Их создавали на замену «Калашу» и M16: взлёт и падение булл-пап
Большинство из нас увидели оружие такой компоновки в компьютерных играх или киношных боевиках. И наверняка многие могли предположить, что это, видимо, какой-то полёт мысли создателей — до некоторого времени сложно было представить, что такое странное оружие существует в реальности, слишком радикально оно отличалось и от АК, и от М-16, к внешности которых все более-менее привыкли.
Но, тем не менее, винтовками такого типа вооружены множество армий мира, и массово. А в 1990-х и 2000-х, пожалуй, половина передовых стран создавала, производила и закупала на вооружение стрелковое оружие в компоновке булл-пап. В какой-то момент казалось, что автоматические винтовки классической компоновки уйдут в прошлое, и «булпапить» придётся даже Калашников, а то пацаны засмеют.
Помимо автоматов в этой компоновке создавали снайперские винтовки, пистолет-пулемёты, просто пулемёты.
Сегодня отношение к булл-папу сложнее, его перспективы всё туманнее, многие страны, имевшие стрелковые системы такого типа, отказались от них или планируют это сделать. Сегодня мы расскажем, с чего началась история оружия такого типа, и к чему они в итоге пришла.
Само название булл-пап вызывает споры, но обычно принято ссылаться на английское выражение bullpup, которым называли щенков бульдога — мелких, курносых, но очень злобных. В оружейном мире так поначалу называли короткие «карманные» револьверы и пистолеты.
Булл-папы старше, чем вы думаете
Во всём виноваты евреи на этот раз славяне, так как за рождение первых действующих образцов отвечал выходец из Польши Казимеж Янушевский, а ещё советские конструкторы Коровин и Коробов (незаслуженно теперь оставшиеся в тени Калашникова), а также чехи — Вацлав и Иммануил Холек. Хотя историки оружия добывали патенты на оружие с «задним» боепитанием ещё с середины 1800-х.
Начнём по порядку.
Чехи в Брно изобрели первое серийное оружие в схеме булл-пап — противотанковое ружьё PzB M.SS.41, которое в тот момент пошло на оснащение Вермахта. Почему противотанковое ружьё? Ответ прост — этому оружию требуется большая длина ствола: чем больше, тем лучше. Пока пуля в стволе, она набирает скорость, а значит пробиваемость выше. Все противотанковые ружья страдали одной проблемой — они очень длинные и неудобные. А увеличивать длину ствола до бесконечности глупо и невозможно.
Поэтому Холеки, как положено талантливым изобретателям, стали искать выход в творческом подходе… и нашли. M.SS.41 был на 30 см короче немецкого ПТ ружья при равной длине ствола, и был почти вдвое короче советского ПТРС, а ведь у советского ружья длина ствола была больше лишь на 25 см (правда, стволы Вермахта имели винтовочный калибр, против вдвое большего у ПТРС).
ПТ ружьё в калибре 7,92 было так себе, особенно против новых советских танков. Но немцы нашли ему новое применение — именно M.SS.41, оснащённая оптическим прицелом, стала первой дальнобойной снайперское винтовкой. В итоге схема очень быстро попала в разработки конструкторов стрелкового оружия.
Штурмгевер навёл суету
С появлением STG-44 или Штурмгевер, оружейники нашли золотую середину между пулемётами и пистолет-пулемётами, поэтому многие страны пустились создавать свои версии. Наиболее смелые конструкторы тогда же, в конце и после войны пустились штамповать проекты с «задним боепитанием» — автоматический режим автоматов/штурмовых винтовок первого поколения хромал низкой кучностью.
Сами немцы Штурмгевер редко использовали в автоматическом режиме, предпочитая быстрые одиночные выстрелы — в авто-режиме винтовку сильно уводило в бок, а на дальних дистанциях выше 200 метров попасть куда-либо очередью было маловероятным. Выход конструкторы видели в удлинении ствола, но их сдерживали требования военных — оружие не должно мешаться при десантировании с БТР, а также должно было быть таким, чтобы им было удобно пользоваться в городском бою и при штурме траншей. В общем, требовали: «Короче ботаники, сделайте его покороче».
В 1945 году родился первый автомат в схеме булл-пап для оснащения советской армии, конструкции Коровина. Но сложная система запирания ствола (перекосом вниз), которая требовала много фрезеровки (а значит удорожала производство) и не очень надёжная система предохранителя не понравились заказчикам. Туда же отправили в 1946 году и булл-пап ТКБ-408 Коробова (он сам заслуживает отдельной статьи), почти по тем же причинам, и в итоге остановились на Калашникове… а дальше вы сами знаете.
