Взлеты и падения IT индустрии с 24 по 30 января
Прошла неделя, вполне достаточно время для того, чтобы аналитики как следует покопались в биографиях новых членов совета директоров HP. В итоге выяснилось, что один из новых директоров в Европе сидит в одном совете директоров с Лео Апотекером, еще три были клиентами SAP в то время, когда Апотекер руководил этой компанией. Председатель совета директоров HP, Рей Лейн, очень убедительно парировал все беспокойства по поводу возможно слишком тесной связи между новыми членами совета директоров HP и CEO компании: «Они здесь не для того, чтобы поддерживать Лео или меня. А для того, чтобы принимать независимые решения». Ну, это же совсем другое дело! На самом деле, конечно, совсем уж криминала здесь нет (опять же, с учетом продолжительности работы Апотекера и Лейна в IT-индустрии, на ее верхушке не так много найдется людей, так или иначе с ними не связанных), но, с учетом всех последних событий вокруг HP, акционерам компании, разумеется, хотелось бы надеяться, что ее совет директоров будет действительно независимым.
Тем временем, бывшая компания Апотекера, SAP, объявила на минувшей неделе результаты своего истекшего финансового квартала, подход к которым живо воскрешает в голове пословицу насчет двух сторон одной медали. С одной стороны, сама SAP заявляет о том, что это был ее рекордный квартал в плане выручки – 1.5 миллиарда евро, рост на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С другой стороны, внешние наблюдатели больше внимания уделяют падению прибыли на 36% - до 437 миллионов евро. Спасибо расходам, понесенным в тяжбе с Oracle, и необходимости откладывать деньги для выплаты штрафа в 1.3 миллиарда долларов. Впрочем, до самой выплаты штрафа дело еще не дошло, и SAP заявила, что намерена в ближайшие недели подать апелляцию, добиваясь если не отмены приговора, то, хотя бы, его смягчения. Если же не смотреть на этот артефакт, то в целом результаты SAP выглядят очень прилично, лучше ожидаемого: новое руководство явно смогло заставить компанию оправиться после деятельности Лео Апотекера на посту главы SAP.
У Microsoft ситуация несколько иная. Компания, при небольшом росте квартальных продаж (на 5% по сравнению с прошлым годом, до 19.95 миллиардов долларов), как и SAP, тоже показала падение прибыли по сравнению с прошлогодним кварталом (правда, незначительное, с 6.66 миллиардов долларов до 6.63 миллиардов), обойдясь при этом без всяких судебных разбирательств. Роль Oracle в данном случае небезуспешно выполняет онлайн-подразделение Microsoft, пустившее в минувшем квартале в трубу очередные 543 миллиона долларов. Еще больше выделяется подразделение Windows, чьи продажи за год упали на треть, с 7.2 до 5 миллиардов долларов, а прибыль – с 5.4 до 3.3 миллиардов. Фактически, от падения продаж в целом по компании, и еще более заметного падения прибыли, Microsoft спасли Office и Xbox. Точнее – Kinect, вызвавший 55% рост продаж у подразделения развлекательных устройств, с 2.4 миллиарда долларов год назад до 3.65 сейчас. Соответственно, его прибыль увеличилась практически вдвое, до 636 миллионов долларов. По Office выручка выросла с 4.9 до 6 миллиардов долларов, прибыль – с 2.9 до 4 миллиардов. Очень интересно отметить, что практически весь этот рост выручки по Office обеспечил не корпоративный сектор, а частные пользователи.
Впрочем, помимо самих цифр, не менее интересно то, каким образом они появились. А появились они в минувший четверг, совершенно неожиданно, за 15 минут до окончания торгов на бирже. В смысле – официально были объявлены Microsoft. Не очень характерное поведение чуть позже было объяснено самой компанией: «Предварительный черновик нашего объявления о результатах достался одному или более источников в прессе, которые выложили данные в интернете до того, как окончились торги. После консультаций с NASDAQ, мы опубликовали наши официальные данные. Приносим извинения за любые неудобства и мы пересмотрим наши процедуры с тем, чтобы подобного больше не повторилось». Если конкретнее, то Microsoft подготовила пресс-релиз заранее, выложила его на свой сайт, но, до поры до времени, не стала размещать нигде ссылку на него. Это не помешало некоторым вычислить эту ссылку, основываясь на линках, которые Microsoft ставила на свои релизы о квартальных данных ранее.
