Наука и технологии

Итоги года инноваций — визит в Московский офис Intel

За этот год мы успели многое узнать о корпорации Intel — побывать во всех ее офисах, пообщаться со специалистами, и, конечно же, лучше разобраться в высоких технологиях. Сегодня мы расскажем вам о финальной точке технологического «турне» по России — пресс-туре в московский офис Intel.

Из всех поездок, которые мы совершали, более всего мне запомнилось зимнее путешествие в заснеженный Саров. А Олег Горобец, наш специалист по сетям, не менее тепло отзывается о поездке в Нижний Новгород, и был впечатлен суперкомпьютерными технологиями, представленными в Новосибирске.

Конечно, за все эти поездки мы лишь в малой степени приподняли завесу технологической тайны, окутывающей Intel — инициативы корпорации чрезвычайно разнообразны, от образования и разработки новых методов литографии и до субботников. Дабы не быть голословным, приведу «документальное подтверждение» — зашкаливающее количество публикаций по тэгу Intel.

 

Кремниевая пластина

Фрагмент кремниевой пластины

В этот визит в московский офис Intel мы подвели итоги тому, что узнали за год, выяснили подробности, которые пропустили на других презентациях, и, конечно же, еще раз пообщались со специалистами Intel, которые представили нам серию небольших презентаций, причем не только по техническим, но и по кадровым вопросам.

Отдельная благодарность Михаилу Рыбакову , директору пресс-службы Intel, который неустанно сопровождал нас во всех пресс-турах, знакомил с сотрудниками, помогал ориентироваться в запутанных лабиринтах «сайтов» (офисов) компании, а также невероятно оперативно «добывал» все необходимые нам для публикаций материалы и комментарии.

_

Михаил Рыбаков

_

Михаил Рыбаков

Разработки Intel в России

Пресс-тур в московский офис Intel для нас открыл Камиль Исаев, генеральный директор по исследованиям и разработкам корпорации в России и других странах СНГ. Он рассказал нам о присутствии технических (не маркетинговых) офисов компании во всем мире. «Карта покрытия» оказалась действительно впечатляющей: от США и Южной Америки до Австралии и Китая.

 

Камиль Исаев

Камиль Исаев

В России всё начиналось в далеком 1991 году, когда корпорация Intel открыла свой первый офис в Москве. Сегодня «сайты» компании распределены по всему простору нашей необъятной страны — они есть в Москве, Нижнем Новгороде, Сарове, Санкт-Петербурге. В них трудится более 900 сотрудников (и 145 стажеров), а общие инвестиции в национальную экономику превысили 900 миллионов долларов.

Intel в мире

Офисы разработки ПО (Software R&D Labs) Intel в мире

Для стороннего наблюдателя Intel — компания, которая делает в первую очередь процессоры. Конечно, это в известной степени правда, однако в составе корпорации присутствует немалое подразделение, которое занимается ПО. Это логично — чтобы процессоры быстро работали, для них должны быть написаны соответствующие программы, в полной мере раскрывающие потенциал платформы и CPU.

Это и компиляторы, и пакеты оптимизации, и профилировщик vTune, позволяющий выяснить самые медленные участки в коде, и пакет Intel Parallel Studio, и инструменты для распараллеливания и кластеризации, и библиотеки стандартных математических функций. Общее число продуктов, в разработке которых участвует Россия, составляет более 70, и около 20 релизов делается каждый месяц. Всего в мире существуют 400 тысяч потребителей произведенного у нас ПО. Среди них компании самых различных масштабов, начиная от Microsoft, Oracle, Boeing, и заканчивая крошечными фирмами в Индии, Китае и прочих странах.

Intel в России

Компания Intel в России

Отдельно Камиль Исаев рассказал о московском офисе, который расположен в бизнес-центре на Крылатских Холмах. Это помещение было открыто в мае 2007 года. Сейчас в нем работает 260 сотрудников (включая стажеров); заняты они в таких группах, как SSG (ПО и сервисы), SMG (Маркетинг и продажи), IAG (разработка архитектуры процессоров), TMG/DTS (технология и дизайн).

