которому добавили коммутационный блок, монтируемый в пятидюймовый отсек. Наконец, Live Player 5.1 — это Live Platinum 5.1, у которого отняли 5,25-дюймовый коммутационный блок. Поскольку о «платиновой» составляющей уже рассказано довольно (Е-Козловский — пионер), мы решили в первую очередь сделать то, чего еще не делал никто: разобраться с обширным пакетом программного обеспечения, прилагающимся к Live Platinum 5.1.
О карте Live Player 5.1 мы решили сильно не распространяться ввиду очевидности ее возможностей, которые являются подмножеством от Live Platinum 5.1. Если вас больше интересует сама железка , нажмите несколько раз клавишу «PgDn».
Принято считать, что никаких стоящих прикладных программ (утилиты не в счет) ни один производитель к своему аппаратному изделию не приложит. Поэтому многие пользователи по умолчанию игнорируют всевозможные «бандлы» и «паки». Не зря ли?
Караоке вкрутую
Уже несколько лет модно специально коверкать английские слова, подменяя буквы так, чтобы произношение оставалось прежним: light — lite, files — filez. Так круче выглядит. На этот раз буква К в слове Kool, призванная заранее подчеркнуть крутость этой программы, поставлена вполне заслуженно. Судите сами. Пусть вы купили Live и прослушали на нем демонстрационный прилагающийся MIDI-файл. Если вы уверены, что Creative заказала профессиональную аранжировку, оптимизированную под свою карту, снабженную приличествующими ей сэмплами (так делают уважающие себя люди), то вы немедленно отнесете Live назад в магазин и навсегда забудете торговую марку с оранжевой буквой посередине. Можно представить только, что этот трюк оплачен производителями музыкального оборудования с тем, чтобы у пользователей Live не возникало соблазна применить его в музыкальном творчестве взамен специализированной техники. (Позднее мы обнаружили на прилагаемом компакт-диске демонстрационные файлы специально для Live, с соответствующими сэмплами, однако они записаны в формате секвенсора Cakewalk, которым комплектуется Live для некоторых других стран, так что прослушать их мы не смогли.)
Kool Karaoke доказывает обратное: MIDI-файлы (с текстами), которыми она комплектуется, производят революционное впечатление. В отличие от демонстрационных сопровождающих файлов (по умолчанию помещающихся в Program Files/Creative/SBlive/Media/Midi, их рекомендуется сразу стереть), представляющих собой «голые» партитуры даже без нюансировки, это профессиональные аранжировки (пусть и не оптимизированные под Live), которые приятно слушать и под которые приятно петь, считывая слова с экрана и накладывая на голос крутые эффекты. При этом интересна не столько сама Kool Karaoke (в стандартный репертуар которой входят народные, религиозные, детские и старые песни вне авторских прав), сколько инфраструктура, которая за ней стоит. Это сайт Eatsleepmusic.com, содержащий море профессиональных MIDI-аранжировок популярных песен. Их можно оценить с помощью образцов, наличествующих в библиотеке Kool Karaoke. Естественно, они платные — доллар штука. Но они того стоят. Даже на стандартных банках Live они звучат — kool!
Китяра
Другое модное веяние — это словотворчество, когда фрагменты слов заменяются похожими по звучанию. Keytar [kita:] звучит очень похоже на guitar [gita:]. Так называется программа, которая позволяет «играть на гитаре», не обучаясь этому искусству и даже не имея самой гитары. После запуска программы в верхней части экрана возникнет десяток разных акустических и электрических гитар. С их помощью выбирается необходимый тембр звучания. В середине экрана нарисована большая гитара (или китяра). Ее струны можно цеплять мышью и таким образом бренчать. Гармония задается с помощью нажатия одной из двенадцати функциональных клавиш, причем набор аккордов можно выбрать из шести готовых, а можно составить свой собственный. Если надоело бренчать мышью, можно выбрать подходящий бой и темп, и компьютер будет бренчать самостоятельно — остается только задавать аккорды функциональными клавишами. С помощью «китяры» можно здорово аккомпанировать пению.
Средство для ритмоплетов
Третье модное веяние — еще один способ словотворчества, когда слова с похожими слогами сливаются, причем из двух слогов остается один robotechnic. Rhythmania — это простой интерактивный аккомпаниатор с секвенсором.
Можно выбрать подходящий стиль аккомпанемента и сольный инструмент, функциональными клавишами задавать аккорды (выбор которых неизмеримо богаче, чем в Keytar), а на алфавитном поле клавиатуры играть, как на пианино. Простенькие мелодии сыграть удается, и мы решили попробовать записать «Долго будет Карелия сниться…» Но найдя подходящий стиль с размером 6/8, мы столкнулись с тем, что аккорды можно расставить лишь по четвертям — то есть в середине такта нельзя. С «Карелией» пришлось распрощаться. В программе можно создавать и собственные стили, но все же рекомендуется использовать для этого более мощный секвенсор.
