Наука и технологии

Взлеты и падения IT индустрии с 19 по 25 января

Тема с крестовым походом Google против правительства США продолжает оставаться самой горячей в IT-индустрии уже вторую неделю подряд. Пока Google проверяет версию о том, а не был ли совершен взлом с помощью сотрудников китайского офиса компании, стороны продолжают психологическое давление друг на друга. Западная пресса активно вспоминает все случаи хакерских атак из Китая…

Крупнейший китайский поисковик, Baidu, в свою очередь, подает в суд на компанию Register.com из… правильно, США, за участие в атаке на свои серверы. А один из экспертов по информационной безопасности из США уже предположил, что хакеры воспользовались лазейкой, предусмотренной самим Google для того, чтобы американское Агентство по национальной безопасности могло иметь доступ к содержимому акаунтов Gmail.

Сам же Google  ощутимо поменял тон. Если в самом начале он был достаточно жестким, а американские комментаторы изрядно его усилили, и продолжают высказываться в том же духе (боюсь, когда Google договорится с правительством КНР, они могут переключиться на сам Google), то сама компания, кажется, не горит желанием идти на любые жертвы ради того, чтобы стать знаменем свободы слова. И потерять тем самым рынок, по последним данным, в 384 миллиона пользователей интернета.

1

Во-первых, все больше голосов раздается на тему целесообразности ухода Google из Китая. Если он оттуда уйдет, то наказано будет не правительство КНР, отнюдь. Его репутационный урон будет куда ниже, чем тот ежедневный ущерб, который понесут миллионы китайцев, пользующиеся сегодня Gmail, Google.cn, и так далее. Лишить их всего этого вообще – вряд ли лучший способ позаботиться о их же собственной свободе слова, о чем, вроде бы, говорит Google. Это логично и очевидно, что вновь заставляет вернуться к версии, что вся эта история – не более чем PR, маскирующий не самые лучшие, так скажем, показатели Google в Китае.

Во-вторых, китайское правительство настроено удивительно миролюбиво. Стоит отметить, что даже первое официальное заявление по поводу ситуации с Google прозвучало из уст министерства торговли, а не иностранных дел. Да и само заявление о том, что, мол, интернет у нас открыт, но есть ограничения, которые надо соблюдать – вполне себе аккуратное. С временами культурной революции, по крайней мере, ну никак не сравнить. Хотя, конечно, полуофициальные китайские комментаторы отрываются по полной. Не хуже американцев, только с обратной полярностью.

2

Тем не менее, не совсем понятно, как можно урегулировать эту ситуацию, с учетом того, что Google своими заявлениями завел дело слишком далеко. Пригрозив уйти из Китая, если не будет убрана цензура, компания загнала ситуацию  в угол – теперь правительство КНР  просто не может пойти на уступки, из боязни потерять лицо. Google, в свою очередь, после своих жестких заявлений, тоже будет выглядеть очень странно, пойдя на попятную. Тем не менее, на минувшей неделе компания уже заявила, что хочет остаться в Китае, и очень интересно посмотреть на то, как они выпутаются.

Хотя, есть одна очень интересная гипотеза. Google пригрозил, что если не будет отмены цензуры, то он выключит Google.cn. Ну и – почему нет? Основная прибыль Google в Китае идет от продажи рекламных возможностей китайским компаниям, размещающим рекламу вне Китая и от рекламы на других китайских сайтах, то есть не на Google.cn. Плюс, сейчас наметился хороший потенциал по Android… Ради этого вполне можно и заглушить собственно сам китайский поисковик. Толку от него все равно чуть, а лицо для всех сохранить как раз получится. Мол, китайцы не хотят отменить цензуру, так что мы, как и обещали, выключаем поиск. Пацан сказал – пацан сделал.

Выглядит очень правдоподобно, с учетом проблем, которые уже начались у Google. Компания была вынуждена попросить двух своих партнеров – Samsung и Motorola – задержать запланированный ранее на минувшую среду запуск их телефонов на базе Android, которые должны были работать в сети China Unicom, до прояснения всей ситуации.  «Большое спасибо!», сказала Motorola, которая, благодаря представлению этой модели, намеревалась продать телефонов на базе этой ОС на полмиллиона больше, чем в предыдущем квартале, что, соответственно, обойдется ей больше чем в полторы сотни миллионов долларов продаж. Точнее – не продаж.

