Что нужно знать о домашнем кинотеатре. Часть вторая. Корректируем акустику помещения
Читайте также «Что нужно знать о домашнем кинотеатре».
Качество акустической обработки помещения является одним из ключевых факторов, влияющих на звучание кинотеатральной системы, а значит, и на восприятие фильма. Акустика комнаты влияет на звук намного сильнее, чем можно ожидать. Влияние это распространяется на весь диапазон частот, оно то явно выдаёт себя (резонансы, гул на определённых частотах, неприятное эхо), то воспринимается как просто «плохой звук» (потеря детальности, ощущение крикливости на высокой громкости, искажение тонального баланса, нарушение структуры звуковой сцены). А ведь, казалось бы, аудиоаппаратура и колонки подобраны правильно, потому что когда их выбирали в магазине, они полностью отвечали вашим звуковым потребностям.
Акустическая обработка комнаты чрезвычайно важна. Высококлассные, дорогостоящие акустические системы и оборудование в неподготовленной комнате могут звучать значительно хуже, чем «просто хорошая» техника и колонки среднего ценового диапазона в адаптированном помещении.
Когда речь заходит о планировании бюджета под домашний кинотеатр, люди просто забывают про обработку помещения, чем мгновенно снижают свои шансы на достижение качественного звучания вне зависимости от приобретённого оборудования. Во сколько обойдётся обработка помещения? Однозначного ответа нет. Всё зависит от геометрии комнаты, меблировки, материалов стен и потолка, а также от той степени совершенства, которую вы для себя обозначите как конечную точку. С уверенностью можно сказать только одно: чем меньше комната, тем больше придётся вкладываться в её акустическую обработку. Если всё же попытаться прикинуть стоимость оптимизации, то для комнаты 20-30 м она может составить от пятисот до нескольких тысяч долларов – в зависимости от степени её эффективности и красоты отделочных материалов.
Проводить акустическую обработку помещения можно с различной степенью энтузиазма.
- Максимальная. Вызов специалистов-акустиков, расчёт всех параметров и подбор материалов с учётом применяемой в будущем кинотеатре техники. Всё бы замечательно, но стоимость такого мероприятия весьма высока. Обычно столь доскональная обработка помещения проводится перед созданием домашнего кинотеатра высшего класса, цена которого измеряется многими десятками и даже сотнями тысяч долларов.
- Углублённая. Ориентируясь на базовый набор знаний и рекомендаций, производят самостоятельный выбор спецматериалов и их установку. В этом случае эффективность обработки окажется не столь высокой, как в первом случае, значительно возрастает и риск ошибки (всё делается фактически по наитию, без учёта конкретных особенностей помещения и будущей инсталляции, без знания тонкостей законов акустики). Однако именно такой способ является наиболее распространённым: позволяя «убить» львиную долю акустических изъянов помещения, он даёт возможность уложиться в приемлемые ценовые рамки.
- Минимальная. В таких ситуациях акустическую обстановку в помещении обычно улучшают при помощи предметов интерьера – мягкой мебели, ковров, штор, не занимаясь при этом созданием сложных конструкций на стенах и потолке. Такой подход позволяет добиться неплохих результатов, однако не может быть реализован в некоторых стилях визуального оформления комнаты.
Теперь поговорим о способах обработки комнаты более предметно. По понятным причинам первый из них затрагивать не будем (вызванные дорогие специалисты и без нас вам всё расскажут), а на двух других остановимся подробнее.
Обработка помещения «домашним» способом
При использовании в качестве поглощающих и рассеивающих звук материалов и предметов интерьера необходимо помнить несколько основополагающих правил, следуя которым, можно добиться неплохих результатов, хотя и придётся постараться.
- В комнате должно остаться как можно меньше ровных и жёстких поверхностей (например – стен, оклеенных обоями).
- В комнате должно быть как можно больше мягких и рельефных поверхностей, объектов неправильной формы.
- Никаких стеклянных сервантов и полочек с посудой, старайтесь также избегать подвесных потолков и стен из гипсокартона. Если они присутствуют или планируются, следует заполнить полости между перекрытием/стеной и гипсокартоном звукопоглощающим материалом: минеральной ватой «Шуманет БМ» или аналогичным наполнителем с плотной волокнистой структурой. Следует помнить о санитарных нормах (материал должен быть разрешён для применения в жилых помещениях, по этой причине старайтесь не применять стекловату или изовер в открытом виде) и пожарной безопасности (материал должен быть негорючим).
