Наука и технологии

Мобильное телевидение: история, ситуация и перспективы

Кого интересует мобильное телевидение? На чем пользователи предпочтут смотреть кино или спортивные матчи? Что такое «Игрушка для избранных», и чем хороша задержка с приходом мобильного телевидения в Россию? На эти и другие вопросы вы найдете ответ в сегодняшней статье.

Что и говорить – мобильные устройства плавно, а потому и не очень заметно, но, все больше и больше, продолжают проникать в нашу жизнь. В транспорте или в очереди, все больше и больше наших соседей утыкается в смартфон, плеер, игровую консоль, читалку электронных книг… Каждая из этих разновидностей все больше и больше обрастает функционалом, и вот уже телефоны начинают показывать видео, плееры учатся запускать игры, мобильные игровые учатся всему подряд, так что Sony уже совершенно логично предполагает, что та же PSP скоро сольется с телефонами окончательно.

В общем, можно предположить, что в обозримом будущем останется два вида устройств – карманный аппарат, умеющий звонить и снимать, и «таблетка» формата близкого к А4 или А5, заточенная под чтение текстов. Безусловно, оба вида устройств будут ходить в Интернет, уметь воспроизводить музыку и видео, запускать разнообразные игры, и так далее. Очевидно, что одной из возможных функций обоих видов этих устройств будет и мобильное телевидение. По крайней мере, операторы уже начали продвигать эту услугу. О ней и поговорим – как о текущем состоянии дел, так и о перспективах.

Собственно, если говорить о цифровых мобильных устройствах (об аналоговых вспомним в самом конце), то подвижки здесь в нашей стране начались еще несколько лет назад, когда зашла речь о переходе на цифровое же вещание. (Собственно, они и в мире начались то примерно тогда же, ибо соответствующий стандарт, DVB-H, был принят только в 2004 году). Что касается технической составляющей, то более чем достаточно будет упомянуть, что DVB-H является вариантом того DVB-T, который в обозримом будущем будет использоваться в нашей стране для обеспечения цифрового вещания на стационарные телевизоры. Но это - несколько улучшенный и модифицированный вариант. Не в последнюю очередь – как раз для обеспечения работы в мобильных условиях. Последний момент: это не передача IP-TV через GPRS или даже через 3G. Все происходит совсем на других частотах, нежели GSM или UMTS (так что, к слову, телефонная составляющая, в плане пропускной способности, не страдает).

3

Источник изображения

К слову, о частотах (по поводу которых в российском телекоме можно смело проводить аналогию с одной из двух традиционных российских бед – дорогами). Заглянем немного в историю. Безусловным пионером в российском цифровом мобильном телерадиовещании является практически одноименная компания. Еще в 2003 году ООО «Цифровое телерадиовещание», установив на Останкинской башне киловаттный передатчик DVB-T, начала предлагать услугу просмотра качественного цифрового телевидения в автомобиле, гарантируя работу на скорости до 400 километров в час, и продвигая все это под лозунгом «Игрушка для избранных». «Для избранных» – потому что стоимость подписки на три канала в месяц составляла больше десяти тысяч рублей (плюс на порядок больше - за оборудование), а «игрушка»…  Компания оказалась совершенно права: именно игрушкой для избранных ее детище и оказалось – количество абонентов измерялось в сотнях.

Тем не менее, опыт не пропал даром, учитывая, что крупным акционером ЦТВ является компания «Система МассМедиа» - «дочка» «Системы», и, соответственно, «сестра» МТС. Уже весной 2007 года последняя заявила о том, что намерена участвовать в проекте СММ по созданию федеральной сети вещания в стандарте DVB-H. Причем, московская сеть должна была быть запущена уже в конце 2007 года, а в начале 2008 обещалось начало коммерческой эксплуатации федеральной сети. И это несмотря на то, что на тот момент на рынке терминалов с поддержкой DVB-H не существовало в принципе. Примерно аналогичные планы существовали и у «ВымпелКома», который, подобно СММ, вошел на зарождающийся рынок через покупку доли в уже работающем на нем игроке – компании «Доминанта».

