Технология и биология – «цифровое здоровье» XXI века
Как говорится, лучше быть бедным, но здоровым, чем богатым, но больным. Медицина, хоть и творит нынче чудеса, но стоят эти чудеса столько, что, при серьезном случае, как раз и можно превратиться из больного, но богатого, в здорового, но бедного.
Достаточно сказать, что только рынок здравоохранения в США, который хоть и не лишен своих проблем, но на фоне нашего вполне может считаться условно-образцовым, в 2007 году составил 2.26 триллионов долларов. (У нас, навскидку – несколько десятков миллиардов.)
Стоит отметить два интересных момента. Во-первых, более половины этих трат приходится примерно на 5% жителей США! Это, опять же, к вопросу, что у кого есть деньги, только тот и способен сегодня обеспечить себе качественную заботу о своем здоровье. Остальному населению остается аспирин и надежда на то, что не произойдет чего-то действительно серьезного. В 2001 году в США около половины всех заявлений о банкротстве физических лиц были связаны с возникшими проблемами со здоровьем. По России у меня таких данных нет, но похоже, что наша структура расходов населения на здравоохранение стремительно движется в ту же сторону.
Во-вторых, в США, как ожидается, рост рынка здравоохранения с 2007 по 2017 год будет составлять ежегодно порядка 6.7 процентов – выше, чем инфляция (у нас, ориентировочно – еще выше). И, по данным бюджетного комитета Конгресса, «около половины всего роста в расходах на здоровье в последние несколько десятилетий было связано с изменениями в здравоохранении, ставшими возможными благодаря достижениям в технологиях». К примеру, тот же пресловутый сканер магниторезонансной томографии, в который первым делом запихивает пациентов доктор Хаус.
Неудивительно, что сюда в последнее время устремились Intel, Microsoft, и прочие IT-гиганты. Во-первых, можно хорошо заработать. Во-вторых, действительно, все мало-мальски заметные достижения в медицине последних десятилетий неотделимы от высоких технологий. И, в-третьих – на этом рынке гигантский, еще неосвоенный потенциал развития, связанный с приходом высоких медицинских технологий на персональный уровень.
Поход гигантов в сферу здравоохранения идет сразу по двум направлениям. Первое можно считать относительно традиционным и ожидаемым – это построение IT-инфраструктуры в большом масштабе, от отдельных клиник до всей отрасли здравоохранения уровня целой страны. Здесь актуальными являются, например, решения, обеспечивающие мгновенный, прозрачный, всеобщий обмен данными – начиная с уровня пациента, и заканчивая клиническими лабораториями.
Впрочем, для того, чтобы у пациента, приходящего в любую клинику, уже наготове были данные об его здоровье, и есть второе направление, персональное. Более наглядное, и уже в силу этого – более интересное. Во многом здесь подход строится на том, что болезнь легче предотвратить, чем вылечить. Как заметил один хоккейный тренер, «Большинство медицинских планов предусматривает плату за хирургическую операцию по шунтированию сердца в размере 50 тыс. долларов, а не плату в размере 90 долларов за консультацию диетолога для получения информации, которая могла бы предотвратить необходимость шунтирования сердца». Это, опять же, к вопросу о том, за счет чего формируется объем рынка здравоохранения. К сожалению, судя по массовым жалобам в адрес платной страховой медицины, в России взят за образец и этот момент.
Так вот, речь идет о подходе, ставшем реальным лишь в последние несколько лет, когда уровень технологий позволил создавать многофункциональные и очень портативные устройства. Соответственно, на самом начальном уровне, на уровне пациента, сейчас речь идет о том, чтобы, к примеру, браслет на вашей руке в непрерывном режиме снимал данные о пульсе, давлении, температуре, и так далее, передавал это все куда следует, где вся эта информация будет столь же непрерывно анализироваться в реальном времени, и, по мере необходимости, будут предприниматься какие-либо действия, от простой SMS с напоминанием принять лекарство, до рекомендации посетить врача или даже его самостоятельного вызова.
Таких сенсоров, на самом деле, должно быть много. Почему, скажем, те же весы не могут ежедневно отправлять «куда надо» информацию о весе человека - параметр, важный для диагностирования многих заболеваний, или даже для определения риска заболеть той или иной болезнью?
Все это – отнюдь не фантастика. В принципе, сегодня существует заметное количество потребительских устройств, предназначенных для обследования человека в бытовых условиях, и выдачи цифровой информации для последующей регистрации и обработки. Те же ртутные термометры стремительно уходят в прошлое, уступая место своим цифровым собратьям. Кроме них, «цифру» на выход уже сегодня способны выдавать вполне рутинно продающиеся весы (с подключением через Bluetooth), измерители уровня кровяного давления, уровня сахара в крови, пульса, шагомеры, и так далее.
Уже сведений только от этой оравы вполне достаточно, чтобы, в комбинации, поведать многое о нашем здоровье. Понятно, что всю эту информацию надо собрать и, по крайней мере, первично обработать. Здесь на арену выходят устройства, вроде пилотного Intel’овского Health Guide PHS6000. Именно этим они и занимаются. Плюс, встроенная видеокамера и подключение к сети дают возможность связи с врачом – он сможет оценить состояние пациента по базовым параметрам и уточнить свое мнение в процессе общения с ним; собственно, сделать то, из чего состоит большинство наших походов в поликлинику.
