Наука и технологии

Intel – не только нанометры и гигагерцы

Большинство знает корпорацию Intel исключительно как разработчика процессоров и производителя разнообразных комплектующих для ПК. Надо сказать, мы тоже всегда интересовались в основном этой стороной вопроса. Однако, недавно в наше поле зрение попали результаты благотворительных программ, осуществляемых корпорацией на территории России, подчас совместно с органами власти и местного самоуправления. Эта, не слишком знакомая большинству тема, показалась нам довольно интересной, и мы решили сделать статью, рассказывающую о взаимодействии большого бизнеса и государства.

Корпорация Intel (основана в 1968 г.) – американская компания, основным видом деятельности которой является производство электронных устройств, таких как микропроцессоры, полупроводники и др., для компьютерной и коммуникационной отраслей. В 2008 году занимала 42 место в мире в рейтинге авторитетного издания The Financial Times с капитализацией в 123 млрд. долл. и оборотом 38,3 млрд. долл. в год. Штаб-квартира корпорации располагается в штате Калифорния, США. Компания имеет фабрики по производству и сборке полупроводников, а также НИОКР-центры в более чем 40 странах мира.

В России Intel представлена в основном проектами по производству программного обеспечения, а также исследовательскими и социальными программами. У корпорации имеются офисы в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Сарове Нижегородской области, а также в Новосибирске. Общая численность сотрудников Intel в России составляет порядка 1100 человек.

Корпорация Intel, один из крупнейших игроков на мировом рынке информационных технологий, известна также и тем, что является активным разработчиком, инициатором и участником разнообразных образовательных и других социальных программ. На подобные программы корпорация тратит более 100 млн. долл. в год, в том числе и на социальные инициативы в России.

p_DSC06646

Intel является не единственной компанией, которая тратит значительные средства на то, что в текущий момент принято называть «социальной ответственностью бизнеса». Почти все крупнейшие мировые корпорации имеют свои собственные социальные программы, либо их акционеры занимаются соответствующей деятельностью. Конечно же, даже такая благотворительная деятельность имеет свои цели и помимо, собственно, благотворительности.

Задумаемся, какие бонусы получает любая компания от внедрения в жизнь разнообразных социальных программ.

Первым и очевидным бонусом можно назвать авторитет или уважение. Компания, которая на свои заработанные деньги помогает людям, всегда заслуживает уважения. Заработанный авторитет и уважение теми или иными способами преобразуется или имеет потенциальную возможность преобразоваться в увеличение продаж или увеличение капитализации компании (и стоимости бренда).

Самой «коммерческой» целью социальных программ довольно часто является реклама. Не реклама компании или бренда (так можно назвать и зарабатывание авторитета и уважения), а реклама непосредственно производимых продуктов. Ведь многие социальные программы основаны на том, что помощь людям осуществляется через «раздачу слонов» в виде товара, производимого компанией. Правда, к Intel этот постулат применим слабо, ибо сама корпорация свои процессоры напрямую людям не продаёт и в виде благотворительной помощи тоже не раздаёт. Да и вообще, нужна ли такая «реклама» компании, чья доля на рынке доходит до 90%, это тоже вопрос не праздный.

Описанные «неблаготворительные» цели являются универсальными и присутствуют, вероятно, во всех социальных программах любой организации. Отметим, однако, что их достижение напрямую зависит от достижения основных целей программы, а потому они являются лишь дополнительным стимулом к оказанию помощи людям.

intel_amiprint247

Перейдем теперь непосредственно к социальным программам, которые корпорация Intel осуществляет на территории России.

Основная цель большинства программ компании – улучшение жизни людей с помощью информационных технологий. Задачи этих программ различаются в зависимости от их направленности. Например, в направлении «образование» задачами являются информатизация образования, внедрение в образовательный процесс инновационных методик и информационно-коммуникационных технологий. Иными словами, суть образовательных программ состоит в том, чтобы обучающиеся и обучающие имели доступ к современным технологиям, занимались и работали с активным их использованием. Очевидно, что подобным целям можно только поаплодировать и с интересом следить за их достижением.

Социальные программы Intel можно разделить на четыре вида – образовательные для школ; образовательные для ВУЗов; поддержка социальных проектов некоммерческих организаций; корпоративное добровольчество. Первая и вторая группа программ имеют много общего, основная разница состоит лишь в том, «кого обучать» и «насколько глубоким знаниям», третья и четвёртая группы представляет собой разнообразные проекты волонтерства и выдачи грантов для некоммерческих организаций.

