Apple: что день грядущий нам готовит?
Стив Джобс, бессменный глава Apple, признал, что давно сформированный миф о направленности на избранную аудиторию помогает завлечь огромное количество покупателей. Каждый хочет почувствовать себя частью престижного сообщества, выделить себя из "скучной" массы windows-зависимых пользователей. Корпоративный девиз «Think different» («Думай иначе») всегда стоял в основе крупных маркетинговых успехов и небольших рекламных побед. Принципиально новый подход к мобильному телефону и изящное решение в лице самого тонкого ноутбука в мире помогли бренду занять особое положение.
Интерес к модельному ряду устройств Apple периодически подогревается многочисленными слухами и домыслами журналистов. Бытует мнение, что Стив нарочно подливает масло в огонь, пуская в интернет и прессу очередную порцию "желтой" информации. Как выяснилось, существует еще один работающий рекламный ход, ставший мощным инструментом управления огромной армией поклонников продукции Apple.
Речь идет о патентах многочисленных разработок, которые потенциально могут попасть в устройства компании. В действительности, если лицензированная технология все же находит применение в продуктовой линейке, то лишь через весьма длительное время; в целом, запатентованные идеи так и остаются на стадии концепта.
Одним из ключевых патентов в свое время стала технология Multi-touch, причем не только для iPhone, но и для «Макинтошей», ноутбуков, специальных графических интерактивных планшетов и многих других — вплоть до электронных музыкальных инструментов. Именно она положила начало эре бесклавиатурных мобильных гаджетов, производство которых уже стало делом обычным для всех крупных производителей.
Apple не раз демонстрировала разработки, которые вполне могут стать основой для будущих девайсов или дополнением для существующих. Сенсорная панель с подсветкой (способна отслеживать движение и обеспечивать визуальную отдачу с помощью светящейся поверхности), адаптированная технология копировать/вставить (расширяет функциональность текстового редактора и решает давнюю проблему отсутствия Copy/Paste в iPhone), двойная система подсветки дисплея, универсальная батарея для мобильных устройств - лишь незначительная часть патентов, которые были оформлены за последний год. Все они наводят на мысль о появлении новых моделей iPhone в самом ближайшем будущем.
Среди наиболее вероятных новинок фигурирует iPhone nano, мифический бюджетный телефон от Apple, презентация которого якобы должна состояться в июне 2009 года на конференции WWDC. Как известно, Apple практически никогда не комментирует будущие продукты, держа в неведении почитателей "яблочных" разработок. Возникает резонный вопрос, стоит ли выпускать на рынок дешевый вариант iPhone, и насколько он поможет компании в условиях непростой экономической ситуации в мире?
Почти все эксперты крупнейших аналитических компаний отвечают: «Да, стоит; весьма поможет». В качестве ключевого аргумента выступает высокий уровень конкуренции на рынке, где уже в текущем году появятся флагманы от Nokia, Palm и смартфоны на базе ОС Google Android и Windows Mobile 6.5. Именно они, при совершенно различных ценах и технических конфигурациях, так или иначе будут конкурировать с iPhone. Два года телефон от Apple стоял на вершине рейтинга стильных и удобных смартфонов с огромным парком доступных программ, но в скором времени эта монополия может исчезнуть (к примеру, после открытия компанией Nokia онлайн-магазина приложений для Symbian).
Аналитики уверены, что расширение линейки iPhone бюджетной моделью простимулирует производителей к созданию более изощренных решений. В этом случаем мы получим дробление рынка, когда гаджеты с сенсорным экраном утратят статус дорогих, и будут представлены в среднем ценовом сегменте.
С другой стороны, бюджетный телефон не должен мешать продажам старшей модели; возможный выход из ситуации заключается в выпуске iPhone с меньшим экраном, поддержкой только сетей GSM и 4 ГБ встроенной памяти. Только вот пойдет ли на этот шаг Apple, которая никогда не искала простых решений?
Производительные модели конкурентов рано или поздно заставят компанию из Купертино значительно модернизировать аппаратную начинку своего телефона, сделав больший упор на встроенную камеру и набор стандартных функций (MMS, FM-радио, Java и т.д.). Наиболее логичным и правильным решением, по нашему мнению, стал бы выход сразу двух новых iPhone.
