Взлеты и падения IT индустрии с 16 по 22 февраля
На минувшей неделе поползли слухи о том, что AMD может стать жертвой поглощения. Мол, компания осталась без руководящей команды (что, пожалуй, недалеко от истины — вслед за Дирком Мейером, ее в последние дни покинули COO Роберт Ривет и ответственный за корпоративную стратегию Марти Сиер), так что сейчас она напоминает корабль, в рубку которого в разгар битвы угодил снаряд. Кто называется покупателем? Ну уж понятно, что не Intel — такая сделка была бы мечтой антимонопольных органов. Поговаривали о Dell, но глава этой компании быстро дистанцировался от такой возможности, заявив, что их сейчас интересуют относительно небольшие покупки. А AMD, по некоторым прикидкам, сейчас может стоить под 13 миллиардов долларов (хотя, цифра выглядит завышенной раза в два). Многовато за компанию, которая за последние лет десять была в плюсе лишь пять из них, и подвешенную Intel на кросс-лицензионных соглашениях, которые в любой момент могут не быть продлены.
Даже NVIDIA, и та, несмотря на все свои недавние проблемы, выглядит в последнее время куда более интересно, переживая буквально второе рождение, связанное с удачно угаданным смещением интереса рынка к мобильным устройствам. Хотя, конечно, надо признать, что и недавняя юридическая победа над Intel, принесшая NVIDIA 1.5 миллиарда долларов в течение ближайших пяти лет, тоже пришлась очень кстати. Благодаря этому соглашению с Intel, NVIDIA уже смогла объявить о том, что в минувшем квартале при объеме продаж, упавших за год на десять процентов, с 983 до 886 миллионов долларов, прибыль подскочила на 31%, со 131 до 171 миллиона.
Впрочем, не всем мобильный рынок приносит удачу, и нагляднейшим примером в последнее время здесь является, конечно, Nokia. Компания продолжает оставаться в эпицентре новостей IT-рынка, благодаря заключению альянса с Microsoft. А все заинтересованные стороны продолжают определяться со своим отношением к этому событию и его возможным последствиям. Аналитики массово снижали рейтинги, курс акций, соответственно, продолжал понемногу снижаться, а руководство Microsoft и Nokia на Mobile World Congress уговаривали инвесторов, рисуя им картины светлого будущего. Понятно, что особенно усердствовал Стивен Элоп, подчеркнувший и то, что Nokia получит миллиарды долларов финансовой поддержки от Microsoft, и то, что она будет платить за лицензию на Windows Phone 7 на 10-15 долларов меньше, чем конкуренты (впрочем, возможно, это и имелось в виду под финансовой поддержкой), и то, что, благодаря этому соглашению, Nokia сможет повторно войти на американский рынок. Чего Элоп не смог сказать, так это когда на рынок выйдет первый финский смартфон под управлением WP7, и будут ли компании работать вместе над выпуском планшета.
В интернете, тем временем, уже появилось письмо от неких «девяти молодых акционеров Nokia», вроде бы бывших ранее сотрудниками компании, которые утверждают, что попытаются на следующем собрании акционеров Nokia (в начале мая) противодействовать стратегии Стивена и предлагают свой «план Б»: уволить Элопа, оставить весь контроль над софтом в руках Nokia, и реструктурировать альянс с Microsoft, сузив его исключительно до североамериканского рынка. Nokia, понятно, анонимов мягко послала, но у тех есть и более заметные союзники.
Например, CTO Verizon, одного из крупнейших операторов на пресловутом рынке США, который прямо заявил: «Я не думаю, что Verizon нуждается в союзе Microsoft-Nokia. В данный момент три игрока на рынке ОС, которых мы видим в нашей сети, это Android, Apple, и RIM». RIM, кстати, действительно, начинает пользоваться большей поддержкой операторов, которые хотят переждать «смутное время», глядя на то, насколько удачно Nokia удастся сменить стратегию своего развития.
Еще один критик альянса — это (вполне предсказуемо) все еще остающийся главой Google Эрик Шмидт, заявивший на MWC, что они «действительно пытались» убедить Nokia выбрать вариант с Android, но не удалось. Однако, если отношения с Microsoft не принесут результата, «предложение остается открытым». С другой стороны, мы имеем не слишком довольного похоронами MeeGo Intel, глава которого уже выразился в том духе, что когда Элоп позвонил ему сказать, что они решили предпочесть альянс с Microsoft развитию MeeGo, Отеллини «использовал то же слово, которое часто применяет Кэрол Батц». Что же касается MeeGo, то «мы найдем другого партнера». Кого, Intel? Ставки приняты, ставок больше нет.
HTC, к слову, отреагировала на сообщения об альянсе очень спокойно, свою ставку на Windows Phone 7 сохранив. Мол, Microsoft с Nokia могут делать все, что им захочется, а мы будем продолжать делать то, что считаем нужным, включая телефоны на WP7. Тем более, что, по их мнению, пресловутая экосистема мобильного Windows от этого союза только выиграет, а значит, от этого получит пользу и HTC. Тем более, что WP7 — лишь одна из ставок HTC, и компания это в очередной раз подчеркнула, объявив пару новых смартфонов на базе Android, с несколькими кнопками, специально привязанными к разнообразным функциям Facebook.
Кстати, именно Facebook на минувшей неделе сманила у Microsoft главу их глобальных рекламных продаж, Кэролин Эверсон, которая займет в социальном гиганте ту же роль, вице-президента по глобальным продажам. Это выглядит тем более интересно, что Microsoft является миноритарным инвестором и стратегическим партнером Facebook. Вряд ли этот найм понравится Microsoft, особенно с учетом того, что та наняла Эверсон всего лишь в июле, после продолжительного поиска.
Но вернемся к рынку мобильных устройств. Apple, пытаясь решить свои проблемы с объемами производимой продукции (и явно готовясь к успеху своих будущих предложений) на неделе заключила с Samsung сделку стоимостью 7.8 миллиардов долларов США, гарантировав себе необходимые объемы поставок LCD экранов и различных чипов, включая флэш-память. Однако, основной темой, связанной с Apple, продолжают быть ее взаимоотношения с различными издателями, изрядно подогретые на минувшей неделе запуском механизма, позволяющего распространять на iPhone и iPad контент по модели подписки. «Всего лишь» за 30% от стоимости издания. Впрочем, цифра пугает лишь на первый взгляд: не будем забывать, что себестоимость электронного издания гораздо ниже, так что уместно будет согласиться с мнением, что отдать 30% от стоимости планшетного издания — это одно, 30% от стоимости бумажного — самоубийство.
Тем не менее, хотя Apple утверждает, что издатели бьются в восторге, у тех осталось немного другое мнение от условий, которые им навязывает компания. Надо отметить, что в пресс-релизе по этому поводу Apple смогла упомянуть лишь The Daily от News Corp. С другой стороны, популярный музыкальный сервис Rhapsody, распространяющий музыку именно по модели подписки, уже заявил, что не сможет продолжать поддерживать их деятельность через iTunes, если «сравнить 30% сбор Apple с типичной стоимостью транзакции в 2.5 цента через кредитную карту». Проще говоря, мол, уж как-нибудь мы сами будем музыку продавать, через другие каналы. Шансы у них есть — из 750 тысяч подписчиков сервиса меньше половины пользуются им через iTunes. Посмотрим, однако, что будет дальше: новым заманчивым предложением Apple уже сильно заинтересовался американский Минюст.