Взлеты и падения IT индустрии с 11 до 17 мая
Sony оказалась в числе компаний, на которых кризис, в силу раздутости ее структуры, сказался очень заметно, но, кажется, наконец-то, в сторону положительных чисел в финансовых отчетах направляется и она. Хотя минувший финансовый год (закончился 31 марта) для нее вновь завершился в минусе – 439 миллионов долларов – следующий, как она надеется, станет уже прибыльным. И немалую надежду в росте доходов компания возлагает на 3D – 3D-телевидение в первую очередь. Это касается как соответствующих телевизоров, так и производства контента для них, от фильмов, до трансляций спортивных мероприятий посредством различных совместных предприятий с ESPN, Discovery, и так далее. Еще один интересный момент – каким-то образом, компания надеется в этом финансовом году вернуть к прибыльности и злополучный Sony Ericsson.
А вот у Cisco все и без 3D традиционно замечательно. Это если очень мягко выразиться. Год назад, в самый разгар кризиса, Джон Чемберс, подводя итоги квартала, осторожно заметил, что, кажется, падение остановилось. Правда, что будет дальше – никто не знает. Прошел год, и теперь мы знаем совершенно точно, что, по сравнению с тем прошлогодним кварталом, продажи у Cisco выросли аж на 27% (до 10.4 миллиардов), а прибыль – и вовсе на 63% (до 2.2 миллиардов). Рынок маршрутизаторов, где Cisco является практически монополистом, хоть и просел, но достаточно быстро восстановился, да и компания предприняла ряд агрессивных шагов, направленных на расширение своего бизнеса (одно приобретение Tandberg чего стоит).
Сейчас Чемберс полон оптимизма, хотя спрос в Европе, с учетом вулкана и Греции, вызывает беспокойство. Причем, отнюдь не только у него. Правда, тут такой интересный нюанс: если в целом по европейской экономике все эти неприятности, безусловно, бьют, и на общем спросе, в том числе и на продукцию Cisco, отражаются, то подразделение Telepresence, надо полагать, по поводу вулкана испытывает смешанные чувства.
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы представить, как проблемы с авиасообщением отражаются на восприятии людьми идее видеоконференсвязи с эффектом присутствия. Директор крупной корпорации, ранее скептически относившийся к предложению внедрить у себя Telepresence, внепланово посидев пару дней в каком-нибудь Берлине из-за отсутствия рейсов домой, вполне мог взглянуть на эту идею по-новому. Сейчас в Cisco ждут, подтвердится ли гипотеза, по которой, через полгода после извержения Эйяфйятлаокудля, может последовать извержение десятикратно превосходящего его размерами вулкана Катла. Впрочем, хватит и ныне действующего «малыша» – его предыдущее извержение продолжалось два года.
Однако, сколько бы вулканического пепла над Европой не летало, отчеты в местную налоговую сдавать придется все равно. Весь вопрос в том, в какой компьютерной программе эти самые отчеты будут сверстаны, и, соответственно, какой из производителей этих самых систем покажет прибыль в собственном финансовом отчете. SAP, один из двух грандов этого рынка, европейский ответ на Oracle, на неделе сделал весомую заявку на увеличение своей доли, заявив о намерении приобрести Sybase, производителя мобильного софта и софта, работающего с базами данных, за 5.8 миллиардов долларов.
Компании тесно сотрудничают с прошлого года, когда Sybase начал предоставлять доступ к программному обеспечению SAP для пользователей мобильных устройств. Собственно, в первую очередь именно для более активного проникновения на рынок софта для смартфонов, SAP Sybase и покупает, хотя, в отличие от больших систем управления базами данных (основного конька Sybase), мобильный софт в продажах Sybase сейчас составляет лишь четвертую часть. Напоследок, стоит отметить, что Sybase продолжить функционировать в качестве самостоятельной компании.
Может так оно и лучше, а то Ларри Эллисон, изучив, что же именно он приобрел под названием Sun, на минувшей назвал ее бывшего руководителя желтым земляным червяком. Ну, может не дословно, но, в общем, высказал все, что он думает о Джонатане Шварце, как о руководителе. Ну, например: «Очень хорошие блоги не могут заменить хорошие процессоры. Хорошие блоги не заменяют хороший софт. Много-много блогов не заменяют много-много продаж». Или, например, по поводу StorageTek, подразделения Sun, занимающегося ленточными системами хранения данных: «Невероятно, но они уволили всех продажников и уволили всех выездных мастеров, занимавшихся сервисом. Они их просто всех выкинули. Угадайте, что в итоге? Продажи накрылись. Просто слов нет!».
Не дожидаясь, чтобы кто-то в будущем в таком духе комментировал свою покупку под названием Nokia, руководство финской компании предприняло превентивные меры, перетряхнув своих менеджеров. Уже второй раз за год. В этот раз получилось так: в компании появились три (вместо пяти) основных подразделения: Mobile Solutions, Mobile Phones, и Markets. Первое займется смартфонами и сопутствующими вещами – Symbian, MeeGo, и так далее. Второе, как явствует из названия - просто телефонами. Ну а третье, как тоже очевидно – рынкам, в смысле продаж и маркетинга.
В ходе реструктуризации отряд не заметил потери нынешнего главы Mobile Phones – Рика Симсона. Тот уходит «по собственному желанию». Очень популярная формулировка. Можно предположить, что подобное желание у Симсона появилось после ознакомления с последним квартальным отчетом о продажах Nokia. Но тогда странно, что нынешний глава Markets, Ансси Ванйоки, в новой структуре возглавил Mobile Solutions. За продажи отвечал именно он. Получается, что продажи были бы хорошие, но не было хороших телефонов? Определенная логика здесь может присутствовать. Интересно отметить, что в компании появился новый CTO – им стал бывший главный по софту в… Sun, Рич Грин. Интересно, что бы сказал на это Ларри Эллисон?..