Основные направления научно-исследовательского подразделения — это прежде всего компиляторы, Java технологии, симуляция физических процессов, проверка производительности, а также физический и CAD дизайн.

И, конечно же, нельзя забывать, что важную часть занимает в московском офисе группа маркетинга и продаж — фактически, она руководит коммерческим направлением во всей стране.

Компилятор для платформы Intel Itanium

Следующим выступал Сергей Лунев, руководитель отдела Mission Critical Products Intel Compiler & Languages. Он рассказал про компилятор для платформы Intel Itanium. Многим может показаться, что время этой архитектуры прошло (это лет пять назад только и про нее и говорили) — однако, компьютеры на ее базе активно используются в банковской сфере и биржевых операциях (Токийская биржа, Сбербанк, Альфа-Банк, ВТБ), для управления фабриками (Intel, АвтоВАЗ), сотовыми операторами (Мегафон), а также Гидрометцентром России и метеобюро Турции. Иными словами, это платформа для решения критически важных (mission-critical) задач.

Сергей Лунев

Сергей Лунев

Серверы на ней строят Hewlett-Packard, NEC, Fujitsu, Bull, Hitachi. Разнообразны и используемые ОС — звучали такие названия, как HP-UX, NonStop, OpenVMS — все это к дополнению к традиционным Linux и Windows.

Процессор Intel Itanium

Процессор Intel Itanium

Конечно, разработка компиляторов для таких задач - чрезвычайно ответственное дело. ПО, создаваемое в подразделении Сергея Лунева, включает в себя версии как для Linux так и для Windows, и, что самое главное, автоматически проводит оптимизацию с помощью полного набора специальных алгоритмов (межпроцедурные, цикловые, а также оптимизация на основе обратной связи). Глубокое знание особенностей архитектуры Intel Itanium позволяет достигнуть двукратного ускорения для некоторых программ.

В числе заказчиков компиляторного подразделения — Oracle, Fujitsu, HP, швейцарский CERN и даже NASA.

Коллектив, занимающийся этим, был образован в 2004 году при участии бывших сотрудников российского проекта «Эльбрус», и в значительной мере сотрудничает с инженерами Intel в разработке новых поколений процессоров Itanium. Кстати, в отличие от многих других разработок ПО, все работы, связанные с компилятором для платформы Intel Itanium, сосредоточены в одном городе, а именно, в Москве.

Московский отдел разработки симуляционных решений

Наше знакомство с разработками московского офиса Intel продолжил Алексей Канатов, руководитель направления симуляционных решений (Simulation Services and Technologies).

 

Алексей Канатов

Алексей Канатов

Не секрет, что разработка программных решений может начинаться задолго до того, как процессоры будут воплощены в «железе». Это позволяет не терять время, которое так дорого в гонке за подтверждением закона Мура. Группа Алексея строит «фундамент» таких разработок, создает виртуальные модели будущих платформ для испытания грядущего ПО.

Platform Simulator

Виртуальная платформа

Таким образом, решение оказывается доступно еще до появления аппаратуры: Intel Platform Simulator позволяет воссоздать всю ЭВМ на самом низком (регистровом) уровне, дает возможность моделировать «платформы-на–чипе» (SoC — решение есть для всех четырех сегментов: процессора, контроллеров ввода/вывода, системы отображения и памяти) и при этом обеспечивает достаточную скорость для загрузки ОС и работы приложений. Конечно, такое ПО доступно лишь для ключевых партнеров, которые никак не могут обойтись более общими моделями (например, важно для создателей БИОС).

Intel Media SDK

День продолжил Алексей Леоненко, старший инженер по программному обеспечению московского отделения CIP (Codecs & Infrastructure Products).

Алексей Леоненко

Алексей Леоненко

Сама группа распределена по 4 городам (Саров, Нижний Новгород, Москва, Орегон); в столице России работают 17 сотрудников. Основными направлениями разработки Intel Media SDK являются энкодеры, декодеры, утилиты обработки видео, а также защита медиа-информации. Фактически, это средство для разработки видео-приложений, позволяющее использовать все возможности процессоров и графических ядер Intel.

