От народного мультимедиа к массовому Hi-Fi. Обзор новейшего 5.0-комплекта пассивной акустики Microlab V3630
Истинный Hi-Fi объединяет не только схожую по звучанию акустику, но и системы, характер воспроизведения звука которых существенно отличается. И дело даже не в выходе за рамки довольно старого стандарта (где в лучшую сторону, а где и в худшую). Просто слух у людей существенно различается. К тому же сказываются индивидуальные предпочтения: кто-то любит звучание помягче, покомфортнее, а кто-то ценит максимальную натуралистичность. Фирмы-производители, прорывающиеся на горячий рынок Hi-Fi (или утверждающиеся на первых позициях), стараются предугадать наиболее массовое пристрастие.
Позвольте представить
Как уверяет российский сайт компании, Microlab Technology была создана в 1998 году в результате слияния двух производственных компаний: американской International Microlab и китайской Shenzhen Microlab Technology. Специализация – производство акустических систем и компьютерной периферии.
Отмечу ключевые моменты истории компании
2001 год. Активная стереопараSolo-1 производит фурор на рынке мультимедиаакустики.
2003 год. На должность главного консультанта в области исследований и разработок Microlab Technology приглашает всемирно известного специалиста в области акустики Питера Ларсена.
2004 год.Стремительное завоевание рынков Юго-Восточной Азии, Европы, Северной и Южной Америки, Ближнего и Дальнего Востока. Компания Microlab Technology покупает землю в Шэньчжэне (Китай) для строительства технопарка общей площадью офисно-производственных помещений 150000 кв. м.
2005 год. Microlab Technology становится крупнейшим мировым производителем акустических систем класса Stereo, 2.1 и 5.1 и компьютерной периферии. Продукция, представленная более чем в 40 странах мира, разрабатывается ведущими специалистами в области дизайна и акустики; осуществляется строжайший контроль качества. Компания обладает 19 международными наградами и сертификатами качества. Основными направлениями работы, помимо производства, по-прежнему остаются исследования и инновационные технологии. В России открыт 71 сервисный центр Microlab для наиболее слаженного и быстрого осуществления гарантийного обслуживания продукции. Компания Nevada, эксклюзивный дистрибьютор Microlab на территории РФ, открывает 15 представительств.
2006 год. Развитие «компьютерных» моделей 5.1 со встроенным усилителем в полноценную акустику для домашнего театра от начального уровня и выше. Выход на рынок пассивных Hi-Fi-систем. Наращивание производства многоканальных ресиверов.
Упаковка и комплектация
Тестируемый комплект Microlab V3630 упаковывается в три здоровенные коробки: раздельно для левого и правого фронтов, и одна общая для центра и тыловых колонок (тут же акустические кабели, привинчиваемые опорные плиты фронта, саморезы и шипы).
Спецификация
(по сведениям производителя)
Фронт | Центр | Тыл | |
Частотный диапазон, Гц | 42…20000* | 75…20000* | 75…20000* |
Габариты (ВхШхГ), мм | 1160х148х360 | 148х420х170 | 270х148х170 |
Количество полос | 3 | 2 | 2 |
Динамики | 8”+4”x4”+1” | 2x4”+1” | 4”+1” |
Разделение полос, Гц | 220, 2300 | 2500 | 2500 |
Максимальная рекомендованная мощность, Вт | 100 | 50 | 30 |
Чувствительность, дБ | 88 | 88 | 88 |
Сопротивление, Ом | 4 | 4 | 4 |
Магнитное экранирование | да | да | да |
Масса одной колонки, кг | 21,9 | 4,9 | 3,1 |
* - ожидаемая неравномерность +/- 3 дБ
Технические решения
Согласно просочившейся информации, к разработке модели Microlab V3630 приложил руку (и ухо?) лично гуру Питер Ларсен. Отлично! Тем интереснее устроить тест с пристрастием.
Конструкцию корпусов V3630 можно лицезреть на фото, приведённом выше. Фронтальные колонки имеют акустическое оформление с фазоинвертором, расположенным сзади внизу. Порт фазоинвертора цилиндрический, не профилированный, с пластиковым подобием сетки. Остальные колонки данного комплекта выполнены по схеме Closed Box.