Будущим бездельникам
Beat на американском сленге означает бездельник. Программа FutureBeat 3D обрадует бездельников, ибо трехмерные технологии будущего отныне позволяют «создавать профессиональную музыку» не только тем, кто не умеет сочинять, но и тем, кто не умеет играть. Музыка создается из петель (loops), или, в терминологии авторов FutureBeat, секвенций — готовых музыкальных фрагментов длиной четыре или восемь тактов, составленных таким образом, что все фрагменты в рамках одной композиции, включенные одновременно, будут тем не менее звучать согласованно. О синхронизации позаботится электроника. Все, что остается делать, — это включать и выключать в нужное время разные партии. Моменты включения и выключения будут запоминаться.
На диске имеется библиотека секвенций для разных стилей: техно, гоа, хард-рок, хип-хоп, трип-хоп, рейв, транс и многих других. Из них действительно получаются профессионально звучащие композиции (только очень бедные гармонически), но проблема в том, что произведения разных «композиторов», сочиненные с помощью этих секвенций, друг от друга отличаться почти не будут. Впрочем, для особо продвинутых имеется музыкальный редактор для записи собственных партий (и набор сэмплов), а также простенькая драм-машина. Есть также возможность записи новых сэмплов. А постфикс 3D обозначает, что положением инструмента в виртуальном пространстве можно управлять.
Программа Mixman Studio — из той же серии, только без 3D, попроще, но с амбициями: при завершении сеанса работы может без спроса отправить вас на свою Web-страницу.
Светлая троица
Вернемся к модным тенденциям изменять spelling. Cubasis VST, Wavelab Lite и Recycle Lite — облегченные версии секвенсора, аудиоредактора и редактора сэмплов соответственно от промышленного зубра audioproduction — корпорации Steinberg. Да, их возможности очень сильно урезаны по сравнению с полными версиями, но достаточны для простых задач. И они откажутся работать, если вы вынете из компьютера SB Live, с которым они поставляются. Однако неизъяснимое обаяние этих программ скрывается в их лицензионной чистоте. Они не взломаны, они не скопированы тайно, они попали к вам прямо на фирменном диске от производителя, и в этом их прелесть. Да и, в конце концов, тот же Cubasis VST куда мощнее встроенного секвенсора недорогого синтезатора, так что почему бы не воспользоваться лицензионным софтом от Steinberg? Учтите также, что стабильно работающие пиратские версии Cubase редки…
Библиотека сэмплов
На диске имеется 35 наборов сэмплов общим объемом около 70 Мбайт, некоторые из них очень хороши. Например, индийский барабан банья в наборе «Индийский ансамбль». А для завлекания пользователей, владеющих кредитными картами либо приемами оплаты по чужой кредитной карте, имеется демонстрационная программа SoundFont Showcase. Послушав неотразимые композиции, в которых используются петли, сделанные из профессиональных саундфонтовских сэмплов, хочется пополнить счет и ринуться в Интернет.
…В целом программное обеспечение Live с претензиями: много цветов, скругленные углы, нестандартные кнопки и выезжающие панельки. Кое-где навязчиво демонстрируется реклама, иногда тебя без спросу могут отправить на какой-нибудь сайт, многое недоделано и не продумано (в PlayCenter я один раз запустил MIDI-файл с дискетки, так он потом по десять секунд теребил дисковод при каждом запуске программы, пока я не уничтожил playlist). Впрочем, это не слишком мешает работать. А теперь о железе: коротко и академически расскажем, что собой представляет Sound Blaster Live Platinum 5.1 и для чего его можно применять. Оценку качеству звука мы не даем, так как по сравнению с Sound Blaster Live Platinum ничего не изменилось, а если и изменилось, то не стоит многонедельного исследования и никчемных споров («слюни пузырями»). Если вам нужен действительно профессиональный звук, вы наверняка знаете, что Creative не ваша марка.
Академия звука
SB Live Platinum 5.1 — это компьютерный аудиокомплекс, включающий в себя универсальную звуковую PCI-плату с 16-разрядными преобразователями, 64-голосным табличным синтезатором (32 MIDI-канала), MIDI-интерфейсом, эффект-процессором, цифровым микшером, декодером аудиосигнала Dolby Digital и поддержкой оригинальной технологии трехмерного звучания EAX, а также коммутационный блок, монтируемый в пятидюймовый отсек и помимо аудиоразъемов содержащий некоторые регуляторы и инфракрасный интерфейс дистанционного управления.