Intel Media SDK

Схема использования Intel Media SDK

К преимуществам для разработчиков относится, прежде всего, скорость (так как ПО оптимизировано для Intel GPU и использует для вычислений Intel HD Gfx), простота использования (за счет использования единого API, который значительно сокращает время разработки), и, конечно же, готовность к развитию (поддержка будущих архитектур уже внедрена в библиотеки компонентов).

Библиотеки работают с такими популярными кодеками, как H.264 (Baseline, Main, High), MPEG-2 (Simple, Main и High) и даже VC-1(только декодирование, Simple, Main и Advanced), как с чересстрочным, так и прогрессивным контентом в цветовых пространствах NV12(4:2:0), упакованных как с постоянным, так и с переменным битрейтом, поддерживают последние ОС от Microsoft (Windows Vista и Windows 7, как 32, так и 64 битные версии). В пакете присутствуют такие аппаратно ускоряемые алгоритмы, как коррекция чересстрочной развертки (перевод в прогрессивную), изменения размера кадра, конверсия цветовых пространств. Без ускорения также производится преобразование Inverse Telecine, подавление шумов, изменение частоты кадров (посредством повторения 1:2, 1:3, 2:1 и 3:1), а также алгоритмы Scene Detection.

Иными словами, это простая, но эффективная библиотека обработки видеоконтента, которой заинтересовалось 180 вендоров (среди них — Nero, Corel, Sonic, Cyberlink); в разработке находится более 50 приложений.

Московский отдел лаборатории перспективных проблем САПР

Наш день продолжился знакомством с отделом лаборатории перспективных проблем САПР (Strategic CAD LABS, SCL), о котором нам поведал Андрей Жмурин.

Андрей Жмурин

Андрей Жмурин

Задача подразделения — создание CAD для разработки высокопроизводительных микропроцессоров. Они являются наиболее сложными в проектировании устройствами, поэтому к разработке средств автоматизации таких задач нужно подходить с особым вниманием. Для контроля процессов разработки в Intel создана уникальная система домашней САПР, позволяющая сопровождать наиболее сложные проекты.

В лабораториях САПР в России трудится 30 человек, из них 10 — в столице, причем, большая часть из них — кандидаты наук. Как правило, один проект ведет 1-2 человека.

Один из примеров подобных проектов — проблема оптической литографии. Сегодня с помощью волн длиной 193 нм приходится рисовать маски для процессоров с техпроцессом на порядок меньше, вплоть до 32 нм. Такого результата удается достигнуть с помощью оптической коррекции, однако, и ее возможности небезграничны — погрешности при изготовлении повышают вероятность создания бракованных чипов.

Деградация топологии

Деградация топологии при изготовлении

Задача лаборатории САПР — создание оптимального дизайна для сокращения количества ошибок при литографии. Этот проект называется Regular Fabrics, и он призван еще на одну-две ступени развития технологий продлить жизнь традиционным средствам производства.

Системы бинарной трансляции

Последним из инженеров для нас выступил Андрей Добров, менеджер проекта SSG/DPD/BiTS. Проект посвящен системам бинарной трансляции, то есть переводу проектов на другую платформу, или даже систему команд.

 

Андрей Добров

Андрей Добров

Такая трансляция позволяет проводить, например, виртуализацию, анализировать программы, а в перспективе — проводить перетрансляцию определенных участков кода для лучшей адаптации к особенностям процессора, а также ускорять выполнение задач за счет статической компиляции.

Фактически, Intel рассматривает эту разработку прежде всего как перспективу на будущее— например, как предстоящую возможность для ретрансляции огромных объемов унаследованного x86 кода в код для некой микроархитектуры. При ее должном выборе можно получить значительный прирост в производительности (при тех же частотах, то есть, движение к пределу «скорострельности»). Увы, пока невысокая эффективность бинарной трансляции «съедает» все возможные выгоды от оптимизации архитектуры: на данном этапе скорость работы приложений снижается в полтора — два раза.