- Избыточные басовые звуки нельзя ослабить или нивелировать лёгкими поглотителями малой площади ввиду самой природы распространения звуковых волн низкочастотного диапазона. Поэтому если вы не планируете строить специальные басовые ловушки на одной из стен или на потолке, установите в помещении как можно больше крупных пуфов (особенно в углах), разложите большие диванные подушки на полу и в углах, используйте мягкий диван, тяжёлые (желательно двухслойные) шторы из гобелена в максимально крупную и частую складку, на пол положите ковёр с плотным и крупным ворсом. Также имеет смысл развесить ковры на стенах. Чем больше будет их площадь – тем лучше (особенно это касается небольших комнат). Эффективность стенных ковров значительно возрастёт, если они будут крепиться только верхней кромкой к деревянной балке, так чтобы они свободно висели на расстоянии 5-10 см от стены. В этом случае они будут выступать как энергопоглощающий демпфер для низкочастотных волн. Если стена позади слушателей свободна от мебели и прочих домашних предметов, можно устроить самодельную басовую ловушку на ней: приобрести 2-3 тяжёлых ковра (в идеале – по размеру стены) и повесить их один перед другим с интервалом 10-20 см. Крепить такие ковры лучше к потолку. Полости между коврами можно завесить гобеленом в крупную складку. Для красоты перед первым со стороны комнаты ковром можно повесить гобелен, скрыв всю конструкцию от глаз. Считаете всё это безумием? Ваше право. Мы лишь предлагаем способ: как при помощи относительно недорогих элементов интерьера создать благоприятную акустическую обстановку. Да, большинство средств коррекции окажется в этом случае на виду, однако это вполне привычные вещи, а не специализированные панели, превращающие комнату в техническое помещение. Немаловажно, что подобная обработка оказывается наиболее выгодной с финансовой точки зрения.
Углублённая обработка помещения
Данная часть статьи настоятельно рекомендуется ещё и сторонникам эстетичных средств поглощения/отражения звука. Как известно, в продаже имеются всяческие «волшебные» пирамидки и прочие хитрые предметы размерами меньше ладони, но с подозрительно высокой ценой. По словам создателей, стоит развесить с десяток таких штуковинок по стенам или разложить на полу, как звучание радикально изменится в лучшую сторону. Мы, как и все, кто разбирается в основах формирования и распространения звука, можем смело заявить: это «развод на лоха». Из той же серии, что и мраморные подставочки под кабели и прочая не имеющая отношения к реальному звуку, простите, лабуда, которую с радостью впаривают суеверным (а вдруг улучшится звук благодаря хорошей ауре проводников в кабеле?), но, видимо, не слишком технически грамотным аудиофилам. Поясним: звуковые волны распространяются в пространстве подобно кругам на воде от брошенного камня, только делают это значительно быстрее и хаотичнее за счёт многочисленных переотражений от поверхностей – стен, потолка, предметов. Звуковая волна на определённой частоте имеет определённую длину, поэтому для каждого частотного диапазона выбираются свои средства поглощения/рассеивания. Наиболее масштабные сооружения – для низкочастотных волн, так как длина волн уже исчисляется метрами, и чтобы «убить» такую волну, нужны очень крупные ловушки/рассеиватели. Со средними частотами чуть проще (длина звуковых волн в этом диапазоне значительно меньше), но и тут требуется большая площадь покрытия спецматериалами, поскольку ловить волны придётся буквально на всех крупных поверхностях комнаты. Соответственно, каким образом несколько микроскопических пирамидок (или иных «сенсационных» конструкций) могут «радикально улучшить акустическую обстановку в помещении» – большая маркетинговая загадка. А ведь звуковые волны не примагнитишь, не притянешь, не приманишь. Их можно ловить только на пути их следования. Путей же – бесчисленное множество. Вот и приходится развешивать поглотители по всей комнате, чтобы подавить как можно больше нежелательных отражений. Тем, кто всё ещё верит в магическую эффективность всевозможных пирамидок и иже с ними, советуем почитать про акустическую обработку контрольной комнаты любой приличной студии. Книжек предостаточно, например – работы Филипа Ньюэлла.
Обратите внимание на стены и потолки подобных помещений. При кажущейся малой площади и низких потолках такие помещения обладают «мёртвой» акустической средой. Это сделано для того, чтобы звукорежиссёр слышал звучание исключительно точных, «честных» в подаче звука контрольных мониторов без пагубного влияния помещения. Достигается это путём тотальной минимизации отражений в контрольной комнате и максимально полным поглощением низкочастотного спектра: бас должен долететь от АС до ушей специалиста и тут же «умереть» в ловушках, не дойдя до человека в виде многократно отражённого звука, что может существенно исказить тональный баланс и многие другие параметры фонограммы.
