Взлеты и падения в IT индустрии с 27 июля по 2 августа
Новостей на неделе было не так уж и много — на летнее технологическое затишье наложилась финансовая турбулентность в экономике США, так что внимание, в том числе и IT-прессы, оказалось привлечено совсем другими вещами. В частности, тем, что на прошлой неделе объем средств, находящихся в распоряжении казначейства США, оказался ниже, чем у Apple. 73.8 миллиардов долларов по состоянию на минувший четверг против 76.2 миллиардов кэша по состоянию на конец прошедшего квартала (итоги были объявлены 25 июля). Как тонко заметил кто-то из комментаторов: это потому, что Apple собирает больше денег, чем тратит, а правительство США — нет. При том, что у американских компаний на зарубежных счетах, куда стекается получаемая за пределами страны прибыль, накоплено уже свыше 1.2 триллиона долларов. Однако до сих пор администрация Обамы так и не смогла сформулировать условия налоговых каникул с тем, чтобы эти деньги смогли бы вернуться в американскую экономику, не подвергаясь неприлично высокому налогу за возврат.
Понятно, впрочем, что сравнение ситуации у Apple и у казначейства США не слишком уместно. Apple не может печатать доллары, а казначейство — может. Вдобавок, эти 76.2 миллиарда Apple, как уже было сказано, по большей части находятся за рубежом США, так что у них есть определенные ограничения по ликвидности. У финансистов вообще имеется много вещей, которые надо воспринимать с кучей оговорок, и которые нормальному человеку вообще понять непросто.
Хороший пример: даже SEC, куда Groupon подал свою заявку на IPO, и та ломает голову над изобретенным теми показателем CSOI — consolidated segment operating income. Что такое нормальная прибыль — «operating income» — SEC хорошо знает. А вот когда ты берешь убыток (operating loss), волевым решением вычитаешь из него немалые маркетинговые расходы на привлечение клиентов (при том, что без этих расходов не факт, что сделки были бы вообще), и называешь получившуюся, уже положительную, цифру CSOI… Именно этот креативный подход к бухгалтерии и использовал Groupon в своей заявке на IPO, отчитавшись за первый квартал в 82 миллионах долларов прибыли (CSOI) вместо 146 миллионов долларов убытка по скучной и явно устаревшей стандартной системе отчетности GAAP. В общем, SEC разбирается со всем этим креативом, и им на это понадобится столько времени, что уже становится понятно, что никакого одобрения IPO Grouponот них в сентябре не будет.
К слову, Yandex тоже отметился небольшим бухгалтерским креативом, подводя квартальные итоги, но в этом случае все внешние наблюдатели сходятся во мнении, что он был оправдан. Компании ничего не нужно было особо приукрашивать, на фоне роста продаж на 57% по сравнению с прошлым годом (до 164 миллионов долларов) и прибыли по GAAP — на 11% (до 40.1 миллиона). Получился вполне неплохой первый квартал после выхода на биржу, результаты которого даже перекрыли эффект от скандала с последними утечками данных.
Впрочем, креатив в математике приветствуется и тогда, когда речь не идет о финансах. Так, шустрые блоггеры свели воедино последние цифры от Apple, заявившей о продаже более 28 миллионов iPad, и высказывание Ларри Пейджа о том, что в мире насчитывается более 130 миллионов устройств под управлением Android, а также — прикидку Google о том, что из их всех этих устройств тех, которых с диагональю больше 7’’, насчитывается всего 0.9%. Итого, получилось, что на рынке планшетов Apple против Google ведет со счетом около 28:1.2. Впрочем, есть мнение, что к 2015 году, когда рынок планшетов вырастет на порядок (до 230 миллионов штук в год против 20 миллионов в нынешнем) Android все же догонит по продажам iPad.
Причем, на рынке смартфонов Android iOS уже сделал. На минувшей неделе Nielsen выпустил результаты своего исследования. 39 процентов американского рынка смартфонов потребительского уровня — у Google, 28 — у Apple, 20 — у RIM. Но это в США. А вот в мире в целом первенство все еще остается у Apple. Особенно, если говорить о ней, как о производителе смартфонов, а не операционной системы. Здесь IDC присвоила ей уже официальную лавровую ветвь первенства по итогам минувшего квартала: 20.3 миллиона проданных iPhone дают ей долю мирового рынка в 18.5% против 15.2% у бывшей до этого на первом месте Nokia. И это при том, что iPhone4 уже исполнилось больше года. К слову, и в целом на рынке мобильных телефонов (не только смартфонов) Apple со своей единственной трубкой занимает уже четвертое место в мире, с 5.4% рынка. На первом продолжает оставаться многострадальная Nokia, за год упавшая с доли в 33.8 до 24.2%, дальше — Samsung (19.2%) и LG (6.8%).
