Взлеты и падения IT индустрии с 27 октября по 2 ноября.
Так что, Cisco тоже можно понять, хотя подход «Принимайте наше предложение, или мы уходим», слишком уж прямолинеен. В том смысле, что Cisco, конечно, может действительно именно это в виду и иметь. А может, и нет, учитывая ее финансовые резервы, и то, насколько стратегическим приобретением являлся бы для нее Tandberg. В общем, купит Cisco Tandberg, не купит Cisco Tandberg – совершенно неизвестно, несмотря на все последние новости. Поживем – увидим.
А тем временем, в качестве легкого аперитива, Cisco заказала блюдо попроще и подешевле. На минувшей неделе она сделала предложение по покупке одного из ведущих игроков на рынке SaaS-решений по безопасности, компании ScanSafe. За 183 миллиона долларов. Все в строку – и SaaS Cisco давно интересуется (вспомнить приобретение WebEx), и безопасностью (другое приобретение – IronPort). Так что новая покупка (если, конечно, она состоится) – будет находиться точно на пересечении интересов Cisco.
Главное – не забыть, что потом покупку должны еще одобрить антимонопольные органы. А то окажешься в ситуации Oracle, купившего, вроде бы, Sun. В результате Sun гаснет не по дням, а по часам, а Еврокомиссия сделку никак не одобрит. А тут еще и таинственная история с запросом Oracle по этой сделке в российскую ФАС (Федеральная антимонопольная служба), поданным еще в августе, но, по заявлению ФАС, в минувший четверг, вроде бы, отозванным.
IBM облегченно потирает руки – она ведь, в свое время, чуть не опередила Oracle в покупке Sun. А сэкономленные деньги всегда найдется куда применить. Например, потратить еще 5 миллиардов долларов на выкуп собственных акций. Еще – это в дополнение к неизрасходованным 4.2 миллиардам, оставшихся с предыдущей подобной операции. Одновременно совет директоров принял решение и о выплате 10 декабря квартальных дивидендов. В общем, если IBM хотела показать, что с деньгами у нее все хорошо, то эффект явно достигнут. Хотя, о стратегии можно спорить – Cisco, у которой с деньгами еще лучше, как видим, предпочитает тратить их иначе. Хотя, возможно, IBM просто не видит подходящих сделок. Лучше уж выкупать собственные акции, чем купить что-то вроде Sun.
Опять же, не обязательно что-то покупать. Adobe не стала этого делать с Salesforce.com, равно как и наоборот. Две компании просто объявили о стратегическом альянсе с целью продвижения разработок софта для Cloud Computing. Если конкретнее – то разработчики программ смогут писать приложения на флеше, интегрируя в них работу с Force.com – например, расширять и улучшать функционал Salesforce CRM, и так далее. При том, что у Adobe уже есть свой Cloud Computing проект – Acrobat.com, этот шаг выглядит даже более внушительным. Cloud только начинается, начинается он с разработки соответствующих приложений, так что, выход на рынок средств разработки для Cloud Computing – это, быть может, даже более серьезная заявка, чем еще один онлайн-пакет офисных приложений, типа Google Documents.
Кстати, о Google. Компания на неделе сделала очень серьезный шаг, объявив о выпуске бета-версии навигационного софта под Android – с привязкой к GPS координатам и скачиванием обновлений карт с сервиса Google Maps. Обеспечивается возможность поиска локаций, к примеру, по названию бизнеса или объекта, работает голосовая навигация. И все это – бесплатно. Правда, пока что – для единственного телефона под Android. Но, лиха беда – начало.
Одновременно, один из ведущих производителей GPS-навигаторов, TomTom, объявил о весьма скромных результатах третьего квартала, связанных со снизившимися ценами на GPS-устройства. Прогноз на четвертый квартал также скромен, так что, в итоге, TomTom не только упал сам, но и обрушил акции конкурента – Garmin. Безусловно, новость от Google здесь тоже сыграла не последнюю роль. Так что, TomTom и Garmin, практически – на выход, Apple – приготовиться. О выходе Google Maps Navigation под iPhone Google ничего не сказал. А ведь, совсем недавно, лучшие мобильные приложения от компании были предназначены именно для этого устройства.
