Наука и технологии

Взлеты и падения IT индустрии с 24 по 30 ноября

Рекордно скудной оказалась минувшая неделя на новостные поводы. Что, с одной стороны, сулит рекордно короткий дайджест, а с другой – позволит остановиться на имеющихся новостях чуть поподробнее, чем обычно. Начнем, пожалуй, с одной из наиболее часто упоминаемых здесь за последние полгода компаний – Oracle. Тема дня – сложные ее взаимоотношения с Еврокомиссией. Сложные, и, не побоюсь этого слова, многосторонние. В последнее время нам куда больше известна темная-темная сторона этой медали; с нее и начнем.

Напомню, что предельный срок выдачи финального заключения Еврокомиссии о сделке Oracle-Sun был недавно перенесен «аж» на целую неделю – с 19 до 27 января, а на 10 декабря, по слухам, назначены слушания, на которых Oracle сможет донести до европейского антимонопольного ведомства свою позицию: почему, все же, ему нужно разрешить купить многострадальный Sun, и почему MySQL никак не может служить этому помехой.

1

Источник изображения

Тем временем, Oracle продолжает демонстрировать свои лоббистские возможности. Вслед за письмом от американского Минюста, в котором всячески демонстрируется поддержка позиции компании, Еврокомиссия получила на минувшей неделе очередное – уже от ряда сенаторов Конгресса США. Группа из 59 человек, возглавляемая экс-кандидатом в президенты США, Джоном Керри, всячески просит европейское антимонопольное ведомство поторопиться с положительным заключением по сделке, поскольку Sun находится в весьма шатком положении с финансовой точки зрения, и промедление может привести к дальнейшим увольнениям персонала.

Несмотря на то, что сенаторы США имеют милую привычку обращаться куда угодно по всему свету по любым вопросам, включая совершенно их не касающиеся, в случае с Oracle, как уже здесь говорилось, можно лишь порадоваться за то, как официальные представители государства на всех уровнях защищают позиции американской компании. Даже если они с этого что-то и имеют в свой собственный карман. По большому счету – так они и должны себя вести в подобной ситуации. Под «они», понятно, я имею в виду представителей всех ветвей власти отнюдь не только из США.

Хотя, конечно, сам подход сенаторов, что, мол, «наш Минюст все проверил – там все нормально, так что вы там?!», в очередной раз заставляет вспомнить о непоколебимой вере США в собственное превосходство в любой области человеческой деятельности.

2

Источник изображения

Ничего не ответила американским законодателям на это Еврокомиссия, но, в качестве демонстрации своей дружелюбности и объективности, на минувшей неделе объявила о прекращении антимонопольного расследования в области другой компании из США – Qualcomm. Ту Broadcom, Ericsson, Texas Instruments, NEC, Panasonic, и Nokia, обвиняли в завышенных ценах на лицензии на ее технологии и на препятствование попыткам других компаний выйти на рынок 3G чипов для мобильных телефонов.

Теперь, однако, когда большинство из этих фирм либо отозвали свои жалобы, либо собрались это сделать, Еврокомиссия сочла ненужным вкладывать дальше ресурсы в расследование этого дела. Стоит напомнить, что летом аналогичное антимонопольное ведомство Южной Кореи признало Qualcomm виновной в данном вопросе и наложило на компанию рекордный штраф в 208 миллионов долларов. Признали виновной Qualcomm и в Японии. По-видимому, кто-то из конкурентов за это время с компанией договорился, а кто-то удовлетворился успехами в борьбе за справедливость, достигнутыми в других частях света.

Таким образом, как это ни парадоксально, но, на фоне отсутствия новостей, Еврокомиссия оказалась основным героем минувшей недели в IT-индустрии.  Квартальных результатов также было объявлено мизерное количество (ничего, скоро ситуация определенно исправится!), так что здесь можно отметить разве что Hewlett-Packard.

Сперва – голые факты. Компания объявила, что за минувший квартал, закончившийся 31 октября, объем ее продаж составил 30.8 миллиардов долларов, что принесло 2.4 миллиарда долларов прибыли. Год назад эти показатели в аналогичном квартале составляли, соответственно, 33.6 и 2.1 миллиарда долларов. То есть, парадоксальным образом, на фоне существенного падения продаж, мы наблюдаем не менее существенный рост прибыли – на 14 процентов.

Безусловно, одной из основных причин подобного расклада является классическое затягивание пояса – если издержки сокращаются еще сильнее, чем продажи, то прибыль имеет все шансы даже возрасти. Второй момент – это маржинальность. При падении продаж, прибыль может вырасти, если каждый доллар продаж стал приносить больше доходов, чем год назад. Справедливо ли это для PC, принтеров, серверов, и так далее? Конечно, нет. Значит? Правильно, продолжает действовать эффект от приобретения сервисного гиганта, Electronic Data Systems, купленного в прошлом году за 13.9 миллиардов долларов. Сервисные услуги, как правило, по определению более маржинальны, чем продажа железа, так что можно предположить, что их доля в общих продажах HP возросла.

3

Источник изображения

Беглое ознакомление с подробностями подтверждает эту гипотезу. Хотя продажи PC в штуках у HP по сравнению с прошлым годом выросли на 8%, их объем в денежном выражении упал на 12%. Объем продаж этого подразделения HP составил 9.9 миллиардов долларов, прибыль – 460 миллионов. Принтеры и расходка? Аналогично. Объем продаж упал на 15%, до 6.5 миллиардов долларов, прибыль осталась примерно на прошлогоднем уровне – 1.2 миллиарда. Сервисное подразделение? Рост продаж на 8% по сравнению с прошлым годом – до 8.9 миллиардов долларов, и прибыль 1.4 миллиарда. Почти столько же, сколько дали PC и принтеры, вместе взятые. Dell слишком поздно понял, куда движется рынок. HP успел сделать это вовремя.

Обсудить события IT индустрии на форуме