В отличие от вышеперечисленных двух компаний, Qualcomm результатами своего последнего квартала может похвастаться без всяких оговорок. Его продажи по сравнению с прошлым годом подпрыгнули сразу на 25% - до 3.35 миллиардов долларов, а прибыль – и вовсе на 39%, до 1.17 миллиарда. Все это заметно перекрыло прогнозы аналитиков, да и на следующий квартал и на год в целом компания смотрит очень и очень позитивно. Пол Джекобс, глава фирмы, на минувшей неделе не мог сдержать эмоций: «Мы только что завершили лучший квартал в истории Qualcomm, поддержанный сильным спросом и великолепным исполнением». Планшеты и смартфоны, действительно, создают огромный рост на чипы, обеспечивающие беспроводную передачу данных, а патентный портфель Qualcomm по части CDMA обеспечивает неплохие лицензионные отчисления. Тот случай, когда за компанию можно только порадоваться, без каких-либо комментариев.
Примерно аналогичным образом, складывается ситуация и у EMC. При росте квартальных продаж на 19% по сравнению с прошлым годом (до 4.9 миллиардов долларов), прибыль ее выросла в полтора с лишним раза, с 391 до 629 миллионов. Как и у Qualcomm, все заметно выше, чем прогнозировали аналитики, хотя маржа оказалось даже ниже ожидаемого. Проще говоря, продажи оказались сильно выше прогнозов, а прибыль – лишь чуть-чуть.
Но все эти компании по итогам недавно завершившегося квартала переплюнул конкурент Cisco, Juniper Networks. Компания объявила об увеличении продаж на 26% по сравнению с прошлым годом, до 1.19 миллиарда долларов, прибыль ее при этом увеличилась практически в восемь раз, с 23 до 190 миллионов долларов. Тем не менее, на текущий квартал компания дала очень консервативный прогноз по продажам – в 1.06-1.11 миллиарда долларов, что явно не понравилось инвесторам, судя по дальнейшему движению курса акций.
Впрочем, что уж тогда говорить об акционерах Nintendo. За минувший квартал прибыль компании оказалась на 74% ниже, чем год назад, опустившись до 599 миллионов долларов. Что оказалось не просто ниже всех прогнозов, а раза в полтора ниже. Продажи Wii и DS падают, и все, на что остается надеяться компании – это на весенний выход 3D-версии портативной игровой консоли DS. Фактически, от ее успеха зависит столько же, как и несколько лет назад от успеха Wii, фактически возродившей Nintendo из пепла. Но есть проблема в виде Sony, на минувшей же неделе объявившей о своих планах по выпуску в этом году наследницы PSP – консоли под кодовым названием NGP, обещая там графику на уровне Playstation 3. Стоит отметить, однако, что, в отличие от Microsoft, у Sony игровое подразделение уже пять лет находится в минусе.
В минусе находится и LG Electronics, объявившая о квартальной потере в 229 миллионов долларов. Рекорд, между прочим, вызванный падением цен на LCD телевизоры и конкуренцией с ее мобильными телефонами со стороны устройств типа iPhone. Да и Samsung поджимает – у того-то все неплохо. При росте объема продаж на 7% по сравнению с прошлым годом, прибыль выросла на 13%, до 3.1 миллиарда долларов. В отличие от LG, телефоны этого корейского производителя пользуются явным спросом, да и полупроводниковый бизнес находится в полном порядке.
А вот Nokia по «позитивности» своих новостей может явно поконкурировать с телефонным бизнесом LG. Хотя продажи компании выросли на 6% по сравнению с прошлым годом, до 12.6 миллиардов евро, квартальная прибыль, при этом, упала на 16%, до 742 миллионов евро. Да, конечно, она самая – маржа, упавшая за год с 15.4 до 11.3%. Как резюмировал новый глава компании, Стивен Элоп, «Сейчас Nokia столкнулась с некоторыми серьезными вызовами в плане нашей конкурентоспособности и нашего исполнения. В общем, индустрия изменилась, и теперь для Nokia время измениться еще быстрее». Посмотрим, как будет выглядеть это изменение – как Android, или как Windows Phone 7... А пока, доля компании на мировом рынке телефонов за год упала еще сразу на 4 процента - до 31%.