Скорее всего, этим летом мы сможем увидеть iPhone nano с 3-дюймовым дисплеем и практически аналогичными с iPhone 3G характеристиками. Тогда же Apple представит абсолютно новый iPhone, который будет иметь сенсорный экран, выполненный с применением последних технологий и поддержкой жестов, 16 или 32 ГБ встроенной памяти, более производительный графический чип, камеру 3,2-мегапикселя, а также аккумулятор нового формата. Прогнозируемая цена будет составлять $299 и $1000 за субсидированную и бесконтрактную модель соответственно, а бюджетный iPhone Nano обойдется в 99 и 400 долларов.
Феноменальный успех iPhone на рынке мобильных телефонов - не первая победа Apple. Когда только было объявлено о выпуске iPod, мало кто верил, что новый продукт компании станет безоговорочным лидером на рынке портативных плееров. Но произошло так, как произошло. Позднее множество компаний делали попытки выпустить конкурирующий гаджет, но достичь популярности "яблочного" плеера так и никому не удалось. Даже Microsoft вынужден был признать его превосходство и уйти в тень со своим Zune.
В сегменте портативных проигрывателей Apple пока может чувствовать себя спокойно (особенно с появлением iPod Touch 2G ), однако ажиотаж вокруг iPhone наталкивает на мысль — а что же будет дальше с iPod? Конечно, полное снятие с продажи ему не грозит, он по-прежнему будет приносить прибыль в течение нескольких ближайших лет, но инноваций Apple уже не предложит. Обновленные модели могут получить лишь незначительные изменения, связанные с дизайном или размером корпуса, а также с увеличением объема жесткого диска.
Пиком модернизации могут стать функции мобильных телефонов, то есть приближение плеера к iPhone как в вершине текущих достижений компании. Создав iPhone, компания Apple наглядно продемонстрировала новую концепцию многофункциональных устройств будущего. И эта удачная идея базируется на плеере iPod, который стал отправной точкой эволюции Apple, именно он положил начало ошеломляющему успеху компании и популярности Стива Джобса.
Теперь перекинемся на сегмент ноутбуков и посмотрим, как обстоят дела Apple на рынке, и какие перспективы ждут компанию. В течение прошлого квартала Apple продала 1,796 млн. ноутбуков (годовой рост составил 34%), эта цифра показала, что потребительские симпатии все больше смещаются к портативным компьютерам. На фоне успешных результатов компания собирается начать продажи недавно презентованного 17-дюймового MacBook Pro, самого тонкого и легкого ноутбука в своем классе. Его отличия от предыдущей модели заключаются в увеличенной объеме оперативной памяти и SSD, а также в наличии литиево-полимерной батареи, которая позволяет работать без подзарядки около 8 часов.
Судя по всему, Apple не готова идти на кардинальные перемены в своих ноутбуках, консервативно удерживая популярность своих MacBook на стабильном уровне. Видимо, кризисная экономика сдерживает потенциал компании, а единственной ожидаемой новинкой остается 15-дюймовый MacBook Air, появление которого ожидается во второй половине года. Не исключено, что он получит дополнительную светодиодную панель, которая не предусматривает замену всего дисплея.
Возвращаясь к теме мировых экономических проблем, стоит вспомнить цену моделей MacBook, среди которых самая дешевая обойдется в 1000 долларов (это уже более 36 тыс. рублей). Очевидно, такая ситуация ведет к уменьшению спроса на продукт. Возможно, что следующим шагом компании будет либо снижение стоимости товара, либо выпуск бюджетных моделей. Вот тут сразу вспоминаются нетбуки, о которых так давно мечтал Стив Джобс. Но, по его словам, инженеры Apple просто не знают, как сделать полноценный ноутбук за 500 долларов.
Стимул к разработке ультракомпактных компьютеров может дать стремительный рост рынка нетбуков и финансовый кризис. В этом уверено большое количество аналитиков, также полагающих, что Apple не будет конкурировать с уже представленными на рынке ноутбуками, а стоимость Mac-нетбука составит 600 долларов. Тем временем потенциальные конкуренты - Acer и ASUS - продолжают уделять большое влияние именно нетбукам, а количество продаж Eee PC за прошлый год достигло 5-млн. отметки.
Несомненно, последствия финансового кризиса скажутся на развитии всех предприятий и компаний, в том числе Apple; однако пока что дела американской корпорации идут в гору, что подтвердил последний квартальный отчет. По мнению аналитиков, в нынешнем году Apple продолжит увеличивать свою долю на рынке мобильных телефонов и ноутбуков. Пригодятся ли в этом новые патенты, покажет время…