А вот на юридических фронтах у Apple на неделе все складывалось не столь благополучно. Как признал судья ITC, MacOS нарушает два патента, которые получила HTC, купив S3 Graphics, и теперь та, находящаяся под натиском Apple по поводу своих телефонов на базе Android, вполне может перевести игру в патовую ситуацию. Mac (включая MacBook) для Apple сегодня уже значит меньше, чем iPhone, но не настолько мало, чтобы можно было согласиться на запрет их импорта в США.HTC уже заявила, что все, чего она хочет — это переговоров с Apple о примирении. А пока, минувший квартал принес ей 123% годичный рост объема продаж смартфонов (общий объем продаж вырос до 17 миллиардов долларов США) и 608 миллионов долларов прибыли. Вполне хватит того, чтобы купить ради патентов еще не одну S3 (если, конечно, на рынке еще остались подобные предложения — на патентные портфели нынче спрос).
Google, например, все же умудрился после фиаско с Nortel найти себе другой вариант. Похуже, конечно, но выбирать компании явно не приходится. Так что еще в начале июля она приобрела у IBM портфель из более чем тысячи патентов. О сумме сделки не сообщается, но вряд ли она была слишком маленькой — не в том сейчас Google положении.
Впрочем, пока продажи телефонов и планшетов на базе Android продолжают идти, но, если уж речь зашла об этом, то нельзя не отметить один интересный факт: Samsung на минувшей неделе, отчитываясь о результатах истекшего квартала, заявил, что больше не будет раскрывать объемы продаж своих смартфонов и планшетов. Мол, слишком рискованно. Очевидным образом, шаг связан с продолжающимися судебными разбирательствами с Apple. Хотя, с другой стороны, помимо этого, дело может быть связано с просочившейся недавно информацией о просто неприлично высоком проценте возврата пользователями устройств на базе Android. Тоже, очевидно, не та цифра, которую хотелось бы обнародовать.
Но спасение уже близко: Microsoft на минувшей неделе заявила о том, что ее разработчики закончили работу над релизом Windows Phone 7 под кодовым названием Mango, и код ушел производителям телефонов, включая и некую финскую компанию. Впрочем, и владельцы сегодняшних телефонов под управлением WP7 внакладе не останутся — их ожидает бесплатный апгрейд ОС.
В общем, вариант почти беспроигрышный, в отличие от ставки, которую сделал Logitech на GoogleTV… и проиграл. Компания отчиталась о результатах своего минувшего квартала, которые вновь оказались не слишком позитивны. Так что, объявив о 30-миллионном убытке, CEO Logitech ушел в отставку, а к управлению вновь вернулся Джеррино Ди Лука, за время отсутствия которого у руля (т.е. с 2008 года) акции Logitechу пали на 80%. За многое спасибо GoogleTV — зимой Logitech с большой помпой представил свою телеприставку на этой платформе — Revue, сделав на нее большую ставку. А теперь вспомним про то, что GoogleTVне понравилась крупным американским сетям, не давшим для нее контент, про сырость этой платформы, и нас не удивит то, что старые покупатели сдавали 300-долларовое устройство обратно быстрее, чем новые — покупали. Снижение цены до $250 не помогло, и теперь Logitech опускает ее уже до $100, пытаясь распродать остатки.
Совсем другая ситуация у SAP: немцы отчитались о прибыли в 588 миллионов евро (+20% по сравнению с прошлым годом), при том, что выручка выросла на 14% — до 2.58 миллиардов евро. Интересно отметить, что речь идет, естественно, о продаже софта и услуг по его внедрению и сопровождению. А вот если говорить только о софте, то его было продано всего на 802 миллиона евро — хорошая иллюстрация того, насколько важными сегодня для компаний являются успехи или неудачи сервисного направления.
И напоследок осталось упомянуть разве что о том, что в результате сложных внутрикорпоративных игр руководство Intel определилось все же с личностью следующего председателя совета директоров этой компании. Им стал бывший финансовый и нынешний административный директор Intel — Энди Брайант, введенный на минувшей неделе в совет директоров Intel и получивший там пост вице-председателя. В мае, на очередном собрании акционеров, он заменит на посту председателя совета директоров Джейн Шоу. Понятно, что никто не слышал о Шоу, все слышали об Поле Отеллини, президенте и CEO Intel — в этих должностях находятся центры влияния в Intel. Так что ни о каких сверхестественных переменах, или даже о назначении преемника Отеллини речи не идет.