Фронтальная система красиво уплощена за счёт сильной вытяжки в глубину, а низкочастотный динамик расположен сбоку (симметрия право-лево соблюдается). Подвес довольно жёсткий, но ход большой. Диффузор либо выполнен из чего-то полимерного, либо целлюлоза крепко пропитана-обработана каким-то хитрым покрытием.
Среднечастотные динамики одинаковы для всех колонок комплекта. Мудрое решение! Синтетический, белого цвета материал диффузора по структуре напоминает кевлар. Подвес довольно мягкий, из подобия каучука.
Высокочастотные динамики с куполом из ткани тоже вроде бы одинаковые (на фронтах, кажется, пропитка почернее).
С тыльной части пищалки снабжены металлическим радиатором с оребрением по принципу лучей звезды.
Судя по всему, среднечастотные динамики имеют магнитное экранирование. Примечательно, что на каждом красуется фирменная этикетка с указанием номера модели и сопротивления динамической головки.
Да!!! Накидные клеммы отсутствуют как класс. Все провода основательно припаяны к динамикам! Это уже настоящий Hi-Fi.
Во всех колонках тестируемого комплекта реализованы нетривиальные кроссоверы. На высокочастотных фильтрах стоят неплохие конденсаторы (два по 4,7 мкФ, очевидно, в параллель) и катушки с воздушным сердечником. Проводка во фронтальной колонке сделана толстенным медным кабелем. Кроссоверы тыловых колонок выглядят поскромнее, включая конденсаторы. О качестве можно судить по фото.
Возможность подключения по Bi-Wiring|Amping не предусмотрена. Клеммы центральной и тыловых колонок откровенно скромны.
Благодаря рациональным габаритам и массе как центральной, так и тыловых колонок пристроить акустику в домашней обстановке не составит труда. Тёмная отделка колонок неплохо смотрится практически в любом интерьере.
Одетые в гриль колонки Microlab V3630 смотрятся не столь впечатляюще. У фронтов с тыльной части предусмотрен крепёж снятых грилей. Кстати, рамка гриля – из гибкой пластмассы, защёлки и пазы тоже. А вот пыльники басовиков сделаны по старинке, с ломкими защёлками.
Наконец, шипы для фронтальных колонок. Шипы немаленького размера, выточены из металла и отшлифованы. Острие таково, что под воздействием 20 с лишним кг (вес колонки) проткнёт любой линолеум, а в любом деревянном покрытии выдавит дыры. Подпятников же в комплекте, увы, нет. Сначала пытался приспособить монеты. Дико неудобно – шипы скользят, съезжают. В одиночку колонки без риска исковырять пол не поставить. Потом в ход пошли старые подмётки, но хрупкий материал не выдерживал нагрузки. Пришлось бежать к знакомому токарю по нержавейке с пузырём огненной воды. Виброразвязка от пола с помощью настоящих шипов – дело полезное. Пусть не волшебная палочка, но и не мыльный пузырь.
Измерения
АЧХ оценивалась импульсным методом с последующим скользящим сглаживанием 1/3 октавы. Удаление измерительного микрофона – 1 метр по умолчанию. Амплитуда (магнитуда) представлена на графиках в относительных единицах, то есть без пересчёта в абсолютное звуковое давление. Измерения проводились в помещении ~50 кубических (20 квадратных) метров с типично жилой реверберацией. Отражения звука, искажающие АЧХ, при необходимости учитывались.
Начнём со стандартизированных измерений, приведя на одном графике АЧХ фронтальной, центральной и тыловой колонок. Как видим, наибольшей чувствительностью обладает колонка центрального канала. Неравномерность АЧХ минимальна, частотный баланс по меркам центра чуть ли не идеальный (разве что чуть переборщили с ВЧ за 10 кГц). АЧХ фронта имеет очевидную «раскраску»: подъём на НЧ и ВЧ – дело обычное даже для Hi-Fi, а вот вспученность от 1 до 3 кГц явно даст звучание, что называется, на «вкус и цвет товарища нет». Меньше всего оптимизма вызывают колонки тыловых каналов: болтанка от 200 Гц до 2 кГц и спад на ВЧ довольно коварны, и, вероятно, будут заметны на слух.