Во многих контрольных комнатах всю поверхность стен занимают сложные по конструкции «сэндвичи» из акустических материалов различной плотности и разного предназначения. Толщина таких конструкций обычно составляет от 20 до 60 см. После установки «сэндвичи» маскируются драпировкой из акустически прозрачной ткани. Ловушки для низкочастотных звуковых волн обычно располагаются над головами, и зачастую визуально низкий потолок является лишь драпировкой, скрывающей огромные листы поглотителей, высота которых может достигать двух-трёх метров. Если высота перекрытия в помещении не позволяет разместить басовые ловушки под потолком, их размещают позади слушателей, то есть напротив колонок.
Почему акустическая обработка во всех случаях столь масштабная? Как мы уже говорили, в комнатах малого объёма небольшое расстояние между стенами, а также полом и потолком способствует возникновению множества отражений, резонансов и так называемых стоячих волн. Особенно плохо дела обстоят с корректностью воспроизведения баса, поскольку звуковые волны самых низкочастотных звуков, имеющие длину 5-8 м, вообще «не помещаются» в комнате и начинают возвращаться в отражённом виде, искажаясь. Словно голова удава натыкается на свой же хвост в небольшой коробке, образуя запутанный клубок вместо длинной змеи. Все эти примеры и описания, безусловно, упрощённые, однако они позволяют понять суть происходящего.
В помещениях большой площади столь радикальных мер не требуется: в комнатах больше 60 м достаточно более простых средств коррекции акустической среды. Однако с учётом нынешних цен на недвижимость в крупных городах (а строить студию вдали от города смысла не имеет – клиентам неудобно добираться) выгоднее провести обработку относительно небольшой (60-100 кубометров) комнаты, чем тратиться на просторный зал.
К чему мы рассказали про обработку студий? К тому, что схожим методом производится коррекция акустики помещения и домашних кинотеатров, и частных комнат прослушивания.
Тем, кто собирается заняться проектированием и обработкой комнаты прослушивания, нужно помнить следующее.
- Чем меньше комната, тем более эффективная требуется обработка стен, пола и потолка.
- Практически у каждого сверхдорогого специализированного акустического материала есть более дешёвый аналог из ассортимента привычных строительных или отделочных материалов. Последних для достижения такого же эффекта может понадобиться больше (конструкции будут более громоздкими), однако в целом подобная отделка может обойтись в разы дешевле.
Примеры создания панелей-«сэндвичей»
Эти панели должны располагаться на стенах (желательно во всю площадь стены) для затухания звуковых волн средне- и средненизкочастотного диапазонов, а также (но в меньшей степени) мидбаса.
Условно «панель 1»
Общая толщина порядка 6 см.
На деревянном каркасе* размещены блоки минваты (толщина 5 см), поверх каркаса натянута драпировка из гобелена или тонкого ковролина. Возможен вариант с использованием в качестве драпировки любой упругой мелкопористой ткани, а гобелен – в складку, перед панелью (словно шторы).
* Каркас можно изготовить из высушенного и шлифованного деревянного бруса и фанеры либо из алюминиевого профиля. С точки зрения рассеивания звука первый вариант предпочтительнее, однако брус следует предварительно обработать лаком с защитой от насекомых.
Условно «панель 2»
Общая толщина порядка 12 см.
То же, что и в первом случае. Разница лишь в том, что минвата укладывается в два слоя, между которыми размещается толстый (5-10 мм) листовой битум (отличный материал для поглощения энергии низкочастотных волн) или аналогичный по своим свойствам материал. При создании «панели 2» нужно проконсультироваться со специалистами-экологами относительно возможности применения битумных листов в вашем помещении. Крепление листов битума (или аналогичных) нужно осуществлять по возможности лишь по периметру, чтобы поверхность листа выполняла функцию подвижной и поглощающей энергию мембраны.
Условно «панель 3»
Общая толщина порядка 14 см.
То же, что и «панель 2», только драпировочная ткань (гобелен, бархат) должна быть натянута на каркас поверх звукопоглощающего материала. Поверх ткани к тому же каркасу монтируются рейки из вагонки (но не в стык, а с интервалом) или аналогичного материала. Такая панель будет обеспечивать и должное поглощение, и некоторое рассеивание звука в пространстве, что придаст дополнительную живость, воздушность при прослушивании.