Корпоративная и социальная ответственность компании Intel

Следующий докладчик, Александр Козлинский, начал свое выступление так: «Оставаться приверженцем высочайших стандартов во всем, что мы делаем, начиная от инноваций в производстве, и заканчивая корпоративной социальной ответственностью — вот что называется правильным бизнесом». Эта цитата Пола Отеллини, генерального директора Intel, как нельзя лучше характеризует корпорацию.

Александр Козлинский

Александр Козлинский

Так, например, у Intel существует множество глобальных инициатив в области образования — не только инвестиции для модернизации лекций и практических занятий, но также предоставление доступа к новейшим технологиям.

Цифры, которыми нас снабдили, действительно впечатляют: более чем в 60 странах обучено более 7 миллионов учителей, 2 миллиона ПК для образовательных целей. Наконец, около 100 тысяч студентов обучаются по передовым программам корпорации в >1000 университетах в 70 странах. Не стоит забывать и институт волонтерства, поощряемый корпорацией — в образовательных учреждениях сотрудники Intel проработали более 3 миллионов часов. Итого, по оценкам корпорации, на нужды образования затрачивается около 100 миллионов долларов США в год.

И в этой программе Россия не обойдена вниманием — в университетах создаются специальные лаборатории, где студенты и аспиранты, получившие гранты для развития проектов, могут заниматься исследовательской деятельностью. К сожалению, пока таких университетов не слишком много — МФТИ, МИФИ, МГУ, СПБГУ, Новосибирский, Нижегородский и Саровский университеты.

Образованием дело не ограничено — так, по возможности компания Intel старается закупать электроэнергию из возобновляемых источников (в России такого выбора пока нет), внедряет эко-инициативы в офисах, участвует в разработке эко-продуктов. И, естественно, корпоративная политика включает внедрение бизнес-этики и неукоснительное следование законодательству страны, в которой расположен офис.

IT отдел Intel

Следующая презентация оказалась более специфичной — перед нами выступил Сергей Кузнецов из IT службы Intel. Логично, что в столь большой корпорации этот отдел должен впечатлять. И действительно — в нем трудятся более 6300 человек, которые заботятся о том, чтобы у 78900 сотрудников Intel в 150 филиалах не было технических проблем. В области ответственности IT отдела — 95 центров обработки данных с почти 5 тысячами серверных шкафов, сотней тысяч серверов и более чем 90 000 ПК, 80% из которых мобильные. В месяц в системе проходит 177 миллионов электронных писем и более 20 тысяч часов видеотрафика.

 

Сергей Кузнецов

Сергей Кузнецов

При этом, у сотрудников IT отдела остается время на встречи с клиентами (для обмена опытом использования архитектуры), участия в тематических конференциях (кстати, об опыте IT отдела Intel можно почитать по адресу http://www.intel.com/it), тренинги для руководства, работу в программе экспертов. Пожалуй, наиболее известная часть деятельность IT отдела Intel — инициатива IT Galaxy.

 

Intel как место работы

Напоследок Елена Бурова рассказала нам о том, каково трудиться в корпорации Intel. Одно из основных понятий, которым оперирует кадровая служба — GPTW (Great Place To Work, «отличное место для работы»).

 

Елена Бурова

Елена Бурова

Чтобы соответствовать такому громкому эпитету, компания старается создавать атмосферу, которая позволит чувствовать себя уверенно практически любым специалистам, а также обеспечит баланс между работой и домом.

Итого

После визитов в офисы Intel остается чувство эйфории. Эта корпорация работает практически в любых отраслях, стараясь при этом проводить мудрую политику бережного отношения к человеческим ресурсам, и вкладывается в будущее, не пытаясь получать максимальную прибыль только «здесь и сейчас». И то, что подобный подход срабатывает (а он срабатывает отлично — ведь корпорация Intel уже много лет остается технологическим лидером в IT индустрии), позволяет нам смотреть в будущее чуть-чуть более оптимистично. С нетерпением ждем новых встреч.

Тег: