Российские лазеры способны помочь при бесплодии
Применение лазеров в медицине — явление все еще новое. Инженерам и ученым требуется много времени, чтобы приспособить эту технологию под нужды врачей. И в этом нет ничего удивительного, ведь тело человека — вещь нежная, местами даже хрупкая.
Кожу человека нельзя жечь так же грубо, как гравировку на автомобилях, да и низкой точности наши органы тоже не потерпят. К этим трудностям ещё добавляется то, что медицину гораздо труднее автоматизировать. Это на заводе роботы могут сутки напролет штамповать заготовки с минимальным процентом брака — потому что работа примитивная, фантазии от робота не требует, а все исходные заданы заранее.
Каждый человек индивидуален, а потому без рук врачей (желательно прямых) не обойтись. Только они могут помочь обработать травмы, скорректировать зрение, исправить пороки сердца.
Но что еще важнее, лазеры способны помочь людям решить еще одну проблему — бесплодие. Раньше этот диагноз звучал чуть ли не как приговор. Почему? Да потому что никто не имел четкого понимания, как же именно его лечить. Что именно может его вызывать на, казалось бы, ровном месте, тоже не было ясно.
Теперь же новые технологии подарят женщинам, которые и хотели бы завести ребенка, но не могли, новый шанс на это. И знаете, что самое прекрасное? Решение их проблемы предложили наши, российские ученые!
Что новенького придумали наши врачи?
Они нашли способ улучшить применение хэтчинга при экстракорпоральном оплодотворении (ЭКО) с помощью лазера.
Что такое лазерный хэтчинг? Грубо говоря, это хирургическая помощь «подсаживаемому» к женщине во время ЭКО эмбриону, который перед этим несколько дней растили.
Как это работает? Сначала из половых клеток мамы и папы создается эмбрион, который проходит предимплантационное развитие. После того, как этот эмбрион достаточно «созреет», он получает особую оболочку, которая защищает его от внешних воздействий — так называемую «блестящую оболочку». Эта штука, с одной стороны, не дает новым половым клеткам испортить уже начавший формирование плод, а с другой охраняет от агрессивной среды извне.
Такие эмбрионы врачи сохраняют и замораживают, чтобы потом, при необходимости, использовать их для ЭКО.
И тут мы подходим к главной проблеме, которая возникает из-за «блестящей оболочки» — она может помешать имплантации эмбриона в матке, так как из-за нее плод просто не «прирастет». И именно тут на помощь приходят технологии: смысл хэтчинга как раз и заключается в том, чтобы аккуратно разрезать «блестящую оболочку» и помочь эмбриону закрепиться.
Почему же тогда нельзя использовать что-то более простое, например иглу или какие-то реагенты? Можно, и так даже делают (механический и химический хэтчинг), но оба этих варианта представляют риск для эмбриона. При механическом хэтчинге «блестящую оболочку» прокалывают иглой, а при химическом обдают кислотой и промывают. Думаю, очевидно, что в обоих случаях риск из-за неосторожности убить эмбрион крайне велик.
Лазер, напротив, гораздо более деликатный и надежный вариант. Он позволяет концентрированно и с высокой точностью создать нужные отверстия в «блестящей оболочке» без повреждения самого эмбриона. Сделать это можно как соприкасаясь с оболочкой, так и не делая этого.
Ключевая проблема во внедрении этой технологии в массы — противоречивость результатов, которые врачи получают при использовании такого метода. Именно для их устранений наши врачи и провели необходимые опыты.
Как прошли исследования?
Эксперимент был проведён на базе Иркутской областной клинической больницы. Исследователи выбрали 300 женщин, у которых было диагностировано бесплодие. Критерии были следующие:
- Возраст — от 18 до 35 лет
- Диагностированное трубно-перинатальное бесплодие
- Наличие витрифицированных (т.е. законсервированные) эмбрионы
Если женщины были старше 35 лет, у них были другие виды бесплодия или бесплодие диагностировали их партнерам, то они исключались из эксперимента.
Пациенток разделили на две группы: первой эмбрион имплантировали с применением лазерного хэтчинга, второй — без него.
Ученые особо подчеркнули, что заморочились с этичностью проводимых опытов: мало того, что эксперимент был одобрен комитетом по этике в самой Иркутской областной клинической больнице, так еще и положения Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации были соблюдены.
После того, как эмбрионы были имплантированы двумя разными способами, ученые начали следить за тем, как протекают беременности после ЭКО.
Что касается вероятности наступления самой беременности, то цифры оказались сопоставимыми — она наступала в 44% случаев при применении лазерного хэтчинга и в 42% без него.
Но интерес представляют иные показатели. Так, группа, которой провели лазерный хэтчинг эмбриона, меньше страдала от самопроизвольных выкидышей при беременности — всего 13% против 20% у женщин, которым лазерный хэтчинг не проводили. Процент успешных родов также выше среди той группы, в которой применяли хэтчинг лазером — 30% против 22%.
Какие выводы? Лазерный хэтчинг на текущем этапе лишь чуть-чуть повышает возможность забеременеть, но при этом увеличивает шансы молодых мам, которым все же удалось зачать ребенка, родить здорового малыша.
Что дальше?
Как мы видим, лазерный хэтчинг стал новым «кирпичиком», благодаря которому репродуктивные технологии становятся лучше с каждым годом. Хотя применение лазеров в лечении и преодолении бесплодия — все еще значительная научная проблема, требующая продолжения исследований, эксперимент российских ученых показал, что у лазерного хэтчинга есть большие перспективы.
Пусть пока он лишь незначительно повышает шансы на зачатие, но уже сейчас он помогает девушкам сохранить их детей после ЭКО.
В перспективе, дальнейшее развитие применения лазера в медицине открывает кучу вариантов как для лечения собственно бесплодия, так и для смежных медицинских областей. Деликатность и точность лазеров определенно пригодится во всякого рода тонкой хирургии, будь то лечение глаз, оперирование рака, устранение аневризм и тромбов или лечение пороков сердца.
Полезны лазерные медицинские технологии и в сфере красоты, так как диапазон их применения простирается от удаления родинок до сложных изменений на лице и теле.