Что должно было появиться в результате выполнения этих программ?

Разумеется, идеальным результатом инициатив корпорации Intel стала бы полная информатизация школьного и высшего образования в тех учебных заведениях, где программы вводились, повышение уровеня квалификации учителей и преподавателей на достаточный для насыщенного обучения школьников и студентов использованию современных технологий или чему-либо еще с использованием этих технологий. Это был бы идеальный результат.

Посмотрим, какова в настоящее время ситуация по программам Intel в России.

За 6 лет работы социальных программ Intel в России удалось добиться следующих результатов:

  1. Было обучено более 500 тыс. человек – учителей школ, студентов педагогических ВУЗов, преподавателей; на данный момент в программах Intel участвуют более 100 образовательных учреждений по всей России.
  2. Были локализованы (переведены на русский язык) и адаптированы современные учебные пособия и электронные приложения.
  3. В учебные заведения было завезено и установлено более 3 тысяч единиц компьютерной техники, проведены работы по модернизации коммуникационной инфраструктуры школ.
  4. Были реализованы студенческие программы Intel, предоставляющие студентам новые возможности для реализации в направлениях научных исследований и разработок по информационно-коммуникационным технологиям.
  5. Были проведены и проводятся в настоящее время разнообразные совместные исследовательские проекты Intel с институтами и ВУЗами России.
  6. Каждый третий сотрудник Intel является или являлся добровольцем, реализованы более сотни благотворительных проектов в области повышения уровня жизни и профессиональной ориентации воспитанников детских домов, лиц с ограниченными возможностями, ряд проектов в области экологии, оказана помощь в области образования, обеспеченности современными технологиями ущемленным слоям населения и учреждениям науки и медицины.

Сворачивать свои проекты в России корпорация не собирается, поэтому в будущем можно ожидать улучшения достигнутых результатов. При благоприятных условиях (в первую очередь при отсутствии сокращений на социальные программы со стороны штаб-квартиры в условиях кризиса) количество обученных людей вполне может превысить 1 миллион человек. Также возможно, что в перспективе те люди, которые в настоящее время активно участвуют в исследовательских проектах или студенческих программах Intel, заявят о себе значимыми научными работами или успешным внедрением инновационных разработок в производство (в бизнес). Кстати, такие случаи уже есть, взять, например, старт-апы выпускников учебных программ лаборатории беспроводных решений (Wireless Lab) ННГУ им. Лобачевского.

p_DSC_1226

Кроме того, российские партнеры Intel надеются, что продолжится оснащение российских школ современной техникой в рамках программы «1 ученик – 1 компьютер», и «первым навыкам грамотности можно будет учить уже в младшей школе, а интерес к занятиям и быстрота усвоения знаний ребятами возрастают».

Рассмотрим теперь подробнее те программы, которые Intel реализует в России. Как уже описывалось выше, программы корпорации делятся на четыре вида – образовательные для школ и студентов педагогических ВУЗов (то есть будущих учителей); образовательные для ВУЗов (будущих работников различных отраслей народного хозяйства); гранты для некоммерческих организаций и программы корпоративного добровольчества.

Костяк образовательных программ для школ представляет программа «Intel® Обучение для будущего», самая первая в России и самая известная программа компании. Запущенная в 2002 году, программа только за 2008 год позволила обучить более 90 тыс. человек и провести около 700 методических семинаров. Программа состоит из учебных модулей, в течение которых учителя (а также будущие учителя – ныне студенты педагогических ВУЗов) усваивают навыки использования мультимедийных и сетевых ресурсов, проектно-исследовательскую методику, разработку проектов с использованием информационных технологий.

Рассмотрим подробнее содержание программы на примере ее внедрения в Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского (далее – ЯГПУ). Внедрение происходило в несколько этапов.

На первом этапе было обучено несколько тьюторов (то есть учителей программы), открыты два компьютерных класса и реализована, если можно так выразиться, маркетинговая кампания для целевых аудиторий. Кроме того, организаторы хотели определить перспективы информатизации обучения, предлагаемые программой, для чего организовывались круглые столы и конференции.

