Наука и технологии

Взлеты и падения IT индустрии с 9 по 15 августа

HP недоплатила $270 млн. налогов, а уход Марка Херда спровоцировал падение стоимости акций компании. Oracle подает в суд на Google. China Mobile создаст замену Google в Китае. Cisco не оправдала надеж инвесторов. Обо всем этом – в очередном выпуске «взлетов и падений IT индустрии».

Как выяснилось на минувшей неделе, японское подразделение HP недоплатило налогов на 270 миллионов долларов, и оказалось должно компенсировать эту разницу. Подразделение деньги выплатило, но подало апелляцию. Впрочем, на фоне эпопеи с уходом Марка Херда с поста главы компании, это осталось совершенно незамеченным. Общественность активно обсуждает компенсационный пакет Херда (свыше 40 миллионов долларов), который ему предложен, даже несмотря на то, что официально он попросил об отставке, а не был уволен, как это произошло бы с любым другим сотрудником в этой ситуации. Помимо этого, понятно, не может не привлечь внимания падение акций HP в первый же день после поступления известия о случившемся – на восемь процентов, что моментально вычло из капитализации HP порядка 9 миллиардов долларов. И то и другое – показатель того, как высоко оценивает и совет директоров компании, и инвесторы, заслуги Херда на посту CEO Hewlett-Packard.

Ну и, конечно, главным вопросом на повестке дня остается - кто же наследует место Херда? Пока ясности нет. Даже неизвестно, к какому из двух вариантов больше склоняется совет директоров – внутренней кандидатуре, или внешней. Много непонятного с подробностями самой отставки. В общем – почти ничего непонятно, за исключением только того факта, что Херд – ушел.  Неудивительно, что претензии к совету директоров HP растут, как снежный ком. Самой интересной выглядит реплика друга Херда, главы другой небольшой компании, Ларри Эллисона.

1

Тот на минувшей неделе написал весьма эмоциональное письмо в New York Times по поводу того, что «совет директоров HP принял худшее решение персонального уровня с тех пор, как идиоты из совета директоров Apple много лет назад уволили Стива Джобса». «Это решение практически уничтожило Apple”, справедливо замечает Эллисон, «и так бы и получилось, если бы Стив не вернулся и не спас бы их». «Упустив Марка Херда, совет директоров HP не действовал в целях наилучшей защиты интересов сотрудников, акционеров, клиентов и партнеров HP. Совет директоров HP признает, что полностью расследовал обвинения в сексуальных домогательствах, выдвинутые против Марка, и нашел их полностью ложными», со знанием дела отмечает Эллисон (Не так давно был чем-то похожий скандал с президентом Oracle, признавшим восьмилетний роман на стороне – по итогам он остался работать в компании на той же должности).

«Тем не менее, совет директоров HP проголосовал 6 против 4 за то, чтобы сделать публичным обвинение против Херда в сексуальных домогательствах, поскольку шесть директоров посчитали «полное раскрытие информации хорошим корпоративным поведением». Опубликование информации о заведомо ложном обвинении в сексуальном домогательстве не является хорошим корпоративным поведением: это неверно понятая корпоративная политкорректность. Эти шесть директоров добились того, что HP потеряла практически незаменимого CEO. Эти шесть директоров, проголосовавших против Марка, могут пытаться прикрыться заявлением о «хорошем корпоративном поведении», но их решение уже стоило акционерам HP более 10 миллиардов долларов и наверняка будет стоить им еще больше.

2

Финальным оскорблением стало то, как совет директоров HP вышел к прессе и предположил, что Марк Херд виновен в мошенничестве на сумму в несколько тысяч долларов. Это не серьезно. Марк Херд, как большинство других гендиректоров, не заполняет самостоятельно свои отчеты о расходах, так что если ошибки и были сделаны, их сделал не Марк. Что эти обвинения в мошенничестве действительно доказывают – так это то, что совет директоров HP лезет из кожи, пытаясь публично объяснить необъяснимое: как фальшивое обвинение в сексуальных домогательствах и какие-то жалкие ошибки в отчете о расходах привели к потере одного из лучших и уважаемых лидеров Кремниевой Долины». 