Оценим направленность фронтальной колонки. Во время данных измерений колонка была отодвинута от стен на расстояние более 1 метра и поворачивалась на 30 и 60 градусов относительно неподвижного микрофона. На вылезший на 375 Гц пик пока не обращаем внимания, пристально глядя на область частот выше 1 кГц. Отклонение в пределах 30 градусов приводит к небольшому снижению самых высоких (10 кГц) частот. Следовательно, фронт можно считать ненаправленным (отсюда прогнозируется большая площадь выраженного стереоэффекта).
По ходу сравним АЧХ левой и правой фронтальных колонок, дополнив поле графика измерением частотного отклика на расстоянии 10 см от басового динамика.
Теперь сравним АЧХ, снятые в ближнем и дальнем поле. Фронт – в первую очередь. Увы, помещение не рассосало опасную вспученность на 1…4 кГц. Зато высоких частот ничуть не убавилось относительно остальных частотных составляющих. Видать, пищалка сильно дальнобойная!
Далее сравним АЧХ для колонки центрального канала. Хм-м-м… Удаление на 2 метра в области частот до 1 кГц сказывается негативно, однако на более высоких частотах всё распрекрасно.
Наконец, тыловая колонка. Удаление на 2 метра только усугубило и без того безрадостную АЧХ.
Перейдём к импедансу. Опытному эксперту отчетливо видно, что фазоинвертор фронта настроен на 47 Гц. Пониженный импеданс на самых низких частотах потребует сильного по току усилителя. В целом импеданс всех колонок комплекта не опускается ниже 5 Ом (отличный результат для заявленного номинала 4 Ом), за исключением тыла, проседающего до 3,5 Ом на 4 кГц.
У всех колонок тестируемого комплекта фаза импеданса гуляет аж до -60 градусов. Как известно, отрицательный угол сдвига фаз (т.е. когда ток опережает напряжение) обусловлен ёмкостными свойствами нагрузки. Тогда как положительный угол сдвига фаз (т.е. когда ток отстаёт от напряжения) вызван индуктивными свойствами нагрузки. Повышенная ёмкостная нагрузка, конечно, не означает, что усилители откажутся работать с данными колонками. Просто не каждый усилитель справится с такой нагрузкой без ухудшения звучания.
Двухмерное отображение одновременно модуля импеданса и фазы импеданса от частоты называется графиком Боде. Строго говоря, рисование только модуля без фазы (и наоборот) не корректно, так как не позволяет выполнить адекватный анализ. |
Что можно «прочитать» по графикам Боде? |
Чем больше разнесены горбы в низкочастотной области, тем ниже настройка порта фазоинвертора (при адекватном объёме корпуса для данного динамика). |
Резонансы в акустическом оформлении. Если импеданс АС измерен с хорошим разрешением по частоте, то они всегда видны на графиках в виде «засечек» или, в особо криминальных случаях, в виде «кольев». |
Самое важное, что можно понять из графика Боде, это насколько тяжела будет нагрузка для усилителя. Поскольку импеданс почти любой АС имеет нешуточную реактивную составляющую, текущий ток будет либо отставать от напряжения сигнала, либо опережать его на фазовый угол. Самый худший случай, когда фазовый угол составляет 90 градусов, тогда от усилителя требуется выдать максимальный ток, в то время как напряжение сигнала стремится к нулю. Поэтому знание «паспортных» номиналов (например, 8 или 4 Ом) мало чего говорит. В зависимости от фазового угла импеданса, который будет на каждой частоте разным, те или иные АС могут оказаться «не по зубам» некоторым усилителям. Кстати, понятие «номинального» сопротивления для акустических систем не стандартизировано, и каждая фирма выводит заветное значение, исходя из своих прикидок. |