Был создан и поддержан коллектив тьюторов, который и является, грубо говоря, стержнем всей программы. Фактически, программу «Intel® Обучение для будущего» в отдельно взятом образовательном учреждении можно представить как деятельность группы единомышленников, получивших первый стимул в виде обучения и материальных вливаний (материалы, техническое оснащение, поощрения и т.п.) и объединенных помимо схожих ценностей единым информационным пространством.

Какие же результаты принесло выполнение этой программы в отдельно взятом ВУЗе? По признанию участников программы и представителей администрации учебного заведения, достичь удалось следующего:

  1. Использовать приобретенные навыки обращения с информационными технологиями в учебном процессе;
  2. Внедрить современные технологии на стадии проведения научных исследований;
  3. Чётко наметить ориентиры совершенствования учебного процесса в ходе проводимых в рамках программы тренингов и семинаров;
  4. Наконец, само внедрение информационных и коммуникационных технологий в систему образования в рамках отдельно взятого ВУЗа является достойным результатом в свете общих планов информатизации системы образования.

Однако, как и в любом проекте, при внедрении программы возникали определенные трудности. В основном, эти трудности были весьма характерны для текущего состояния российского образования в целом.

Во-первых, это общий низкий уровень владения преподавателями информационными и коммуникационными технологиями. Проблема, напрямую проистекающая из общей невысокой грамотности населения во всем, что касается инновационных технологий и их активного использования. Тем не менее, эту проблему можно преодолеть, особенно при активном давлении как «сверху», так и «снизу», со стороны наиболее активно впитывающих новые технологии студентов и учеников.

Во-вторых, проблемы с техническим оснащением. Программа «Intel® Обучение для будущего» предоставляет своим участникам только обучающие материалы и необходимое программное обеспечение. Очевидно, что без должных финансовых вливаний со стороны ВУЗа или его партнеров техническая неоснащенность территории не даст положительному эффекту от внедрения программы проявить себя в полной мере.

В-третьих, недостаток включенности в программу со стороны как преподавателей, уже прошедших обучение, так и в принципе преподавателей и студентов учебного заведения. Иными словами, существует весьма распространенная и в других проектах проблема мотивации. Совершенно естественно, что не замотивированные преподаватели, которых отправили на обучение, не будут эффективными тьюторами, так же как студенты, которых заставили заниматься по программе, вряд ли будут проявлять интерес и вряд ли в дальнейшем станут преподавателями с желанием внедрять инновационные технологии в свой процесс обучения.

Последняя из описанных проблем решается с помощью широкой рекламы, или, скорее, просвещения людей на тему эффективности и пользы предлагаемой программы для преодоления стереотипа о трудности усвоения информационных технологий и их неприменимости или ненужности во многих дисциплинах.

intel_amiprint166

Как было указано выше, одним из элементов программы «Intel® Обучение для будущего» является объединенность участников общим информационным пространством, в частности, в Интернете. Базой для подобного пространства служит вики-портал Letopisi.ru, на котором участники программы из различных городов и регионов делятся своим опытом и описывают свои достижения. Особенный интерес представляет то, что пишут представители разных учебных заведений о результатах программы:

  1. Практически все участники пишут про количество обученных людей и задействованных площадок, либо про количество проведенных семинаров и конференций. Например, проведение программы в Воронежском государственном педагогическом университете позволило обучить около 30% всех педагогических работников области;
  2. Развитие межрегиональных контактов и контактов между учебными заведениями. На базе программы проводятся регулярные встречи, семинары с участниками программы из других регионов, сравниваются результаты, происходит обмен опытом. Обобщаются результаты по основным направлениям реализации программы, планируется дальнейшая деятельность;
  3. Интересный вариант результата (возможно, самый правильный, но не проверяемый статистически) предложили участники программы из Свердловского областного педагогического колледжа. По их мнению, результатом программы является успешная личность (учитель), готовая к профессиональной самореализации в условиях образовательных потребностей Свердловской области, способная:
  • улучшать процессы преподавания и обучения в структуре общеобразовательной школы;
  • эффективно взаимодействовать при работе в группе и коллективе для решения профессиональных задач;
  • применять практический опыт моделирования деятельности учителя и ученика в рамках учебного проекта;
  • повышать технологическую грамотность учащихся;
  • развивать системное мышление учащихся при освоении образовательной программы школы;
  • развивать учебно-исследовательские навыки учащихся;
  • использовать информационно-коммуникационные технологии при представлении учащимися образовательных достижений.

