Взлеты и падения IT индустрии со 2 по 8 февраля
Интересная теория, конечно, но про финансовый кризис он мог бы рассказать главам многих других крупнейших IT-компаний, которые, если бы имели свой Твиттер, могли бы написать что-нибудь типа «Financial crisis/Who cares?/I’m still CEO». На просторах интернета, впрочем, я встретил иную версию: «Sorry, Jonathan/Don’t blame the economy/Blame poor leadership”
В этом есть свое рациональное зерно. По крайней мере, на примере других руководителей крупнейших IT-компаний. Типа Джона Чемберса, к примеру, главы Cisco. Его финансовый кризис отнюдь не заставил лихорадочно искать покупателя на свою компанию. Мягко выражаясь – совсем напротив. Минувший квартал принес Cisco очередные 2.3 миллиарда долларов, что на четверть выше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Итого, в «копилке» - 39.6 миллиардов. Продажи, правда, поднялись «всего» на 8% - до 9.8 миллиардов (это плюс семьсот миллионов долларов в абсолютном выражении, на минуточку), и, в любом случае, маржинальность бизнеса внушает безусловное уважение.
Чемберс заслуженно торжествует, отмечая улучшение ситуации по всем видам продуктов и на всех географических рынках, относя это к тому, что Cisco активно вкладывалась в перспективу в самый разгар кризиса – как по части R&D, так и по части покупок других бизнесов. В общем и целом, как он это называет, Cisco «вошла во вторую фазу восстановления экономики». Так что, в течение ближайших кварталов, после минувших сокращений, компания намерена вновь нанять 2-3 тысячи новых сотрудников (в минувшем она уже наняла около 2100, половину – в числе поглощенных компаний). А на следующий квартал рост прибыли, по сравнению с аналогичным прошлогодним, опять запланирован в 23-26%.
На другом конце земного шара, в Азии, тоже активно работали над улучшением отчетности к приближающемуся местному Новому году. Lenovo, к примеру, отчитавшаяся за четвертый календарный квартал, смогла похвастаться прибылью в 80 миллионов долларов. Да, не Cisco. Но для нее и это неплохо – год назад был убыток в 97 миллионов. Особенно впечатляет рост продаж – на треть по сравнению с прошлым годом, до 4.8 миллиардов долларов. К слову, о маржинальности – сравните прибыль Cisco, имеющей вдвое большие продажи, и прибыль Lenovo…
В любом случае, китайцам, безусловно, есть чему радоваться – их-то как раз кризис подкосил жестоко, так что до третьего квартала они девять месяцев сидели в убытках. Свои перспективы на будущее они видят в нетбуках, и, как ни странно, смартфонах. Странным это покажется тем, кто помнит, что не так давно Lenovo продала свое соответствующее подразделение, чтобы сфокусироваться на ноутбуках. Ан, нет – в ноябре она снова купила его назад, за 200 миллионов долларов. Еще один интересный нюанс : очень сильно в минувшем квартале продажи выросли на родном рынке Lenovo – в Китае, так что теперь его доля в мировых продажах компании составляет практически половину. Впрочем, по динамике роста Китай уступил остальным частям БРИК – Бразилии, России, и Индии, где продажи марки выросли по сравнению с прошлым годом на 53%.
У соседей из Японии все, как минимум, не хуже. Sony, уже потерявшая миллиарды за минувший год, в четвертом квартале смогла позволить себе облегченно вздохнуть: выход нескольких блокбастеров (например – «2012»), рождественские продажи электроники, и предшествовавшее всему этому урезание расходов, в итоге дали ей 861 миллион долларов прибыли. Возможно, конечно, на выходе в плюс сказалось и увольнение в течение прошлого года порядка двадцати тысяч сотрудников и закрытие ряда фабрик. Дальше многое будет зависеть от работы подразделения по выпуску телевизоров, которое в этом квартале вышло в прибыль впервые за последние два года. В ближайшем обозримом будущем Sony намерена сделать на этом рынке ставку на 3D-модели. В области PC все нормально, VAIO продается хорошо. То же самое, безусловно, относится и к Playstation 3 – квартал то был рождественский.
Понятно, что и игровым издательствам грех жаловаться. После недавних убытков, кардинально урезавшая издержки, THQ в минувшем квартале снова вышла в плюс – аж 542 тысячи долларов, что несравнимо лучше убытка в 192 миллиона год назад. При том, что объем продаж по сравнению с аналогичным периодом даже снизился – с 357.3 до 356.7 миллионов долларов. То есть, при тех же квартальных продажах, разница – в 200 миллионов…
На другом контентном рынке – электронных книг – начинается эпическая битва между Apple и Amazon. Предмет раздора – книгоиздатели, книги которых хочет продавать каждая из сторон. Желательно, в эксклюзивном порядке (для iPad и Kindle, соответственно). Развернула боевые действия, понятно, Apple, как новичок на этом рынке, тогда как Kindle продан уже в миллионах экземпляров. Не в последнюю очередь – благодаря Amazon’овскому ассортименту в 410 тысяч цифровых книг для этого устройства. Стив Джобс, представляя iPad, отметил объективное преимущество Amazon как первопроходцев, добавив, что «мы стоим на их плечах, но мы пойдем немного дальше».
На минувшей неделе крупное издательство Macmillan потребовало от Amazon изменить свою ценовую политику. Если сегодня книги для Kindle продаются не дороже, чем $9.99, то Apple, со своим iPad, намерена разрешить книгоиздателям выставлять большие цены в магазине iBook. Соответственно, того же самого Macmillan, уже договорившийся с Apple, потребовал и от Amazon. В ответ, компания временно удалила все книги издательства из магазина Kindle, но это было лишь временным шагом. В конце концов, Amazon капитулировал, согласившись поднять цену книг, издаваемых этим издательством, в полтора раза – до $14.99. Компания пошла на это без восторга, но посчитала это лучшим шагом, чем отдать Macmillan в эксклюзив Apple. Вот так вот iPad, еще не начав продаваться, поднял цену на ряд электронных книг в полтора раза. То ли еще будет…
Обсудить события IT индустрии на форуме