Как наиболее популярные, можно рекомендовать рисунки:
Басовые ловушки
Помимо уже упомянутой ловушки из нескольких больших плотных ковров существуют более эффективные, однако и более трудозатратные решения, позволяющие достаточно хорошо оптимизировать акустику помещения даже в комнатах площадью менее 20 кв. м.
В основе всех ловушек лежат оформленные в рамку из древесного бруса или алюминия листы битума (или аналогичного материала – например, плотной листовой резины) толщиной 1-1,5 см, обложенные с двух сторон нетолстым поглотителем (поролон, плотный синтепон), прикреплённым, например. На самотягивающихся жгутах по всей площади листа. Вместо битума и резины можно использовать плотные и максимально тяжёлые ковры или листовой войлок, хотя в этих случаях эффективность системы будет несколько ниже. По форме листы – прямоугольные. Длинная сторона конструкции равна высоте или ширине комнаты (в зависимости от типа ловушки, см. ниже) за вычетом 30-40 см, а короткая – от 70 см до 2 м.
Причём нужно сделать листы разного размера (с разной короткой стороной) с шагом 10-20 см. Размер листа влияет на то, с какой длиной волны он будет взаимодействовать лучше всего. Говоря проще, каждая панель (лист) ловушки при определённой длине будет лучше гасить бас на определённой частоте. Тем, кто разбирается в вопросе лучше обывателей, посоветуем рассчитать резонансы помещения и при создании басовой ловушки делать упор на листах того размера, который позволит нивелировать акцент на резонансных частотах в каждом конкретном случае.
Басовая ловушка за спинами зрителей
Листы подвешиваются вертикально (крепёж только верхней кромки к потолку, нижняя и боковые не фиксируются). Листы будут иметь одинаковую высоту, но разную ширину. Расположив их так, как на рисунке (или подобным образом), вы добьётесь того, что ориентированные в сторону комнаты торцы панелей будут располагаться на одном уровне и их можно будет прикрыть драпировкой, натянутой на отдельную, не касающуюся панелей, рамку. Или просто повесить гобелен на карнизе перед панелями.
Басовая ловушка на потолке
Конструкция такая же, как и у ловушки позади зрителей. Только на этот раз все панели крепятся к потолку широкой стороной и висят как бы вдоль линии потолка. Крепление панелей к потолку можно осуществлять тросами или тонкими цепями, а отклонение панелей на нужный градус обеспечивается дополнительными тросами или цепями, которые удерживают нижнюю кромку каждой панели.
Потолочная или тыловая ловушка?
Это зависит от высоты комнаты. Затевать потолочную ловушку имеет смысл лишь при высоте от пола до перекрытия не менее 3,5 м. В противном случае не удастся разместить панели достаточно большой площади, а поэтому – погасить низкочастотные звуковые волны. При высоте потолков менее 3,5 м лучше расположить ловушку позади зрителей, выделив под её установку «ломтик» комнаты (если смотреть в сечении) примерно 1-1,5 м толщиной. По эффекту обе ловушки одинаковые, если площадь и геометрия их панелей одинаковая.
Каждой комнате – своё поглощение
В этой части статьи мы попытаемся дать приблизительные советы – какие элементы из описанных выше следует применять в помещениях разной площади. Это не означает, что нужно безоговорочно следовать им (в любой инсталляции существует масса нюансов, которые автор статьи просто не может учесть, всегда лучше консультироваться со специалистом на месте), однако общее представление о ситуации вы получить сможете.
Комната более 50 квадратных метров
Не устаём повторять, что с большим помещением всегда проще. «Панели 1» на переднюю и боковые стены, «панель 3» на стену позади слушателей. Этого, вероятнее всего, хватит.
Комната 30-50 квадратных метров
Аналогично первому варианту, только при использовании мощных сабвуферов имеет смысл установить басовую ловушку.
Комната 20-30 квадратных метров
На боковые стены «панели 3», на стену за колонками «панель 2», басовая ловушка очень желательна.
Комната менее 20 квадратных метров
Аналогично предыдущей схеме, только басовая ловушка почти обязательна. Если для ловушки нет места, можно сделать двойную «панель 2» на стене позади слушателей. Такое решение не станет заменой полноценной ловушке, однако в системе без сабвуфера (сабвуфер для маленьких помещений вообще нежелателен) позволит получить достаточно комфортный и сбалансированный звук.
Во всех случаях приветствуется ковёр или ковролин на полу, а также мягкая мебель. Открытые стеллажи с книгами также улучшают акустическую обстановку в комнате.
В следующей части цикла статей мы рассмотрим вопрос правильной расстановки акустических систем в помещении.