Не буду загружать вам мозг с законом Ома. Из практики известно, чем меньше сопротивление колонки, тем громче она орёт (при прочих равных условиях). А вот какой кровью усилителю даётся эта громкость – вопрос отдельный. Когда мы выставляем на усилителе желаемый уровень громкости, то задаём некий требуемый коэффициент усиления (как правило, по напряжению). Сможет ли усилитель обеспечить этот коэффициент или нет – нас мало волнует, а зря. Как известно, от напряжения без тока ни жарко ни холодно. А ток течёт через что? Правильно, только через нагрузку! Кстати, существуют ещё усилители тока, но дуговая сварка не входит в тему звука… Обратите внимание: в характеристиках усилителя порядочные фирмы указывают отдельно выходную мощность для 8 Ом и для 4 Ом. Разница нарисовывается где-то раза в полтора (например, 80 Вт и 120 Вт). То есть на меньшем сопротивлении колонки честный усилитель, согласно неумолимому закону Ома, поневоле высаживает гораздо большую мощность. При этом искажения при полуторной мощности возрастают эдак раза в три. В этом отличие акустической системы от электрического нагревателя: у последнего чем больше сопротивление, тем сильнее греет. Получается, усилитель за счёт увеличения тока должен всадить в колонку на отдельных частотах больше мощности прямо пропорционально снизившемуся сопротивлению. Но откуда усилитель эту мощность возьмёт? Слаботочному усилителю с хилым запасом по питанию требуемую мощность взять неоткуда. Такой усилитель начнёт проседать и плодить искажуху. Хорошо, если указываемое производителем номинальное сопротивление равно минимальному импедансу на какой-то там частоте. В противном случае «номиналу» грош цена. |
Итак, какова же последовательность анализа графика Боде. Одновременно смотрим на: |
минимальное значение амплитуды импеданса; |
опасные сочетания низких значений импеданса с высокими фазовыми углами. |
Пробежав глазами весь график, отмечаем, где фазовый угол отклоняется на более чем +/-40 градусов при падении импеданса ниже 5 Ом. Это и есть самые проблемные (для усилителя) области частот. |
Во вторую итерацию «пробежки» по графикам визуально выделяем области минимального импеданса. И если тут фаза кувыркается очень резко с плюса на минус, превышая в сумме примерно 60 градусов, то получаем вторые проблемные области частот. |
Очень резкие пики сами по себе не так страшны, но могут свидетельствовать о незадемпфированном резонансе. Если же пик импеданса огромен по величине наряду с близлежащим провалом до минимума, получим третьи проблемные области частот. |
Напоследок напомню, что минимумы импеданса на краях частотного диапазона ничего хорошего не предвещают. Без усилителя с высокотоковыми выходными каскадами тут не обойтись. |
Если сравнить частотные отклики недавно протестированного Sven 780 и Microlab 3630, снятые в дальнем поле, выявится существенное различие. Безусловно, помещение сильно влияет на частотный отклик. Однако на практике влияние получается разным для разных акустических систем. Например, если соорудить подобие линейного массива, применяемого в концертной акустике в целях повышения «дальнобойности», то удаление от колонки будет сказываться на частотном отклике совсем иначе, чем в случае обычной акустики. То есть если акустика «дальнобойна», помещение вмешивается меньше.
Как видим, частотный отклик Sven при удалении на 2 метра выгладился на всех частотах, за исключением баса, где произошла трансформация с довольно приемлемыми последствиями. Тогда как фронт тестируемого Microlab проявил более «дальнобойные» качества, причём с концентрацией на средних частотах. А на одном метре, соответствующем ничего не предвещающей стандартной АЧХ, большую акустику слушать никто не будет. Так что модель 3630 лучше эксплуатировать в подзаглушенной комнате, отодвигаясь на расстояние не менее трёх метров при установке фронтальных колонок параллельно друг другу.
Под занавес сравним АЧХ, измеренные разными методами в совершенно одинаковых условиях.
Сравнивая данные графики, приходим к выводу, что выше ~1 кГц результаты не имеют значимых отличий. От 1 кГц до 200 Гц возможны расхождения, по большей части не принципиальные. Однако ниже 200 Гц классический метод не позволяет избавиться от влияния помещения (как следствие, завышенные значения АЧХ), посему не исключена неадекватная трактовка. Кстати, оценка искажений затруднена дребезгом мебели в реальном помещении. Метод скользящего синуса более подходит для измерений в дальнем поле, при которых избавляться от влияния типичного помещения было бы нелогичным.