Сильно сказано. Итог: пошли иски со стороны инвесторов. И это – тот случай, когда они не выглядят совсем уж беспочвенными (см. выше по поводу потери капитализации и двойственности ситуации с выходным пособием). Ответчик – все тот же совет директоров, которого обвиняют, как минимум, в скрытии полной информации о расследовании, закончившемся отставкой Херда.

Решив, что воевать с одним противником – скучно, Эллисон решил в качестве второго фронта выбрать схватку с Google, так что на минувшей неделе Oracle подал в суд, заявив о том, что «разрабатывая Android, Google заведомо, напрямую, и неоднократно, нарушал имеющую отношение к Java интеллектуальную собственность Oracle». Вполне возможно, учитывая, что Эрик Шмидт, CEO Google, когда-то был CTO Sun и возглавлял команду разработчиков Java.

3

Сперва Google отмалчивался, утверждая, что не видел иска, но потом заявил, что «разочарован» той «атакой», которую предпринял против него Oracle. Ну и, конечно, охарактеризовали иск, как полностью «необоснованный». Стоит отметить две вещи: в свое время еще Sun засудила подобным же образом и на эту же тему Microsoft, так что та выплатила миллиард долларов в качестве компенсации. А второй момент – на моей памяти, юристы Oracle исков не проигрывали. Скорее всего, и тут Google будет вынужден пойти на встречу требованиям Oracle – активируя сотни тысяч телефонов в день, рисковать не стоит. А тут еще и Sony собирается, по слухам, выпустить PSP на базе этой OS. К слову, есть одна интересная версия по поводу этого иска: мол, таким образом, Oracle просто заигрывает с Google, реагируя на сделку SAP-Sybase.

Тем временем, неделя принесла для Google плохие новости с Востока. Один из крупнейших китайских операторов связи, China Mobile, объявил о формировании совместного предприятия с одним из крупнейших же информагентств Китая – Xinhua News Agency – на предмет создания нового поискового сервиса, обладающего неслабой господдержкой и финансовыми ресурсами. В дополнение к уже и без того неплохо себя чувствующему Baidoo. Сейчас доля Google на соответствующем рынке Китая составляет уже порядка 25 процентов, и вряд ли новый игрок будет способствовать ее увеличению.

4

Ну и, напоследок, осталась «техническая программа». В первую очередь – итоги финансового квартала. Которые на минувшей неделе подвела Cisco. Эти самые результаты оказались несколько смешанными. С одной стороны, компания продемонстрировала весьма впечатляющий рывок в прибыльности – до 1.9 миллиарда долларов, что на 79% выше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Но с другой стороны, продажи компании выросли «всего лишь» на 27% по сравнению с прошлым годом – до 10.8 миллиардов долларов, а от нее ожидали большего (порядка 10.9 миллиардов).

За эти самые повышенные ожидания Cisco пришлось расплачиваться весьма жестко – курс акций компании после объявления результатов сразу упал на 10%. Из-за расхождения с ожиданиями аналитиков меньше, чем на один процент. Ну и из-за того, что обычно оптимистичный Чемберс на всякий случай упомянул о том, что в экономике в целом сохраняется непривычная нестабильность. Подчеркнув, при этом, что «Мы чувствуем себя очень хорошо насчет тех моментов, которые мы можем контролировать и на которые мы можем влиять». Это нормально – рынок традиционно настроен очень строго к Cisco, постоянно ожидая от нее не просто хороших, а каких-то фантастических показателей. Вот и здесь – ну не стоило такое вот расхождение с прогнозами аналитиков и некоторая осторожность Чамберса такого вот провала, сравнимого с реакцией рынка на новость об уходе Херда из HP.

Тем не менее, рынок оценил смену тона Cisco, и оценил ее в духе «Ну, если уж они заволновались, то остальным - вообще…». В итоге, объявление квартальных результатов Cisco обрушило на минувшей неделе весь технологический сектор. Juniper, к примеру, после объявления Cisco сразу же упал примерно на 7% без всяких собственных усилий.

Теги:
,