Выше на примере ЯГПУ были рассмотрены трудности, которые возникают при внедрении программы «Intel® Обучение для будущего». Однако не были учтены те проблемы, которые относятся не к площадке (то есть актуальные в силу проблем ЯГПУ), а к самой программе, а к ней у участников тоже имеются вопросы, и вопросы следующие:

  1. Очень многие участники желали бы обновления содержания курса. Поскольку это желание не одного участника, можно предположить, что содержание курса не менялось достаточно длительное время. Кроме того, имеются жалобы на инструментарий программы: «Информационно-коммуникационные технологии шагнули далеко вперед. Если в 2003 году, например, создание методических и дидактических материалов средствами текстового редактора и электронных таблиц было для многих слушателей шагом вперед, то сейчас этими технологиями владеют практически все (тем более студенты). Инструментарий программы начинает отставать от современности»;
  2. Существует также проблема с использованием программного обеспечения. Компания Intel в своих программах в своё время использовала продукцию компании Microsoft, что порождало для участников некоторые проблемы с ее легализацией;
  3. Кроме того, многие участники желали бы внедрения и расширения дистанционной версии курса обучения, с использованием социальных сетевых сервисов и ресурсов.

В завершении рассмотрения программы «Intel Обучения для будущего» можно отметить, что, согласно проведенным среди ее участников опросам, более 90% из них оценивают программу как «очень продуктивную» или «хорошую» и рекомендовали бы ее своим коллегам. Впрочем, не стоит забывать о том, что для значительной части участников программы подобная практика является новой и у них отсутствует база для сравнения. В данном случае любая достаточно качественная программа вызвала бы, скорее всего, подобную реакцию.

Помимо образовательных программ для школ и педагогических ВУЗов, Intel занимается также программами для студентов и преподавателей ВУЗов непедагогической направленности. То есть, грубо говоря, помощью высшему образованию.

p_day

По данному направлению имеет смысл рассмотреть программу «Технологическое предпринимательство – от теории к практике». Данная программа разработана корпорацией совместно с Университетом Беркли, США, и направлена на «стимулирование инновационного высокотехнологического предпринимательства в студенческой среде и предоставление возможностей дополнительного профессионального развития преподавателей в области образовательных программ по технологическому инновационному предпринимательству». Иными словами, программа ориентирована на обучение студентов теоретическим знаниям и практическому применению опыта Intel в области ведения бизнеса. На начало 2009 года Intel провела в России уже семь образовательных семинаров по технологическому предпринимательству.

Одним из примеров внедрения программы Intel является реализация одного из её собственных проектов – i_novation – в Санкт-Петербурге в сотрудничестве с Правительством Санкт-Петербурга для инновационных предприятий и ведущих ВУЗов города.

Отличительной чертой данной программы является то, что по ней обучались специалисты естественнонаучных, технических и экономических специальностей вместе, то есть нет разделения по направлениям, как это характерно (и понятно) для программ школьного образования, где обучаются студенты только одной – педагогической – направленности.

Структура у рассматриваемого проекта следующая. На первом этапе в программе активно участвуют менеджеры собственно корпорации Intel. Это те люди, которые совмещают работу в корпорации по каким-либо идущим проектам в бизнесе с преподавательской деятельностью в рамках корпоративного университета повышения квалификации. Они проводят порядка десяти занятий, краеугольным камнем которых является понятие инновационности и многочисленных других понятий, к которым инновационность и инновации добавляются в виде сопутствующих понятий (инновации и предпринимательство; построение работоспособного инновационного коллектива; основы публичных выступлений и представления инновационного проекта; тенденции развития информационной и телекоммуникационной индустрии).

На втором этапе менеджеры корпорации уступают место преподавателям бизнес-школы университета Беркли. Здесь акцент делается уже не на инновационность бизнеса или проекта, который ведется, а на теоретический пласт и образовательные методики при обучении основам инновационного предпринимательства.