Кто-то приходит, кто-то уходит. Google выходит на рынок GPS-навигации, Nokia уходит с игрового рынка. По крайней мере, как минимум, она объявила о прекращении создания игр для мобильной игровой платформы N-Gage – еще один шаг по плавному сворачиванию этой платформы, которая так и не смогла завоевать рынок – даже несмотря на то, что Nokia сделала в этом направлении не одну, а две попытки. Ну что же, теперь компания сможет сосредоточиться на продаже игр для своих смартфонов через сервис Ovi, а iPhone/iPod Touch окончательно подтвердит статус самой динамично развивающейся игровой платформы среди устройств для мобильной связи.
Последнее уточнение (именно в таком виде, а не «мобильной игровой платформы» в принципе) сделано для того, чтобы вывести за скобки Sony Playstation Portable. Хотя, в целом, последний год за скобки можно было выносить саму Sony – на минувшей неделе компания объявила уже о четвертом убыточном квартале подряд. Потеряно еще 357 с половиной миллионов долларов. И вряд ли выпуск удешевленной версии PS3 в прошлом месяце поможет компании вернуться к прибыли в ближайшее время – скорее уж, наоборот. Да и у Sony Ericsson, во многом ответственного за столь печальное положение Sony, дела как-то не особо идут на поправку.
Ну, раз уж речь зашла о результатах минувшего квартала, то, собственно, и осталось их озвучить со слов тех, кто обнародовал их на прошедшей неделе. SAP, как выяснилось, отнюдь не является непоколебимым и неподвластным кризису. Согласно результатам третьего квартала, объем продаж по сравнению с прошлым годом упал на 9 процентов – до 2.51 миллиардов евро. Прибыль, правда, поднялась аж на 12 – до 435 миллионов евро. Все бы нормально, но компания снизила общий прогноз на 2009 год – объем продаж упадет в целом на 6-8 процентов по сравнению с прошлым годом (хотя за первые 9 месяцев он упал лишь на 3 процента по сравнению с аналогичным периодом). И, что еще хуже, в квартальном отчете не видно оптимизма по поводу обозримого будущего.
Похоже обстоят дела и у Alcatel-Lucent. Объем продаж в третьем квартале упал на 9.3 процента по сравнению с прошлым годом – до 3.687 миллиардов евро, что, в итоге, привело к убытку в 182 миллиона. Похоже, что удививший многих предыдущий квартал, когда компания выпрыгнула в плюс, был всего лишь перерывом для глотка свежего воздуха. Как заявил CEO Alcatel-Lucent, «Наша компания продолжает свое путешествие к трансформации». Маршрут, правда, предстоит не из легких – прогноз на год остается прежним: телеком-индустрия просядет по сравнению с прошлым годом примерно на 10 процентов.
Впрочем, чтобы закончить на оптимистичной ноте, завершим квартальными результатами Motorola. В этом квартале очередь удивлять настала для нее. Звучит непривычно, но при продажах в 5.5 миллиардов долларов (-27.1%) она умудрилась продемонстрировать прибыль, пусть это и всего лишь 12 миллионов долларов. Ведь в прошлом квартале на этом месте красовался убыток в 397 миллионов. Вот они – плоды реструктуризации и глобальной экономии.
Кстати, в том числе и в подразделении мобильных телефонов: да, продажи там упали в полтора раза по сравнению с прошлым годом (до 1.7 миллиарда), да, убыток подразделения составил 183 миллиона. Но! В прошлом квартале это подразделение обошлось всей компании куда дороже – в 840 миллионов долларов убытка. А с ноября в продажу выходят первые модели смартфонов компании на базе Android… Это было нелегко, но они дожили до этого момента.
Обсудить взлеты и падения IT индустрии на форуме