Экспертное прослушивание
В качестве «референса» использовались следующие акустические системы:
- Английская Kef 2005.2 (с активным сабвуфером) – категория выше $1000
- Доработанная модель Mirage (комплект 5.0) от датской Eltax – категория <$350
- Акустические Hi-Fi-системы тыла Korus-K5 (неравномерность АЧХ +/-3 дБ) от канадской Ultimate – категория <$200
За усиление звукового сигнала отвечали:
- Ресивер Yamaha HTR-5640RDS (обновлённая европейская версия знаменитой 440-й модели, призера EISA)
- Интегральный стереоусилитель Harman Kardon 970 (120 Вт поканально на 4 Ом при 0,3% THD и 80 Вт на 8 Ом при 0,09% THD, коэффициент демпфирования >125, диапазон частот от 5 Гц до 150 кГц при -3 дБ)
Дополнительно были задействованы следующие устройства:
- Студийные наушники Sennheiser 265 Linear
- Активный сабвуфер Tannoy TS8
Источники звука:
- DVD-плеер Pioneer 565A
- Саунд-карта Audigy2 Platinum EX
- Вертушка винила «Корвет-038» с динамическим демпфированием тонарма и прямым приводом
Наш опыт свидетельствует: прежде чем приступить к прослушиванию, изъятые из упаковки холодные колонки (после долгой перевозки или хранения) следует отогреть до комнатной температуры. Иначе звучание на средних частотах будет чересчур резким. Дальше желательно погонять акустику на богатой низкими частотами музыке, чтобы основательно подразмять басовик.
Итак, в первую очередь отмечу, что слуховые ощущения полностью согласуются с результатами измерений. Фронтальные колонки уверенно басят, средние частоты озвучивают «с нажимом», а на верхушках от души звенят. Корпус со столь большими по площади боковинами для экстремальных уровней баса, на мой взгляд, мог бы быть и пожёстче (точно выяснится после исследования с помощью акселерометров). Центральная колонка, соблюдая нейтралитет на средних частотах, обладает максимальной чувствительностью, в том числе на высоких частотах. Убедительно передает как мужской, так и женский вокал. Тыловики по отдельности звучанием не впечатляют, но из ансамбля не выбиваются и не фальшивят.
Честно скажу, в исполнении Microlab V3630 великолепно звучит музыка больших симфонических оркестров, особенно в многоканале на DVD-audio и SACD. А вот с камерными жанрами дела обстоят не очень: скрипка, записанная близко расположенным микрофоном, для Microlab V3630, по мнению тестировщика, противопоказана. Впрочем, есть сильнодействующее лекарство: хороший тембр (или эквалайзер) ресивера-усилителя с понижением ВЧ до -2…-4 дБ. Без регулировок тембра отлично озвучивается всякая электронщина и ритм & бас. Старая аналоговая рок-музыка, как ни грустно признать, не катит – слишком всплывают огрехи записи на средних частотах, в том числе от многоэтапного ремастеринга. Винил с его вечными щелчками и шуршаниями, как уже догадались, в пролёте, и тут просто тембром не отделаешься – нужен адекватный эквалайзер. Тогда как записанное с нуля цифровое новьё идёт исключительно в кайф.
Фронтальная пара вкупе с центром преподносят музыкальные нюансы столь ретиво, что слушатель с особо чутким слухом уловит скрипы стула, на котором сидит исполнитель, клацанье клапанов духовых инструментов, бряканье запонки о деку, клокотание слюны солиста и его глубокие вздохи через нос. Я не утрирую: хороший конденсаторный микрофон (из числа студийных) обладает беспощадной чувствительностью, а запись в «цифре» высокого разрешения все звуки беспристрастно сохраняет. Акустике остаётся либо всё это честно передать, либо завуалировать-замазать, либо раздуть-приукрасить.
Музыкальный сабвуфер к Microlab V3630, полагаю, подыскать будет непросто. Фронты сами по себе басят неслабо, причём не чураются низкочастотных глубин. Так что в стерео саб явно не нужен. Но для многоканала DVD-audio и SACD, подключённого по аналоговому 5.1, сабвуфер положен по определению (ведь сабвуферный канал в ресивере не перенаправить на фронт).
Надо отдать должное: тыловые колонки всё-таки слитно замыкают звуковое пространство. При этом акустическое поле в целом получается гладко сшитым. Однако баланс по высоким частотам смещён в переднюю полусферу. Более того, тыловикам явно не хватает баса: пальба из пушек (Чайковский, «1812») напоминает удары хлыстом.