Однако, тут вмешалась одна из российских бед. Обладая сетями DVB-H, ни МТС, ни ВымпелКом, не смогли начать вещание: соответствующие вещательные лицензии Россвязьохранкультура и ГКРЧ перестали выдавать весной 2008 года. Завершился этот мораторий лишь в конце лета прошлого года, когда ГКРЧ разрешила строительство трех опытных зон в Москве – компаниям ЦТВ, Доминанта, и Кентавр (читай – Yota). Срок выдачи временных лицензий на эти зоны был ограничен 1 января 2010 года. У ЦТВ, по заявленным в 2007 году планам, к этому времени давно должна была эксплуатироваться федеральная сеть…

А теперь, всего лишь планировалось оценить опыт работы этих трех зон, и понять, что делать дальше. По данным пресс-службы Yota, «Операторы, Радиочастотный центр ЦФО и НИИ Радио проводили тестирование DVB-H в Москве: проверяли электромагнитную совместимость с аналоговым ТВ, с кабельными сетями, так и с различным оборудованием специального назначения и и военными средствами. Все замеры показали положительные результаты, Yota нигде не вызывает помех. Мы вещаем на 36-м канале -- 590-598 Мгц.»

Заседание ГКРЧ, посвященное этим самым итогам работы, планировалось на февраль, но, как обычно, так до сих пор еще и не состоялось. Сегодня и Билайн, и Yota ведут вещание в Москве все в том же тестовом режиме все по тем же временным лицензиям. Впрочем, несмотря на задержку, ждать осталось уже совсем недолго. По словам Андрея Черникова, гендиректора «Доминанты», пресловутое заседание ГКРЧ, как ожидается, состоится в этом месяце, и на нем будет приниматься решение уже по коммерческим лицензиям.

Но, разнообразия ради, давайте найдем что-то хорошее во всей этой задержке? Найти легко, если вспомнить про упомянутую проблему с наличием на рынке телефонов с поддержкой DVB-H. К сегодняшнему дню, если захотеть воспользоваться этой услугой, то можно приобрести уже несколько смартфонов с поддержкой этого стандарта, официально продающихся в России. Например, Samsung P960, об опыте просмотра мобильного телевидения от Билайн на котором мы уже писали, или Nokia N96.

2

Источник изображения

 Есть и еще один положительный момент: количество каналов. Теперь что у Yota, что у Билайна их не три «самопальных», как это было в свое время у ЦТВ. Пользователи Yota могут в любом месте с гарантированно высоким качеством любоваться «Первым», двумя «Россиями» (обычной и «Россия-24»), НТВ, «Пятым», «Муз-ТВ», 7-ТВ, и «Бибигоном», а те, кто выбрал «Билайн», получат в довесок еще и достаточно маргинальные RU.TV, GameLand.TV, A-ONE и Эксперт-ТВ.

В общем, несколько не тот ассортимент, которому привык тот же московский (раз уж мы пока что, в силу обстоятельств, говорим о Москве) телезритель. Да, с одной стороны, самые популярные федеральные каналы транслируются у обоих операторов. С другой, что-то мне подсказывает, что среди тех, кто будет смотреть телепередачи на DVB-H, они пользуются, скажем так, меньшим спросом, чем в среднем. Скорее уж, более уместно смотрелось бы что-то типа НТВ-Спорт, Дискавери, 2х2…

Но, как поясняет пресс-служба Yota, ограничение вызвано не в последнюю очередь шириной канала, выделенного для опытных зон: на 8 МГц способно поместиться лишь 16 телеканалов. Впрочем, безусловно, есть проблема и с лицензиями. «Перед нами стоит задача в течение года решить вопрос, связанный с договорами с каналами и другими владельцами контента. На тестовую эксплуатацию у всех есть разрешения, но с запуском коммерческой возникнет много вопросов, так как когда каналы заключали договора с контентообладателями, часто отдельно не было прописано, что возможно вещание в мобильных средах. Но мы ожидаем, что это не будет большой проблемой. Каналы понимают, что аудитория уходит от больших экранов, что однозначно сказывается на рекламных бюджетах.»

