Нетбук Apple: миф или реальность?
Нетбуки меньше и легче, чем обычные ноутбуки, и предназначены в большей степени для активного интернет-серфинга и работы с офисными приложениями. Их стоимость, как правило, составляет не более $500. Нетбуки уже давно начали свое восхождение на рынке, именно этот сегмент зарекомендовал себя как наиболее перспективный и быстро развивающийся, что немаловажно в условиях мировой экономической нестабильности. Появившиеся в прошлом году нетбуки заполнили нишу недорогих мобильных устройств и обеспечили ускоренный рост рынка ноутбуков в целом. С точки зрения увеличения сферы рыночного влияния и доходности производства нетбуки могут стать неплохой отправной точкой в будущее компании Apple.
Слухи о появлении фирменных нетбуков Apple циркулируют в Сети уже достаточно долгое время, хотя кое-какую информацию сообщали и официальные лица компании, стараясь максимально консервативно делать какие-либо прогнозы. К примеру, сам Стив Джобс не прочь попробовать свои силы в этом сегменте, но, по его словам, ни ему самому, ни инженерам еще не пришло в голову "как можно сделать компьютер за 500 долларов так, чтобы он не был похож на мусор". При этом временный заместитель президента Apple Тим Кук не исключает эту возможность в ближайшем будущем, добавив, что продукты, которые есть на рынке, не могут удовлетворить современного пользователя. Еще на финансовой конференции Стив отметил, что им фактически удалось выйти на очень небольшую часть рынка мини-устройств, представив iPhone.
Продолжая развитие iPhone и совершенствуя экран до большего количества точек в следующей модели, нетбук стал бы логичным продолжением для Apple, а также, возможно, менее рискованным и более дёшевым. Вот только осмелится ли Apple начать продажи столь долгожданного и желанного компьютера по самой низкой на данный момент цене? MacBook Air, который мог бы стать хорошим прародителем нетбука благодаря свой тонкости и легкости, стоит 1800 долларов, а модель с SSD-накопителем - $2500. Apple сталкивается со слишком значимой на сегодняшний день проблемой - финансовой. Мировая экономика погрязла в рутине кризиса, продажи замедляются, динамика роста практически нулевая, а местами вовсе отрицательная. Поэтому тут важным критерим является именно стоимость компьютера.
Ряд аналитиков сходится во мнении, что "яблочный" нетбук появится обязательно без традиционной клавиатуры, на основе технологии "мультитач", которая вместе с iPhone в свое время произвела фурор. Компания и теперь сможет захватить часть быстроразвивающегося рынка, сделав свой гаджет ультракомпактным и одновременно стильным. Apple должна оператиивно реагировать на изменяющиеся рыночные условия, как это было в прошлые годы, считают сторонники позиции выхода компании на новый рынок - а заодно и большинство американских аналитиков.
Однако кто будет основными потребителями потенциального портативного компьютера Apple? Фанаты и заядлые поклонники продукции компании? Но среди них слишком много пользователей, которые уже создали собственные "нетбуки хакинтош". Офисные работники? ASUS и Acer настолько нарастили популярность в корпоративной среде, что попытка вытеснения грандов с их позиций кажется призрачной и слишком длительной. Образовательные учреждения и некоммерческие агентства? Здесь та же ситуация, к тому же стратегия компании заключается в предоставлении большего за ту же цену, а не меньшего количества функций за меньшую цену. Apple все больше приближается к грани ноутбук-нетбук, которая в последнее время становится все более расплывчатой.
Очевидно, что создание дешевого нетбука идет вразрез со стратегией Apple, привыкшей создавать дорогие продукты, привлекательные с дизайнерской и имиджевой точки зрения. Именно поэтому некоторые издания сравнивают Apple с компанией BMW. Демонстрация бюджетной модели должна будет снизить номинальную стоимость ноутбуков компании, которая уже долгое время не опускается ниже отметки в 1000 долларов. Этот показатель является символичным и уже давно стал частью бренда и имиджа Apple. Создание 10-дюймового MacBook, который мгновенно бы приобрел статус нетбука, с урезанным на не более 20% набором функций, должно снизить цену устройства на 600 долларов. Но разве этого ждут руководители Apple, которые долгие годы наблюдали успех своей "элитной" продукции по оправданно завышенным ценам?
Еще одной причиной против начала производства нетбуков могут стать серьезные вложения в продвижение будущего продукта и создание соответствующей модификации операционной системы Mac OS. Ведь недавно стало известно, что платформа Windows 7 будет интегрироваться в нетбуки крупнейших производителей, а сама Apple едва ли допустит установку ОС от Microsoft, будь то XP, Vista или тот же Windows 7.
Стиву и его команде придется серьезно потрудиться, чтобы создать максимально интересный и привлекательный продукт. Эксперты вспоминают уже ставший историей, имеющий определенные сходства с современными нетбуками в плане дизайна и функционала PDA - eMate 300. В свое время он расходился по цене 800 долларов, но сегодня такое устройство, как считают эксперты, стоило бы гораздо дешевле.