Creative Sound Blaster Platinum 5.1 имеет следующие внешние интерфейсы. На самой звуковой карте размещены линейный выход, выход заднего ряда, микрофонный вход, линейный вход, а также комбинированный разъем, по которому передается либо шестиканальный цифровой сигнал, либо центральный и басовый аналоговые сигналы — при шестиканальной акустической системе с аналоговым интерфейсом. Кроме того, имеется 15-контактный разъем для подключения джойстика и/или MIDI-устройств.
На фото рядом представлены обычный Platinum и Platinum 5.1 (он же Player 5.1). Тут, кстати, можно заметить, что у последнего разъемы в угоду рекомендации PC'99 не позолочены, а раскрашены в соответствующие цвета. Сама же печатная плата точно такая же щегольская, тоже покрыта темным лаком. Platinum 5.1 и Player 5.1 похожи как две капли воды. Мы не стали проверять, но возможно, что они попросту взаимозаменяемы.
На коммутационный блок вынесены цифровые оптические вход и выход (S/PDIF), цифровые коаксиальные вход и выход, вспомогательный линейный вход (разъем RCA), комбинированный микрофонный/линейный вход с регулятором чувствительности микрофона («большой джек»), выход на головные телефоны с регулятором громкости («большой джек»), а также пятиконтактные входной и выходной разъемы (mini DIN) MIDI-интерфейса и инфракрасный приемник (см. фото выше и ниже).
Из внутренних интерфейсов (подключение к которым осуществляется внутри системного блока компьютера) имеются аналоговый вход компакт-диска, цифровой вход компакт- или DVD-диска, вход автоответчика (для модема; обеспечивается передача моносигнала от голосового модема и передача микрофонного сигнала на модем), дополнительный аудиовход, например для подключения платы телевизионного приемника.
Platinum 5.1 комплектуется мультимедийным микрофоном, двумя переходниками mini DIN на обычный пятиштырьковый разъем MIDI, одним оптическим кабелем (!), витой парой для подключения накопителя/проигрывателя компакт-дисков/DVD-ROM по цифровому интерфейсу, витой парой для подключения накопителя на компакт-дисках по аналоговому интерфейсу, переходником внутреннего провода питания, шлейфом для подключения платы цифрового интерфейса, которой комплектуется обычный Live, пультом дистанционного управления. (Player 5.1 имеет в коробке только два внутренних шнурка: цифровой и аналоговый.)
Пульт дистанционного управления позволяет управлять воспроизведением компакт- и DVD-дисков, любых аудио/видеофайлов, а также громкостью звука, выбирать эффекты объемного звучания, регулировать тембр, баланс и чувствительность микрофонного входа. Также с пульта можно перезагрузить и даже выключить компьютер. Имеется возможность ограниченного управления запущенными программами: с пульта можно выбрать программу и посылать команды, соответствующие нажатию клавиш F1-F10, влево, вправо, вверх, вниз, ввод, Escape.
Пульт работает вместе с программой RemoteCenter, которая сопровождает аудиовоспроизведение LAVA-видеоэффектами и назойливо демонстрирует внизу рекламу, которую нельзя отключить. Между прочим, программа PlayCenter, которая предназначена для воспроизведения различных файлов, также внизу демонстрирует бегущую рекламную строку, которую можно остановить, но нельзя убрать. Да и в принципе, к сожалению, новый интерфейс прилагаемых утилит интуитивно понятным назвать сложно: все так перегружено графикой, что элементы управления от украшений не отличить.
К сожалению, в бумажном виде и на русском языке доступно только руководство по установке платы, полная документация содержится на компакт-диске в формате PDF и написана на английском языке.
Характеристики Sound Blaster Live Platinum 5.1 позволяют рекомендовать его для озвучивания компьютерных игр, прослушивания любых фонограмм, караоке, создания демонстрационных записей, озвучивания самодеятельных концертов. В то же время синтезаторные банки, поставляемые с картой по умолчанию, далеки от совершенства, и их рекомендуется заменить покупными. Компакт-диски с банками в формате SoundFont можно заказать на www.emu.com/soundfont по цене 20–30 долларов за диск или купить у компьютерных пиратов по цене, на порядок меньшей.
Что касается применяемых акустических систем, то производитель рекомендует использовать комплекты от Cambridge Soundworks: Playworks 3500 Digital или Desktop Theater 5.1 DTT2200, однако при использовании этих колонок потенциал звуковой карты в полной мере не раскрывается. Мы рекомендуем использовать старшие модели компьютерных колонок Yamaha, Altec Lansing либо усилитель первого или высшего класса и пассивные акустические системы. Естественно, при создании демонстрационных записей потребуются специализированные мониторы.