Взлеты и падения IT индустрии с 4 по 10 мая
Напомню предысторию событий. В октябре первый удар нанесла Nokia, подавшая иск против Apple, обвиняя ту в нарушении своих патентов в области GMS, UMTS, и WiFi. Все однозначно восприняли это как реакцию на ухудшение позиций компании на рынке high-end смартфонов, и, соответственно, попытку либо блокировать продажи iPhone, либо неплохо заработать, получая комиссионные с его продаж. Через месяц, в декабре, Apple сделала ответный ход, подав иск, обвиняющий Nokia в нарушении 13 своих патентов. Nokia ответила иском в суд и жалобой в международную комиссию США, обвиняя Apple в том, что та нарушает патенты финской компании «практически во всех ее мобильных телефонах, плеерах, и компьютерах».
Затем на полгода наступило затишье, и вот, Nokia решила подкинуть дровишек, подав новый иск, заявляя, что iPhone и… правильно, iPad 3G, нарушают еще 5 ее патентов – по части конфигурации антенн, использования данных о позиционировании устройства в приложениях, и так далее. Как будто этого мало, патентный тролль NetAirus Technologies подал на неделе иск против Apple, обвиняя ту, что ее iPhone не в какой-то своей части, а целиком, нарушает их патент на буквально гениальную «беспроводную портативную коммуникационную систему».
Apple, тем временем, не обращая особого внимания на желающих залезть в ее кошелек, продает вышеозначенные устройства даже более бодро, чем горячие пирожки. iPad 3G поставил новый рекорд Apple в плане продаж: 1 миллион устройств всего лишь за 28 дней с момента попадания на прилавки. За это время пользователями iPad скачано свыше 12 миллионов приложений из App Store и 1.5 миллионов книг из iBookstore. И (по крайней мере – в части устройств), по словам Джобса, спрос продолжает превышать предложение. И еще один момент, который стоит отметить. Миллион штук за месяц – это только в США. Даже с учетом «челноков» из других стран, цифра впечатляет. (В свое время, для того, чтобы продать миллион iPod, Apple понадобилось почти два года). Не менее впечатляющими, соответственно, должны оказаться и результаты текущего квартала.
Тем временем, война Apple с Adobe продолжает набирать обороты. Последняя, отчаявшись сделать что-то самостоятельно, привлекла Минюст США, выполняющий функции антимонопольного ведомства. По слухам, Минюст, вместе с другой соответствующей организацией – Федеральной торговой комиссией – проводит переговоры на предмет возможного совместного расследования на тему того, не злоупотребляет ли Apple, отсекая флеш от iPhone, своим положением на рынке. Впрочем, не меньше интересуют федералов и некоторые нюансы в iAd, где Apple тоже пытается отсечь конкурентов на уровне соглашения для разработчиков. Поведение Apple в последние годы сильно напоминает то, как вела себя Microsoft в конце 90-х, навлекши на себя в конце концов гнев антимонопольных органов по всему миру. В те годы сама Apple находилась на грани смерти, и похоже, что сегодня, превратившись в компанию с капитализацией, сравнимой с Microsoft, испытывает головокружение от успехов.
Кстати, о головокружении. Точнее, о головокружительных высотах. А еще точнее – об облачных вычислениях. Там на минувшей неделе развернулась на редкость заметная активность. SuccessFactors купила за 50 миллионов долларов CubeTree, IBM за неизвестную сумму приобрела Cast Iron Systems. Понятно, что эти названия (кроме IBM) мало что говорят широкой публике. Можно, конечно, расшифровывать. SuccessFactors – это cloud-based платформа, предоставляющая HR-сервисы и сервисы по управлению процессами. CubeTree – создатель платформы для построения социальных сетей, каковой функционал теперь и будет интегрирован в системы SuccessFactors. А Cast Iron Systems – это такой системный интегратор от Cloud computing. Сама создания Cloud-сервисы не создает, а занимается интеграцией данных и приложений в корпоративных сетях с облачными сервисами от других компаний, вроде той же SuccessFactors.
Суть не в том, кто из них чем занимается. А в том, что рынок Cloud Computing дозрел уже до того состояния, когда одни игроки начинают поглощать других, и речь идет уже о сделках в неделю, а не о сделках в год. К слову, сам рынок облачных сервисов, по оценки IBM, к 2012 году вырастет уже до 126 миллиардов долларов – есть за что побороться. К тому же, в ближайшие годы большинство крупных клиентов будут на полдороги к cloud-сервисам: вроде и хочется, но и свои оффлайн наработки выбрасывать жалко. Тут-то cloud-интеграторы и проявят себя на полную мощность.
Интересно отметить, что одновременно IBM открыла лабораторию в Сингапуре, сфокусированную на Cloud Computing, а тайваньский министр заявил, что правительство инвестирует 760 миллионов долларов США в это направление. Рынок разогревается, и даже странно, что в последнее время не слышно новостей от Google на эту тему.
Да и от Microsoft последняя новость про cloud не впечатлила. Ну, та, которая про телефоны Kin, сильно завязанные на онлайн-хранение данных. Телефоны доступны только в Verizon, с этой недели, по цене в $50 и $100 с учетом субсидирования оператором. Ну ладно, не самый удобный движок для работы с Twitter и Facebook для телефонов, ориентированных на поклонников социальных сетей. Ну ладно, камера так себе. Ну ладно, дополнительные приложения нельзя установить. Но вот стоимость… Да, 50 долларов за Kin One – вполне неплохо. Если, на секундочку, забыть о том, что двухлетний контракт с Verizon будет при этом подразумевать месячную плату за обслуживание от 70 долларов. Ну ладно, хоть для Nokia на неделе Microsoft Communicator Mobile выпустили – для Symbian, доступный на Ovi. Обеим компаниям это явно пойдет в столь необходимый им в последнее время на рынке смартфонов плюс.
Надо спешить, а то из той же Microsoft на неделе ушел старший вице-президент, отвечавший за выход Windows 7, Билл Вегте, и приземлился он нигде как в HP, на должности исполнительного вице-президента Software and Solutions business. Понятно, что софта у HP, на самом деле, много (объем продаж подразделения составляет 3.6 миллиарда долларов в год), но, почему-то, сразу вспоминается недавнее приобретение компании, называющееся WebOS. Кто его знает, что способен сотворить HP из этой операционной системы, с их-то возможностями.
А вот в управлении логистикой и торговлей в целом HP явно стоит навести порядок. То в московское представительство с обыском приходят, то индийское обвиняют в том, что оно задолжало таможенникам Индии 323 миллиона долларов США в виде неоплаченных таможенных сборов. Мол, импортировали технику в страну по заниженной стоимости, чтобы платить меньше пошлин. Не иначе, как коллеги из российского представительства соответствующим опытом поделились.