Читайте также
EM-2
Гораздо лояльнее к перспективной компоновке отнеслись в Великобритании. Сбежавший и от нацистов, и от «советов» польский инженер Казимеж Янушевский (под псевдонимом Стефан Янсон) возглавил подразделение разработчиков-земляков на Королевском оружейном заводе Энфилд-Локк. Там они вступили в борьбу с другой группой конструкторов, по сути копировавших Штурмгевер под новый экспериментальный патрон .280 (7х49 мм).
От нового оружия требовали разом заменить и ПП Стен, и винтовку Ли-Энфилд, а автоматический огонь необходимо было комбинировать с хорошей точностью на средних дистанциях, и при этом в очень компактном исполнении. И поляки реализовали свой EM-2, который при длине 889 мм имел длину ствола в 623 мм. Для сравнения: длина ствола в Штурмгевере — 419 мм, а в АК-74 — 415 мм, при их общей длине в 940 мм.
В довесок винтовку комплектовали оптическим прицелом, и это в 1951 году! Простой стрелок-пехотинец был способен вести точный огонь на запредельные для АК тех лет дистанции (в тот период пехоту в СССР вооружали АК пополам с СКС из-за плохой кучности первых). Всю малину испортили США и Черчиль — рождение НАТО и новых стандартов заставили перейти на патрон 7.62х51. Систему EM-2 пришлось бы переделывать почти заново, поэтому решили просто скопировать бельгийский FN FAL в британской версии L1A1, а о булл-папе забыли на 30 лет.
FAMAS и Steyr
Новый виток интереса к булл-пап возник в конце 60-х — начале 70-х годов. НАТО принимает на вооружение малоимпульсный патрон 5.56х45 мм, который дал повод вернуться за чертежи к новому оружию с новыми возможностями.
Особенно это касалось французов, которые столкнулись с чередой колониальных войн, где в руках солдат красовалось оружие, едва актуальное даже для времён Второй мировой, а вот у туземцев вполне часто встречались более продвинутые АК или их китайские копии. Несмотря на то, что в 1966 году Франция вышла из военной организации НАТО, патрон пришёлся кстати.
© Обзор от главного популяризатора FAMAS
FAMAS F1 — поражал своей необычностью, но на то были причины, так как французы вели много колониальных войн и ценили компактность оружия. 757 мм при длине ствола 488 мм, в сравнении с 990 мм у М-16 и длиной ствола в 508 мм. Из-за особенности рукоятки для переноса, автомат получил прозвище «горн» (клерон — le Clairon).
Несмотря на замысловатую компоновку, «фамас» получил широкий обвес, причём эта самая компоновка никак не сказалась на его «тактикульности». Спокойно крепился подствольник М203, оптика, коллиматоры, ночные прицелы. Первое боевое применение привело к модернизации в серию FAMAS G1 и G2 — появились укороченные версии для спецназа, изменённый шаг нарезов позволил использовать не только американские патроны М193, но и бельгийские SS109 c более тяжёлой пулей, а магазины расширились с 25 патронов до 30.
Примерно в то же время австрийцы создают, пожалуй, самый легендарный в компоновке булл-пап образец — Steyr AUG. «Буллпаповость» не была его единственной фишкой, это ещё и первый модульный автомат — ствольный, ударно-спусковой механизм (УСМ), ложе-приклад, затворная рама и ствольная коробка представляли собой отдельные модули.
Модульность упрощала разборку и обслуживание сложной конструкции автомата, при этом позволяла апгрейдить платформу и в марксмановскую винтовку (удлинение ствола), и в ручной пулемёт (расширенные магазины на 42 патрона). Со временем отказались от интегрированного прицела, что позволяло использовать широчайший спектр натовских прицелов.
Легендарности «Стейр» прибавил его экспортный потенциал — если FAMAS остался сугубо французским стволом, то австрийца закупили более 30 стран. Особенно он ценился у полицейского спецназа, разных групп по борьбе с наркобаронами и в десантах. Подразделениям, которые работают или в урбанизированой среде (Варламов аплодирует на этом предложении), или наоборот — в густых диких чащах и зарослях.
Булл-пап шагает по миру
В 1980-е и далее 1990-е, 2000-е, на булл-папы переходят всё больше и больше. Британцы с их L85, бельгийцы с FN F2000, израильтяне с TAR-21 Тавор, наконец, китайцы и их QBZ-95. За консервативную компоновку продолжали держаться американцы, немцы (ФРГ), русские и итальянцы.
Почему булл-папы вдруг стали вытеснять классическую компоновку? Несколько причин:
-
Компактность — самая очевидная. При аналогичной длине ствола оружие короче, что удобно для городского боя, джунглей и при десантировании в сложных условиях. Компактное оружие удобнее возить в тесных боевых машинах. Армии стали профессиональными, а военные стали капризнее в выборе оружия.
-
Смещение затворной группы к плечу стрелка, положительно сказывается на кучности, так как гораздо меньше «подброс» оружия при стрельбе.