3

Впрочем, она будет, все же, продавать Android-телефоны в Китае, и даже уже представила свой онлайн-магазин приложений для них вместо Android Marketplace, и договорилась с партнером, который будет предоставлять для них поисковый сервис – некой компанией Baidu. Не планирует откладывать представление в Китае своего аппарата на Android и Sony-Ericsson. Правда, и тот теперь никаким образом не будет связан с Google, хотя, в стратегическом плане, суть Android как раз в том, чтобы обеспечивать доступ к онлайн-сервисам этой компании.  (Вспомним, кстати, что Apple ведет переговоры с Microsoft о замене в iPhone Google Search на Bing).

В общем, если кратко: Google подставил своих партнеров и заметно ухудшил для себя ситуацию на одном из крупнейших в мире рынков. Тем не менее, на ее финансовых показателях это пока не отразилось, что понятно. Слишком мало времени прошло, слишком мал ее текущий бизнес в Китае. Последний квартал, при продажах в 6.67 миллиардов долларов  принес компании 1.97 миллиард. Две трети этих продаж дали сайты самого Google, еще почти треть – сторонние сайты, на которых крутится AdSense (еще 3 процента – все остальное, это к слову об Android). Если смотреть с точки зрения географии, то продажи в США дали 53% от всей проданной Google рекламы. Объем свободных средств – 24.5 миллиарда долларов, и компания намерена отправиться за покупками.

Впрочем, кое-кто в ней больше думает о продажах. Сергей Брин и Ларри Пейдж на минувшей неделе заявили о своем намерении продать в ближайшие 5 лет по 5 миллионов принадлежащих им акций Google. По прогнозам, это принесет им порядка 5.5 миллиардов долларов, и, что более важно, размоет их объединенную долю в компании до 48% - то есть, ниже контрольного пакета. Ну что же – они сделали свое дело, они молоды, и вполне могут успеть попытаться поднять какие-то другие масштабные проекты.

Пожалуй, на этом с Google все. Перейдем к нашему прошлому фавориту – сделке Oracle-Sun. А здесь новости исключительно позитивные: на минувшей неделе ЕС ее одобрил. Теперь остались только Россия и Китай. «Это мощные, самодостаточные и дружелюбные к открытому софту страны, и они имеют все права и возможности сработать в этом плане лучше, чем ЕС», надеется создатель MySQL, Майкл Вайдениус. Зря надеешься, Майкл. Oracle уже пригласила прессу на мероприятие в среду, на котором объявит об объединении двух компаний. Процесс обещает быть сложным и занять годы, но, если все получится, то IBM и HP обеспечена головная боль по целому ряду направлений.

4

А пока что IBM наслаждается неплохим кварталом: 27.23 миллиарда долларов продаж (как и год назад) и 4.8 миллиарда долларов прибыли (было 4.4). Действительно, четвертый квартал серьезно улучшает впечатление от всего предыдущего года. Впрочем, то же самое можно сказать и о Intel (10.6 миллиарда долларов  продаж (+28%)  и 2.3 миллиарда прибыли (+875%), несмотря на 1.25 миллиарда, выплаченные AMD ), и об AMD (1.65 миллиарда продаж  (+42%) и 1.18 миллиарда прибыли (год назад был убыток в 1.44 миллиард) – спасибо деньгам от Intel), и Seagate (продажи в 3.03 миллиарда (+33%), прибыль 533 миллиона (против убытка в 2.8 миллиона год назад)), и Western Digital (2.62 миллиарда продаж (+44%) и 429 миллионов прибыли (было 14 миллионов, так что рост в процентах приводить не стоит))…

В общем, четвертый квартал получился поистине рождественским. Продажи компьютеров в мире показали неплохой рост, и, соответственно, можно ожидать в ближайших кварталах неплохих цифр и от софтовых компаний. Индустрия с честью вышла из тяжелых 2008-2009 годов.