Ресиверы Yamaha (Harman Kardon) для данной акустики, пожалуй, могут оказаться «жестковаты» (резковаты), особенно в стерео. Существует мнение, что ресиверы Denon, славящиеся мягким звучанием, будут как раз кстати. В любом случае включение режима ProLogic II благородно подправляет тональный баланс. Вообще, многоканал идёт на пользу звучанию комплекта Microlab V3630.
Фотогеничные недорогие ресиверы Microlab (первые ласточки!), как показало предварительное прослушивание «сэмплов», для сложной импедансу акустики требуют подъёма тембром ВЧ и НЧ. К огромному сожалению, на наш тест продаваемые ресиверы Microlab не прибыли по причине отсутствия на складе. Допускаю, что родственнички отлично споются с колонками, имеющими изначально «подвыгнутный» частотный баланс.
Рационализаторское предложение
Лакировка лицевой панели колонок – это, конечно, красиво. Но требует своевременного ухода и специальных чистящих средств. Более того, хорошо заметная на полировке пыль, увы, вездесуща и полностью неистребима. В этом плане матовые покрытия выглядят предпочтительнее.
Выточить из нехрупкого металла пятачки под шипы – для массового производства копейки. А отсутствие этих треклятых пятачков (причём с правильными коническими лунками) – дополнительная головная боль для покупателя.
«Тыловики» к V3630 можно было не изобретать, взяв и размножив готовую колонку центрального канала. Благо она достаточно компактна. Ясно, себестоимость такого комплекта подскочила бы. Зато звучание в целом подросло бы до уровня многоканальных суперформатов.
Заключение
Тестирование комплекта Microlab V3630 оставило неизгладимое впечатление. Безусловно, «первый блин» по рецептуре Hi-Fi от компании Mirolab выдался аппетитным. Думаю, найдутся гурманы, которые давно ищут нечто подобное по вкусу, то бишь звуку.
При воспроизведении качественно записанной музыки центральная и фронтальные колонки играют с блеском. Однако следует иметь в виду, что данная акустика для чуткого уха выставит напоказ малейшие орехи записи. Поэтому прослушивание на личных дисках перед покупкой настоятельно рекомендуется. Отдельно отмечу: фронтальная пара порадует звучанием тех, у кого слух на средних частотах пострадал от воздействия постоянного шума мегаполисов.
Чувствительность и импеданс акустических систем комплекта Microlab V3630 таковы, что явно не помешает мощный усилитель из числа недешёвых, причём с хорошим тембром.
Протестированный комплект Microlab V3630 силён как в кино, так и в музыке (50/50) продвинутых многоканальных форматов. Фронты не разочаруют глубиной сцены и локализацией источников звука в чистом стерео. В помещении около 20-30 квадратных метров акустика развернётся на полную. В идеале колонки лучше установить на расстояние не менее 2,5-3 метров без разворота фронтов в направлении центральной точки зоны прослушивания.
За | Против |
Запоминающееся, с Hi-Fi-искоркой звучание | Подтверждаемая АЧХ фронтальная трактовка средне-высоких частот - «на ценителя» |
По-хорошему интригующий частотный баланс | Желателен тщательный подбор усилителя |
«Бархатный», с акцентированным панчем бас | В комплекте отсутствуют пятачки под шипы |
Реалистичная звонкость-воздушность на высоких частотах | Тыловые колонки получились классом ниже |
Фронт сфазирован в широкой полосе частот (интересные стереоэффекты гарантированы) | |
Хорошая микродинамика | |
Отличный центр | |
Впечатляюще озвучивается «многоканал» (SACD и DVD-audio), колонки комплекта удачно дополняют друг друга | |
Нетривиальный дизайн | |
Приличные акустические кабели в комплекте | |
Высокое качество изготовления | |
По-хорошему интригующий частотный баланс | |
«Бархатный», с акцентированным панчем бас | |
Реалистичная звонкость-воздушность на высоких частотах | |
Фронт сфазирован в широкой полосе частот (интересные стереоэффекты гарантированы) | |
Хорошая микродинамика | |
Отличный центр | |
Впечатляюще озвучивается «многоканал» (SACD и DVD-audio), колонки комплекта удачно дополняют друг друга | |
Нетривиальный дизайн | |
Приличные акустические кабели в комплекте | |
Высокое качество изготовления |