Взлеты и падения IT индустрии с 12 по 20 сентября
На минувшей неделе крупнейшим западным IT-компаниям пришлось пару раз оправдываться по поводу своей деятельности в России. Во-первых, Intel, который был техническим спонсором прошедшего летом форум «Наших» на Селигере, где, в частности, выставлялись надетые на колья «головы» различных политических персонажей, неугодных этому движению – бывшего госсекреторя США, Кондолизы Райз, и пяти судей Европейского суда по правам человека. Так получилось, что именно на минувшей неделе, с подачи «Новой газеты», история попала в западную прессу, и у Интела с большим недоумением поинтересовались: «Вы действительно ЭТО спонсировали?». Пришлось российскому представительству оправдываться: мол, мы вообще были не в курсе, что на форуме «Наших» речь могла идти о политике – так, думали, детки покупаются, поговорят о технологиях…
Второй новостью стало то, что Microsoft собирается внести изменения в свои лицензии для ПО, продаваемого в России, с тем, чтобы предотвратить использование антипиратского законодательства с целью давления на оппозицию. Ну, это когда, к примеру, надо остановить деятельность какой-то небольшой газеты, которая печатает не то, что надо, и у нее на компьютерах внезапно находят нелицензионный софт. Опять же, поводом послужила статья в New York Times на прошлых выходных. Компания собирается, в частности, сделать так, чтобы в России, по условиям новой лицензии, ее автоматически получили бы неправительственные организации и небольшие газеты. Даже если изначально используемый ими софт был пиратским. Отметим, насколько изящным является выход из ситуации, по сравнению с тактикой, предпринятой Google в Китае.
Что еще по России? Сколково? Обещание Cisco вложить аж целый миллиард долларов в экономику нашей страны в течение десяти лет? На минувшей неделе похожие новости пришли из Китая, где Dell пообещал открыть на западе страны крупный производственный, торговый, и сервисный центр, где будет занято свыше 3 тысяч сотрудников, а также то, что в течение ближайших все тех же десяти лет, он инвестирует в Китай около ста миллиардов долларов.
Комментировать разницу в цифрах не хочется, поэтому проще переключиться на что-то другое. Например, на то, что, по сообщениям японской прессы, в июле, когда Стив Джобс был Японии, у него были большие проблемы с посадкой в самолет, когда в аэропорту Киото у него в багаже обнаружили сюрикены – метательные звездочки ниндзя. Никакие уверения сотрудников Джобса в том, что он не собирается захватывать свой собственный самолет, не помогли. Оружие пришлось выбросить, и Стив якобы даже сгоряча пообещал, что больше никогда в жизни не посетит Японию. Так, благодаря бдительности японских таможенников, была, возможно, спасена жизнь руководства подразделения Google Android, а вот Джобсу, согласно кодексу ниндзя, чтобы снять с себя и своей семьи бесчестье, придется бдительным стражам порядка отомстить.
В какой-то мере, некой моральной компенсацией для него может послужить то, что на минувшей неделе начались продажи iPad в Китае, с которым Япония постоянно чем-нибудь, да меряется. Учитывая объемы китайского рынка, может получиться неплохая прибавка к прибыли. С другой стороны, учитывая наводненность этого же рынка iPad-клонами… А тут еще и конкуренты со всех сторон догоняют. Тут тебе и Samsung Galaxy, с очень агрессивной ценовой политикой. Тут тебе и корпоративные Cisco Cius, и его аналог от Avaya. Тут и выходящий в начале следующего года планшет от Motorola. И куча прочих предложений. А если еще взять то, что, по слухам, тогда же выйдет и новый iPad, то ноутбукам становится совсем грустно. Еще бы – по словам директора BestBuy, одной из крупнейших американских розничных сетей, работающих с потребительской электроникой, один только iPad у них «съел» порядка половины всех продаж ноутбуков.