Насущный вопрос цены нетбука встает и перед выбором процессора для будущего компьютера. Популярные и производительные Intel Atom едва ли будут одобрены, как наиболее дорогие на данный момент. Эксперты сходятся во мнении, что выбор падет на бюджетные процессоры PowerPC калифорнийской компании P.A. Semi, поглощенной Apple в прошлом году за 278 млн долл. Именно эта основа может отвечать всем требованиям Apple как в финансовой, так и функциональной стороне. К тому же особенности платформы Unix благосклонны к ядру ARM.
В аналитических агентствах Piper Jaffray и Morgan Stanely прогнозируют появление на рынке нетбуков Apple не раньше 2010 года. Эту задержку они связывают с текущими разработками устройства-"таблетки", имеющей определенные сходства с iPhone. По мнению экспертов, работы еще предстоит немало: переписать платмформу, проработать интерфейс девайса и позаботиться об аппаратной структуре.
Стив Джобс, который говорил, что весь функционал нетбуков можно найти в iPhone, немного лукавил. Сравнивать iPhone и нетбуки некорректно, так как карманные размеры iPhone не позволяют, к примеру, заниматься полноценным редактированием текстовых документов, и частично ограничивают веб-серфинг. Устройства принадлежат к разным классам и используются для различных целей.
Совсем недавно стало известно, что тайваньский производитель панелей Wintek заключил соглашение с Apple, в рамках которого будет поставлаять сенсорные экраны («тачскрины») диагональю в 10 дюймов (25,4 см) для нового нетбука, тогда как непосредственное производство будет поручено тайваньской фирме Quanta. Хотя эта информация официально не подтверждена, но уже сейчас с высокой долей вероятности можно прогнозировать, что Apple все-таки займется производством собственных нетбуков, класс которых не будет уступать существующим моделям. По имеющейся информации, презентация намечена на июнь текущего года в рамках конференции WWDC 2009.
Между тем многие дизайнеры пробуют угадать, как же будет выглядить фирменный нетбук Apple. Фантазии известного японского фотографа и дизайнера Исаму Санада (Isamu Sanada) привели его к созданию следующего концепта. По его мнению, устройство должно быть продолговатым и тонким, как в случае с Sony Vaio P, но отличительной его чертой станет раскладная панель, на которой располагается тачпад. Эта идея вполне имеет место на существование, однако бессмысленный расход пространства – не в стиле Apple, поэтому едва ли компания применит «ненужную» раскладную панель.
А совсем недавно китайцы разработали свой вариант «яблочного» нетбука, хотя их модель не имеет ничего общего с компанией из Купертино. Нетбук Apple WF188 оснащен дисплеем с диагональю 10 дюймов и разрешением 1024 x 576 пикселей, в аппаратную основу заложен чипсет Via VX855 и процессор Via Nano с тактовой частотой до 1,3 ГГц. Устройство поддерживает до 2 ГБ оперативной памяти, имеет модули 3G, Wi-Fi 802.11b/g и Bluetooth. Но наибольшее сходство с продукцией Apple выдает логотип надкушенного яблока и попытка повторить стильный дизайн продуктовой линейки Apple. Только внесена "небольшая" поправка – у нетбука Apple логотип повернут в другую сторону.
Еще одним фактом в пользу того, что нетбук Apple не за горами, являются заявления журналистов австралийского издания Smarthouse, которые с ссылкой "на надежные источники!" уверяют, что компания LG ведет разработки OLED-дисплеев специально для нетбуков Apple, причем корейский производитель уже располагает рабочим прототипом будущего устройства. Сообщается, что контракт на поставки новых дисплеев заключен на сумму 500 млн. долларов. Преимущества OLED-технологии, конечно, не вызывают сомнений - более качественная цветопередача, высокая яркость и контрастность, меньшая толщина и вес, отсутствие необходимости в задней подсветке, широкий угол обзора и т.д. Но опять встает вопрос о стоимости таких компьютеров, тем более что разработка OLED-дисплеев обходится пока намного дороже по сравнению с обычным LCD.
Наконец, источником последних слухов стал популярный техноблог BoyGeniusReport, информация с которого нередко подтверждалась. По его данным, компания AT&T готовит к выпуску новый 3G-нетбук Apple стоимостью всего 99 долларов. Устройство будет поставляться с двухлетним контрактом на предоставление интернет-услуг. Неужели Apple готова выпустить столь дешевый нетбук, который не сочитается с целевой стратегией компании. "Уйдут ли некоторые наши покупатели в сегмент более дешевых продуктов?", - как-то задал риторический вопрос Стив Джобс.
Экономический кризис, окончание которого, видимо, еще далеко, безжалостно отсеивает "бесспросовые" решения. В сегодняшнее время складывается не лучший климат для продаж IT-техники: спрос сокращается, банкротства учащаются. Рынка нетбуков это касается в меньшей степени, но и он тоже подвержен негативным тенденциям. Если Apple всё-таки удастся создать недорогой портативный компьютер и к тому же оснастить его сенсорным экраном вместо клавиатуры, то такое устройство будет популярно на рынке. Однако традиции американского производителя создавать стильные и дизайнерские продукты, тем самым сознательно увеличивая их стоимость, сегодня могут негативно сказаться на замыслах команды Стива Джобса.