Взлеты и падения IT индустрии с 6 по 12 апреля
Adobe разработала инструментарий в своей новой Creative Suite 5, позволяющий автоматически портировать приложения, написанные на флеш для PC и смартфонов, для запуска на iPhone/iPod/iPad. Apple на минувшей неделе ввела в лицензионное соглашение для разработчиков пункт, по которому приложения, создаваемые для этих устройств, должны быть написаны специально для них, а не портированы.
Серьезная проблема для Adobe, учитывая парк iPhone/iPod, и тем более – учитывая грядущий парк iPad. Ряд крупных издательств, таких, например, как Conde Nast, уже сделавшие было ставку на флеш, как на универсальный формат для «цифровизации» своих бумажных изданий, теперь будут вынуждены идти на поклон к Apple, создавая отдельное приложение для ее устройств.
Суть затеи ясна: если с подходом Adobe разработчик мог бы создать одно приложение, которое будет запускаться и на iPhone, и на смартфонах на Android, и на прочих мобильных устройствах, то при подходе Apple он будет вынужден разрабатывать приложение под iPhone отдельно. А там, чем черт не шутит, он только на iPhone-варианте, быть может, и остановится?..
Ситуация действительно несет в себе риски для Adobe, и та уже признала это в поданном на следующий день после демарша Apple отчете в SEC, где добавила новый пункт в соответствующий раздел: «…новые версии операционных систем или других продуктов сторонних компаний - платформ, устройств (таких, как Apple iPhone или iPad) затрудняют использование наших продуктов. Наши клиенты подвергаются убеждению использовать альтернативные технологии, наш бизнес может пострадать». Одновременно, уже для общественности, Adobe заявила, что упаковка флеш-приложений для iPhone – это лишь доля процента от новых возможностей CS5. Возможность эту они сохранят, а уж разрешит ли Apple пользоваться такими приложениями – это ее дело. В общем: «Ну не хочет Apple с нами сотрудничать – что мы можем сделать?».
Не хочет сотрудничать Apple и c Google, с которым у нее еще так недавно были столь теплые отношения. Неудивительно, учитывая, например, что Android, судя по последним данным, продолжает отъедать рыночную долю у iPhone. А что первый, что последний – это не только прибыль от продажи самих железок (ну, даже и приложений для них), но и потенциальные продажи мобильной рекламы. (Кстати, еще один интересный момент – в принципе, очевидно, что выход iPad может замедлить развитие Android постольку, поскольку многие разработчики приложений могут предпочесть сперва сконцентрироваться на iPad).
Так вот, о мобильной рекламе. Собственно, новое соглашение с разработчиками приложений появилось на минувшей неделе не просто так, а в качестве приложения к анонсированной на лето iPhone OS. Нас, в данном случае, не сильно интересует то, что там появится многозадачность, а вот новая платформа для мобильной рекламы – вполне.
iAd – механизм, позволяющий все тем же создателям приложений предусматривать там показ рекламы, которую будет размещать сама Apple, и получать до 60% от ее стоимости. Реклама при этом будет донельзя интерактивная и привязанная к местности. По крайней мере, все технические возможности для этого предусмотрены.
К сожалению, все это не снимает главные вопросы – насколько эффективна будет Apple в роли рекламного агентства, а также влияние отсутствия эффективного общепризнанного рейтинга, позволяющего оценивать эффективность рекламных компаний на мобильных устройствах.
Собственно, ради решения первого вопроса Apple купила в январе рекламное агентство, специализирующееся на мобильной рекламе в США – Quatro Wireless. Изначально она хотела купить куда более крупную аналогичную фирму, AdMob, но ее буквально из под носа увел Google, у которого на мобильную рекламу тоже огромные планы. Правда, FTC, закончившая процесс изучения этой сделки, вроде бы собирается высказаться «против», но здесь Apple со своими инициативами выходит очень кстати для Google. Он теперь с огромным удовольствием может сослаться на нее как на серьезного конкурента. Он и так-то всячески приветствовал приобретение Quatro Wireless – как раз именно с этой точки зрения. А вот, по слухам, те, кто всячески будут радоваться, если FTC заблокирует таки сделку по покупке AdMod – Verizon, Microsoft, AT&T.
В целом, однако, вся эта борьба Google и Apple, безусловно, идет на пользу всем остальным участникам этого рынка. Что Google, что Apple, пытаясь обойти заклятого конкурента, пытаясь продвинуть свою платформу, будут изобретать, будут внедрять инновации, будут объяснять рекламодателям, зачем им все это нужно, и, таким образом, будут способствовать развитию рынка мобильной рекламы в целом.
И, напоследок, заканчивая с Apple. Компания объявила официальные результаты продаж Wi-Fi версии iPad в первый день – порядка трехсот тысяч штук. Понятно, что какой-нибудь Palm о таких продажах своего нового устройства может только мечтать, но, как уже говорилось, аналитики развернули такую истерию в ожидании этого самого первого уикенда продаж, что даже такой результат рынок посчитал чуть ли не провалом (по некоторым прогнозам выходило чуть ли не вдвое больше). Хотя – порядка 150 миллионов долларов за день на самой дешевой из планируемых моделей… Аналитики уже подыскивают себе новую жертву – появились слухи, что свою «таблетку» готовит к Рождеству Nokia. Помнится, когда она захотела сделать свой нетбук (Booklet 3G), дело кончилось плохо.
Компании стоило бы сперва задуматься о том, как у нее идут дела в ее основном бизнесе. На минувшей неделе было объявлено, что два китайских дистрибутора (PTAC и Telling) заключили новые ежегодные договоры, по которым обязуются закупить телефонов Nokia на сумму свыше двух миллиардов долларов. Все бы хорошо, но пару лет назад один лишь PTAC закупал этот объем. Третий год продажи Nokia падают, уступая долю Apple и RIM сверху, и Samsung с LG – снизу. И не только в Китае.
Методы борьбы применяются одинаковые во всем мире. Так, на минувшей неделе компания запустила в Китае, как до того – в России, Бразилии, и Индонезии – сервис для скачивания музыкальных треков “Comes with Music”. Сюда же можно отнести и новость о приобретении Nokia очередной компании – Metacarta, занимающейся технологиями, помогающими создавать сервисы, основанные на определении местонахождения. Железо – железом, а дополнительные услуги становятся все более определяющими в успехе продуктов.