Взлеты и падения IT индустрии 3.08-9.08
Ну вот, стоило совсем недавно поворчать по поводу присутствия генерального директора Google, Эрика Шмидта, в совете директоров Apple, как мои претензии моментально учли. Шмидт на минувшей неделе подал в отставку с должности члена совета директоров.
Стив Джобс: «Эрик был великолепным членом совета для Apple, инвестируя свои драгоценные время, талант, страсть и мудрость, чтобы помочь Apple стать более успешной. К сожалению, так как Google все больше вторгается в область ключевых бизнесов Apple, c Android, а теперь и с Chrome OS, эффективность Эрика в качестве члена совета директоров Apple будет серьезно снижена, так как он будет вынужден пропускать еще большее количество заседаний, чтобы избежать потенциального конфликта интересов. Таким образом, мы пришли ко взаимному согласию, что сейчас - правильное время для того, чтобы Эрик подал в отставку».
Пути компании расходятся (точнее – наоборот, пересекаются, в не самом хорошем смысле) все больше и больше. Вспомним совсем уже недавний случай, когда Apple запретила распространять через App Store приложение Google Voice для iPhone, дабы не ссориться с AT&T (и это не первый подобный случай – до этого был аналогичный конфликт по поводу Google Latitude). Или, о вполне возможном в будущем конфликте, если Apple запустит таки свой планшет, где у нее явно столкнутся интересы с Google Books. В общем, такими темпами, Шмидту, продолжая являться членом совета директоров Apple, скоро пришлось бы вообще отказаться от посещения его заседаний.
Источник изображения
Все логично. Платформенно-центричный подход Google (Android, Chrome OS – одна платформа, много разных устройств) в корне противоречит устройство-центричному подходу Apple. Очевидно, что пути компаний действительно расходятся все больше и больше. Apple заинтересована, чтобы покупали только их устройства, Google – чтобы покупали как можно больше любых, имеющих доступ к их сервисам. Еще одна глава в этой повести – объявленное на неделе приобретение Google за 106.5 миллионов долларов небольшой компании On2.
Источник изображения Это небольшой разработчик видеокодеков, отчитавшийся в минувшем квартале об убытках в $224 тысячи (по сравнению с убытком в $7.2 миллиона год назад). Когда-то его формат сжатия котировался достаточно высоко, но затем уступил популярному сегодня формату H.264. 106.5 миллионов за убыточную компанию – это, конечно, не 1.6 миллиарда за убыточный YouTube, но, тем не менее, сумма достаточно велика. Впрочем, возможно, это вариант из тех, когда минус на минус – дает плюс. YouTube терпит убытки не в последнюю очередь благодаря высоким операционным расходам. Хороший видеокодек (а Google, надо полагать, этот момент всячески проверил) вполне в состоянии сократить их на десяток миллионов в год за счет экономии дискового пространства и ширины каналов. А в таком случае, вся сделка окупилась бы лет за десять лишь за счет внутренней экономии. Это мы не берем в расчет других способов использования продукции On2, а их можно придумать довольно много. Например, в новых платформах Google на базе Android, предназначенных для цифрового дома (ТВ-приставки, телевизоры, фоторамки, и т.д.) где эти кодеки будут… ну конечно же, явно конкурировать с Apple QuickTime. Тем временем, с Microsoft Office Google Docs конкурируют уже довольно давно. На минувшей неделе Google нанес очередной удар, начав в США активную маркетинговую компанию (с рекламными щитами на основных автомагистралях) “Going Google” – с рассказом о компаниях, ежедневно переходящих в своей деятельности на Gmail, Calendar, Docs, и другие их приложения. Явный упреждающий удар, призванный поставить под свои знамена как можно больше народу до того, как выйдет онлайн-Office от Microsoft. Та, кстати, ответила на эти поползновения очень элегантно и мощно – компания, за неназванную сумму, приобрела домен Office.com.
Источник изображения Чуть ранее, как мы помним, за другую неназванную сумму, она, фактически, приобрела себе в качестве испытательной площадки под поисковый движок Bing другой домен – Yahoo.com. Круги по воде расходятся до сих пор. Кэрол Бартц все никак не может оправдаться за свои обещания вагонов денег, за которые она обещала провернуть сделку с Microsoft. Из обращения в SEC стали известны некоторые новые детали соглашения: да, Yahoo может разорвать сделку, если объем доходов от поиска или доля поисковых запросов упадут ниже определенного процента от Google. Ну да ладно с ними, вернемся к квартальным отчетам. Самым заметным на минувшей неделе был, безусловно, результат последнего в этом финансовом году квартала Cisco. Продажи упали с $10.4 миллиардов год назад до $8.5,. Прибыль, соответственно, снизилась с $2 до $1.1 миллиарда. По сути, прибыль упала за год в два раза. Но назвать провальным квартал, так или иначе принесший компании миллиард долларов, как-то язык не поворачивается. Что можно отметить из позитивных моментов. Во-первых, 18%, на которые упал объем продаж по сравнению с прошлым годом – это те же 18% годового падения, что и в прошлом квартале. Из чего Cisco делает очевидный вывод, что падение завершилось – дно достигнуто. Правда, с другой стороны, ничто не мешает уровню продаж, отдохнув на этом дне, прокопать в нем дыру, и отправиться дальше вниз. Но оптимизму помогает то, что июнь с июлем для Cisco были лучше, чем май – тренд обнадеживает. Еще больше обнадеживает то, что этот период стал первым за минувший финансовый год, когда заказы на продукцию Cisco (не продажи!) выросли по сравнению с предыдущим кварталом. К слову, сюда входят и первые заказы на UCS серверы.
Источник изображения В общем, пожалуй, это тот случай, когда руководству компании, выражающему сдержанный оптимизм, получается и хочется верить. Как ни крути, а состояние дел у Cisco считается общепризнанным барометром состояния IT-индустрии в целом. Возможно (в который уже раз за последний полтора года!), мы действительно достигли дна. Возможное подтверждение этого тезиса можно найти совсем в другом месте – в компьютерных играх. Благо, что там на неделе объявили результаты квартала сразу два гиганта – Electronic Arts и Activision Blizzard. Результаты EA: продажи – 816 миллионов долларов, поднявшиеся с 690 год назад (спасибо Sims 3 и EA Sports Active), убыток – 6 миллионов, по сравнению с убытком в 135 миллионов в аналогичном периоде прошлого года. С учетом того, что осенью у EA выходит целый ряд новых тайтлов (Madden NFL 10, NHL 10, Brutal Legend, Dragon Age: Origins), которые претендуют на то, чтобы стать весьма популярными, то можно ожидать продолжения банкета. У Activision дела обстоят еще лучше. Продажи – 801 миллион долларов, по сравнению с 999 миллионами годом ранее. Прибыль – 156 миллионов долларов, на 34 процента ниже, чем 235 миллионов летом 2008. Безусловно, сегодня Activision имеет куда более сильный портфель, чем EA – достаточно вспомнить Call of Duty, Guitar Hero, World of Warcraft. К слову, о последней – в отличие от Activision, EA сильно недооценила в свое время потенциал массовых онлайн-игр. За что и поплатилась. В общем, с учетом выходящих этой осенью игр, таких как Call of Duty: Modern Warfare 2, за ближайшее будущее Activision можно быть спокойными. Впрочем, оно могло бы быть совсем блестящим, если бы компания не отложила на следующий год выпуск таких безусловных будущих бестселлеров, как Starcraft II и Singularity (потенциал игры выглядит неплохо).
>>Обсудить события IT индустрии на форуме<<