Таким образом в рамках проекта соединены практические знания, хранилищем которых являются действующие руководители проектов Intel, с теоретической базой, которую предоставляют университетские преподаватели. Среди слушателей проекта были представители бизнес-структур, преподаватели и аспиранты ведущих ВУЗов.

p_DSC_1255

Другим примером проекта в рамках программы «Технологического предпринимательства» является проект innovationStudio («инновационная мастерская»), осуществленный при МГУ им. Ломоносова. Целью данного проекта являлась разработка специализированной образовательной программы в области инновационного наукоемкого предпринимательства.

Как и в случае с питерским примером, внедрение проекта проходило в два этапа, на первом из которых представители корпорации и другие успешные предприниматели делились своим опытом, а на втором работала дополнительная образовательная программа – ролевые игры, case-study (анализ конкретных ситуаций) и т.п.

Каковы результаты работы программы «Технологического предпринимательства»?

  1. Некоторая часть студенческого сообщества (а в программе участвуют более 10 ВУЗов России, включая ведущие – МГУ, МФТИ, СПбГУ, ВШЭ и др.) получила в свое распоряжение нестандартные для российского высшего образования курсы по инновационному и технологическому предпринимательству. Кроме того, имеется возможность послушать ведущих мировых специалистов по технологическому предпринимательству лично – менеджеров корпорации Intel;
  2. За период 2007-2008 гг. было проведено 7 методических семинаров (в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде и Томске), в которых приняло участие более 200 преподавателей из университетов разных регионов России (как правило, из упомянутых городов).

Для стороннего наблюдателя может показаться интересным, особенно в свете рассмотренных выше проблем при реализации программы «Intel Обучение для будущего», какие проблемы возникают на пути «Технологического предпринимательства». Однако первая из упомянутых программ реализуется в России с 2002 года, и проблемы, накопившиеся за этот достаточно длительный промежуток времени, вполне понятны. Программа же технологического предпринимательства является достаточно новой для нашей страны (начата не ранее 2007 года) и несравнимой по масштабам (у школьной программы - десятикратное преимущество по количеству образовательных учреждений). Поэтому представляется достаточно понятным, почему на настоящий момент не было выявлено каких-либо серьезных проблем при реализации программы. Это означает, что каких-либо серьезных проблем, мешающих организации дела, не существует, в то время как проблемы, связанные с получающимся результатом, еще невозможно «поймать» и отследить.

Третьим видом программ корпорации являются собственно социальные проекты, не связанные с образованием. Как и практически любая транснациональная корпорация, Intel заботится о своем имидже.

Самой известной социальной программой Intel является программа Intel Involved – программа корпоративного волонтерства, в рамках которой сотрудники корпорации имеют возможность принять участие в разнообразных добровольческих инициативах. Так, за 2008 год сотрудники компании по всему миру преподнесли местным сообществам более 1 миллиона часов добровольческого труда, в том числе 4 тыс. - россияне.

INTEL_TB

В России основными направлениями применения волонтерской деятельности являются образование, технологии, экология, помощь ущемленным слоям населения. Список выглядит вполне логично, учитывая специфику работы корпорации и профессиональные навыки ее сотрудников.

Первый в истории российского волонтерства Intel проект был реализован в 2004 году, когда группа сотрудников компании во главе с тогдашним менеджером по связям с общественностью благоустраивала территорию около детского дома № 1 в Нижнем Новгороде. С тех пор сотрудники Intel провели десятки подобных проектов (насколько уборку территории и иные волонтерские мероприятия вообще можно назвать проектами).

intel involved

Кроме благоустройства территорий сотрудники компании в рамках добровольческой помощи делают то, что они умеют как одни из лучших – доносят основы информационных технологий тем, кто лишен возможности изучать навыки, например, работы на ПК. В рамках такой помощи сотрудники Intel обучали детей из детских домов пользоваться поиском по Интернету, работать со стандартными приложениями, техническим характеристикам компьютера.

