Взлеты и падения IT индустрии с 12 по 18 октября
Мы живем в ну очень глобальном мире, где события, затрагивающие нас, могут происходить далеко-далеко и весьма неочевидным образом. Вот так вот берешь, и читаешь: «Cisco и американское Агентство по международному развитию заключили сделку на 50 миллионов долларов по финансированию программ, нацеленных на повышение пользования IT госструктурами и гражданами России»…
У самой же Cisco опять проблемы с «американским Навальным», корпоративным экстремистом и бывшим кандидатом в президенты США, Ральфом Надером, повторно потребовавшим на неделе у Джона Чамберса выплаты внеочередных дивидендов и повышения регулярных. Надер угрожает, что если на его требования не согласятся, он обратится к акционерам Cisco с тем, чтобы они скинулись, и наняли адвоката или хорошо разбирающегося в IT журналиста в качестве «сторожевого пса», который будет держать деятельность руководства компании под плотным контролем.
А вот на Oracle обратил свое внимание не бывший кандидат в президенты США, а ныне действующий тамошний сенатор. Карл Левин заявил, что налоговая амнистия, предоставленная в 2004 году в США, и призванная стимулировать возврат денег и создание новых рабочих мест, не была слишком уж эффективной. Мол, Oracle, которая, как заявляется, в результате создала больше всех рабочих мест из 15 корпораций, наиболее выигравших тогда, на самом деле использовала возможность возврата денег для того, чтобы купить в США две компании (PeopleSoft и Retek), и… сократить вдвое персонал в одной из них. В итоге, рабочих мест в США получилось даже меньше, чем было до того. Старший вице-президент Oracle, Кен Глюк, уже оспорил это утверждение с цифрами на руках, но это скучно. Ждем, когда в дело вступит Ларри Эллисон, как раз отдыхающих от своих регулярных нападок на Google и HP.
А пока новой налоговой амнистии не объявлено, американские корпорации вынуждены тратить свои капиталы, заработанные за пределами США, на покупку компаний, находящихся там же. Microsoft на минувшей неделе, по сути, завершила сделку по приобретению Skype за 8.5 миллиардов долларов: ее одобрила Еврокомиссия, и это главное. Даже несмотря на то, что сделка еще не одобрена в 4 странах (Россия, Украина, Сербия, Тайвань), она может считаться формально завершенной. Теперь осталась мелочь: эффективно интегрировать технологии Skype в свои продуктовые линейки. Правда, EBay, в свое время купившемуSkype, а потом с убытком его продавшему, это так и не удалось. (Интересно отметить первый шаг Microsoft в качестве владельца Skype: из текущего дистрибутива этого пакета сразу же пропало предложение установить Google Toolbar).
Тем временем, Microsoft нанесла очередной удар по позициям Google, подписав очередное лицензионное соглашение с одним из крупнейших тайваньских OEM-производителей, Quanta Computer, согласно которому Microsoft будет получать роялти со всех производимых той устройств на базе Android и Chrome. В частности, в результате, Microsoft будет зарабатывать на продажах потенциального бестселлера — Amazon Kindle Fire, производимого как раз на конвейере Quanta, и работающего под управлением Android. Да, на Microsoft можно ругаться по поводу разных вещей, но там работают управленцы и юристы высочайшего класса.
Отнюдь не так хорошо обстоят дела в патентно-юридической области у Samsung. На минувшей неделе компания, проигравшая в августе суд в Голландии (в результате чего под запретом продажи там оказались Galaxy S, S II и Ace), заявила, что она нашла способ вывести эти телефоны из-под запрета, сделав определенные модификации этих моделей, достаточные, чтобы обойти претензии Apple. Соответственно, этот же подход Samsung намерен попробовать в других странах, где у него имеются проблемы с Apple.
Посмотрим, что из этого получится, а начать можно с Австралии, где местный суд наложил временный запрет на продажи Galaxy Tab. Да и в США перспективы не радужные: судья на минувшей неделе вынес предварительное решение о том, что устройства компании, скорее всего, нарушают патенты Apple. А с контратаками у Samsung еще хуже: в Голландии же суд на неделе отказал корейцам в их иске, утверждающем, что продукция Apple нарушает патенты Samsung, и продажи ее должны быть заблокированы. Либо в Нидерландах любят Apple, либо аргументы Samsung во всех случаях были неубедительны.
На самом деле, все продолжает зависеть от доброй воли сторон, и у них появился шанс ее продемонстрировать: в воскресенье на церемонии памяти Стива Джобса, проведенной Apple в Стенфорде, должен был, по ее приглашению, присутствовать наследник империи Samsung, сын ее CEO, Ли Дже-Йонг. Персона, явно могущая иметь полномочия для переговоров с Тимом Куком. Если, конечно, у обеих сторон есть такое желание.
Google, в какой-то мере заваривший всю эту кашу, на неделе самоустранился из процесса по уважительной причине: подводил итоги квартала. На соответствующей пресс-конференции Ларри Пейдж заявил, что компания, запуская G+, вовсе не намерена была конкурировать с Twitter или Facebook — задачей было понять, как социальную информацию можно использовать для улучшения релевантности в поисковой выдаче. Пейдж назвал это «автомагией» — когда Google в итоге всего знает желания пользователя, и, соответственно, удовлетворяет их при выдаче ответа на его поисковый запрос.
Что касается самих итогов квартала, то Google с лихвой перекрыл все ожидания аналитиков, объявив объем продаж в 9.72 миллиарда долларов (+33% по сравнению с прошлым годом) и прибыль в 2.73 миллиарда (+26%). При этом компания продолжает активно нанимать персонал: за квартал было нанято 2.5 тысячи сотрудников, в результате чего их общая численность достигла 31.4 тысяч человек.
Ну и осталось упомянуть, что HP, продолжающий раздумывать над тем, продавать ему PC-бизнес или не продавать (вроде бы, начали склоняться ко второму варианту), несмотря на это, продолжает увеличивать свою долю на этом рынке. По последним данным Gartner, в минувшем квартале доля HP на мировом рынке компьютеров увеличилась с 17.3 до 17.7 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но гораздо интереснее то, что сменился гонщик, занимающий место сразу вслед за лидером: Lenovo впервые вырвалась на вторую позицию, с 13.5 процента обогнав Dell, имеющий долю в 12.9. Что, кстати, заметный рывок по сравнению с 10.8%, которые у него были год назад.
Тем не менее, общий рост рынка PC оказался ниже, чем до этого прогнозировал Gartner, и одной из основных причин этого является рост популярности не-PC устройств — планшетов, смартфонов, и т.д., отбирающих интерес покупателей. Характерно, что ни HP, ни Lenovo, ни Dell пока что больших успехов в этой области не демонстрируют.