Ладно, сменим тему. Adobe решила вернуться в прошлое, лет эдак на 40 назад, когда в Калифорнии был популярен лозунг «make love, not war», и попробовала применить эту тактику сегодня, применительно к компании Apple. На минувшей неделе в ряде крупных американских газет появилась вот такая вот реклама:
Ну что же – Adobe всегда была известна своей креативностью, ну, или, по крайней мере – приложениями, позволяющими свою креативность раскрыть. Однако, вряд ли сердечко растрогает Стива Джобса. Особенно, если он вчитается в текст: «Что мы не любим – так это когда кто-то отбирает вашу свободу выбирать, что вы создаете, как вы создаете, и с чем вы сталкиваетесь в вебе».
Тем временем, Apple заблокировала в очередном пункте своего лицензионного соглашения для разработчиков «возможность предоставления или раскрытия данных с устройства третьей стороне без предварительного письменного разрешения Apple. Вдобавок, использование стороннего софта в вашем приложении для сбора и отправки данных с устройства третьей стороне для обработки и анализа строго запрещена». То есть, никакой аналитики по рекламе на iPhone и iPad. Соответственно, нормальные серьезные рекламные компании могут проводиться только через iAds. Наверное, у Джобса есть очередное объяснение, почему сторонние инструменты плохи. Как с флешем – только технические претензии, никакого желания тотального контроля.
Google пока все находится в подвешенном состоянии по поводу сделки по покупке AdMob. FTC увеличила срок ее рассмотрения еще на две недели, и это хороший сигнал – ходили слухи, что она намерена сделку запретить. Спасибо Apple – FTC намерена изучить, как на рынке скажутся приобретение Apple Quatro Wireless и создание iAds. Возможно, что Google с приобретением AdMob станет не таким уж и монополистом на рынке мобильной рекламы.
А пока компания продолжает ликвидировать Nexus One. На минувшей неделе Sprint, который собирался начать предлагать его своим покупателям, передумал, и решил заменить его на Evo 4G – другой смартфон на базе Android, тоже, как и Nexus One, производимый HTC. В общем, ровно та же история, что и с Verizon Wireless, выбравшей вместо Nexus One - Droid Incredible от HTC. Начинает складываться такое ощущение, что тут замешан и сам Google, а все происходящее – это не только закрытие проекта собственного телефона, но и своеобразная компенсация с его стороны HTC за ее юридические проблемы с Apple. К счастью для Google, фиаско с Nexus One и моделью его распространения никак не отразится ни на Android, ни перспективах по завоеванию рынка мобильной рекламы. Это просто щелчок по носу, чтобы отрезвить крупную компанию, решившую, что она может вот так вот легко позволить себе перекроить рынок мобильных телефонов (точнее – модель их продаж), или, скажем, указывать правительству страны, как вести внутреннюю политику.
С мобильными операторами, по крайней мере, Google все осознал, закрыв на неделе продажи Nexus One со своего сайта, так что те сменили гнев на милость. С тем же Verizon, как утверждает их генеральный директор, Google сейчас создает, ни много ни мало, «конкурента iPad». Непонятно только – на Android или на ChromeOS. По идее – на Android, который Google больше позиционирует для планшетов и смартфонов, тогда как Chrome OS – больше для нетбуков. Собственно, по слухам, анонс последних от Acer (в смысле – именно на Chrome OS) мы должны услышать увидеть уже через пару недель – на Computex.
А пока, Google вновь вспомнил о конкуренции с Microsoft – ведь та на минувшей неделе официально выпустила для бизнес-клиентов свой Office 2010. Что по этому поводу предлагает тем Google: «Если вы намерены заапгрейдить Office на Office, мы рекомендуем вам рассмотреть альтернативу: заапгрейдить Office на Google Docs. Если вы выберете этот путь, то апгрейд будет таким, каким он и должен быть: легким, доступным…» и далее по тексту.
Зачетная попытка, но – вряд ли. Пользователи Office привыкли работать в оффлайне, зачастую используя многие специфические возможности приложений этого пакета, а если говорить именно о корпоративных клиентах, то они еще не настолько привыкли к облачным платформам. Google, кстати, и здесь воспринял реальность. Они не столько советуют заменить Office на Google Docs, сколько противопоставляют апгрейду старого Office на новый Office 2010 связку «старый Office + Google Docs». Но и у этого решения есть масса минусов. В общем, сегодня больше 80 процентов компаний в США используют Office 2007, и только порядка 4 процентов – Google Apps. Похоже, что новый Office, с его массой новых возможностей по работе в онлайне, только укрепит позиции Microsoft. А июньский выход Microsoft Office Web Apps может и от этих 4 процентов кусок отъесть.
И, традиционно, чтобы завершить на позитивной ноте. Сэм Палмизано, глава IBM, на ежегодной встрече с инвесторами на минувшей неделе, заявил о том, что в течение этой пятилетки его компания берет на себя повышенные капиталистические обязательства: потратить 20 миллиардов долларов на поглощения других компаний, а также вдвое поднять показатель прибыли на акцию – как минимум до 20 долларов.
Верю. Если перевести весь оставшийся персонал в Индию – этого вполне можно достичь. А если, затем, те рабочие места перевести в Африку… От открывающихся перспектив просто дух захватывает.