Волонтёры Intel установили бесплатную беспроводную сеть и реализовали апгрейд инфраструктуры Нижегородского дома учёных, а также работают добровольцами в бесплатном детском компьютерном клубе Intel (Intel Computer Clubhouse) для малообеспеченных и «неблагополучных» семей, единственном в России, построенном на средства корпорации с помощью и на площадях некоммерческой организации «Забота».

p_DSC06660

Если говорить о проблемах, а они существуют даже в таких социальных вещах, то программы волонтерства, как для Intel, так и для других компаний, то один из возникающих у сторонних наблюдателей вопросов является вопрос о реальном уровне добровольности. В 2007 году в российских отделениях участниками программы стали 408 человек, что составляет 35% от общего количества штатных сотрудников. В 2008 году исполнительный директор корпорации Пол Отеллини заявил, что до конца года сотрудники Intel «пожертвуют» 1 млн часов на помощь местному сообществу. Вслед за этим заявлением многие департаменты компании отказались от проведения корпоративных мероприятий в пользу проведения волонтерских. Вопрос, который возникает сразу за прочтением данного предложения – не происходит ли увеличение волонтерской активности корпорации во всем мире за счет своих же сотрудников, добровольность участия которых в таких условиях (когда определена точная цифра часов помощи) можно поставить под сомнение. Тем не менее, ни на одном из публичных интернет-форумов, на котором интеловцы анонимно общаются с миром, ни разу никто не посетовал на то, что помогать заставляют «добровольно-принудительно».

Наличие и вклад волонтерских программ Intel неоспорим, что было подтверждено Национальной общественной наградой в области добровольчества, учрежденной Российским центром развития добровольчества и Фондом «Созидание» при поддержке Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций.

DSC02810

Таким образом, мы рассмотрели все три вида программ корпорации Intel, выделив в каждом из них по одному представителю. Для образовательных программ это были «Intel Обучение для будущего» для школьного образования и «Технологическое предпринимательство – от теории к практике» для ВУЗовского. Для социальных программ это была программа Intel Involved. Однако программы компании не ограничиваются только этими тремя, и было бы правильным привести весь список программ, реализуемых Intel на территории России, с кратким описанием и результатами.

  1. Intel® Обучение для будущего : обучение учителей (настоящих и будущих) технологии, которая сочетает органичное использование в предметном обучении проектной методики, информационных технологий и стратегий оценивания результатов деятельности учащихся в учебных проектах (500 тысяч слушателей, почти 100 образовательных учреждений);
  2. Intel® Путь к успеху : выравнивание стартовых возможностей для детей, ограниченных в доступе к информационным технологиям и развитие у них навыков, необходимых для успешной жизни в условиях конкурентной экономики ХХI века (65 тысяч учащихся в 14 регионах);
  3. Создание электронной среды обучения «1 ученик : 1 компьютер» : установка персональных компьютеров и общая модернизация коммуникационной инфраструктуры школ (установлено более 3 тысяч ПК, открытие «цифрового городка» под Новосибирском);
  4. Поддержка конкурсов молодых изобретателей и рационализаторов, а также олимпиад по естественным наукам. В 2008 году уже в одиннадцатый раз команда российских школьников приняла участие в Международном Научно-Инженерном Конкурсе Intel (International Science and Engineering Fair – ISEF). Intel ISEF - единственный в своем роде ежегодный всемирный конкурс научных исследовательских проектов, который проводится в США для молодежи 13-18 лет уже более 50 лет. Куратором и генеральным спонсором конкурса выступает корпорация Intel. Ежегодно конкурс принимает около трех тысяч школьников всего мира, соревнующихся в 15 научных секциях. В мае 2008 года в США Россия представила 12 проектов. По традиции, наибольших успехов Российские участники Intel ISEF добились в конкурсах по математике, информатике и химии. Российская команда завоевала рекордное, за более чем десятилетнюю историю участия национальной сборной в конкурсе, число наград - две за первое, две за третье и одну награду за четвертое место, а также 3 проекта были отмечены международными судьями как значимые. Также в этом году четыре подшефных конкурса Intel: «Юниор», «Балтийский конкурс», «Шаг в будущее» и «Конкурс Вернадского» были включены в список олимпиад и конкурсов 3-го уровня, утвержденный Министерством образования и науки РФ на 2009 год и, соответственно их победители получают право поступления в высшие учебные заведения без конкурса. Более того, для участия в конкурсе ISEF 2009 года утвержден новый конкурс из Нижнего Новгорода «РОСТ».
  5. Intel «Разработка и внедрение учебных курсов»: возможности дополнительной профессиональной подготовки преподавателей в областях информационных и коммуникационных технологий и инновационного технологического предпринимательства (более 40 ведущих университетов, более 400 преподавателей);
  6. Студенческие программы Intel : предоставление студентам новых возможностей реализовать свой потенциал в направлениях научных исследований и разработок по информационно-коммуникационным технологиям, инновационному высокотехнологическому предпринимательству, а также развитию личностных навыков, необходимых для успешной работы в инновационной научно-технической сфере (за 2 года более 100 студентов – грантополучатели, более 400 студентов – участники образовательных школ и лабораторий);
  7. Исследования и разработки : поддержка самых передовых научных и технических работ в университетах, что способствует установлению тесных контактов университетов с местной высокотехнологичной индустрией, предоставляет исследовательскому сообществу информацию о достижениях и тенденциях информационной, коммуникационной и полупроводниковой индустрий (за два года более 10 совместных исследовательских проектов);
  8. Технологическое предпринимательство - от теории к практике: стимулирование инновационного высокотехнологического предпринимательства в студенческой среде и предоставление возможностей дополнительного профессионального развития преподавателей в области образовательных программ по технологическому инновационному предпринимательству (за два года 7 методических семинаров, 200 преподавателей);
  9. Программа корпоративного волонтерства Intel Involved : традиционно приоритетными направлениями приложения волонтерской деятельности сотрудников компании в России являются: образование, технологии, экология, помощь ущемленным слоям населения (1 млн. часов добровольного труда за 2008 год, в том числе 4000 – в России);
  10. Грантовый конкурс Intel: реализуется в городах присутствия компании с 2006 года и призван содействовать распространению высоких технологий как средства социальной адаптации, реабилитации и интеграции граждан с ограниченными возможностями, а также как основы обучения и социализации детей из малообеспеченных или неполных семей и воспитанников детских домов. Одним из интересных проектов, поддержанных корпорацией Intel в 2008 году, является проект «Комплексная поддержка слепых и слабовидящих детей при получении интегрированного образования» Нижегородской общественной организации «Перспектива». Корпорация Intel передала современные ноутбуки, которые были использованы для обучения детей-инвалидов по зрению работе на ПК, а также для развития различных навыков школьников с полной или частичной потерей зрения. Занятия проходили в летнем лагере, что позволило ребятам не только пройти обучение, но также отдохнуть и набраться сил перед новым учебным годом. После окончания проекта ноутбуки были переданы участникам в дар, и теперь ребята имеют возможность обучаться в обычных общеобразовательных школах наравне со своими зрячими сверстниками.
  11. Детский компьютерный клуб Intel в Нижнем Новгороде и связанные с ним проекты. Задача открытого в 2005 году Клуба – предоставить доступ к современным технологиям подросткам из малообеспеченных семей, помочь развитию их таланта. Занятия в клубе проводятся на бесплатной основе и организованы в формате «творческой лаборатории», где нет учителей, а есть только наставники, в роли которых часто выступают сотрудники компании Intel.