А с учетом того, что доктор при этом отнюдь не обязан, к примеру, сидеть в офисе в центре Москвы и иметь соответствующие расценки (да он даже в России быть не обязан), рынок базовых медицинских услуг (по крайней мере – в области диагностики), весь этот крестовый поход IT-гигантов в обозримом будущем серьезно перекроит. Особенно, если учесть, что HighDefinition видеосвязь – с четкой картинкой и цветопередачей – в ближайшем обозримом будущем должна стать вполне доступной для бытового использования. У Cisco в США, с UnitedHealth Group, есть вполне интересная концепция мобильной клиники – фургончика с Telepresence и набором сенсоров, который выезжает в отдаленные районы, и позволяет тамошним пациентам пройти практически полноценный комплексный осмотр, без необходимости таскания по сельским дорогам коллектива врачей.
А у PHS6000 уже есть вполне реальные клиенты в США и Англии. Имеются в виду не частные, а корпоративные клиенты. Клиники приобретают это оборудование, и ставят у своих клиентов, проходящих дома реабилитационный период после операции, или страдающих хроническими заболеваниями. В клинике освобождаются свободные места и персонал, а больные получают надлежащее внимание.
Роль Cisco, Intel, IBM, в этом процессе вполне понятна – как уже говорилось, она в большей части сводится к построению инфраструктуры. «От» и «до» – от бытовых регистраторов информации, типа PHS6000, до IT-системы, связывающей воедино их, серверы клиник, клинических лабораторий, фармацевтических компаний, и так далее. Так что, если информация о здоровье человека отслеживается в полном объеме и оперативно, то лекарство будет рекомендовано, даже если оно еще неизвестно широкой массе самих медиков.
Роль Microsoft во всем этом – сбор и хранение этой самой первичной информации, и ее дальнейшая передача в глобальную медицинскую сеть для использования врачами и медоборудованием. Еще в 2007 году компания запустила бета-версию сервиса HealthVault, куда пользователи либо вводят вручную медицинские данные, либо же это делают устройства типа вышеупомянутых. Конечно, вручную можно ввести и многое другое: это и история болезни, и какие-то дополнительные факты.
Сервис, до сих пор остающийся в стадии «беты», бесплатен, но основную пользу представляет для пользователей США – его поддерживают десятки компаний и организаций, работающих в области здравоохранения, плюс значительное количество больниц. В итоге, пользователи сайта имеют возможность получать индивидуальные предложения от клиник и страховых компаний, советы от сторонних сайтов на медицинскую тему, подключенных к HealthVault, приглашения принять участия в тестировании подходящих им лекарств, и так далее. В случае посещения лечащего врача, у того сразу на руках оказывается больше информации о пациенте, которую он мог бы и пропустить в недрах его медицинской карты.
Сегодня, медицинские ошибки, которые можно было бы предотвратить, если бы медики имели больше самой что ни на есть тривиальной информации о пациенте (как, например, непереносимость каких-то препаратов) убивают сотни людей в день только в США, в Австралии эта цифра составляет порядка 25 человек в день.
В обозримом будущем можно ждать, что к очевидным вещам, типа измерения сахара в крови, в записях сайтов, типа HealthVault, добавятся генные профили пациентов (пусть даже и частичные), что значительно повысит уровень диагностики и лечения. Тем более, что тот же Google, активно интересующийся генетикой, сразу после запуска HealthVault начал работу по запуску аналогичного ему сервиса Google Health.
И вдумайтесь, напоследок, в несколько цифр. До 80 процентов коронарных сердечных заболеваний, до 90 процентов случаев диабета второго типа, более чем половина случаев рака, могли бы быть предотвращены посредством смены образа жизни, такими, как правильная диета и соответствующие упражнения. Другой вопрос, что часто люди узнают об этом, когда становится уже слишком поздно.
Да, сегодня потенциальным пациентам (всем нам) не так уж просто ответственно относиться к своему здоровью, даже если человек и осознает, что это окупается. В конце концов, это сложно, требует массы времени, и, зачастую, просто непонятно, что делать со всей информацией, которую можно о себе получить. В обозримом будущем, когда будут созданы решения, просто тупо выдающие на экран компьютера: «Стоит сделать то-то и то-то по поводу сердца, если не хочешь умереть через пару лет», эти самооправдания уже не прокатят.
К сожалению, на данный момент все, о чем написано выше, выглядит абсолютно оторванным от российской действительности рассказом о том, «как там у них». Но, как любят повторять приезжающие периодически сюда топ-менеджеры ведущих IT-компаний, «ваше отставание в некоторых областях позволяет сделать вам прыжок, сразу воспользовавшись новейшими разработками в той или иной области». Кажется, цифровое здравоохранение, даже в нынешнем его виде, вполне заслуживает того, чтобы заняться этим вопросом у нас, где миллионы людей не получают полноценного доступа к медицинским услугам.
>> Обсудить на форуме <<