-
Удобная стрельба и перезарядка внутри боевых машин.
-
Удобное распределение массы при использовании доп. оборудования – ничего не перевешивает и не перетягивает.
© FAMAS до недавних пор был главным символом не только французской армии, но и легендарного Иностранного легиона
Особенно булл-пап стал популярен в формате автоматических снайперских винтовок, а также дальнобойных, под тяжёлые калибры. Тут стоит выделить отечественный КСВК и американские винтовки Баррет.
РФ увлекалась своими, так называемыми штурмовыми комплексами — как правило, на узлах и элементах АК. Сюда относится и ОЦ-14 Гроза, и более оригинальный ШАК-12 для сил специальных операций. А булл-пап версия СВД, ставшая СВУ, имеет относительно широкую серию и представлена в войсках.
При этом к булл-пап иногда относят не просто «заднее заряжание» за спусковой рукояткой, но и более хитровы… сделанные схемы. Например, немецкие Винтовки G11 c безгильзовыми патронами, или бельгийские пистолет-пулемёты FN P90, где боепитание происходит из увеличенного магазина поверх ствольной коробки.
Закат булл-папов
В бочке мёда есть даже не ложка, а целый половничек дёгтя. У этой компоновки недостатков масса, причём говорить о себе они начали с первых же лет эксплуатации:
-
Затворная группа у плеча — гораздо больше шумового воздействия на слух, травмирующего. Экстракция гильз у самого носа, что усложняет использование левшами.
-
Слишком высокое положение прицельных приспособлений. Вкупе с креплением магазина, оружие не очень удобно использовать в положении лёжа.
-
Обилие элементов из полиамидов, стеклопластика и прочих материалов. Гораздо больше сложных токарно-фрезерных работ, вместо дешёвой штамповки.
-
Общее усложнение конструкции — как правило, долгий спуск.
Тот же FAMAS F1 обходился в два раза дороже М-16А1, что и похоронило экспортные перспективы француза. Поначалу удорожание оружия воспринимали нормально, ведь страны переходили от призывных армий к контрактны, поэтому логично, что компактная, но профессиональная армия использует более дорогое оснащение и вооружение.
Но совсем отодвинуть цену в дальний угол нельзя, ведь оружие классической компоновки тоже не стояло на месте:
-
Пустой приклад можно делать телескопическим и подгонять под бойца любой комплекции, роста и длины рук. В прикладах булл-пап размещаются элементы затворной группы и газоотводного механизма, по сути приклад булл-папа, это тонкая торцевая стенка ствольной коробки.
-
Булл-пап заведомо более сложная и капризная конструкция. Автоматы более чувствительны к засорам и нагару. Обилие деталей и общая сложность мешают быстрой и простой разборке и уходу в полевых условиях.
-
Совершенствование карабинов и боеприпасов, позволило создавать те же М4, а позднее и HK-416 c приемлемой для профессионалов кучностью. При этом возможности подгонки оружия перевешивают «плюсы» булл-папов.
-
Классическая компоновка в модульных винтовках отличается высокой надёжностью и безотказностью. Снижение массы тактического обвеса убрало ранние проблемы с «перетяжелением» оружия.
То есть получается, что булл-пап, который позиционировался как перспективное оружие будущего для профессионалов, по наступлению этого самого будущего этими самыми профессионалами стало отвергаться! Британские и французские «спецы» чаще предпочитали карабины Heckler&Koch, или, на крайний случай пресловутые М4 и прочее на базе того-же AR-15. А FAMAS и L85 всё больше становились оружием «простой пехоты», или для парадов, или просто всяких показательных фото.
Поэтому с 2016 года Французы отказались от своих FAMAS в пользу немецких HK-416.
Итог
Как показала практика, первые штурмовые винтовки и родились как булл-папы, то есть это не полёт фантазии европейских (бесившихся с жиру) конструкторов в 1970-е, а практическая необходимость, известная даже советским конструкторам по окончанию Второй мировой войны. Создать автомат под промежуточный патрон с приемлемой кучностью в то время можно было только по этой схеме.
Но так как НАТО сначала отказались от промежуточного патрона, эти проекты были похоронены, а воскресли снова, когда появились малоимпульсные патроны 5.56х45. СССР же очень быстро отказался от булл-пап в силу сложности и дороговизны такой компоновки для массовой призывной армии, хотя до АК конструкторы предлагали именно булл-пап.
На сегодня можно судить скорее снижении ажиотажа вокруг этой схемы, чем о полном отказе от неё. Тот же Steyr AUG остаётся вполне надёжной и удобной машиной, хотя это стоило некоторого усложнения конструкции. На сегодня, как целые армии мира, так и отдельные спецподразделения сами определяют, какая схема им больше подходит исходя из потребностей и возможностей, часто комбинируя и булл-пап, и винтовки классической компоновки.