Впрочем, если мы уж заговорили о каналах (да и о рекламных бюджетах), то пора бы вспомнить и о тех, кто все это будет смотреть – о зрителях, для которых предназначена сама услуга мобильного цифрового телевидения. Учитывая ранний опыт ЦТВ, есть некоторые сомнения в том, что она станет массовой, даже если каждый продаваемый на рынке телефон будет поддерживать DVB-H. В конце концов, мобильное телевидение, пусть даже аналоговое, пытались нам предложить еще несколько десятилетий назад. Не пошло.

Вопрос не в наличии терминалов. Вопрос в том, что, как, и зачем смотреть. Пропаганду по первому каналу?.. Криминальные сериалы по НТВ?.. Большинство покупателей смартфонов скорее либо являются представителями несколько иной аудитории, либо же, даже являясь зрителями, допустим, «Первого», с интересом смотрят какой-нибудь «Прожекторперисхилтон», но не в строго назначенное время в эфире, а в интернете, на YouTube, для чего больше подходит 3G, нежели DVB-H.

Новости или спорт? Уже более реальный вариант – любимые примеры операторов, продвигающих мобильное телевидение. Но, опять же, с новостями опоздали лет на 15 – многие уже привыкли узнавать их из Интернета. Проще, быстрее, объективнее. Матч любимой команды, находясь в дороге? Возможно. Не самое лучшее зрелище на экране с диагональю в несколько дюймов, но, в принципе – лучше, чем ничего. Если мы говорим именно о карманном персональном устройстве, то аудитория для DVB-H относительно невелика, и здесь операторы сходятся во мнениях.

1

Источник изображения

Андрей Холодный, ВымпелКом, руководитель службы дополнительных сервисов: «Что касается количества пользователей услуги, то наша абонентская база растет именно теми темпами и с теми показателями, которые изначально были заложены при запуске данного проекта. И мы ожидаем, что к концу года абонентская база достигнет 25 тыс. человек.»

Пресс-служба Yota: «Количество наших абонентов потенциально соответствует количеству проданных устройств DVB-H, т.к. наш канал не закрытый и доступен на любых устройствах с поддержкой DVB-H, а это, по нашей оценке, 30-40 тыс.

Мы используем unconnected-устройства и сеть без обратного канала, в отличие от "ВымпелКома", поэтому у нас нет обратной идентификации абонентов. ВымпелКом в качестве обратного канала использует свой GPRS-трафик. Здесь мы находимся на одном уровне с аналоговым вещателем, сигнал раздается, а реакцию пользователей можно узнать только через опросы и различные акции, которых мы пока не проводили.

Наше преимущество в том, что сеть Yota ТВ открыта для всех устройств. Устройства не должны быть привязаны к конкретному сотовому оператору. Сейчас на рынке руках у пользователей могут быть 4 телефона - Nokia N96, Samsung P960, ZTE MomaMoMO, Gigabyte g-Smart.»

4

Источник изображения

Как видим, цифры - в масштабах телерынка - невелики. Впрочем, можно надеяться на рост рынка мобильного телевидения по мере того, как будет расти парк устройств, поддерживающих DVB-H. И здесь возможны интересные повороты  сюжета. Стоит повториться, что если мы говорим о смартфоне как о средстве для просмотра телепрограмм – это одно. Если о терминале, встроенном в автомобиль (скажем, GPS-навигатор с диагональю экрана дюймов 6-8 с поддержкой DVB-H) – совсем другое дело. Вполне возможно, что именно за этим – будущее услуги мобильного ТВ. Собственно, возврат к тому, с чего начиналось цифровое мобильное  телевидение в России, но на другом уровне. Однако, это уже будет немного другая история.

Обсудить мобильное телевидение на форуме