Таков полный список программ, которые корпорация Intel реализует в России. В этой связи было бы интересно посмотреть, в какой конкурентной среде они реализуются, то есть какие у программ Intel есть альтернативы.

Denky

Основой для развития образования в России являются в настоящий момент федеральные целевые программы. Так, существует ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. с бюджетом более 90 млрд. руб. Среди ожидаемых результатов программы – повышение качества возрастной и квалификационной структуры кадрового потенциала сферы науки, высшего образования и высоких технологий; снижение возрастного уровня на конкретное количество лет (разное для разных групп) и др. То есть в случае ФЦП речь идет о масштабных результатах, описанных общими словами. Практически любую из образовательных программ Intel можно было бы включать в мероприятия данной программы, если судить по ее описанию, однако для реализации подобной схемы нужна не только ФЦП, но и компания, подобная Intel, и правовая возможность их совместного творчества.

Можно также вспомнить о ФЦП «Электронная Россия» с бюджетом в 77 млрд. руб., которая не относится напрямую к образовательным процессам, однако среди ее задач есть пункты про подготовку специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и проходит она по министерству образования. Тем не менее, несмотря на поставленные цели и выделенный бюджет, реализация данной программы забуксовала и буксует до сих пор, судя по критике даже на уровне Правительства РФ.

Наконец, среди государственных программ также можно выделить ФЦП развития образования (ФЦПРО), среди мероприятий которой фигурируют следующие пункты:

  • создание электронных образовательных ресурсов (контента) нового поколения иинструментальных информационных систем для работы с контентом;
  • развитие ИКТ-инфраструктуры;
  • формирование системы обеспечения качества образования;
  • методической базы для подготовки ипереподготовки кадров;
  • создание эффективной системы управления образованием на всех уровнях сиспользованием ИКТ.