Интересно, выпустит ли свой планшет Nokia, подобно тому, как она выпускала уже ранее пользующиеся колоссальным успехом портативную игровую консоль и нетбук. По логике – должна, но пусть сперва уляжутся тучи пыли. А то, на минувшей неделе в компании последовала новая громкая отставка. Вслед за CEO, ушел глава подразделения, занимающегося смартфонами и создатель аппаратов N-серии – Ансси Ванйоки. Как он выразился, «Я чувствую, пришло в моей жизни время поискать новых возможностей». Надо полагать, до этого он додумался не без подсказки со стороны Стивена Элопа, нового руководителя компании.
Смартфоны – вообще крайне опасная для карьеры штука. Неделю назад в отставку попросили CEO LG Electronics, Йонг Нама. Совет директоров не раскрывает причину, но предполагается, что это произошло как раз по причине его неспособности обеспечить достойную конкуренцию Samsung в области именно мобильных телефонов. (Более того – это подразделение вообще уже второй квартал сидит в огромных убытках). Интересно, уйдет ли теперь вслед за CEO компании руководитель соответствующего направления? Это было бы логично, судя по прецеденту Nokia.
Ну вот, теперь можно перейти к тому, что, безусловно, было наиболее ожидаемым событием в мире крупного IT-энтерпрайза на минувшей неделе. Речь идет об объявлении итогов последнего финансового квартала Oracle, и всем, что с этим связано. Основной интригой было то – выступит ли там в какой-то роли Марк Херд, и объявят ли Fusion – следующее поколение продуктов Oracle. Сначала – о результатах. На них грех жаловаться: объем продаж составил 7.5 миллиардов долларов (+48% по сравнению с прошлым годом), прибыль – 1.35 миллиарда (+20%). Особо стоит отметить факт роста объема продаж новых лицензий на 25% - до 1.3 миллиардов. Это те продажи, которые позднее превращаются в новые – в виде апгрейдов, сервисного обслуживания, и так далее.
Херд выступил, в качестве президента компании, анонсировав повестку Oracle OpenWorld, на которой пообещал представить новые серверы, комбинирующие железо Sun и софт Oracle (как и предполагалось – интеграция Sun, похоже, станет одним из его основных приоритетов) и выделить в течение 2011 финансового года 4 миллиарда долларов на R&D. Интересный ход, учитывая, что в Oracle R&D Херд, в целях экономии средств, просто загнал ниже плинтуса. На это на неделе как раз обратил внимание глава IBM, Сэм Палмизано, в своем интервью WSJ. Мол, HP деваться больше некуда, кроме как совершать покупки других компаний (адресуясь в первую очередь к истории с 3PAR), поскольку Херд сделал так, что своих разработок у HP в последнее время больше нет.
С одной стороны – да, действительно, при при Фьорине и Херде, за последние десять лет процент от общей выручки, выделяемый на R&D, в HP упал вдвое, примерно с 8 до 4 процентов. И с этим не поспоришь. С другой стороны, при желании Пальмизано можно всегда предложить поискать бревно в своем глазу – график R&D расходов IBM в последние годы выглядит чертовски похожим на аналогичный от HP.
А тем временем, как бы подтверждая правоту руководителя конкурирующей компании, HP, все еще так и не найдя себе преемника Херда, объявил о следующей крупной сделке. За полтора миллиарда долларов приобретается фирма, занимающаяся решениями в области кибер-безопасности, ArcSight. Некоторые задаются вопросом, а не исчезла ли строгая финансовая дисциплина, отличавшая в последнее время M&A-активность HP вместе с исчезновением Херда? Не то, чтобы само по себе приобретение ArcSight вызывало вопросы – она затыкает большую дыру в продуктовом портфолио HP. Просто сама по себе ситуация, когда компания без генерального директора за пару недель тратит на покупки три с лишним миллиарда долларов, вполне резонно может вызвать некоторую настороженность. Может ей вообще, тогда, гендиректор не нужен – если вопросы подобного уровня спокойно решаются и без него?.. Но, по крайней мере, ArcSight, хотя бы, в отличие от 3Par, в последние годы была в плюсе.