Также министерство образования и науки признало два факта: нехватка специалистов по информационным технологиям является ключевой наряду с некоторыми другими, и именно на эти специальности будет выделено больше бюджетных мест; без информатизации учебного и административного процессов на современном этапе развития не может обойтись практически ни одно учебное заведение вне зависимости от его профиля.

p_DSC_4736

Для информатизации образования в России созданы многочисленные центры информационных технологий, преимущественно по одному на регион, однако созданы они в начале 90-х гг., а некоторые – в советское время (ЦНИТ МГУ).

Как видим, основные усилия государственной поддержки образования в области информационных технологий сосредоточены на информатизации всего процесса обучения. Программы Intel же сконцентрированы на конкретных методиках обучения и передаваемых навыках.

Если говорить о частных инициативах, то в сопоставимом масштабе в России их в области образования сфере информационных и телекоммуникационных технологий не отмечается. Существуют отдельные программы для ВУЗов. К примеру, Apple предлагает университетам программу «Официальные учебные центры Apple в образовательных учреждениях». Однако большинство из таких программ платные, а Apple, к примеру, еще имеет достаточно жесткие критерии отбора университета.

Компания IBM также реализует программы образования, но опять же, со значительно меньшим масштабом. Так, в конце 2007 года в России стартовала программа IBM KidSmart для обучения в дошкольных заведениях Москвы и Нижнего Новгорода. С 2006 года проходит технологические школы во время осенних школьных каникул.

clubhouse

В заключение рассмотрим восприятие программ Intel со стороны общества и СМИ. Сразу оговоримся, что большинство публикаций в средствах массовой информации пишутся на основе пресс-релизов самой корпорации либо комментариев ее представителей, соответственно все цифры берутся оттуда же. Если лукавить в своих цифрах для компании слишком рискованно и нет особого смысла, то в общей оценке своей деятельности независимая точка зрения представляется более адекватной. Либо, второй вариант, СМИ бесстрастно описывают произошедшее (договор Intel c правительством какого-либо города, завоз в школы города определенного количества ноутбуков и т.п.), но не дают ему оценок.

Как уже говорилось, участники программ оценивают их достаточно высоко. В принципе, их мнение можно считать достаточно объективным, поскольку именно они имеют реальную возможность оценить эффективность программы. Кроме того, несмотря на высокие оценки, у участников программ есть определенные требования к их содержанию, которые они высказывают.

Местные органы власти также не скупятся на похвалы в адрес корпорации, в частности представители комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга, в содействии с которым Intel реализует программу технологического предпринимательства. Однако в данном случае похвала достаточно субъективна, поскольку власти путем сотрудничества с корпорацией вместе с ней «набирают очки престижа».

Если смотреть на реакцию независимого Интернет-сообщества, то реакция в целом будет достаточно сдержанной. Есть мнения, полагающиеся на факты, как например при описании школы в поселке Охотск, которая стала площадкой для программы Intel и в итоге ее выпускники начали побеждать на конкурсах. Есть не совсем бесспорное мнение, что программы Intel в области образования преследуют в том числе и цель продвижения программных продуктов компании Microsoft, поскольку именно эти продукты в своё время (до 2006 года) использовались при обучении. Более никакой значительной реакции со стороны Интернет-сообщества данные программы не вызывают, что, в общем, объяснимо, ибо Intel не стремится тратить средства на широкий маркетинг своих благотворительных программ, предпочитая вкладывать деньги в сами программы и, в небольшом количестве, на их «рекламу» на конкретную целевую аудиторию.

p_DSC_9305

Подведем итог описанному. Программы Intel реализуются в России уже достаточно давно, и значительное количество людей с ними познакомилось воочию. Подавляющее большинство из них довольны этими программами, что не отменяет наличия определенных проблем. Впрочем, ни одна из них не является неразрешимой.

В свете массового развития информационных технологий программы Intel представляются весьма полезными как для преподавателей, так и для учеников, а также для всей системы образования в целом. То, что при этом у производителя имеется свой интерес, ничуть не умаляет общественно-социальных заслуг реализуемых программ.

Обсудить социальные инициативы Intel на форуме

Тег: